Поиск по сайту

Жанры народной прозы и поверья

Кроме того, записаны былички о русалках и «привиждёниях». Женщина нарушила запрет кол­дуна, когда возвращалась домой, и-увидела серых змей (Крутец 2978-02). Часто «привиждёния» явля­ются в людском обличье (девушка в розовом пла­тье, баба голая с распущенными волосами) в «нечи­стых» местах — у бани, на мосту; могут случайно встретиться на дороге (Бёрдово 2972-04; Кондрато­во 2988-35, 36; Крутец 2978-06; Славковичи 2974-33, 2975-05; Ямкино 2182-08).
№ 1. Колдунья нашла заблудившегося быка
«Мой папа роднай работал [в] "Заготскот". А у яво была много скотины набрано. И бык потерялся в поле, у лесу. Аны ня знали, плакали. Нада платить за быка.
Вот ана пашла туда в Аланёц. Там бабка старая была. Ана на косточки загадала. Гаварйт: "Аксенья, Аксёнья! Он тут близко-близко-близко в лесу. Он жив-жив-жив. Ишшйте-ишшйте в лесу". Апять паёха-ли, стали искать. Нашли. На косточки знала гадать».
д. Большой Волочёк, 2976-22. Исп.: Фёдорова Р. В., 1929 г. р. (р. из д. Локоть). Зап.: Попова И. С, 26.01.1990. Расш.: Москви­на О. И., Попова И. С.
№ 2. Поверье о домовом
«Ну, гаворят, што такой дамавой. Он заплятает косы. Вот придёшь ва дворе — ёси любит тебя, <…> он косы заплятёт каровы, каню заплятёт косы. А ня любит, так он каня будя ганять па двару, ну, как чёрт. Придёшь дамой, ва дварё, а у тебя конь весь в пены, ёси не залюбит».
д. Большой Волочёк, 2976-27. Исп.: Фёдорова Р. В., 1929 г. р. (р. изд. Локоть). Зап.: Попова И. С, 26.01.1990. Расш.: Москви­на О. И., Попова И. С.
№ 3. Как домовой душил
«Как мая дочка гаварйла… "Мама, я лягла, я не памалйлася. Ну и ничаво ни покрястйла. Пришёл дамовой, этат чёрт. Душить стал. Так в самом деле, как душит. Так завяртывает и душит. Слышу, как он меня так и душит. Без памяти вскачйла. Вот так, вот так пастёлю заварачивает! Я, гаворйт, сплю, сплю, вот так сплю, а он заворачивает и душит мя-ня, и душит! Мне дышать нечем", гаварйт. Ана га-варйт — дамавой, а чёрт эта пришёл».
д. Большой Волочёк, 2976-26. Исп.: Федорова Р. В., 1929 г. р. (р. из д. Локоть). 26.01.1990. Зап.: Попова И. С, 26.01.1990. Расш.: Москвина О. И., Попова И. С.
№ 4. Черт заснуть не давал, душил
«Ваня пашёл начавать. Ана [хозяйка] ушла к дочке в Вешки (там деревня — Вешки). Ну, вот он спать лёг. И шо ты думаешь? Дымавая или чёрт к яму падходит, шшупыит яво. Как человек. Шшупы-ит и всё. И за сиськи, и за всё. Гаварйт: "Во-о! Ка­кой ты мягкой. Во-о! Какой ты мягкой!" Всё к яму лёзит. Он апять атпйхнет. Тока нацнёт засыпать, он апять лёзит. Панимаешь? Патом начал засыпать. Стал душить яво, стал душить.
Я, гаварит, бягом бяжать. Бягу да бягом, а он на май плечи залез и сядйт. Я, гаварй[т], бяжал-бя-жал, подбяжал к дому, дамой-та, кричу: "Аткры-вайте дверь скарёя! Чёрта нясу, чёрта нясу!" Он прыг с плеч и саскачйл!».
