Жанры народной прозы и поверья
— Девушка родила от парня ребенка, а он не женился на ней. Она «сделала» (наколдовала) на яблоко и попросила соседку подать ему. У парня был брат, он съел яблоко и заболел — его заколотило (нельзя было разобрать, что он говорит). После этого он долго жил, но так и не поправился (Новорж., Марьино 5032-Н).13
— Парень бросил девушку, в отместку за это она «сделала на скотину» (навела порчу). Привезли старика-колдуна. Тут же прибежала эта девушка. Старик так «сделал», что она умерла через неделю (П.-Г., Крылово 5022-13).
— В Заборовье был колдун. Если случались неприятности с животными, то посылали к нему. Он «аткалдавывает» от других колдунов. Отец привез этого колдуна, чтобы расколдовать гусей. Колдун сказал: «Никому ничего не давайте, если придут просить». Взял колесо от телеги, и осью катал его по двору — жизнь того колдуна будет «так кататься». Сколько гусей внутрь этого круга попало -столько живыми осталось, а девяносто умерло (Новорж., Мосеево 5203-20).
— Ведьма умирает трудно — кричит, «рёвом ревёт», как бык («Ох, лиха мае, тошна! Ох, тошна мае, лйхенька!»). Надо лезть на потолок, вынимать три потолочины, только тогда она «скончится» (Новорж., Черняково* 5219-21; П.-Г., Галичино — Русское* 4996-05). Колдунья не может умереть, потому что имеет «грех непрошенный». Надо сломать «потолочину» (Новорж., Адорье 5005-10).14
— Когда колдунья умирает, ангел душу не берет, а берет черт, поэтому она мучается три дня, и на кого из своих родных подумает — тот станет ведьмой15 (Новорж., Черняково* 5216-24).
— Бабка-колдунья передала свое ремесло другой женщине. Есть семья («рода»), в которой три поколения умеют колдовать. Умение колдовать передают по наследству: от матери к дочери (Новорж., Кораблёво 5003-37).
?$? Колдовство на Иванов день16
— Колдуньи у коров молоко отнимали, за это их ругали: «закликуха немилая»,17 «чёртова ты колдунья, закликуха ты поганая» (Новорж., Рудняха -Никитино* 5034-20).
— Колдунья прибежала на Ивана к бороне (которая стояла сучьями вниз) и стала доить за сучья, «собирать» всех коров («Рябухи, Чарнухи…») — отнимала молоко («надаивая малако») (Опоч., Маку-шино 1663-34). 18
— Колдуны забирались на трубу дома, «доили» трубу — молоко у коров отнимали (П.-Г., Селихно-во 4994-24).
— Брат шел поздно вечером с лошадью, увидел соседку, которая волокла по траве белое полотенце. Он по ее следам поволок узду, потом дома узду по-
весил, а утром с нее бежало молоко (Беж., Горенье 5214-10).
— Колдунья собирала росу в подойник — отнимала молоко (Опоч., Кошкино 2750-23).
— Колдунья «понимала, как молоко выклйкы-вать» у коров на Иван, «стих» такой говорила (П.-Г., Галичино — Русское* 4996-05).
— Колдуну налили молока, отнятого колдуньей у чужих коров, он по нему ножиком провел и сказал: «Это молоко с кровью», не стал его есть (Опоч., Макушино 1663-34).
— Если у колдуньи покупали масло, то когда его разрезали ножом, из него «шла кровь». Мужчина видел, как ночью колдунья с растрепанными волосами ездила на помеле вокруг деревни. Спросил, что она делает, а колдунья отомстила ему — три коровы «пропали». Колдунья должна объехать вокруг деревни три раза (Новорж., Адорье 5005-10).
— Чтобы не отняли молоко у коровы, приносили в хлев «деда»,19 «замыкали» корову — на рога вешали замки20 (Опоч., Искорки 2751-13).
— На Иванов день колдунья, превратившись в кошку, могла пробраться в хлев через окно, делала «прожйны» во ржи (прожато «как стрела» — с ладонь шириной), а следов на земле не оставляла (Новорж., Губкино 5029-14).
— Во ржи «узелки»21 завязывали колдуны — если сожнешь, то будет руки ломить. По три узелка рядом завязывали (в узел 3-4 колоска, обычный узел, колоски вверх). «Пережата нива», рожь поперек пережата (посреди — сжатая полоска) и колосья обобраны. Колдунья это делает ночью, чтобы не видели (П.-Г., Галичино — Русское* 4996-05).
— На Иванов день колдунья-русалка прожинала поле по три колоска, оббегала девять полей (нужно караулить колдунью) (Опоч., Искорки 2751-13).
— Подростки, молодежь волочили борону вверх суками по улице до 12-ти часов: «Бабу Ягу отпугивать будем» — колдунью. С 12-ти часов все колдовство пропадает (П.-Г., Бирюли 5023-14).
— В д. Дуброво молодежь таскала по улице борону зубьями вниз. Дотянули борону до кладбища, которое находилось посередине деревни, и увидели, как впереди шла баба, потом превратилась в быка, перескочила через ограду на кладбище. Молодежь испугалась, убежала (Новорж., Ладино 5006-37).
