Жанры народной прозы и поверья
Часто приходится слышать утверждение, что человек, который «лечит», должен обладать определенной силой, ему как бы «дано» (предпослано) заниматься лечением (ворожбой). Одна из женщин, лечащих заговорами, сказала: «Исцеляет Спаситель, а я только помогаю». Можно знать все способы лечения, но не получить «силы» (этому не научишь). «Стишки» не складывают, а, по словам знахарки, «они идуть, и дошли до меня» (Новорж., Залог 5037-20, 22, 24). Считается, что если «передать» (рассказать) кому-то заговоры, то самому больше «ворожить» нельзя (Новорж., Марьино 5032-08).
ГРЫЖУ заговаривают на «пятаке» (медной пятикопеечной монете), потом прикладывают пятак к больному месту и закрепляют пластырем (Новорж., Залог 5037-24). От грыжи можно заговаривать на имя, без присутствия больного (Новорж., Черняково* 5215-33-35).
При КРОВОТЕЧЕНИИ читают заговор «на нитку» и слабо завязывают ее на ране (Новорж., Черняково* 5215-33-35).
От «РОЖИ» наговаривают на масло, потом его намазывают на хлеб и съедают, чтобы «в серёдку вошло» — все проходит. Также от «рожи» засыпают больные места ржаной мукой и читают заговор (Новорж., Залог 5037-24). Знахарка из д. Марьино лечит от «рожи» поросят: в красное полотно заворачивает муку и черную собачью шерсть, произносит три раза «стишок», натирает скотину этим полотном и поливает святой водой (Новорж., Марьино 5032-08).
От «ВОЛОСА» оборачивают больное место колосьями, поливают горячей водой, произносят «стишок» (Новорж., Марьино 5032-05 — см. «Образцы текстов заговоров…», №№ 5, 6). «Волос» переходит на ячменные колосья (Опоч., Кошкино 2750-25).
От «СПИРАЛИЦЫ» (горб, который может случиться от сглаза) в д. Марьино лечила «баба-ворожея». Сидя на пороге и держа ребенка на коленях, нужно водить куриным крылом и ножом крест-накрест по спине и груди ребенка, говорить «стишок». Затем открывать дверь и ребенок должен плюнуть за дверь — так повторить трижды (Новорж., Марьино 5032-06, 07).
Большой интерес представляют подробные рассказы о лечении травами, записанные в д. Залог (Новорж., Залог 5037-20):
— ПУСТЫРНИК: от давления;
— «ДИВАСИЛ» (корень — «девять сил» — от язвы, рака желудка): нужно настаивать корень на спирту, принимать по чайной ложке натощак;
— кровь остановить можно специальной травой или своей мочой (приложить к порезу), трава -«ТЫСЯЧЕ-ТЫСЯЧНИК», «ПОРЕЗНИЦА»; ТЫСЯЧЕЛИСТНИК при женских болезнях (останавливает кровотечение); тысячелистник бывает розовый и белый, розовый — женский (им лучше лечить женщин), белый — мужской; на эту траву ничего не приговаривают, толкут и прикладывают к ранам;
— сыпь лечат грибами «ПУХАРКАМИ» (грибы-дождевики): смешивают с мочой и протирают больные места;
— МОРКОВЬ сушат, заваривают как чай и пьют — помогает от болезней почек;
— черная ОЛЬХА — от поноса (собирают весной);
— ЧАГУ пьют от желудочных болезней;
— порошком из БЕРЕЗОВЫХ ПОЧЕК засыпают незаживающие раны;
— отвар СОСНОВЫХ ПОЧЕК пьют при туберкулезе.
Собирают травы только цветущие, их нужно рвать в определенные дни. Полезные травы — в Иванов день (когда «колдуны-годуны»): так, например, днем в Иванов день и накануне вечером собирают «БОГОРОДИЦКУЮ ТРАВКУ» (растет по горам, лечит нервы, болезни желудка — П.-Г., Би-рюли 5023-14).
«Дивасйл» нужно собирать 2 раза в году — в мае и в октябре (тогда дает пользу).
Грибы «пухарки» собирают осенью (сначала они белые, а когда поспеют — «отщалкиваются», тогда от них будет польза).
Чагу нужно собирать, когда ей не менее 3 лет; с сухой березы чагу не берут (Новорж., Залог 5037-20).
На грибы приговаривать «стишки» не нужно (Новорж., Залог 5037-20). На травы нужно начитывать: «Дай, Господь, ему здоровья, отнеси его, Господь, от болезней». Над корнями (или водой) сначала нужно читать «Отче наш» три раза, потом называть имя больного и просить: «Исцели ану, избавь ану от болезней всяких…», потом снова — «Отче наш» (Новорж., Залог 5037-18).