д. Большой Волочёк, 2976-28. Исп.: Фёдорова Р. В., 1929 г. р. (р. из д. Локоть). Зап.: Попова И. С, 26.01.1990. Расш.: Москви­на О. И., Попова И. С.
№ 5. Шишки пьяного мужика водили
«Там мочйлы были (раньше лён мочили). И вот идё[т] пьяный мужик. Обязательно пьянова мужука и так, што и ввядут, и в ваду. И паложут на камни как на печку: "Идй-идй, пагрёйся!" Замёрзне[т], праснётца — в вады или на камень паложеный».
д. Хозяииово, 2986-06. Исп.: Тарасова Е. Т., 1908 г. р. (р. из д. Индеево), Фёдорова 3. С, 1930 г. р., Павлова Н. С, 1940 г. р. (р. из д. Иидеево), Павлов И. Н., 1939 г. р. Зап.: Мараиииа С. Ю., 29.01.1990. Расш.: Москвина О. И., Попова И. С.
№ 6. Черти на удавленниках катаются
«Мущйна адйн малатйл-малатйл лён. Он там коней ганял. Ну, кони семя там малотят, всё это топчат, мнут. А патом яво [лен] убирают, это всё снимают, эта — чё вымолачивали ногам. Пара коней ганяют. Ну, вот поели, поели эта [мужчина] мала­тйл-малатйл. И как зашумела, зашумела! Завая-я-яла! Как дала! — так кони и вывалились на улицу.
Гляжу, гаворйт, едут на тройке. Ночью едут на тройке и кричат: "Но-о, пашёл, но-о, пашёл!!!" Гля­жу, гаварйт, мужчина запряжена, а сами сидят -черти. А мужчина запряжён.
Вот задавйвея мужчина. Никагда не давитесь! И на тебе [если удавишься] катаютца черти. Па пёрва-сти. Сядут сами, а тебя в аглобли запрягут, <…> черти "объяжжают". Вот как задавился, то не дай Бог! Задавйтца нельзя никагда — черти катаютца».
д. Большой Волочёк, 2976-25. Исп.: Фёдорова Р. В., 1929 г. р. (р. из д. Локоть). Зап. Попова И. С, 26.01.1990. Расш.: Москви­на О. И., Попова И. С.
№ 7. Чёрт в пустом доме бегал
«Было у нас до войны. Адная там хазяйка, жила там адная старуха. Бог знает — знала ана што, а можа и знала… Адная жила. Хазяин умер. Дом хароший. <…> Вот так глядим — рябина там стайт бальшая. Мы залезли на эту рябину. <…> Глядим -а там никаво дома нет, а там как черти! Волосы так распушшаны в бабы, бёгаит! И брякают, и стукают! Мы взглянули, даже испугалися. А там эта баба бё­гаит, волосы распушшаны. <…> Дамавой или чёрт? <…> Так волосы распушшаны, сама бёгаит па избы, хламочит, гремочит! Глядь — замок висит… Тоже какой-то привижжёние.
И што ты думаешь? Ана пашла к дочке нача­вать, километров пять, а сасёда папраейла нача­вать. <…> "Вань, схадй-ка ка мне паначавать!" Да што ты думаешь — мужик шугался, с дома убяжал. Во-о! <…>
Ана старая уже, пасивёли воласы. Ана была ушёвши из дома, а двери были закрыты. А там гля­нули мы в акно: а там и стакочет, и гремочит, и воласы распушшан, па избы бегает! Мы испугались и с рябины убяжали. Может быть, и чёрт бегал. Ей дома не было, дверь закрыта».
д. Большой Волочёк, 2976-27. Исп.: Фёдорова Р. В., 1929 г. р. (р. из д. Локоть). Зап.: Попова И. С, 26.01.1990. Расш.: Москвина О. И., Попова И. С.
