Поиск по сайту

Жанры народной прозы и поверья

А после он сказал: "Быдьте вы проклятые, эта дирёвня, што вы меня пабйли! Уже кагда-нибудь уз­наете, какой я". И пашёл с дирёвни. А поели дирёв­ня скора сгарёла. Локать, вот Локать дирёвня — па-лавйна дирёвни сгарёла. Он праклянул дирёвню: "Будьте вы ни сыты, ни голодные!"
Эта дирёвня так "Памятью" и празнует — назы-ваетца "Память". Вот эта в честь Никандры эта "Память" — празник и называетца. Сядьмова актя-бря- "Память Никандра". "Препадобный отче наш Никандра, малй Бога о нас". Вот аны так этат Ми-кандрай стали празнавать».
д. Большой Волочёк, 2976-30, 31. Исп.: Фёдорова Р. В., 1929 (р. из д. Локоть). Зап.: Попова И. С, 26.01.1990. Расш.: Попова И. С.
№ 12. Происхождение святых источников
«[Никандр] ишёл. Притамйтца, захоче[т] пить. Он толька, гаваря[т], махнёт рукам, и ключок абра-заваитца — он папьёт. Папьёт, далыыи идёт. И вот как начавши с Лактя и да самой да Никандравскай Пустани — и всё пять ключков в яво сделана.
И сичас не заплывают, ништо, кагда ни пайдй… <…> Пайдёшь, бувала, в лес и захошь пить. Вада харашённая! Адйн ключок так савершённа на гор­ки, и вада дёржитца, а неглыбокай, с метр толька».
д. Луг, 2980-02. Исп.: Алексеева А. П., 1912 г. р. Зап.: Архипова М. В., 25.01.1990. Расш.: Ивашина О. В. Вариант сюжета: Большой Волочёк 2976-32,
№ 13. Как во Пскове золотой крест с собора не могли снять
«В саборе в Пскове был залатой крест. Ну, и за-хатёли, штобы снять. Иконы-та снимали. Им золо­то нада было, маладёжь. Ну, разряшйла влас[т]ь. "Каму лез[т]ь, каму лез[т]ь?" Адйн храбрый палёз: "Я сниму!" Палёз. Толька далёзе[т] до креста, хочет снять, как ветер махнёт!.. Так он в реку, с канцбм. Яво не найдут. Другой: "Я палёзу, я сниму!" — "Ну, палязай". Тот палёзит. Толька да креста далёзит, што снять, и таво так — и тот в реку, с канцбм.
Вот тяпёрь ня знаю. Я в Пскове давно не была, не знаю — снятый этай крест залатой или не-е… А тагда, кагда ужо хатёли снять — не маглй».
д. Луг 2980-02. Исп.: Алексеева А. П., 1912 г. р. Зап.: Архипо­ва М. В., 25.01.1990. Расш.: Москвина О. И., Попова И. С.
Раздел 10 ТРАДИЦИИ НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЫ, ЗАГОВОРЫ
Основные сведения о традиционной народной лечебной практике были получены от Антонины Васильевны Фёдоровой (1925 г. р.) и Раисы Василь­евны Фёдоровой (1929 г. р.). От них было записано более 20 текстов заговоров с комментариями. Сре­ди них: заговоры от «сглаза», «уроков», «ветряного перелома», зубной боли, на лечение детских болез­ней («крика»), грыжи, зоба, ячменя, чирья, укуса змеи, кровотечения, ломоты суставов, болезней до­машней скотины. Записаны также два текста заго­вора-оберега «от гада». Зафиксированы подробные описания процедуры лечения различных недугов. Получена информация о способах передачи знахар­ских знаний, рассказы о колдовстве.
Основной принцип традиционной народной ме­дицины основан на вере в целительную силу раз­личных ритуальных предметов и материалов, силу слова. Многие болезни вылечивались с помощью «СВЯТОЙ ВОДЫ».
Так описывается приготовление святой воды для лечения -«сглаза», «худого глаза»: «Приходишь ты к рякй или же к канавке, вот где вадйчка, и га-ворйшь: "Мастырьянская вадйчка". Ну, святая ва­дйчка. Придёшь на речку и гаворйшь. [Надо] за-чёрнуть вадйчки, рячной вады, и прачитать, и па­том самой абмытьца» (Ожёво 2986-29). «Вот вядро стайт. Ты вот ня так — к себе — черпай ваду, а от се­бя — вот так, [кружкой], сколько начёрпнешь. Хоть палавйна, хоть сколько. Стишок вот три раза ска­жи и три раза сплюнь. Потом иконочку надо мыть — «Божью Матерь» или «Исуса Христа». Ложечку маленьку вазьмёшь, три раза так смоишь иконку. Углы [стола] памоишь. Суда, патом на эту сторону. Вот на тот угол три раза. Патом на этот угол, и па­том на этот, штоб крест-накрест был. Крест-на­крест моишь. Патом три уголька суда кинешь и сольки три раза помаленьку кинешь. Этот стишок прочитаешь напроти[в] этой вады. И везьде-везьде намоисся. Патом вот туда наиспашку выльешь, на пятки [дверные петли] ваду» (Большой Волочёк 2976-14, 18).
Приготовление святой воды сопровождалось произнесением заговоров и кратких заговорных формул. «Взять вады, сколько пачёрнешь. И три раза нажом [надо] крестить и спрыснуть: Куда вада, туда худаба!
Спрыснешь эта вот так вот, дапустим, человека, у каво болит и гаварйть:
Куда вада, туда худаба!
