Поиск по сайту

Жанры народной прозы и поверья

Часто приходится слышать утверждение, что человек, который «лечит», должен обладать опре­деленной силой, ему как бы «дано» (предпослано) заниматься лечением (ворожбой). Одна из жен­щин, лечащих заговорами, сказала: «Исцеляет Спаситель, а я только помогаю». Можно знать все способы лечения, но не получить «силы» (этому не научишь). «Стишки» не складывают, а, по словам знахарки, «они идуть, и дошли до меня» (Новорж., Залог 5037-20, 22, 24). Считается, что если «пере­дать» (рассказать) кому-то заговоры, то самому больше «ворожить» нельзя (Новорж., Марьино 5032-08).
ГРЫЖУ заговаривают на «пятаке» (медной пя­тикопеечной монете), потом прикладывают пятак к больному месту и закрепляют пластырем (Новорж., Залог 5037-24). От грыжи можно заговаривать на имя, без присутствия больного (Новорж., Черняко­во* 5215-33-35).
При КРОВОТЕЧЕНИИ читают заговор «на нитку» и слабо завязывают ее на ране (Новорж., Черняково* 5215-33-35).
От «РОЖИ» наговаривают на масло, потом его намазывают на хлеб и съедают, чтобы «в серёдку вошло» — все проходит. Также от «рожи» засыпают больные места ржаной мукой и читают заговор (Новорж., Залог 5037-24). Знахарка из д. Марьино лечит от «рожи» поросят: в красное полотно заво­рачивает муку и черную собачью шерсть, произно­сит три раза «стишок», натирает скотину этим по­лотном и поливает святой водой (Новорж., Марьи­но 5032-08).
От «ВОЛОСА» оборачивают больное место ко­лосьями, поливают горячей водой, произносят «сти­шок» (Новорж., Марьино 5032-05 — см. «Образцы текстов заговоров…», №№ 5, 6). «Волос» переходит на ячменные колосья (Опоч., Кошкино 2750-25).
От «СПИРАЛИЦЫ» (горб, который может случиться от сглаза) в д. Марьино лечила «баба-во­рожея». Сидя на пороге и держа ребенка на коле­нях, нужно водить куриным крылом и ножом крест-накрест по спине и груди ребенка, говорить «сти­шок». Затем открывать дверь и ребенок должен плюнуть за дверь — так повторить трижды (Но­ворж., Марьино 5032-06, 07).
Большой интерес представляют подробные рас­сказы о лечении травами, записанные в д. Залог (Новорж., Залог 5037-20):
—  ПУСТЫРНИК: от давления;
—  «ДИВАСИЛ» (корень — «девять сил» — от яз­вы, рака желудка): нужно настаивать корень на спирту, принимать по чайной ложке натощак;
—  кровь остановить можно специальной тра­вой или своей мочой (приложить к порезу), трава -«ТЫСЯЧЕ-ТЫСЯЧНИК», «ПОРЕЗНИЦА»; ТЫ­СЯЧЕЛИСТНИК при женских болезнях (останав­ливает кровотечение); тысячелистник бывает розо­вый и белый, розовый — женский (им лучше лечить женщин), белый — мужской; на эту траву ничего не приговаривают, толкут и прикладывают к ранам;
—  сыпь лечат грибами «ПУХАРКАМИ» (гри­бы-дождевики): смешивают с мочой и протирают больные места;
—  МОРКОВЬ сушат, заваривают как  чай и пьют — помогает от болезней почек;
—  черная ОЛЬХА — от поноса (собирают вес­ной);
—  ЧАГУ пьют от желудочных болезней;
—  порошком из БЕРЕЗОВЫХ ПОЧЕК засыпа­ют незаживающие раны;
—  отвар СОСНОВЫХ ПОЧЕК пьют при тубер­кулезе.
Собирают травы только цветущие, их нужно рвать в определенные дни. Полезные травы — в Иванов день (когда «колдуны-годуны»): так, на­пример, днем в Иванов день и накануне вечером со­бирают «БОГОРОДИЦКУЮ ТРАВКУ» (растет по горам, лечит нервы, болезни желудка — П.-Г., Би-рюли 5023-14).
«Дивасйл» нужно собирать 2 раза в году — в мае и в октябре (тогда дает пользу).
Грибы «пухарки» собирают осенью (сначала они белые, а когда поспеют — «отщалкиваются», тогда от них будет польза).
Чагу нужно собирать, когда ей не менее 3 лет; с сухой березы чагу не берут (Новорж., Залог 5037-20).
На грибы приговаривать «стишки» не нужно (Новорж., Залог 5037-20). На травы нужно начиты­вать: «Дай, Господь, ему здоровья, отнеси его, Гос­подь, от болезней». Над корнями (или водой) сна­чала нужно читать «Отче наш» три раза, потом на­зывать имя больного и просить: «Исцели ану, из­бавь ану от болезней всяких…», потом снова — «От­че наш» (Новорж., Залог 5037-18).
В центрально-псковской зоне записаны загово­ры от различных болезней, от укуса змеи («от га­да», «от поганика»), на выгон скотины, от пожара и другие. Необходимо отметить принадлежность не­которых заговоров к архаическим пластам тради­ционной культуры: например, заговор «от волоса» из д. Брюхово Пушкино-Горского района (5210-13); «от укуса змеи» из д. Черняково Новоржевского района (запись в д. Кисели Бежаницкого района, 5219-22) и из д. Брюхово Пушкино-Горского райо­на (5209-45, 5210-01, 03).
Раздел 1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАДИЦИЙ ПОРХОВСКОГО РАЙОНА
Исследования фольклорных традиций Порхов-ского района проводились экспедициями Ленин­градской консерватории дважды — в 1987 и 1990 гг. Были обследованы 85 населенных пунктов пяти во­лостей (Верхнемостской, Дубровенской, Митрофа-новской, Славковской, Ясенской). Всего осуществ­лено 1517’звукозаписей и 107 видеозаписей.
