Поиск по сайту

Жанры народной прозы и поверья

—  Девушка родила от парня ребенка, а он не женился на ней. Она «сделала» (наколдовала) на яб­локо и попросила соседку подать ему. У парня был брат, он съел яблоко и заболел — его заколотило (нельзя было разобрать, что он говорит). После этого он долго жил, но так и не поправился (Но­ворж., Марьино 5032-Н).13
—   Парень бросил девушку, в отместку за это она «сделала на скотину» (навела порчу). Привезли старика-колдуна. Тут же прибежала эта девушка. Старик так «сделал», что она умерла через неделю (П.-Г., Крылово 5022-13).
—   В Заборовье был колдун. Если случались не­приятности с животными, то посылали к нему. Он «аткалдавывает» от других колдунов. Отец привез этого колдуна, чтобы расколдовать гусей. Колдун сказал: «Никому ничего не давайте, если придут просить». Взял колесо от телеги, и осью катал его по двору — жизнь того колдуна будет «так катать­ся». Сколько гусей внутрь этого круга попало -столько живыми осталось, а девяносто умерло (Но­ворж., Мосеево 5203-20).
—   Ведьма умирает трудно — кричит, «рёвом ре­вёт», как бык («Ох, лиха мае, тошна! Ох, тошна мае, лйхенька!»). Надо лезть на потолок, вынимать три потолочины, только тогда она «скончится» (Но­ворж., Черняково* 5219-21; П.-Г., Галичино — Рус­ское* 4996-05). Колдунья не может умереть, потому что имеет «грех непрошенный». Надо сломать «по­толочину» (Новорж., Адорье 5005-10).14
—   Когда колдунья умирает, ангел душу не бе­рет, а берет черт, поэтому она мучается три дня, и на кого из своих родных подумает — тот станет ведьмой15 (Новорж., Черняково* 5216-24).
—   Бабка-колдунья передала свое ремесло дру­гой женщине. Есть семья («рода»), в которой три поколения умеют колдовать. Умение колдовать пе­редают по наследству: от матери к дочери (Но­ворж., Кораблёво 5003-37).
?$? Колдовство на Иванов день16
—   Колдуньи у коров молоко отнимали, за это их ругали: «закликуха немилая»,17 «чёртова ты кол­дунья, закликуха ты поганая» (Новорж., Рудняха -Никитино* 5034-20).
—   Колдунья прибежала на Ивана к бороне (ко­торая стояла сучьями вниз) и стала доить за сучья, «собирать» всех коров («Рябухи, Чарнухи…») — от­нимала молоко («надаивая малако») (Опоч., Маку-шино 1663-34). 18
—   Колдуны забирались на трубу дома, «доили» трубу — молоко у коров отнимали (П.-Г., Селихно-во 4994-24).
—   Брат шел поздно вечером с лошадью, увидел соседку, которая волокла по траве белое полотенце. Он по ее следам поволок узду, потом дома узду по-
весил, а утром с нее бежало молоко (Беж., Горенье 5214-10).
—   Колдунья собирала росу в подойник — отни­мала молоко (Опоч., Кошкино 2750-23).
—   Колдунья «понимала, как молоко выклйкы-вать» у коров на Иван, «стих» такой говорила (П.-Г., Галичино — Русское* 4996-05).
—   Колдуну налили молока, отнятого колдуньей у чужих коров, он по нему ножиком провел и ска­зал: «Это молоко с кровью», не стал его есть (Опоч., Макушино 1663-34).
—   Если у колдуньи покупали масло, то когда его разрезали ножом, из него «шла кровь». Мужчи­на видел, как ночью колдунья с растрепанными во­лосами ездила на помеле вокруг деревни. Спросил, что она делает, а колдунья отомстила ему — три ко­ровы «пропали». Колдунья должна объехать во­круг деревни три раза (Новорж., Адорье 5005-10).
—   Чтобы не отняли молоко у коровы, приноси­ли в хлев «деда»,19 «замыкали» корову — на рога ве­шали замки20 (Опоч., Искорки 2751-13).
—   На Иванов день колдунья, превратившись в кошку, могла пробраться в хлев через окно, делала «прожйны» во ржи (прожато «как стрела» — с ла­донь шириной), а следов на земле не оставляла (Но­ворж., Губкино 5029-14).
—   Во ржи «узелки»21 завязывали колдуны — если сожнешь, то будет руки ломить. По три узелка ря­дом завязывали (в узел 3-4 колоска, обычный узел, колоски вверх). «Пережата нива», рожь поперек пе­режата (посреди — сжатая полоска) и колосья обо­браны. Колдунья это делает ночью, чтобы не виде­ли (П.-Г., Галичино — Русское* 4996-05).
—   На Иванов день колдунья-русалка прожина­ла поле по три колоска, оббегала девять полей (нужно  караулить колдунью)  (Опоч.,  Искорки 2751-13).
—   Подростки,   молодежь   волочили   борону вверх суками по улице до 12-ти часов: «Бабу Ягу от­пугивать будем» — колдунью. С 12-ти часов все кол­довство пропадает (П.-Г., Бирюли 5023-14).
—   В д. Дуброво молодежь таскала по улице бо­рону зубьями вниз. Дотянули борону до кладбища, которое находилось посередине деревни, и увидели, как впереди шла баба, потом превратилась в быка, перескочила через ограду на кладбище. Молодежь испугалась, убежала (Новорж., Ладино 5006-37).
•Ф- Колдовство на свадьбе22
