Жемчужина России
посетил поэта в январе 1825 года. В своих «Воспоминаниях» он писал: «В зальце был бильярд, это могло служить развлечением». О бильярде рассказывают А. Н. Вульф и брат поэта Лев Сергеевич. Вспоминает и сам Пушкин в четвертой главе «Евгения Онегина», в которой он изобразил свою жизнь в Михайловском, когда Онегин
…один, в расчеты погружешшй, Тупым кием вооруженный, Он на бильярде в два шара Играет с самого утра. Настанет вечер деревенский: Бильярд оставлен, кий забит ..
После смерти Пушкина его сын Григорий Александрович, поселившийся в 60-х годах в Михайловском, завел в своем доме новый большой бильярд, а старый поставили в сарай, где он и сгорел при пожаре усадьбы в 1918 году.
Мысль восстановить бильярд зрела у С. С. Гейчелко давно. Он по&ывал во многих памятных местах и музеях, где сохранились старинные бильярды: в Москве, Ленинграде, Ломоносове, — изучил бильярд в «Домике Натр-1 кина», хранящемся во Всесоюзном музее Пушкина. В известном рисунке поэта, сделанном им в Одессе весною 1824 года, изображена часть бильярда, весьма схожего с бильярдом Нащокина. И все же это было не то, что нужно для Михайловского. Поскольку бильярд Мог поместиться в домике няни, значит, он был небольшой, разборный. Во-вторых, и Пушкин, и Пущин, и все другие, видевшие этот бильярд, говорят, что на нем играли в два шара и не простым кием, а тупым. По всему видно, что у Пушкина был бильярд французского типа.
По просьбе С. С. Гейченко бывшая сотрудница Государственного Эрмитажа А. В. Вильм разыскала гравюры XVIII века с изображением таких бильярдов. Затем были составлены чертежи, найден нужный материал, и вскоре бильярд был готов. Теперь он вновь стоит в зальце Михайловского дома.
А кий и четыре шара, которые недавно лежали в этом зале в горке красного дерева, теперь находятся в комнате рядом (столовой), в которой сосредоточены различные фамильные реликвии. О них С. С. Гейченко говорит так: «Эти вещи не принадлежали поэту, а найдены его сыном Григорием Александровичем в окрестностях Михайловского, о чем тот свидетельствует в своем письме к редактору петербургской газеты накануне юбилея 1899 года».
В столовой на старинном круглом столе экспонируется также посуда из Михайловского, ,на деревянном постаменте — большой кусок одной из трех сосен, воспетых Пушкиным в стихотворении «Вновь я посетил».
Литературная экспозиция посвящена теме «Пушкин и 14 декабря 1825 года», «Графу Нулину» и «Евгению Онегину»; даны первые издания глав романа. В этой комнате висят портрет А. С. Пушкина работы художника О. Кипренского (копия) и «Пушкин на лесистом холме» работы неизвестного художника, портрет прадеда Пушкина А. П. Ганнибала.
Завершается экскурсия по Дому-музею в кабинете позта, восстановленном по воспоминаниям современников. В центре кабинета — письменный стол. Правда, он не из Михайловского, а из Тригорского, но за ним когда-то сиживал Пушкин. Кресло с откидной спинкой, книжная полка, кровать с пологом Дополняют скромное убранство кабинета. На стене портрет Байрона. В кабинете много книг и рукописей.
Рядом, в скромной прихожей, — фотоснимки, рассказывающие об огромной популярности Михайловского и пушкинских праздников на Псковщине.
Деревянный флигель, что стоит по соседству с домом под сенью двухвекового клена, в зарослях сирени и акации, известен под именем домика няни. Дом разделен
коридором на две равные части. В правой — банька со всеми ее атрибутами, в левой — светелка Арины Родионовны, няни поэта. Русская печь с лежанкой, старинные столы и стулья, лавки и сундуки составляют убранство светелки. Здесь находится подлинная вещь Арины Родионовны, ее шкатулка — дубовая, прямоугольная, отделанная вишневым деревом; на внутренней крышке наклеена пожелтевшая бумага с надписью: «Для чорного дня. Зде-лан сей ящик 1826 г. Июля 15-го дня».
В баньке в особой витрине находятся остатки старого домика пушкинского времени, сохранявшегося до 1944 года и уничтоженного фашистами.
В кухне-лгод&кой экспонируются бытовые предметы, характерные для Псковщины в пушкинские времена.
По дороге из Михайловского в Тригорское все, кто приезжает сюда, обязательно заглядывают на Савкину горку, откуда открывается чудесный вид на окрестные дали. На Савкиной горке и поныне стоит старинный крест, который поставил на могиле павших в боях с иноземцами воинов «…Сава поп в лето 7021 >> (1513 год по нашему летосчислению). Рядом восстановлена часовня — такая же, какая была здесь при Пушкине.