В центрально-псковской зоне записаны заговоры от различных болезней, от укуса змеи («от гада», «от поганика»), на выгон скотины, от пожара и другие. Необходимо отметить принадлежность некоторых заговоров к архаическим пластам традиционной культуры: например, заговор «от волоса» из д. Брюхово Пушкино-Горского района (5210-13); «от укуса змеи» из д. Черняково Новоржевского района (запись в д. Кисели Бежаницкого района, 5219-22) и из д. Брюхово Пушкино-Горского района (5209-45, 5210-01, 03).
Раздел 1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАДИЦИЙ ПОРХОВСКОГО РАЙОНА
Исследования фольклорных традиций Порхов-ского района проводились экспедициями Ленинградской консерватории дважды — в 1987 и 1990 гг. Были обследованы 85 населенных пунктов пяти волостей (Верхнемостской, Дубровенской, Митрофа-новской, Славковской, Ясенской). Всего осуществлено 1517’звукозаписей и 107 видеозаписей.
Экспедиция 1987 г. носила рекогносцировочный характер и зафиксировала фольклорные материалы из различных частей Порховского района: южной (Митрофановская волость, граничащая с Островским, Новоржевским, Дедовичским районами), центральной (Ясенская волость) и северной (Дубровенская волость, граничащая с Псковским и Струго-Красненским районами). Экспедиция 1990 г. проводила планомерные полевые исследования в Славковской и Верхнемостской волостях, располагающихся на пограничье с Псковским и Островским районами.
Собранные материалы позволяют охарактеризовать местные фольклорные традиции с точки зрения обрядово-праздничного содержания, особенностей жанрового состава, музыкально-стилевой специфики. Структура народного календаря, свадебного и похоронно-поминального обрядовых циклов и связанных с ними жанров календарно-обря-дового, свадебного, инструментально-хореографического фольклора соотносимы с материалами по северно-псковским и центрально-псковским традициям и, в то же время, обладают признаками, указывающими на их новгородское происхождение. По этим параметрам Порховский район относится к группе переходных традиций псково-новгород-ского пограничья.
На территории Порховского района отчетливо выделяются две локальные традиции:
— черёхская — по р. Черёхе — притоку р. Великой (Верхнемостская, Митрофановская, Славков-ская волости) — примыкает к центрально-псковским традициям, идентична с ними по основным показателям;
— шелонская — по притокам р. Шелони — р. Узе (Ясенская волость) и р. Удохе (Дубровенская волость) — входит в лужско-шелонскую историко-культурную зону (Западное Приильменье), тяготеет к новгородским традициям.
Для традиции верховьев Черёхи характерна развитая система годовых календарных праздников, ярмарок, в которых доминирующее значение приобретают инструментально-хореографические формы фольклора. Здесь получено наибольшее число сведений о свадьбах «убегом». В свадебном фольклоре наблюдается значительная редукция песен и причитаний, замещение обрядовых напевов поздним хороводно-плясовым репертуаром. В колядном репертуаре не зафиксированы «виногра-дья», зато большую роль играют разнообразные виды детских колядок-«попрошаек».
Для шелонской традиции характерна разверву-тая довенечная часть свадебного обряда. Сведения о причитаниях в баенном обряде зафиксированы преимущественно в Дубровенской волости (по р. Удохе), а обряды зазывания умерших родителей и гостей на свадьбу, чесания косы, красования невесты, «сдачи красоты» — только в Ясенской волости (по р. Узе). Шелонская традиция отличается хорошей сохранностью свадебного обрядового фольклора. При этом ведущую роль играют различные виды причитаний: сольные (причитания матери, невесты, тетки) и хоровые («голошения» подруг невесты). В этой части Порховского района зафиксированы также напевы и тексты хорового голошения «Воли», распространенного в верховьях рек Луги и Плюссы (Лужский район Ленинградской области; Батецкий, Волотовский районы Новгородской области). Здесь же были записаны образцы святочных «Виноградий», отмечающие самую восточную точку бытования этого жанра на территории Псковской области.
Обозначим основные структурно-значимые компоненты КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВОГО ЦИКЛА Порховского района.
Святки:
— ввязывание новой кудели в прялку на Рождество, «чтобы овёс был хороший»; застилание пола ржаной соломой;
— «закликание Мороза» в канун Рождества и Крещения;
— обходы дворов нищими, старцами с пением молитв, «стихов», поминовение умерших;
— обходы дворов колядовщиками, ряжеными; складчина;
— славление Рождества;
— ряженье;
— ритуальные бесчинства молодежи;
— гадания. Крещение:
— «закрещивание» дверей, окон;
— изготовление крестиков из соломинок, лучинок, веточек, их украшение; крестики ставили к колодцам, клали в сено, «чтобы споркое было», в подполье, с ними гадали;
— водосвятные молебны — «Водокша»; использование крещенской воды для оберега от колдунов;
— одаривание наемного пастуха;
— ярмарки невест; заключение браков «убегом»;
— вечер Крещения — Иванская Коляда. Зимний мясоед:
— катания с гор и на лошадях каждое воскресенье. Сретение:
— драки парней из-за девушек. Масленица:
Подробности сколько стоит черно белый принтер на сайте.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35