Экспедиция 1987 г. носила рекогносцировоч­ный характер и зафиксировала фольклорные мате­риалы из различных частей Порховского района: южной (Митрофановская волость, граничащая с Островским, Новоржевским, Дедовичским района­ми), центральной (Ясенская волость) и северной (Дубровенская волость, граничащая с Псковским и Струго-Красненским районами). Экспедиция 1990 г. проводила планомерные полевые исследова­ния в Славковской и Верхнемостской волостях, рас­полагающихся на пограничье с Псковским и Ост­ровским районами.
Собранные материалы позволяют охарактери­зовать местные фольклорные традиции с точки зре­ния обрядово-праздничного содержания, особенно­стей жанрового состава, музыкально-стилевой спе­цифики. Структура народного календаря, свадеб­ного и похоронно-поминального обрядовых цик­лов и связанных с ними жанров календарно-обря-дового, свадебного, инструментально-хореографи­ческого фольклора соотносимы с материалами по северно-псковским и центрально-псковским тради­циям и, в то же время, обладают признаками, ука­зывающими на их новгородское происхождение. По этим параметрам Порховский район относится к группе переходных традиций псково-новгород-ского пограничья.
На территории Порховского района отчетливо выделяются две локальные традиции:
—  черёхская — по р. Черёхе — притоку р. Вели­кой (Верхнемостская, Митрофановская, Славков-ская волости) — примыкает к центрально-псковским традициям, идентична с ними по основным показа­телям;
—  шелонская — по притокам р. Шелони — р. Узе (Ясенская волость) и р. Удохе (Дубровенская во­лость) — входит в лужско-шелонскую историко-культурную зону (Западное Приильменье), тяготеет к новгородским традициям.
Для традиции верховьев Черёхи характерна развитая система годовых календарных праздни­ков, ярмарок, в которых доминирующее значение приобретают инструментально-хореографические формы фольклора. Здесь получено наибольшее чис­ло сведений о свадьбах «убегом». В свадебном фольклоре наблюдается значительная редукция пе­сен и причитаний, замещение обрядовых напевов поздним хороводно-плясовым репертуаром. В ко­лядном репертуаре не зафиксированы «виногра-дья», зато большую роль играют разнообразные виды детских колядок-«попрошаек».
Для шелонской традиции характерна разверву-тая довенечная часть свадебного обряда. Сведения о причитаниях в баенном обряде зафиксированы преимущественно в Дубровенской волости (по р. Удохе), а обряды зазывания умерших родителей и гостей на свадьбу, чесания косы, красования неве­сты, «сдачи красоты» — только в Ясенской волости (по р. Узе). Шелонская традиция отличается хоро­шей сохранностью свадебного обрядового фольк­лора. При этом ведущую роль играют различные виды причитаний: сольные (причитания матери, не­весты, тетки) и хоровые («голошения» подруг неве­сты). В этой части Порховского района зафиксиро­ваны также напевы и тексты хорового голошения «Воли», распространенного в верховьях рек Луги и Плюссы (Лужский район Ленинградской области; Батецкий, Волотовский районы Новгородской об­ласти). Здесь же были записаны образцы святочных «Виноградий», отмечающие самую восточную точ­ку бытования этого жанра на территории Псков­ской области.
Обозначим основные структурно-значимые ком­поненты КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВОГО ЦИКЛА Порховского района.
Святки:
—  ввязывание новой кудели в прялку на Рожде­ство, «чтобы овёс был хороший»; застилание пола ржаной соломой;
—  «закликание Мороза» в канун Рождества и Крещения;
—  обходы дворов нищими, старцами с пением молитв, «стихов», поминовение умерших;
—  обходы дворов колядовщиками, ряжеными; складчина;
—  славление Рождества;
—  ряженье;
—  ритуальные бесчинства молодежи;
—  гадания. Крещение:
—  «закрещивание» дверей, окон;
—  изготовление крестиков из соломинок, лучи­нок, веточек, их украшение; крестики ставили к ко­лодцам, клали в сено, «чтобы споркое было», в под­полье, с ними гадали;
—  водосвятные молебны — «Водокша»; исполь­зование крещенской воды для оберега от колдунов;
—  одаривание наемного пастуха;
—  ярмарки невест; заключение браков «убегом»;
—  вечер Крещения — Иванская Коляда. Зимний мясоед:
—  катания с гор и на лошадях каждое воскресенье. Сретение:
—  драки парней из-за девушек. Масленица:

Подробности сколько стоит черно белый принтер на сайте.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Когда отмечают День города Пскова
  • Кто будет принимать участие в концертной программе в честь дня города Пскова
  • Псковские производители товаров хотят больше сотрудничать с ритейлерами
  • В Пскове подошел к концу ремонт четырех дворов
  • Интересное