Поиск по сайту

Жанры народной прозы и поверья

—   Раньше боялись ходить на перекрестки дорог, потому что там покойники людей «перенимають», или что-нибудь «привиждается». На перекрестке мог появиться незнакомый человек и молча следо­вать за тобой (Новорж., Кораблёво 5003-54, 55).
—   На городище были старые могилы, и там «привйживалось» — кто-то выбегал в красных ру­башках (может быть, это покойники), поэтому туда боялись ходить (Новорж., Вишлёво — Мартюши* 5042-21).
—   Ехали двое на машине, увидели голую жен­щину на дороге, дали ей одежду, посадили в кузов, потом она исчезла — «привижёнье» было (Новорж., Стёхово 5030-23).
—   Когда мужчина возвращался из г. Острова, куда ездил на заработки, кто-то привязался к лоша­ди и вел ее, тянул (при этом никого не было видно). Он молился, крестился, ничего не помогло (П.-Г., Попова Гора 5025-21).
—   Вся семья уехала в гости, а детей оставили до­ма. Ночью в двенадцать часов открылась дверь (хо­тя все двери были заперты), и зашли двое в белом, стали переговариваться. Девочка сказала: «Госпо­ди Боже, благослови!» — и пошла на них, чтобы схватить их «в охапку». Сразу никого не стало. Так повторялось три раза. Потом она пошла проверять
—  все двери оказались открытыми настежь (П.-Г., Попова Гора 5025-22).
—   По дороге в д. Степенино отец увидел челове­ка — «от земли до неба», который шел ему навстре­чу. Отец нагнулся, прочел Воскресную молитву. Когда открыл глаза, никого не стало (Беж., Авини-щи 5213-23).
—  Один парень пришел вечером с гулянья, взял хлеб со стола и увидел, как в комнату зашел «боль­шой человек» (хотя дверь была закрыта), подошел к фотокарточкам и сказал: «Эта лишняя». Утром увидели, что фотография матери перевернута. В субботу мать умерла.  Это  было предсказание. «Есть какая-то сила» (Новорж., Залог 5036-17).
—  Раньше обозы шли на лошадях (снеток отправ­ляли). Один человек шел, захотел пить, нагнулся к ключу, ему оттуда послышался голос: «Ты беги ско­рей, твоя супруга умирает» (Новорж., Залог 5036-28).
«- Покойники и умершие не своей смертью; явления и предзнаменования во сне
—  Женщине во сне явилась Матерь Божья и сказала: «Не ходи в сарай — в сарае у тебя гадюка». Потом приснилось, что она все-таки пошла в сарай с внуком, набрала сена в корзину, а оттуда выполз­ла змея, и внук отрубил ей голову. Это было пред­знаменование: через неделю умер зять — глава семьи (голова змеи), а жена осталась (хвост) (Новорж., Губкино 5029-21).
—  Женщина видела во сне, как пришел ее по­гибший сын звать отца на тот свет, что «там не ху­же» (Новорж., Рогаткино 5031-31).
—  Старшей сестре во сне привиделась мать (по­койница), и сказала, что на праздник кого-то из до­черей возьмет. На следующий день (в праздник «Бо-гомоленье») младшая сестра пошла купаться (хотя отец ей запретил) и утонула. Когда поставили гроб, в форточку влетела птичка и села на гроб. После то­го, как форточку закрыли, птичка билась в стекло (мать забрала девочку) (Новорж., Залог 5036-19).
—  Умершая подруга во сне приходила, звала. Ее нужно отругать — это черт «шляется» (Новорж., Губкино 5029-19).
—  В Пасху утонул мальчик, его не могли найти. Крестному во сне привиделся мальчик и сказал, что он под мостом, а послезавтра приедет сам домой. Его нашли рыбаки и привезли (Новорж., Залог 5037-04).
—  Можно не смотреть на человека, когда он умирает, а взять стакан воды, и когда он умрет, во­да обязательно всколыхнется. «Какая-то сила есть» (Новорж., Залог 5036-29).
—  Одежда на покойнике должна быть светлой. Если покойник одет в темное, то на том свете его оставляют мокнуть, пока одежда не станет светлой (Новорж., Батково 5197-17).
—  На поминки принесли не испеченное, а куп­ленное в магазине. Умерший пришел во сне, был не­доволен (П.-Г., Попова Гора 5025-20).
—  Покойные могут приходить во сне, рассказы­вать, как приняли их на том свете. Бабушка хотела, чтобы ее похоронили в одном платке, а подвязали другой. После похорон она приходила во сне и про­сила другой плат. Потом тот плат зарыли ей в мо-
гилку, и она перестала «ходить» (Новорж., Шикени 5185-23).
—  В течение 40 дней после смерти человека при­летает голубок и садится на плечи (Новорж., Яко-ново 5033-27).
—  На 40-й день после смерти в двенадцать часов ночи можно увидеть, как покойник проходит по де­ревне, одетый в ту одежду, в которой его хоронили (Новорж., Батково 5197-19).
—  Умерший не своей смертью (его засыпало в ко­лодце) пришел во сне к женщине и попросил хлеба, она отправила его к матери. На второй день мать умерла. «Божья сила есть» (Новорж., Залог 5036-18).