В Тригорском в 1952 году воссоздан по документам дом Осиповых-Вульф. Находится он там же, где и в стародавние времена, рядом с зеленой беседкой из вековых лип, на берегу зеркального пруда. У южной стороны дома разбит цветник, здесь стоит великолепный, белого мрамора бюст Пушкина — это подарок заповеднику от народного художника СССР Е. Ф. Белашовой.
В Пушкинских Горах есть еще один бюст поэта. У средней школы имени А. С. Пушкина установлен бюст юного поэта — подарок народного художника СССР М. К. Аникушина.
Дом Осиповых-Вульф коридором разделен на две половины.
В левой, в комнатах обитателей Тригорского, — мемориальный музей, в котором есть и подлинные вещи — рабочая шкатулка и чернильница, подаренная поэтом Е. Н. Вульф, часы, картины фламандской школы. Есть я документальные материалы: письма поэта и к поэту, рисунки П. А. Осиповой, а также копии рукописей пушкинских произведений. Обстановка дома соответствует тому времени.
Вторая половина дома отдана под выставочные залы. Посетители заповедника знакомятся здесь с выставкой «30 лет освобождения Пушкинского заповедника от немецко-фашистских захватчиков», с картинами видных художников и мастеров фотографии, с работами студентов Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина.
Заповедник растет и развивается. Этому во многом способствовало постановлеаие Совета Министров РСФСР «О мерах по благоустройству Пушкинского музея-заповедника в Псковской области, принятое в 1969 году.
В соответствии с этим постановлением преобразилось Петровское. Петровский парк давно привлекал посетителей. Но не существовало туда дороги, да и сам парк был запущен. Теперь в Петровское ведет современная дорога, приобрели прежнюю красоту липовые аллеи, восстановлены ганнибаловский дом и беседка-грот на краю сада при спуске к озеру. Ослепительная белизна колонн ган—пибаловского дома, бельведера, оконных и дверных переплетов сочетается со звонкой зеленью степ и парка, радует глаз всех, кто приходит сюда. Открытие дома Ганнибалов в Петровском, где жил питомец Петра и его наперсник, — большое событие в жизни заповедника. Экспозиция музея в Петровском в основном посвящена предкам А. С. Пушкина, его дедам и прославленному прадеду — «птенцу гнезда Петрова», знаменитому арапу Петра Великого Абраму Петровичу Ганнибалу.
Вместе с тем она еще раз подтверждает широту познаний поэта, знавшего историю своей родины, своего края, где он жил изгнанником, его умение обобщить увиденное в художественных образах. Не случайно рядом с ганнибаловским гербом, который видят посетители, вступая в музей, на латунных дощечках выгравированы пушкинские слова: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно — не уважать оной есть постыдное малодушие». Эти пушкинские слова и отражают суть и содержание музея в Петровском.
В комнате основателя усадьбы — крестника Петра Великого А. П. Ганнибала — представлены герб Ганнибалов, а также жалованная грамота, выданная ему на владение этими землями, когда после долгой опалы заслуги
сподвижника Петра перед Отечеством вновь были оценены по достоинству. Об этом рассказывают экспонируемые в парадном зале картины и гравюры. На них запечатлены героические битвы петровского времени: «Битва при деревне Лесная. 1708 г.», «Битва под Полтавой. 1709 г.», «Маневры флота Петра I» и «Строительство Петербурга». В экспозицию включены живописные портреты Петра и его наперсника А. П. Ганнибала.
Не только сам старый Ганнибал, но и его сыновья верно служили Родине. Есть в зале и портрет его сына Ивана Абрамовича — прославленного генерала екатерининского времени, героя Чесмы и Наварина, основателя и губернатора города Херсона, которым так гордился А. С. Пушкин.
Почувствовав дух топ далекой эпохи, которым наполнена вся экспозиция парадного зала, экскурсанты переходят в кабинет А. П. Гапнибала, где воссоздана деловая обстановка, характеризующая хозяина дома. В кабинете воспроизведена знаменитая ганнибаловская библиотека. За витриной шкафа есгь две кииги с его автографами, тут же его личная печать. В центре кабинета — дубовый стол, сработанный в двадцатых годах XVIII века, на котором находится открытый ларчик с медалями, выбитыми в честь военных побед Петра и по случаю важных государственных преобразований. Эта коллекция когда-то принадлежала А. П. Ганпибалу. Хранил он ее особенно бережно и завещал своему сыну Ивану Абрамовичу.