Жемчужина России
Михайловское и Тригорское, Петровское и городище Воронин, Савкина горка и Святогорский монастырь-музей составляют ныне Государственный пушкинский заповедник. Места эти всемирно известны. Сколько бы раз ни приходил сюда человек, его всегда охватывает особое чувство удивления и обновления, приобщения к прекрасному. Таково отличительное свойство этих мест. Вот почему они пользуются особой популярностью у поэтов и писателей, знатоков и любителей поэзии и просто экскурсантов, поток которых возрастает из года в год. Пятьсот тысяч паломников, приезжающих ежегодно со всех концов страны и из-за рубежа, — свидетельство того, что Пушкинский заповедник стал подлинной жемчужиной России.
Пушкиногорцы с любовью берегут все, что связано с именем великого русского поэта. Когда в 1972 году Пушкинский заповедник в связи со своим пятидесятилетним юбилеем и за большую работу по эстетическому воспитанию трудящихся, изучению и пропаганде творческого наследия великого русского поэта Указом Президиума Верховного Совета СССР был награжден орденом Трудового Красного Знамени — это был праздник для всей нашей культуры, вместе с тем и для пушкиногорцев.
С 1945 года возглавляет коллектив заповедника заслуженный работник культуры РСФСР, член Союза писателей СССР Семен Степанович Гейченко. Под его руководством восстановление заповедника проведено в истинно пушкинском духе.
Много лет отдал заповеднику хранитель научных фондов В. Я. Шпинев. Звание заслуженного работника культуры присвоено заместителю директора по научной части В. С. Бозыреву, научному сотруднику Т. Ю. Мальцевой. Все сотрудники — знатоки и любители творчества Пушкина, работают вдохновенно, творчески. Потому о Пушкине здесь напоминает не только природа, сохранившаяся во многом такой же, какая окружала опального поэта в годы ссылки, но и все, что заботливо сохранено и что восстановлено заново в Михайловском, Тригорском, Петровском и Святогорском монастыре. Подлинных вещей Пушкина вообще сохранилось очень мало, и все же они есть в заповеднике. В кабинете поэта находится его собственная железная трость, с которой он гулял по окрестностям Михайловского. Здесь экспонируется портрет Байрона, подаренный им в 1828 году Анне Николаевне Вульф, о чем свидетельствует надпись на обороте картины, «сделанная рукой П. А. Осиповой.
В гостиной на полочке несколько предметов домашней посуды, когда-то вывезенной сыном поэта Григорием Александровичем из Михайловского в Вильнюс.
В столовой находится серебряный подсвечник — его, наверное, не раз ставил поэт к своему изголовью, когда собирался почитать на ночь.
Рядом с кроватью — этажерка для книг. Она тоже подлинная, найдена не так давно в доме сына поэта Г. А. Пушкина, в бывшем имении Маркучяй в окрестностях Вильнюса. Большой ценностью является и миниатюрный портрет матери поэта — Н. О. Пушкиной, выпол-непный на слоновой кости.
Есть в Михайловском и вещи, не принадлежавшие ни Пушкину, ни его семье, но без которых мы не мыслим жизнь поэта. В оригинале представлена старинная литография с изображением Михайловского, выполненная художником П. Александровым по рисунку псковского землемера И. С. Иванова в 1837 году. Экспонируются прижизненные издания «Евгения Онегина», много других книг, напечатанных еще в пушкинское время, в которых также публиковались его произведения.
Подлинные вещи находятся в других музеях заповедника. В Тригорском — это чернильница и шкатулка, подаренные поэтом Е. Н. Вульф, а также бювар П. А. Оси-повой, в котором она хранила письма А. С. Пушкина (на крышке бювара надпись: «Вот что осталось»1 от самого
счастливого времени моей жизни»); в Петровском — вещи ганнибаловского времени.
В общей сложности Пушкинский заповедник имеет более трех тысяч экспонатов только основного музейного фонда. И он представляет их на широкое обозрение не только в своих музеях. От Кировабада до Сыктывкара и от Даугавпилса до Душанбе — такова география организуемых заповедником выставок. Для этой цели используются имеющаяся в фондах живопись и графика, скульптура и уникальные фотодокументы.
Среди них работы художника Н. Н. Ге — «Бой Руслана с головой», А. И. Лактионова — «Скамья Онегина», А. А. Бялыницкого-Бирули — «Холм лесистый», серия гравюр и офортов В. М. Звонцова и пейзажи Б. В. Щербакова, объединенные темой «Пушкин в Михайловском».
Заповедник имеет в своем распоряжении и кинодокументы, рассказывающие о его становлении и развитии.
Главный притягательный центр заповедника — Михайловское. От Пушкинских Гор до него — четыре километра. Дорога петляет по живописному лесу, идет мимо полей, и вот за деревней Бугрово открываются задумчивые Михайловские рощи.