•Ф- Колдовство на свадьбе22
— Свадебный поезд заколдовали, кони разбежались. Колдуны бросали из трубы кишки, требуху на свадебный стол. Колдуны на свадьбе людей превращали в волков.23 Могли невесту сделать «уродом» (Новорж., Перхово 5001-37).
— Если колдунью на свадьбу не пригласить, то она превратит свадьбу в стаю собак. Необходимо
приглашать колдунью на свадьбу, она охраняет от других колдунов (Новорж., Ровное 5211-33).
— Без колдуна нельзя молодых отправлять к венцу- кто-нибудь навредит (Опоч., Макушино 1663-34).
— Во время свадьбы, когда вынимали из печки горшок с приготовленной едой (тушенка, макароны со свининой), он мог разбиться, гостей кормить нечем — это колдовство (Новорж., Черняково* 5219-27).
— Солдат сделал так, что свадьба остановилась, невеста подняла платье, «встала козлом», все поезжане целовали ее в задницу. Потом поехали, как ни в чем не бывало. С другой свадьбой солдат ничего не смог сделать — «крестный ход впярёд идё» (Опоч., Макушино 1663-34).24
— Чтобы молодожены плохо жили, нужно было собрать вместе кошачью и собачью шерсть, положить ее в подушку невесте, при этом что-то приговаривать (Новорж., Кораблёво 5003-37).
«- Явление клада
— Деду приснился сон, будто кто-то говорит, что нужно взять младшую дочку, идти за баню и откопать котел. В это время нельзя оглядываться. Когда дед докопал до котла — за спиной загорелся дом. Он не выдержал и оглянулся. В это время все пропало. Это раньше богатые зарывали деньги, а потом клад снился людям (Новорж., Малое Алеш-но 5001-11).
?*• Судьба; грехи; запреты
— Раньше говорили, что когда ребенок «нарождается», то сразу награждается судьбой (Беж., Ави-нищи 5213-28). Родился человек, и какой крест ангел (Бог) положил, так и будет, не переделаешь. Как Бог положил печать, когда от матери, от пуповины отрезается (Новорж., Черняково* 5219-19).
— На себя загадала, и приснился сон: иду в церковь босая, там стоит кто-то в черном саване, говорит: «Проходи, дитёнок, Господь всех принимает». Сидит монашка и по кругу пускает какой-то шарик, сказала: «Иди вправо». Там сказали: «Ты вправо не попадёшь, расскажи свои два греха — всем-всем-всем». Проснулась, знаю, что грешница, но не знаю, какие особенные два греха. Потом поняла -делала два аборта. Я должна всем рассказывать про свои два греха, тогда попаду «вправо». Так теперь всем рассказываю, «только б с себя скинуть бы» (Новорж., Залог 5038-03).
— Если хозяйка поставила хлеб в печь, и в это время пришли гости, то им нельзя уходить, пока хлеб не будет готов — «чтобы спор не унесли». По этой же причине не давали никому свою квашню (Беж., Крыжово 5205-14).
— Как выгонишь стадо в поле, выйдет «старец» и позовет — это «спасёники назывались»; он говорил: как солнце закатится — не мойтесь в бане, не
полощите белье, а если пришли за водой, то надо перекрестить воду (Новорж., Черняково* 5219-14). Воду в колодце можно брать до солнечного заката (Новорж., Черняково* 5216-20).
— Если идти дорогой страшно, то переходи на правую сторону и не будет страшно. На правой стороне нельзя «оправляться», только на левой, левая сторона — чертова (Новорж., Черняково* 5219-18).
— Председатель ломал кресты в церкви, потом он ослеп. «Бог не глядит, да всё видит» (Новорж., Волчицкое 5207-11).
— Мужчина в Пасху шел домой и стал плясать под колокольный звон; так и не дошел домой — за-кривел. Думал Бога «подманить», а все равно Бог его… (Опоч., Власово 1585-51).
•Ф- Приметы
— Дедушка посылал детей на улицу смотреть, какой на небе «молодик». «Молодик» — молодой месяц (после новолуния, растущий). Рассказчица показывает (указательным и большим) пальцами правой руки «молодик», а пальцами левой руки -«витох» (месяц после полнолуния, угасающий). Если месяц повернут рогами кверху, значит — будет сухо, а если «пузом» кверху — будет дождь (Новорж., Черняково* 5216-09). Если человек умер «на витаху», то его дом «ниже пошел» (стал бедней), а если «на молодике» — дом «подымется» (будет богатеть) (Новорж., Черняково* 5216-08, 10).
— Когда месяц нарождается (на «молодике») -благоприятное время для свадеб, новоселья, покупки дома (Новорж., Черняково* 5216-07).
— В первый понедельник «Большого» поста смотрят, какая погода — такая весна будет. Во второй день поста смотрят, какое лето; третий день -какая осень (Новорж., Черняково* 5216-11).
<- Предсказания
Фотосессия Новосибирск фотостудии в Новосибирске аренда для Фотосессии.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35