Поиск по сайту

Жанры народной прозы и поверья

—  родительская суббота перед Масленицей -поминовение в церкви; «нищенский помин»; «дет­ский помин»;
—  «мясные заговены» — пекли блины, жарили яичницу; основные гулянья с четверга — «загулива­ли Масленицу»;
—  катания, «чтобы лен вырос» (на лошадях, с гор, катания молодоженов);
—  чествование молодоженов — поездки «к тёще на блнны»; «шелуга»;
—  ряженье (единственное упоминание);
—  исполнение по вечерам на перекрестках «да-лявых» песен;
—  Прощёное воскресенье: сожжение Маслени­цы, «чтобы лён рос хороший»; костры, факелы, ше­ствия с огнем по деревне; сжигание масленичного чучела; выкрики, припевки, пляски, «далявые пес­ни»; мужики, парни «силой мерялись», дрались;
—  ритуальные бесчинства у костра: раскидыва­ли головешки, хлестали друг друга недогоревшими вениками, мазались сажей, валялись в снегу, зары­вали друг друга в снег;
—  ярмарки на масленичной неделе;
—  обход деревни с прощанием на Великий пост;
—  народные представления о конце света. Период Великого поста:
—  первый понедельник поста — девушки прята­ли украшения до Пасхи;
—  изготовление и обработка холста: первый Ве­ликий пост молодуха жила в родном доме, ткала полотно;
—  молодежное гулянье в середине Великого поста. «Сброки»:
—  изготовление обрядовых хлебов («клёцки», «комы», «орехи», «катышки», «сброки», «колоб­ки»); гадания с хлебом; «закармливание» птиц.
Благовещение:
—  освящение зерен ржи и яровых культур для предстоящего сева;
—  выпекание «барышечек», «благовещенского пирога» или «благовещенского хлеба»;
—  исполнение «далявых песен» во время разли­ва рек.
Вербное воскресенье:
—  заламывание и украшение вербы, освящение в церкви; хлестания детей вербой.
«Чистый» или Великий четверг:
— «колдовской день»; охранительные действия: подпирание осиновым колом дверей в хлев, подкла­дывание камней;
—  очистительные действия: чистка печей, мытье и окуривание изб вересом (можжевельником); умыва­ние водой с серебряными монетами, чесание волос.
Пасха:
—  застилание пола соломой на Пасху;
—  крашение яиц к Пасхе, выпекание куличей, освящение их в церкви; игры с яйцами;
—  обходы дворов; службы по домам в пасхаль­ный период;
—  чествование молодоженов — приезд молодых в дом родителей невесты;
—  поминальные обычаи. Егорьев день:
—  крашение яиц; игры с яйцами;
—  «барышка», лепёшка из ржаной муки с запе­ченными целыми яйцами; скармливание хлеба ско­тине;
—  «колдовской день» — порча домашней скоти­ны; очистительные действия в хлеву: подмывание коровы после первой дойки, освящение молока;
—  обход скотины во дворе; «метили» коров -мазали маслом, чтобы скотина «дружно ходила в поле»;
—  выгон скотины в поле с вербой, ветками бере­зового веника; закапывание яиц под порог хлева; после обхода вербу ставили в рожь, дети и женщи­ны перепрыгивали через нее;
—  обходы стада в поле: перебрасывание яиц че­рез стадо, стрельба, чтение молитв и заговоров;
—  одаривание пастуха;
—  заветный праздник «по скотине»; посещение святых мест, обряды водосвятия;
—  первая ярмарка после зимы. Борис и Глеб:
—  празднование «по завету» в завершение сева;
—  обход и освящение стада; закармливание до­машней скотины; молебны в домах прихожан.
Обряды, связанные с весенними полевыми ра­ботами:
—  первая пахота и первый сев: молились Богу, на поле ели благовещенскую «барь’плку», просвиру; в севалку клали зерна прошлого урожая;
—  Пасха, «Вешний Никола» — посадка овощей;
—  кувыркания на первый гром, чтобы не боле­ла спина во время жатвы и уборки льна.
Вознесение:
—  «желтят» яйца (единственное упоминание). Троица:
—  освящение поминальной еды в церкви; «ни­щенский помин»;
—  украшение дома и двора березками;
—  поминовение на кладбище — «опахивание» могил; поминальная еда: крашеные яйца, ватруш­ки, блины; зарывание яиц на могиле; посыпание могилы зерном; причитания;
—  одаривание пастуха.
Гулянья молодежи в весенне-летний период:
—  уличные гулянья в воскресные дни с гармоня­ми: качели — «зыбки», игры «в мяч», «в рюхи».
Обряды, связанные с летними полевыми ра­ботами:
—  навозные толоки: хуление отстающих — «ки­ла», «гонец»;
—  обливания водой, купания;
—  хозяйское угощение или складчина. Иванов день:
—  ночные гулянья молодежи в поле, у реки;
—  посещение святых мест «по завету»; молебны на освящение воды в «ключиках»;
—  костры на пожне (только в северной части района — на территории Дубровенской и Павской волостей);
—  «Цветочный Иван» — сбор трав, цветов; скармливание их скотине;
—  гадания с цветами, венками;
—  поверья о колдунах: порча скотины, прожи-ны во ржи;
—  обереги от колдовства: обход двора, волоче­ние по деревне бороны; подпирание хлева осино­вым колом, подкладывание под порог «деда» (ко­лючее растение), замыкание двери хлева на замок; шум, крик во время ночного гулянья.