—   Свадебный поезд заколдовали, кони разбе­жались. Колдуны бросали из трубы кишки, требуху на свадебный стол. Колдуны на свадьбе людей пре­вращали в волков.23 Могли невесту сделать «уро­дом» (Новорж., Перхово 5001-37).
—   Если колдунью на свадьбу не пригласить, то она превратит свадьбу в стаю собак. Необходимо
приглашать колдунью на свадьбу, она охраняет от других колдунов (Новорж., Ровное 5211-33).
—   Без колдуна нельзя молодых отправлять к вен­цу- кто-нибудь навредит (Опоч., Макушино 1663-34).
—   Во время свадьбы, когда вынимали из печки горшок с приготовленной едой (тушенка, макароны со свининой), он мог разбиться, гостей кормить не­чем — это колдовство (Новорж., Черняково* 5219-27).
—   Солдат сделал так, что свадьба останови­лась, невеста подняла платье, «встала козлом», все поезжане целовали ее в задницу. Потом поехали, как ни в чем не бывало. С другой свадьбой солдат ничего не смог сделать — «крестный ход впярёд идё» (Опоч., Макушино 1663-34).24
—   Чтобы молодожены плохо жили, нужно было собрать вместе кошачью и собачью шерсть, поло­жить ее в подушку невесте, при этом что-то приго­варивать (Новорж., Кораблёво 5003-37).
«- Явление клада
—  Деду приснился сон, будто кто-то говорит, что нужно взять младшую дочку, идти за баню и от­копать котел. В это время нельзя оглядываться. Когда дед докопал до котла — за спиной загорелся дом. Он не выдержал и оглянулся. В это время все пропало. Это раньше богатые зарывали деньги, а потом клад снился людям (Новорж., Малое Алеш-но 5001-11).
?*• Судьба; грехи; запреты
—   Раньше говорили, что когда ребенок «нарож­дается», то сразу награждается судьбой (Беж., Ави-нищи 5213-28). Родился человек, и какой крест ан­гел (Бог) положил, так и будет, не переделаешь. Как Бог положил печать, когда от матери, от пуповины отрезается (Новорж., Черняково* 5219-19).
—   На себя загадала, и приснился сон: иду в цер­ковь босая, там стоит кто-то в черном саване, гово­рит: «Проходи, дитёнок, Господь всех принимает». Сидит монашка и по кругу пускает какой-то шарик, сказала: «Иди вправо». Там сказали: «Ты вправо не попадёшь, расскажи свои два греха — всем-всем-всем».  Проснулась, знаю,  что грешница,  но не знаю, какие особенные два греха. Потом поняла -делала два аборта. Я должна всем рассказывать про свои два греха, тогда попаду «вправо». Так теперь всем рассказываю, «только б с себя скинуть бы» (Новорж., Залог 5038-03).
—   Если хозяйка поставила хлеб в печь, и в это время пришли гости, то им нельзя уходить, пока хлеб не будет готов — «чтобы спор не унесли». По этой же причине не давали никому свою квашню (Беж., Крыжово 5205-14).
—   Как выгонишь стадо в поле, выйдет «старец» и позовет — это «спасёники назывались»; он гово­рил: как солнце закатится — не мойтесь в бане, не
полощите белье, а если пришли за водой, то надо перекрестить воду (Новорж., Черняково* 5219-14). Воду в колодце можно брать до солнечного заката (Новорж., Черняково* 5216-20).
—   Если идти дорогой страшно, то переходи на правую сторону и не будет страшно. На правой сто­роне нельзя «оправляться», только на левой, левая сторона — чертова (Новорж., Черняково* 5219-18).
—   Председатель ломал кресты в церкви, потом он ослеп. «Бог не глядит, да всё видит» (Новорж., Волчицкое 5207-11).
—   Мужчина в Пасху шел домой и стал плясать под колокольный звон; так и не дошел домой — за-кривел. Думал Бога «подманить», а все равно Бог его… (Опоч., Власово 1585-51).
•Ф- Приметы
—   Дедушка посылал детей на улицу смотреть, какой на небе «молодик». «Молодик» — молодой месяц (после новолуния, растущий). Рассказчица показывает (указательным и большим) пальцами правой руки «молодик», а пальцами левой руки -«витох» (месяц после полнолуния, угасающий). Ес­ли месяц повернут рогами кверху, значит — будет сухо, а если «пузом» кверху — будет дождь (Но­ворж., Черняково* 5216-09). Если человек умер «на витаху», то его дом «ниже пошел» (стал бедней), а если «на молодике» — дом «подымется» (будет бога­теть) (Новорж., Черняково* 5216-08, 10).
—   Когда месяц нарождается (на «молодике») -благоприятное время для свадеб, новоселья, покуп­ки дома (Новорж., Черняково* 5216-07).
—   В первый понедельник «Большого» поста смотрят, какая погода — такая весна будет. Во вто­рой день поста смотрят, какое лето; третий день -какая осень (Новорж., Черняково* 5216-11).
<- Предсказания

Фотосессия Новосибирск фотостудии в Новосибирске аренда для Фотосессии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Когда отмечают День города Пскова
  • Кто будет принимать участие в концертной программе в честь дня города Пскова
  • Псковские производители товаров хотят больше сотрудничать с ритейлерами
  • В Пскове подошел к концу ремонт четырех дворов
  • Интересное