Жанры народной прозы и поверья
— родительская суббота перед Масленицей -поминовение в церкви; «нищенский помин»; «детский помин»;
— «мясные заговены» — пекли блины, жарили яичницу; основные гулянья с четверга — «загуливали Масленицу»;
— катания, «чтобы лен вырос» (на лошадях, с гор, катания молодоженов);
— чествование молодоженов — поездки «к тёще на блнны»; «шелуга»;
— ряженье (единственное упоминание);
— исполнение по вечерам на перекрестках «да-лявых» песен;
— Прощёное воскресенье: сожжение Масленицы, «чтобы лён рос хороший»; костры, факелы, шествия с огнем по деревне; сжигание масленичного чучела; выкрики, припевки, пляски, «далявые песни»; мужики, парни «силой мерялись», дрались;
— ритуальные бесчинства у костра: раскидывали головешки, хлестали друг друга недогоревшими вениками, мазались сажей, валялись в снегу, зарывали друг друга в снег;
— ярмарки на масленичной неделе;
— обход деревни с прощанием на Великий пост;
— народные представления о конце света. Период Великого поста:
— первый понедельник поста — девушки прятали украшения до Пасхи;
— изготовление и обработка холста: первый Великий пост молодуха жила в родном доме, ткала полотно;
— молодежное гулянье в середине Великого поста. «Сброки»:
— изготовление обрядовых хлебов («клёцки», «комы», «орехи», «катышки», «сброки», «колобки»); гадания с хлебом; «закармливание» птиц.
Благовещение:
— освящение зерен ржи и яровых культур для предстоящего сева;
— выпекание «барышечек», «благовещенского пирога» или «благовещенского хлеба»;
— исполнение «далявых песен» во время разлива рек.
Вербное воскресенье:
— заламывание и украшение вербы, освящение в церкви; хлестания детей вербой.
«Чистый» или Великий четверг:
— «колдовской день»; охранительные действия: подпирание осиновым колом дверей в хлев, подкладывание камней;
— очистительные действия: чистка печей, мытье и окуривание изб вересом (можжевельником); умывание водой с серебряными монетами, чесание волос.
Пасха:
— застилание пола соломой на Пасху;
— крашение яиц к Пасхе, выпекание куличей, освящение их в церкви; игры с яйцами;
— обходы дворов; службы по домам в пасхальный период;
— чествование молодоженов — приезд молодых в дом родителей невесты;
— поминальные обычаи. Егорьев день:
— крашение яиц; игры с яйцами;
— «барышка», лепёшка из ржаной муки с запеченными целыми яйцами; скармливание хлеба скотине;
— «колдовской день» — порча домашней скотины; очистительные действия в хлеву: подмывание коровы после первой дойки, освящение молока;
— обход скотины во дворе; «метили» коров -мазали маслом, чтобы скотина «дружно ходила в поле»;
— выгон скотины в поле с вербой, ветками березового веника; закапывание яиц под порог хлева; после обхода вербу ставили в рожь, дети и женщины перепрыгивали через нее;
— обходы стада в поле: перебрасывание яиц через стадо, стрельба, чтение молитв и заговоров;
— одаривание пастуха;
— заветный праздник «по скотине»; посещение святых мест, обряды водосвятия;
— первая ярмарка после зимы. Борис и Глеб:
— празднование «по завету» в завершение сева;
— обход и освящение стада; закармливание домашней скотины; молебны в домах прихожан.
Обряды, связанные с весенними полевыми работами:
— первая пахота и первый сев: молились Богу, на поле ели благовещенскую «барь’плку», просвиру; в севалку клали зерна прошлого урожая;
— Пасха, «Вешний Никола» — посадка овощей;
— кувыркания на первый гром, чтобы не болела спина во время жатвы и уборки льна.
Вознесение:
— «желтят» яйца (единственное упоминание). Троица:
— освящение поминальной еды в церкви; «нищенский помин»;
— украшение дома и двора березками;
— поминовение на кладбище — «опахивание» могил; поминальная еда: крашеные яйца, ватрушки, блины; зарывание яиц на могиле; посыпание могилы зерном; причитания;
— одаривание пастуха.
Гулянья молодежи в весенне-летний период:
— уличные гулянья в воскресные дни с гармонями: качели — «зыбки», игры «в мяч», «в рюхи».