№ 8. Привиделся огонь на месте подземного клада
«Мой муж рассказывал, што привиждёнье бы­ло. <…> Ишёл с этава с гулянья. Яму привижжёнье — вот гарйт там агонь ясный. Ну, блястйт-блястйт-блястйт! Как агонь какой ночью. Он взял лапату, пашёл разрывать. Ну, разрывал-разрывал, никак ни разрыл. Клад какой-то был, клад! Так ни да-рылса. Аташёл, а он апять блестит. Уж тако при-вяжжёние было».
д. Большой Волочёк, 2976-23. Исп.: Фёдорова Р. В., 1929 г. р. (р. изд. Локоть). Зап.: Попова И. С, 26.01.1990. Расш.: Москви­на О. И., Попова И. С.
№ 9. Привиделось на гумне
«А то вот это рассказывал [мужчина], как бабка (й)йхная пашла малатйть к сасёду в рей. Ну, раньше вишь привижжёния была разны… Пашла в рей ма­латйть, а он гаварй[т]: "Анюта, — гаварй[т], — не ха-
дй ты. В нас тут привяжжёния, в нашем у гумне". -"Да ну, — гаварю, — ладна, — гаварю, — ничаво ни сдёлаетца". Вот ана малатйла-малатйла. Пашла на рей скидывать, а там в белым весь стайт, как пакой-ник. <…> Ну, как это место проклятое было».
д. Большой Волочёк, 2976-24. Исп.: Фёдорова Р. В., 1929 г. р. (р. из д. Локоть). Зап.: Попова И. С, 26.01.1990. Расш.: Москвина О. И., Попова И. С.
№ 10. У ручья прислышивалось
[Мама рассказывала]: «Бывало, говорит, у нас такой там ручей был. А выдешь, вот када месяц зи­мой (видь зймы-та ни такие, как нынче). В Новый год месяц-та свёте[т]. А там такая на ручью-то была прорубь у нас, гаворйт. Вот идёшь ночью аткуд и, гаворйт, слышишь:
Свети, свети яснее, Свети, свети яснее.
Погляжу — нет нигде никово. Апять установис-ся, слышу апять:
Свети, свети яснее.
А хто? Няйзвёстно. Хто святи? Как привижёние такое».
д. Хозяиново, 2986-06. Исп.: Тарасова Е. Т., 1908 г. р. (р. из д. Индеево), Фёдорова 3. С, 1930 г. р., Павлова Н. С, 1940 г. р. (р. из д. Индеево), Павлов И. Н., 1939 г. р. Зап.: Маранина С. Ю., 29.01.1990. Расш.: Москвина О. И., Попова И. С.
ЛЕГЕНДЫ
В Порховском районе записаны легенды о Иисусе Христе, Иоанне Предтече, местночтимом монахе-отшельнике Никандре — основателе Никан-дровой Пустыни, расположенной на севере Пор-ховского района. Часть легенд вошла в описание календарных обрядов, поскольку в них объясня­лось происхождение тех или иных календарных обычаев (обычай красить яйца в Пасху, запрет на огородные работы в день Усекновения Главы Ио­анна Предтечи).
В легендах объясняется происхождение мест­ных святынь — источников, святых камней. Один из наиболее характерных мотивов легенд, зафик­сированных на территории района, — проклятие святого.
№ 11. Проклятие святого Никандра
«Никандра хадйл. Это мама рассказывала. Он тоже был как святой — этот Никандра. Прихадйл к нам в дирёвню. Хадйл па дирёвне, прасйлся нача-вать. Никандра святой, преподобный Никандра.
Ну, ево так никто не пустил. Он залез в рей там, ва рью начавал.
В это время пришли цыгане, украли коней, а па-думали, што он. И яво там пабйли, издявалися там, били.
Он как стал на камень на этат, ну, на камень стал нагой. Так и астался след на камни. Такой бальшой камень — там, на краю диревнй (где васток — так вот сюда, в низины был). Как он стал на камень — так след астался на камне. Вот какой святой был!..

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Когда отмечают День города Пскова
  • Интересные факты о Пскове
  • АТО близка к завершению
  • Иллирийский, этрейский, эсперантский…
  • Интересное