Жанры народной прозы и поверья
Наиболее многосоставной и показательной для местной традиции является группа наигрышей «под песни», где сосредоточены все основные типы наигрышей, характерные для псковской инструментальной традиции. Важно отметить, что по территории Порховского района проходят северная и северовосточная границы ареалов распространения нескольких из этих типов. Наряду с этим, в Порхов-ском районе обнаруживаются некоторые музыкально-типологические особенности, присущие псково-новгородской инструментальной традиции междуречья Ловати и Шелони (Дедовичи — Бежаницы -Локня — Холм — Поддорье — Старая Русса). Например, с наигрышем «Милашка», имеющим псковский ареал распространения, исполняются припевки, интонационно-ритмическая структура которых характерна для западно-новгородских районов.
Имеются сведения о бытовании пастушеских сигнальных наигрышей, исполняющихся на духовых инструментах, однако в экспедициях были записаны только имитации этих наигрышей голосом.
Формы хореографии, зафиксированные в Пор-ховском районе, чрезвычайно многообразны; они связаны с различными жанрами и историко-стиле-выми пластами народно-песенной традиции. На посиделках, беседах, супрядках, проходивших в осенне-зимний период, святочных гуляньях, водили хороводы — «караводы», однако записи хороводных песен немногочисленны. Ведущую роль в традиции играл поздний репертуар. Широкое распространение в порховской традиции получили многофигурные пляски с элементами игрового действия, вытеснившие ранний пласт хороводов. Наряду с этим, в Порховском районе зафиксированы архаические формы мужских и женских плясок. «Ломанье» — традиционная мужская ритуальная пляска, в которой в особой художественной форме предстают элементы мужской боевой культуры. В основе девичьих и женских плясок лежит движение по кругу (одной или двух участниц) мелким втаптывающим шагом, определяющим название пляски: «во кружок», «кружка», «кружком топочут».
В традиции Порховского района представлены два типа СВАДЕБНОГО ОБРЯДА: свадьба со сватовством (представляет собой детально разработанный обрядовый комплекс) и замужество без разрешения родителей («убегом»). Основные сведения о свадьбах «убегом» зафиксированы в черёхской традиции, в то время как свадьба со сватовством и развернутой довенечной частью в наиболее полном виде сохранилась в шелонской традиции.
Основные элементы структуры свадебного обряда:
— сватовство родственниками жениха (возможно без его присутствия); приговоры на вход сватов в дом; «брали совет» — спрашивали согласия у родителей невесты; после договора о свадьбе — застолье; благословение жениха и невесты (единственное упоминание);
— срок от просватания до свадебного дня: смотрели дом жениха; готовили приданое, дары;
— обрядовая баня в канун свадебного дня: сольные причитания невесты и матери, хоровые причеты;
— зазывание гостей на свадьбу: невесту, накрытую платком, водили по деревне, девушки причитали;
— зазывание умерших родителей невестой-сиротой на перекрестке, на краю деревни; поездка на кладбище, причитания;
— перевоз приданого и украшение дома жениха к предстоящей свадьбе;
— утро свадебного дня: расплетение косы невесте и чесание головы; призывание родных «учесать головушку» — причитания невесты и подруг;
— «красование» невесты перед приездом жениха: старшая подружка ходила по избе «с голов-
нь’ш»; выкуп «красы» дружкой; «сдача красы»; благословение невесты;
— приезд жениха в дом невесты: выкуп сундука с приданым, места за столом; прятали невесту; застолье — дружка прикликал гостей к рюмке;
— благословение и наделение невесты и жениха перед отъездом к венцу;
— отъезд под венец: голошения матери или тетки по невесте;
— катания молодых после венца, выкупы;
— встреча молодых в доме жениха: обсевание житом на пороге, «наделение» молодых хлебом-солью; земные поклоны молодоженов родителям, просьбы о прощении;
— свадебное застолье в доме жениха: выстилание пола соломой; выкуп места — «дрозда сгоняли»; выкуп невестиной косы; призывание гостей к наделению молодых — «рюмочку позолотить»; молодая одаривала родню жениха (клала дары на кашу);
— второй день свадьбы: «бужение» молодых; «испытания молодой»; «отвбдины» — гулянье в доме родителей невесты; «шелуга».
Кроме отмеченных выше вариантов обряда, обусловленных локальными особенностями традиций Порховского района, изменчивыми оказываются временная приуроченность и порядок следования свадебных ритуалов.