Обряды, связанные с летними полевыми работами:
— навозные толоки: хуление отстающих — «кила», «гонец»;
— обливания водой, купания;
— хозяйское угощение или складчина. Иванов день:
— ночные гулянья молодежи в поле, у реки;
— посещение святых мест «по завету»; молебны на освящение воды в «ключиках»;
— костры на пожне (только в северной части района — на территории Дубровенской и Павской волостей);
— «Цветочный Иван» — сбор трав, цветов; скармливание их скотине;
— гадания с цветами, венками;
— поверья о колдунах: порча скотины, прожи-ны во ржи;
— обереги от колдовства: обход двора, волочение по деревне бороны; подпирание хлева осиновым колом, подкладывание под порог «деда» (колючее растение), замыкание двери хлева на замок; шум, крик во время ночного гулянья.
«Летний Бгорий»:
— «бабья складчина» (единственное упоминание). Петров день:
— одаривание пастуха яйцами, творогом, лепешками, маслом;
— костер (одно свидетельство из северной части района).
Спас (Преображение Господне):
— освящение «хлебца» на засев, зерен для озимого сева, яблок.
Флор и Лавр (Фрол):
— освящение коней.
Обряды, связанные с завершением цикла летних полевых работ:
— начало жатвы — с Ильина дня; зажин старой женщиной, считавшейся счастливой; начинали
жать благословясь; трапеза на поле; овсяная или житная каша в Ильин день;
— первая пястка — в красный угол, «чтобы был спор»;
— пение во время жатвы «долевых» или «коротеньких» песен;
— окончание жатвы — «пожинки»: прогоняли «Бабу Горбатую»;
— «благодарение» и «закармливание» серпа; приговоры, заговоры; усаживание на последний сноп, «чтобы спина не болела»; гадания с последним снопом;
— пожинальная каша, яичница, пирог из нового хлеба; возвращаясь домой, махали ольховыми ветками — «выгоняли мух».
Осенний период календаря:
— трудовые обычаи: обработка льна, обмолот зерна;
— Иванов день (29 августа по ст. ст.) — запрет на некоторые огородные работы, связанные с использованием режущих предметов;
— Покров день — приметы на погоду; гадания девушек о замужестве.
Супрядки:
— с Покрова до Рождества и с Крещения до Масленицы;
— посиделочные игры с брачной тематикой;
— исполнение лирических, хороводных песен, припевок под гармонь, плясок;
— «запахивание мальцев на беседы» — девушки на метлах ездили по деревне;
— озорство парней.
Заветные и престольные праздники:
— молебны от падежа скота, водосвятные молебны, посещение святых мест;
— перенос иконы;
— складчины;
— ярмарки — шествия по деревне рядами, артелями; исполнение парнями, мужиками припевок «на задор»; ломанья, драки.
В системе календарных праздников и обычаев Порховского района функционировали как песенные жанры фольклора (колядки, виноградья), так и непесенные (различные виды приговоров, заговоров) и допесенные жанры (выкрики, заклинания, припевки).
Песенный корпус КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДО-ВОГО ФОЛЬКЛОРА представлен празднично-поздравительными песнями зимних обходов дворов. В традиции бытовали как колядки-«попрошайки», исполняемые подростками, так и колядки с сюжетом «Терем хозяина». Весьма распространенным явлением было исполнение рождественского тропаря во время обходов дворов, которое заканчивалось обращением к хозяину дома с просьбой об одаривании. Образно-поэтический и интонацион-
ный строй этих обращений имеет формульный характер и близок колядкам.
На территории Порховского района были зафиксированы два типа напевов празднично-поздравительных песен:
— попевочно-декламационные формы, построенные на нисходящем движении в терцовом, квартовом диапазоне или на «сцеплении» двух незаполненных кварт (вверх и вниз от основного тона);
— песенные формы с припевом «Виноградье красно-зелено».
Особенностью масленичного фольклора является наличие «малых форм» — выкриков и припевок.
Имеются сведения о бытовании в системе годового календарного круга ЛИРИЧЕСКИХ («даля-вых» — по народной терминологии) ПЕСЕН, записать которые, однако, уже не удалось. Их место в традиции заняли лирические песни позднего исто-рико-стилевого слоя, романсы, городские песни.
Важную роль в традиционной народной культуре играли формы ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ФОЛЬКЛОРА. Они функционировали в обрядах календарного цикла (уличные гулянья весенне-летнего периода, ярмарки, молодежные посиделки/супрядки осенне-зимнего периода) и на свадьбе. Для Порховского района характерна развитая система наигрышей как в жанровом («под песни», «под драку», «под пляску»; танцевальная музыка, переложения хороводных и плясовых песен, романсов и т. д.), так и в музыкально-типологическом отношениях. Каждый из типов наигрышей представлен большим количеством ярких исполнительских вариантов, что особенно характерно для наигрышей на балалайке.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35