Поиск по сайту

Жанры народной прозы и поверья

Наиболее многосоставной и показательной для местной традиции является группа наигрышей «под песни», где сосредоточены все основные типы наиг­рышей, характерные для псковской инструменталь­ной традиции. Важно отметить, что по территории Порховского района проходят северная и северо­восточная границы ареалов распространения не­скольких из этих типов. Наряду с этим, в Порхов-ском районе обнаруживаются некоторые музыкаль­но-типологические особенности, присущие псково-новгородской инструментальной традиции между­речья Ловати и Шелони (Дедовичи — Бежаницы -Локня — Холм — Поддорье — Старая Русса). Напри­мер, с наигрышем «Милашка», имеющим псковский ареал распространения, исполняются припевки, ин­тонационно-ритмическая структура которых харак­терна для западно-новгородских районов.
Имеются сведения о бытовании пастушеских сигнальных наигрышей, исполняющихся на духо­вых инструментах, однако в экспедициях были за­писаны только имитации этих наигрышей голосом.
Формы хореографии, зафиксированные в Пор-ховском районе, чрезвычайно многообразны; они связаны с различными жанрами и историко-стиле-выми пластами народно-песенной традиции. На посиделках, беседах, супрядках, проходивших в осенне-зимний период, святочных гуляньях, водили хороводы — «караводы», однако записи хоровод­ных песен немногочисленны. Ведущую роль в тра­диции играл поздний репертуар. Широкое распро­странение в порховской традиции получили много­фигурные пляски с элементами игрового действия, вытеснившие ранний пласт хороводов. Наряду с этим, в Порховском районе зафиксированы архаи­ческие формы мужских и женских плясок. «Лома­нье» — традиционная мужская ритуальная пляска, в которой в особой художественной форме предста­ют элементы мужской боевой культуры. В основе девичьих и женских плясок лежит движение по кру­гу (одной или двух участниц) мелким втаптываю­щим шагом, определяющим название пляски: «во кружок», «кружка», «кружком топочут».
В традиции Порховского района представлены два типа СВАДЕБНОГО ОБРЯДА: свадьба со сва­товством (представляет собой детально разрабо­танный обрядовый комплекс) и замужество без раз­решения родителей («убегом»). Основные сведения о свадьбах «убегом» зафиксированы в черёхской традиции, в то время как свадьба со сватовством и развернутой довенечной частью в наиболее полном виде сохранилась в шелонской традиции.
Основные элементы структуры свадебного обряда:
—  сватовство родственниками жениха (возмож­но без его присутствия); приговоры на вход сватов в дом; «брали совет» — спрашивали согласия у роди­телей невесты; после договора о свадьбе — застолье; благословение жениха и невесты (единственное упоминание);
—  срок от просватания до свадебного дня: смот­рели дом жениха; готовили приданое, дары;
—  обрядовая  баня  в  канун  свадебного дня: сольные причитания невесты и матери, хоровые причеты;
—  зазывание гостей на свадьбу: невесту, на­крытую платком, водили по деревне, девушки при­читали;
—  зазывание умерших родителей невестой-си­ротой на перекрестке, на краю деревни; поездка на кладбище, причитания;
—  перевоз приданого и украшение дома жениха к предстоящей свадьбе;
—  утро свадебного дня: расплетение косы неве­сте и чесание головы; призывание родных «учесать головушку» — причитания невесты и подруг;
—  «красование» невесты перед приездом жени­ха: старшая подружка ходила по избе «с голов-
нь’ш»; выкуп «красы» дружкой; «сдача красы»; бла­гословение невесты;
—  приезд жениха в дом невесты: выкуп сундука с приданым, места за столом; прятали невесту; за­столье — дружка прикликал гостей к рюмке;
—  благословение и наделение невесты и жениха перед отъездом к венцу;
—  отъезд под венец: голошения матери или тет­ки по невесте;
—  катания молодых после венца, выкупы;
—  встреча молодых в доме жениха: обсевание житом на пороге, «наделение» молодых хлебом-со­лью; земные поклоны молодоженов родителям, просьбы о прощении;
—  свадебное застолье в доме жениха: выстила­ние пола соломой; выкуп места — «дрозда сгоня­ли»; выкуп невестиной косы; призывание гостей к наделению молодых — «рюмочку позолотить»; молодая одаривала родню жениха (клала дары на кашу);
—  второй день свадьбы: «бужение» молодых; «испытания молодой»; «отвбдины» — гулянье в до­ме родителей невесты; «шелуга».
Кроме отмеченных выше вариантов обряда, обусловленных локальными особенностями тради­ций Порховского района, изменчивыми оказыва­ются временная приуроченность и порядок следо­вания свадебных ритуалов.