Тьфу! Аминь. Тьфу! Аминь. Тьфу! Аминь.
Вады-та зачернишь — скока зачернеть. Уже больше не повторяй. Вот, например, взял кружку -раз! И нажом вот эту вадйчку в кружке крястйшь. Прямо в кружке» (Ожёво 2986-32).
Чтобы младенец не кричал и хорошо спал, «вазьмёшь в рот вадйчку эту и спрыснешь ребёнка» (Ожёво 2986-15). Оставшуюся после лечения воду выливали. «Час[т]ь спрыснешь, а патом эту взять ваду и вот так — через левое плячо — вот так — остат­ки и вылить, и сказать:
Куда вада, туда худаба!
Тьфу! Аминь. Тьфу! Аминь. Тьфу! Аминь»
(Ожёво 2986-32).
При лечении «волоса» заговор наговаривали на КАМНИ И КОЛОСКИ. «Сколько цветов волос, столько нужно набрать колосьев. А патом забрать три камышка, нагреть их, [чтобы] гарячи [были]. И вот над этим камешкам палажйть эти калосики. И держать то бальное места, где там "волас". И га­варйть:
Вблас, волас,
Выхади на колас!
Тьфу! Аминь. Тьфу! Аминь. Тьфу! Аминь.
И колосики обвива[ются] "воласом" — волосин­кам таким» (Ожёво 2986-14).
При лечении укуса змеи заговор читался на СЫРОЕ ЯЙЦО И ТАБАК, которые тем самым приобретали магическую силу. «Забираешь яйцо сырое и табаку туда шшепотачку, и размешаешь. И над этим яйцом почитаешь то же самое и пама-жешь. Где укус, скусана, намажешь. И патом вазь­мёшь вот так прям пальчикам — крестикам. И апять, начинаешь снова [читать]. Прочитаешь, эта же са­мое снова прочитаешь. Вот так крестишь и прочитаешь. Назавтра уже всё — никакой опухали не будет. <…> Пока разговариваешь, всё время кре­стить [надо]» (Ожёво 2986-10).
При помощи табака лечили грыжу. «В пупке грыжа была, ничем не взяли, только этым табаком». Рассказывали, что сначала «нада покусать зубам эту грыжу два раза», потом размачивать табак. «Табак вазьмёшь в вадйчку гарячую, ну, в кружечке. Завя­жешь марличку и в этый вады падёржишь.
Вбльга, Вольга! Аминь, аминь! Грыжа, убярйся!
Вольга, Вольга, Вольга!
Аминь, аминь!
Грыжа, убярйся!
Грыжа, ачйстись, убярйсь!
Вольга!
Аминь, аминь! Тьфу-тьфу!
Вот нада поговорить и закусить три раза. Вот так покусать маленько. Три раза плюнуть: "Тьфу-тьфу!". А патом табаком — тёпленькай на живот по­ложишь, где грыжа, и привязать. Ана и сама уйдёт. Поправитца» (Большой Волочёк 2976-21).
При лечении ломоты в руках («вот так кисть ло­мит, эта ана вот так скрыпйт») использовалась ШЕРСТЯНАЯ НИТКА, с завязанными на ней де­вятью узлами. «Берёшь шерстяную ниточку, и вот таким манерам начинаешь [читать заговор]. Потом завязываешь руку или там, где ломит. Завязываешь эту ниточку над этай [рукой] и забираешь вот так, трём пальцам — так, как обычно крест — и гаворйшь [заговор]» (Ожёво 2986-21). Затем этой ниткой при­вязывали веник к больной руке и приговаривали:
«Как мая нитка не хрястйт,
Так и рука не хрястй.
Тьфу! Аминь. Тьфу! Аминь. Тьфу! Аминь»
(Ожёво 2986-28).
Произнося магическую закрепку, сплевывали «через левое плечо». Нитку на руке носили три дня, а после снимали и привязывали «к асйны».
При лечении различных недугов широко ис­пользовалась СИМВОЛИКА КРЕСТА, КРУГА. «Крест — эта как аружия челавёка» (Ожёво 2986-21).
При лечении чирья вокруг больного места клю­чом очерчивали круг: «Берёшь замок, вот ключ с замка з дырачкай. Падходишь. На [о]кне вот такой сук. Абычна где? На аблйтке вот такие есь — сук (абычно сучок такой, где бывший сучок, кружочек). Этам самым ключом абводишь этат сук и гаварйшь:
Сук, сук, вазьмй свой сук,
А мне дай чистату.
Тьфу! Аминь. Тьфу! Аминь. Тьфу! Аминь.
И берёшь чирий, после этава абводишь чирий. Ровненько абводишь и гаварйшь:
Сук, сук, вазьмй свой сук,
А мне дай чистату.
Тьфу! Аминь. Тьфу! Аминь. Тьфу! Аминь.
Где начал абводйть, там и кончил, круг такой. И апять. Девять раз прочитаешь. И всё — чирий ис­чезает. Раз на окне, раз на руке или там, где чирий. И всё исчезает» (Ожёво 2986-19).
Различными способами лечили «сабачью ста-расть» или «шшатйну у рябёнка». Считалось, что приобретение этого недуга у ребенка связано с не­соблюдением правил и запретов беременной жен­щиной. «Нельзя, вот кагда беременна, нельзя нича-во трогать. Кошку нельзя, сабаку нельзя, через ве­рёвку нельзя перехадить. [Если] пайдёшь через ве­рёвку беременная, у тебя будет ребёнок пуповиной

ваз

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Когда отмечают День города Пскова
  • В Пскове подошел к концу ремонт четырех дворов
  • Интересные факты о Пскове
  • АТО близка к завершению
  • Интересное