Псковское вече
В истории Пскова много выдающегося, поучительного для нас, живущих в XXI веке. Это не только города, крепости, церкви и другие материальные памятники, созданные трудом наших предков, имена деятелей, прославивших наш край, ратные и трудовые деяния псковичей, но и их политические традиции.
Одной из них является совместное, коллективное обсуждение дел, проблем, которые волновали наших предков. На Руси такое собрание называлось вечем (от «вещать» — говорить) По всей вероятности, вече — архаический, традиционный институт политической культуры восточных славян. Оно зародилось еще в условиях первобытнообщинного строя. Однако первое упоминание о вече относится к 997 году (о вече в Белгороде).
По мнению видного советского историка Б.Д. Грекова, с возникновением государства на Руси оно почти исчезает, но вновь возрождается в условиях феодальной раздробленности (XI — XV вв.).
Что касается вечевых собраний в Пскове, то, как отмечают исследователи, в псковских летописях до 50-х годов XV века отсутствуют прямые упоминания о вече. До этого времени можно только предполагать наличие вечевых собраний, поскольку летописец употреблял словосочетания «весь Псков», «все псковичи» или просто «псковичи». В Псковской летописи обнаружено 66 упоминаний о вече.
В разработку проблем истории веча в Пскове большой вклад внесли историки В.И. Сергеевич, СМ. Соловьев, В.О. Ключевский, М.А. Дьяконов, Б.Д. Греков, М.Н. Тихомиров, Л.В. Черепнин, В.Т. Пашуто, Н.Н. Масленникова, Б.Б. Кафенгауз, И.О. Колосова и др.
Установлено, что вечевые собрания в Пскове происходили у Троицкого собора под открытым небом по зову большого колокола, который висел на Троицкой звоннице. Трибуной служило возвышение, куда вели ступени. Полагают, что на нем находился деревянный помост, на котором восседали князь и посадники, и с которого обращались к участникам веча.
Решения на вече принимались не голосованием, а криком. Вечевой дьяк записывал решения веча в грамоты, к которым пришивались свинцовые печати с изображением барса и надписью «Печать государства Псковского». Хранились грамоты в специальном ларе, который находился в сенях Троицкого собора. И никто без согласия веча не мог эти грамоты изъять или поменять. Такие попытки рассматривались как преступление. В 1483 году псковские посадники вместе с князем Ярославом тайком подменили старую «смердью» грамоту на новую. Узнав об этом, разгневанные псковичи прямо на вече убили посадника Гаврилу Картаче-ва, а посадников Степана Максимовича, Леонтия Тимофеевича и Василия Короставого объявили вне закона, и те вынуждены были бежать в Москву. Были случаи, когда грамоты уничтожались с одобрения веча. Так произошло в 1472 г. с «льняной грамотой».
Кто созывал вечевые собрания? По всей вероятности, должностные лица: князь, посадники, совет бояр («господа»), а также восставшие люди («коромольни-ки»), недовольные произволом властей.
Кто участвовал в вече? Не все псковичи, так как размеры вечевой площади были невелики. Как правило, участниками вечевых собраний были бояре, потомки родоплеменной знати, представители «черных людей», купцов и ремесленников, живших на городской территории.
Каковы были функции псковского веча, как верховного демократического органа власти? Летопись дает основания заявить, что компетенция веча была весьма широкой. Все более или менее серьезные решения принимались и претворялись в жизнь только с согласия веча. Оно законодательствовало вместе с «госпо-дой». Только оно принимало новые и отменяло старые законы. В 1467 году — была принята новая Судная грамота — правовой документ средневековой Руси. В статье 108 были определены законодательные функции веча.
Вече обсуждало главные вопросы внутренней жизни республики, регулировало сложные взаимоотношения между различными социальными группами: феодалами и смердами, изорниками, купцами и мелкими торговцами, ремесленниками, духовенством и прихожанами.
Вече выступало в качестве распорядителя государственных финансов. С согласия веча производились денежные выплаты из псковской казны великому князю, воеводам, архиепископу и епископам, мастеровым за строительные работы, сборы средств для военных предприятий.
Значительное место в деятельности веча занимали вопросы церковного управления. Вече утверждало Соборы (объединение духовенства во главе со старостами), строительство новых церквей и обеспечение их новыми доходами и землями. Была принята грамота о новом порядке управления церковью, имела место попытка подчинить церковь светской власти.
Наконец, вече было местом, где остро проявлялись противоречия между боярством во главе с посадниками, с одной стороны, и низами, с другой стороны, между вечем и псковским князем — ставленником великого князя московского.
Вече наблюдало за ходом правления, приглашало и избирало князей, утверждало договоры с ними. Эта процедура сопровождалась присягой князя на верность псковским законам. На вече же князь объявлял о своем уходе, снимал с себя присягу. Отъезд князя сопровождался определением его доходов от суда и выдачей дара в виде денежной ссуды. Бывали случаи, когда псковичи изгоняли своих князей. Вече избирало посадников, назначало больших и малых воевод, управителей в пригородах.
В ряде случаев вече превращалось в верховное «судилище» в отношении должностных лиц и не только. Так за кражу 400 рублей из псковской казны, совершенную пономарем церкви Святой Троицы Иваном, он был сечен на вече, заключен в тюрьму и затем сожжен.
Торговля также находилась в сфере влияния веча, которое строго наблюдало за соблюдением правил торговли в городе. В 1458 году псковичи на вече поколотили посадников за то, что они уменьшили хлебную меру (зобницу).
Вече активно участвовало в обсуждении вопросов внешней политики республики: объявляло войну, назначало воевод, заключало мир, принимало и снаряжало послов. Оно собиралось в связи с военными действиями, проведением мобилизаций, мирными переговорами, результаты которых докладывались на вече. На вече иноземные послы целовали крест в знак верности заключенному договору.
Таким образом, вече являлось верховным законодательным и распорядительным органом Псковской феодальной республики.
Чью же волю оно выражало? Всего псковского люда или определенных социальных групп? Одни историки отвечают: «Народную волю», — другие признают «вла-
дычество бояр». По мнению Н.Н. Масленниковой, в Псковском вече было полновластие или самовластие бояр и купеческих старост. Действительно, власть в Пскове была сосредоточена в руках двадцати боярских семей, которые передавали ее из поколения в поколение. Многие посадники вышли из семей бояр Карпачевых, Дойниковых, Винковых, Кротовых и др. Посадники и бояре, как правило, являлись докладчиками на вече. Они же вносили на собрание вопросы для обсуждения.
В то же время, как считает Б.Б. Кафенгауз, широкий круг дел, обсуждавшихся на вече, облегчал возможность простому люду для открытых выступлений и восстаний, которые нередко начинались на вече с отдельных конфликтов.
Сказанное позволяет заключить: вече в средневековом Пскове являлось одной из политических сил наряду с князьями и посадниками, «господой», было высшим законодательным и распорядительным органом, формой феодальной демократии. Как и Новгородское, Псковское вече имело четкую организацию, свою канцелярию и руководствовалось определенными правилами. История Псковского веча еще раз подтверждает известное положение о том, что чистой, полной демократии в классовом обществе не бывает.
В.В. Силеенков