Зафиксированные экспедициями образцы напе­вов и текстов хоровых и сольных причитаний пред­ставительны для традиции. На территории Ясен-ской и Дубровенской волостей были записаны раз­нообразные в композиционном и интонационно-ладовом отношениях напевы сольных причитаний невесты, ее матери и тетушки. Несколько вариан­тов хоровых причитаний, приводимых в настоящем издании, соотносятся по своим музыкально-типо­логическим характеристикам как с западно-новго­родскими, так и с псковскими образцами.
Свадебные обрядовые песни и припевки со­ставляют значительную часть собранного материа­ла. Экспедициями было зафиксировано более 30 пе­сенных сюжетов, приуроченных к ситуации свадеб­ного застолья в доме невесты (до венца) или в доме жениха (после венца).
Среди песенных форм с тонической организа­цией стиха выделяются напевы плачево-повество-вательной направленности, записанные в Дубро­венской волости («Образцы напевов и текстов сва­дебных обрядовых песен и припевок», №№ 1, 3).
Характерной чертой данной традиции является бытование сюжетов свадебных песен, раскрываю­щих тему расставания невесты с родом и имеющих в своей основе тоническую организацию стиха, с напевами плясового характера. Различные вариан­ты напевов с плясовой ритмикой занимают доми-
нирующее положение в свадебной традиции Пор­ховского района и зафиксированы повсеместно.
Чрезвычайно характерны для порховского сва­дебного фольклора напевы, в основе которых ле­жит музыкально-ритмическая формула пятислож-ника: песни «У ворот сосна сколыхалася», «Шапоч­ка соболина», «Что по ерничкам» («Образцы напе­вов и текстов свадебных обрядовых песен и при­певок», №№ 11-14), имеющие различное ладо-интонационное и мелодическое воплощение.
ПОХОРОННО-ПОМИНАЛЬНАЯ ОБРЯД­НОСТЬ характеризует одну из важнейших состав­ляющих фольклорной традиции Порховского рай­она. Основные сведения по этой теме были получе­ны в ходе экспедиции 1990 г. Записи образцов напе­вов и текстов похоронно-поминальных причитаний единичны.
Основные конструктивные элементы похорон-но-поминальной обрядности:
—  фиксация момента смерти: вывешивание от­реза ткани, полотенца, платочка на угол дома; вы­резание на ткани «зубчиков», «дырочек», крепление ткани лучинкой (ткань висела до сорокового дня, затем ее спускали на речную воду);
—  омовение покойного: одаривание тканью тех, кто мыл покойного, «чтобы руки не болели»; выли­вание воды под передний угол дома; спускание на воду полотенца, которым вытирали умершего;
—  надевание «смерятного платья», «савана» (у староверов);
—  уничтожение   предметов,   принадлежащих умершему: сжигание одежды и постели покойного на перекрестке, раздача нищим; разбивание посу­ды, использованной при омовении умершего;
—  изготовление гроба: одаривание и угощение тех, кто делал гроб; освящение гроба; убранство гроба: подушка, набитая сеном, стружки, икона, предметы, использовавшиеся при освящении;
—  положение покойного во гроб: вкладывание в правую руку покойного свечи; гроб ставили так, чтобы покойный лежал головой к иконам и «мог молиться»; причитания; прощания с умершим род­ственников, соседей;
—  вынос гроба из дома в день похорон; затем -мытье полов, приготовление поминальной тра­пезы;
—  путь к месту погребения: несли гроб на поло­тенцах; устилали дорогу еловыми ветками;
—  «прощание с покойником» на краю деревни, на перекрестке: гроб поворачивали так, чтобы по­койный был обращен «глазами» к деревне, и триж­ды приподнимали на полотенцах; поминали кутьей;
—  погребение: опускание гроба в могилу на ве­ревках или «долгих» полотенцах, их захоронение; причитания в момент опускания гроба в могилу; одаривание и угощение тех, кто копал могилу;
—  поминальная трапеза на кладбище, в доме, где жил покойный: кутья (пшеничная с медом или рис с изюмом), кисель, хлеб («поминальнички», «пышки»);
—  поминальные дни: третий, девятый, сороко­вой и годовщина смерти.
В системе обрядов, связанных с поминовением умерших, зафиксированы поминальные пригово­ры и припевы нищих и сведения об исполнении ду­ховных стихов нищими и убогими. В Порховском районе записан начальный фрагмент ДУХОВНО­ГО СТИХА с сюжетом «Два Лазаря», представля­ющий значительный научный интерес, поскольку записей образцов данного жанра на территориях, прилегающих к Порховскому району, и шире — в
центрально-псковских и северно-псковских тради­циях, нет.
В большом видовом разнообразии представле­на НАРОДНАЯ ПРОЗА (былички, поверья, леген­ды, предания), яркой характерностью обладает традиция народного врачевания, заговоры.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Когда отмечают День города Пскова
  • Кто будет принимать участие в концертной программе в честь дня города Пскова
  • Псковские производители товаров хотят больше сотрудничать с ритейлерами
  • В Пскове подошел к концу ремонт четырех дворов
  • Интересное