—  Умер мальчик, мать сильно плакала. Монаш­ка сказала: «Ты его потопила в слезах». Присни­лось, что он сидит в доме, а кругом вода (П.-Г., Кишкино — Мелехово* Опоч. 5011-07).
—  Если мыться или стирать в воскресенье, то наших родителей на том свете заставляют эту гряз­ную воду пить (П.-Г., Осница — Жуково* 5041-01).
—  Чем больше поминаешь, тем больше за тебя молятся на том свете. На том свете родные нас ждут, и мы должны встретиться (Новорж., Рогатки­но 5031-31).
—  Удавленников поминают, когда одновремен­но идет дождь и светит солнце (Новорж., Гускино ВФ 155-57).
—  «Шашкй» на удавленниках катаются (Но­ворж., Гускино ВФ 155-55).
—  Удавленники на том свете всегда возят воду. Если человек безгрешен, то он на том свете сидит за престолом, а грешники в огне горят. Кого куда Гос­подь присудит (Новорж., Батково 5197-19).
—  Был «задавивши» мужчина. Люди видели, как он приезжал на «ердйнь» в Крещение (Новорж., Залог 5036-15).
? Колдуны (колдовство), порча»
—  Чтобы узнать колдуна, нужно сесть на лавку и ковырять ножом сучок, тогда колдунья не сможет выйти из дома, будет трястись, сидеть и не выйдет (будет отзывать тебя куда-нибудь,- чтобы ты бросил ковырять сук). Как бросишь нож, колдунья сразу выходит из дома (Опоч., Мощеново 1663-42).
—  Есть птица, чуть меньше вороны, которая не­обычно кричит — «вякает». Мать сказала сыну, что это «колдбвка». Как-то эта птица на дереве «завя-кала», и сын ее застрелил из ружья, а оказалось, что это — его мать (Новорж., Рудняха — Никитине* 5034-19,5211-07).
—  Колдунья оборачивается черной кошкой -куда хочет, влезет (Новорж., Рудняха — Никитино* 5034-22).
—  В д. Моисеево красивые девушки. Пойдут «мальцы» к ним, а колдуны их не пускают: окружат черти — как козы, собаки, волки, рычат на них, они
«обробеют» и не пойдут. «Мальцы» зайдут с друго­го края — украдут девушку, в жены себе возьмут (Новорж., Черняково* 5219-26).
—  Девушка ехала в д. Заборовье, ей навстречу выскочили собаки. Колдун собак разогнал: стал махать рукой — оказались не собаки, а колдуньи -«были абдёлавши в сабак». Одни колдуны вредили людям, а другие помогали (Новорж.,  Мосеево 5203-16).
—   В деревне был колдун, он велел истопить ба­ню, чтобы узнать, сколько колдуний в деревне. За баней была грязь, вязко. Колдун загнал колдуний в грязь, они начали в ней «париться», как в бане, пе­ремазались в грязи (Новорж., Мосеево 5203-15).
—   Женщина пришла к колдуну, принесла много яиц, но не отдала их. Колдун сказал: «Ты пришла ко мне да пожалела яиц-то, спрятала». — «А ты откуда знаешь?» — «Знаю» (Новорж., Мосеево 5203-17).
—   Колдунья не может «своё расколдовать», только другая колдунья может расколдовать (П.-Г., Галичино — Русское* 4996-05).
—   Ведьмой становятся, когда двенадцать чело­век «угробят» своим колдовством (Новорж., Черня­ково* 5219-21).
—   Колдунья ездила на помеле (П.-Г., Андрохно-во 2281-07; Бабины 2282-07, Песечек 2261-12). В Иванов день едет на палочке — рожь прожинает (П.-Г., Бакино 2262-06). Голая колдунья ездила на кочерге (Опоч., Куденково 2750-03). Колдунья го­лая с длинными волосами каталась по сену (Опоч., Кошкино 2750-24).
—   Колдунья наколдовала — подкинула рубаху покойника (П.-Г., Бабины 2282-06).
—   Корове «сделали» — подложили собачью шерсть (Опоч., Водобег 2850-65).12
—   Наговаривают на хлеб и дают лошади, она будет бежать, а с неё «пена лоскутам — её черти дер­жать» (Новорж., Черняково* 5215-36).
—   В Марьевском колдунья все перины, подуш­ки разрезала, вынесла на дорогу и распустила (с по­мощью двенадцати ножей) — заколдовала хозяйку (та лежала, не могла встать). Колдунья ходит с две­надцати до двух часов ночи (Опоч., Мощеново 1663-42).
—   Мужчина женился на другой, и в Троицу, ко­гда пришли с кладбища, тетка соперницы угостила его жену пирожком. После этого у жены руки и но­ги отнялись. Через год ей приснился сон: пасла в поле, попала в траншею, а коровы ушли. Идет ста­рый старичок, говорит: «Давай я тебя с Божьей за­поведью вытащу». Подала ему руку, он помог ей выбраться, и она поцеловала его руку. Он достал книгу и говорит: «Тебе надо три раза попить цвет­ков (такие на Дедовом болоте растут), тебе долго туда не попасть, но я пошлю на пути человека». Так и вылечилась (Новорж., Залог 5036-33, 5037-01).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Когда отмечают День города Пскова
  • Интересные факты о Пскове
  • АТО близка к завершению
  • Иллирийский, этрейский, эсперантский…
  • Интересное