«Летний Бгорий»:
—  «бабья складчина» (единственное упоминание). Петров день:
—  одаривание пастуха яйцами, творогом, ле­пешками, маслом;
—  костер (одно свидетельство из северной части района).
Спас (Преображение Господне):
—  освящение «хлебца» на засев, зерен для озимо­го сева, яблок.
Флор и Лавр (Фрол):
—  освящение коней.
Обряды, связанные с завершением цикла лет­них полевых работ:
—  начало жатвы — с Ильина дня; зажин старой женщиной,  считавшейся  счастливой;  начинали
жать благословясь; трапеза на поле; овсяная или житная каша в Ильин день;
—  первая пястка — в красный угол, «чтобы был спор»;
—  пение во время жатвы «долевых» или «коро­теньких» песен;
—  окончание жатвы — «пожинки»: прогоняли «Бабу Горбатую»;
—  «благодарение» и «закармливание» серпа; приговоры, заговоры; усаживание на последний сноп, «чтобы спина не болела»; гадания с послед­ним снопом;
—  пожинальная каша, яичница, пирог из ново­го хлеба; возвращаясь домой, махали ольховыми ветками — «выгоняли мух».
Осенний период календаря:
—  трудовые обычаи: обработка льна, обмолот зерна;
—  Иванов день (29 августа по ст. ст.) — запрет на некоторые огородные работы, связанные с исполь­зованием режущих предметов;
—  Покров день — приметы на погоду; гадания девушек о замужестве.
Супрядки:
—  с Покрова до Рождества и с Крещения до Масленицы;
—  посиделочные игры с брачной тематикой;
—  исполнение лирических, хороводных песен, припевок под гармонь, плясок;
—  «запахивание мальцев на беседы» — девушки на метлах ездили по деревне;
—  озорство парней.
Заветные и престольные праздники:
—  молебны от падежа скота, водосвятные мо­лебны, посещение святых мест;
—  перенос иконы;
—  складчины;
—  ярмарки — шествия по деревне рядами, арте­лями; исполнение парнями, мужиками припевок «на задор»; ломанья, драки.
В системе календарных праздников и обычаев Порховского района функционировали как песен­ные жанры фольклора (колядки, виноградья), так и непесенные (различные виды приговоров, загово­ров) и допесенные жанры (выкрики, заклинания, припевки).
Песенный корпус КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДО-ВОГО ФОЛЬКЛОРА представлен празднично-по­здравительными песнями зимних обходов дворов. В традиции бытовали как колядки-«попрошайки», исполняемые подростками, так и колядки с сюже­том «Терем хозяина». Весьма распространенным явлением было исполнение рождественского тропа­ря во время обходов дворов, которое заканчива­лось обращением к хозяину дома с просьбой об одаривании. Образно-поэтический и интонацион-
ный строй этих обращений имеет формульный ха­рактер и близок колядкам.
На территории Порховского района были за­фиксированы два типа напевов празднично-поздра­вительных песен:
—  попевочно-декламационные формы, постро­енные на нисходящем движении в терцовом, квар­товом диапазоне или на «сцеплении» двух незапол­ненных кварт (вверх и вниз от основного тона);
—  песенные формы с припевом «Виноградье красно-зелено».
Особенностью масленичного фольклора явля­ется наличие «малых форм» — выкриков и при­певок.
Имеются сведения о бытовании в системе годо­вого календарного круга ЛИРИЧЕСКИХ («даля-вых» — по народной терминологии) ПЕСЕН, запи­сать которые, однако, уже не удалось. Их место в традиции заняли лирические песни позднего исто-рико-стилевого слоя, романсы, городские песни.
Важную роль в традиционной народной куль­туре играли формы ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-ХО­РЕОГРАФИЧЕСКОГО ФОЛЬКЛОРА. Они функ­ционировали в обрядах календарного цикла (улич­ные гулянья весенне-летнего периода, ярмарки, мо­лодежные посиделки/супрядки осенне-зимнего пе­риода) и на свадьбе. Для Порховского района ха­рактерна развитая система наигрышей как в жанро­вом («под песни», «под драку», «под пляску»; тан­цевальная музыка, переложения хороводных и пля­совых песен, романсов и т. д.), так и в музыкально-типологическом отношениях. Каждый из типов на­игрышей представлен большим количеством ярких исполнительских вариантов, что особенно харак­терно для наигрышей на балалайке.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Когда отмечают День города Пскова
  • Кто будет принимать участие в концертной программе в честь дня города Пскова
  • Псковские производители товаров хотят больше сотрудничать с ритейлерами
  • В Пскове подошел к концу ремонт четырех дворов
  • Интересное