У входа — скромная могнла. Эпитафия на граните гласит:
Здесь похоронен Воин неизвестный, Освободивший Родины святыню. Бессмертной славы Мужество достойно — Идущий мимо, Голову склони.
Это память и благодарность тем, кто в годы войны освобождал священные пушкинские места. Текст надисан известйым советским поэтом М. А. Дудиным.
Старинный въезд в Михайловское ведет через еловую аллею. Теперь им пользуются только пешеходы. Перед аллеей на пригорке — древний поклонный крест. Он поставлен рядом с фундаментом бывшей фамильной часовни Пушкиных, которая благословляла их в дорогу и встречала после дальних и ближних странствий.
В еловой аллее немного двухсотлетних ганнибаловских деревьев. На месте погибших сотрудники заповедника в 1947 году посадили новые, и деревья уже заметно выросли. Рядом с еловой аллеей по обе ее стороны — небольшие пруды.
На усадьбе все выглядит почти так же, как и при Пушкине. В центре все тот же круг, только вместо цветов на нем по окружности растут липы, и в середине огромный развесистый вяз, посаженный сыном поэта в конце XIX века. За кругом — дом Пушкина, восстановленный в 1949 году.
За прудом справа доныне сохранилась старинная липовая аллея, которая начинается и заканчивается зелеными беседками. В народе ее зовут «аллеей Керн» в память о великолепном шедевре лирики «Я помню чудное мгновенье», написанном А. С. Пушкиным после прогулки по Михайловскому парку с Анной Петровной Керн в июне 1825 года.
Справа — усадебные флигели приказчика, управляющего и кухня-людская; слева — домик няни, старинный погреб и амбар с циркульными весами. Вокруг домов — заросли сирени, жасмина, акации, шиповника. Весной все здесь утопает в зелени, все благоухает.
Великолепный вид открывается с балкона пушкинского дома. Вдалн за озером Кучане виднеется холм Петровского парка, внизу — зеленый луг и голубая Сороть. У Михайловского лента ее ровна, а около озера Маленец и Савкиной горки Сороть делает петли, оставляя в стороне старицу.
Рядом с усадьбой — сад с пчелиными ульями и с причудливыми гнездовьями для птиц. Сад разрезает дорожка, ведущая к горбатому мостику и пруду с серебристыми ивами. А если пройти через липовую аллею и обогнуть сад кругом, выйдешь к верхнему пруду, в центре которого «Остров уединения»—любимое место отдыха Пупь кина.
За этими прудами — липовая рощица и большая открытая поляна, где проходят Всесоюзвые пушкинские праздники поэзии.
На центральной усадьбе Михайловского рядом с зеленым кругом на большом деревянном кругляшке стоит маленькая салютная пушечка. Пушечка эта — пушкинская, и ныне она символически приветствует всех, кто приходит в гости к поэту.
Основная музейная экспозиция сосредоточена в доме поэта. Небольшое крыльцо ведет в переднюю, где вкратце показана история Михайловского, экспонируются документы о пожаловании его Ганнибалу, карта дорог того йре-мени, по которым сюда приезжал Пушкин, копии подписных листов по сбору среди народа средств для выкупа имения после смерти поэта, постановление Совнаркома РСФСР об образовании Пушкинского заповедника и многие другие материалы.
Из передней направо двери ведут в кабинет Пушкина, налево — в комнату няни, или девичью. В комнате няни — деревенская утварь того времени, образцы рукоделия мастериц Михайловского, Тригорского и Петровского, барельефный портрет Арины Родионовны работы Якова Се-рякова.
Следующая комната когда-то была спальней родителей поэта. Мебель и убранство здесь типичные для пушкинской эпохи, стены обиты холстом-набойкой. В этой комнате находятся портреты посетивших Пушкина друзей — И. И. Пущина, А. А. Дельвига, Н. М. Языкова, А. М. Гор-
чакова, известная картина художника Н. Н. Ге «Пушкин и Пущин в Михайловском», миниатюра А. П. Керн.
В гостиной, или зальце, все те же «штофные обои, портреты дедов на стенах и печи в пестрых изразцах». В зальце недавно установлен бильярд, точно такой же, какой был здесь при Пушкине.
Известно, что в пушкинское время в углу зальца стоял старинный бильярд, который все называли «корельча-тым», очевидно, потому, что сделан он был из карельской березы. Рассказывают, что Пушкин нашел этот бильярд в каретном сарае. Узнав, что он будто бы привезен в имение самим Абрамом Петровичем Ганнибалом, Пушкин приказал бильярд подремонтировать, заштопать сукно и поставить в зальце. С тех пор бильярд стал спутником жизни поэта. Этот бильярд видел И. И. Пущин, когда