Зафиксированные экспедициями образцы напевов и текстов хоровых и сольных причитаний представительны для традиции. На территории Ясен-ской и Дубровенской волостей были записаны разнообразные в композиционном и интонационно-ладовом отношениях напевы сольных причитаний невесты, ее матери и тетушки. Несколько вариантов хоровых причитаний, приводимых в настоящем издании, соотносятся по своим музыкально-типологическим характеристикам как с западно-новгородскими, так и с псковскими образцами.
Свадебные обрядовые песни и припевки составляют значительную часть собранного материала. Экспедициями было зафиксировано более 30 песенных сюжетов, приуроченных к ситуации свадебного застолья в доме невесты (до венца) или в доме жениха (после венца).
Среди песенных форм с тонической организацией стиха выделяются напевы плачево-повество-вательной направленности, записанные в Дубровенской волости («Образцы напевов и текстов свадебных обрядовых песен и припевок», №№ 1, 3).
Характерной чертой данной традиции является бытование сюжетов свадебных песен, раскрывающих тему расставания невесты с родом и имеющих в своей основе тоническую организацию стиха, с напевами плясового характера. Различные варианты напевов с плясовой ритмикой занимают доми-
нирующее положение в свадебной традиции Порховского района и зафиксированы повсеместно.
Чрезвычайно характерны для порховского свадебного фольклора напевы, в основе которых лежит музыкально-ритмическая формула пятислож-ника: песни «У ворот сосна сколыхалася», «Шапочка соболина», «Что по ерничкам» («Образцы напевов и текстов свадебных обрядовых песен и припевок», №№ 11-14), имеющие различное ладо-интонационное и мелодическое воплощение.
ПОХОРОННО-ПОМИНАЛЬНАЯ ОБРЯДНОСТЬ характеризует одну из важнейших составляющих фольклорной традиции Порховского района. Основные сведения по этой теме были получены в ходе экспедиции 1990 г. Записи образцов напевов и текстов похоронно-поминальных причитаний единичны.
Основные конструктивные элементы похорон-но-поминальной обрядности:
— фиксация момента смерти: вывешивание отреза ткани, полотенца, платочка на угол дома; вырезание на ткани «зубчиков», «дырочек», крепление ткани лучинкой (ткань висела до сорокового дня, затем ее спускали на речную воду);
— омовение покойного: одаривание тканью тех, кто мыл покойного, «чтобы руки не болели»; выливание воды под передний угол дома; спускание на воду полотенца, которым вытирали умершего;
— надевание «смерятного платья», «савана» (у староверов);
— уничтожение предметов, принадлежащих умершему: сжигание одежды и постели покойного на перекрестке, раздача нищим; разбивание посуды, использованной при омовении умершего;
— изготовление гроба: одаривание и угощение тех, кто делал гроб; освящение гроба; убранство гроба: подушка, набитая сеном, стружки, икона, предметы, использовавшиеся при освящении;
— положение покойного во гроб: вкладывание в правую руку покойного свечи; гроб ставили так, чтобы покойный лежал головой к иконам и «мог молиться»; причитания; прощания с умершим родственников, соседей;
— вынос гроба из дома в день похорон; затем -мытье полов, приготовление поминальной трапезы;
— путь к месту погребения: несли гроб на полотенцах; устилали дорогу еловыми ветками;
— «прощание с покойником» на краю деревни, на перекрестке: гроб поворачивали так, чтобы покойный был обращен «глазами» к деревне, и трижды приподнимали на полотенцах; поминали кутьей;
— погребение: опускание гроба в могилу на веревках или «долгих» полотенцах, их захоронение; причитания в момент опускания гроба в могилу; одаривание и угощение тех, кто копал могилу;
— поминальная трапеза на кладбище, в доме, где жил покойный: кутья (пшеничная с медом или рис с изюмом), кисель, хлеб («поминальнички», «пышки»);
— поминальные дни: третий, девятый, сороковой и годовщина смерти.
В системе обрядов, связанных с поминовением умерших, зафиксированы поминальные приговоры и припевы нищих и сведения об исполнении духовных стихов нищими и убогими. В Порховском районе записан начальный фрагмент ДУХОВНОГО СТИХА с сюжетом «Два Лазаря», представляющий значительный научный интерес, поскольку записей образцов данного жанра на территориях, прилегающих к Порховскому району, и шире — в
центрально-псковских и северно-псковских традициях, нет.
В большом видовом разнообразии представлена НАРОДНАЯ ПРОЗА (былички, поверья, легенды, предания), яркой характерностью обладает традиция народного врачевания, заговоры.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35