Поиск по сайту

Жанры народной прозы и поверья

—   «Шашкй» подвязывались широкими (как шарфы) кушаками. «Шашкй» сами маленькие, се­ренькие. В ригах могли привидеться «шашкй», они любят, где тепло (Новорж., Кораблёво 5003-56; Перхово 5002-04, 06). «Шашкй» «во рыб» (в риге, гумне). Где есть печки, там и «шашкй» (Новорж., Бабихино ВФ 155-35).
—   В баню ходили до захода солнца. Как солнце закатилось — черти моются в бане (Новорж., Черня-ково* 5216-20). Ночью, после двенадцати часов (особенно на Иванов день) нельзя в баню ходить. В
это время бесы (черти с длинными хвостами, «шиш­ки») парятся, кричат или сидят на лавках, играют в гармонь, пляшут. После двенадцати часов черти ис­чезают («отпарились гады рябыи»). Если придет че­ловек, то они разбегаются, но могут «в каменку втиснуть» (Беж., Горенье 5214-24; Новорж., Кораб-лёво 5003-52; Перхово 5001-39, 40; Ровное 5211-25; П.-Г, Коршилово 5026-21).6
—  Чертей видели в риге. Дед пек в риге картош­ку в печи, а черт («шашбк») ее крал. Тогда он поло­жил вместе с картошкой камни. Стал караулить. Пришел черт, начал щупать картошку. Как попа­дется картошка: «О, эта пбкша, эта — мне, — а как ка­мень: — Эта не покша, эта — деду». Дед его «кием» огрел два раза, с тех пор «привиждёния» не стало (Беж., Авинищи 5213-21; см. также «Образцы текс­тов», № 16).
—  С гумна катались «шашки» с бубенцами (Беж., Горенье 5214-23).
—  Мужик был на «гулянке», когда прочитал молитву, оказался в темном гумне (П.-Г., Зимари 2261-02).
—  Один хотел «задавиться», решил испытать -метлу в гумне повесил. Не успел отпустить метлу, а «шешкй» уже в ладоши захлопали (думали, что он в петле). Это радость «шешкам», потому что удавлен­ников батюшка не «проводит» («это непрощальный грех») (Новорж., Залог 5038-27).
—  Парня-гармониста пригласили на «свадьбу» — на самом деле «шешкй» привезли его в гумно. Когда после «свадьбы» он пришел за спрятанными деньгами, то увидел, что в этом гумне повесилась девушка, которой он изменил (оставил беременной) (Новорж., Залог 5038-26).
—  В плохую погоду черти мохнатые приходили со ржаного поля и прятались в сенях . Черти живут «на болотине», людей с пути сбивают (Новорж., Перхово 5001-39, 40).
—  На Иванов день видели лешего: собака вы­шла из болота (П.-Г., Бабины 2282-07).
—  «Шашкй» заводили людей.7 Отец ехал на ра­боту, а за ним гнался «шашбк». «Шашбк» выглядит как человек, но с рогами и копытами (Новорж., Ровное 5211-24).
—  Парень шел с гулянья, и ему привиделось, что их корова бегает по снегу. Он хотел загнать ко­рову, измучился, но она убежала. Утром стали смо­треть — коровьих следов нет, только его следы. Го-ворят,что это «шашкй» привиделись (Беж., Горенье 5214-21).
—  Женщина шла вечером через лес, несла ма­ленького ребенка (муж уснул и не встретил ее). К ней подошел черт в облике человека: «Ну, давай, я понесу!». Женщина отдала ребенка, и ребенок упал на землю. Черт захлопал в ладоши и пошел (Но­ворж., Адорье 5005-32).8
—  К пьянице подскочил чертенок («неболь-шёнький»):  «Пойдём выпьем».  Мужик вытянул жердину из изгороди, хотел ударить: «Господи, что ж то мне не в силу!». Чертенок захлопал в ладоши и ушел в баню. Выглядел как человек, только малень­кий (Новорж., Залог 5036-16).
—  Пьяного мужчину (в отдельных рассказах -женщину) черти («шашкй», леший) в облике людей «провожают» — заводят на камень («на печку»), за­ставляют раздеваться, разуваться и укладывают спать. По некоторым свидетельствам, человек мо­жет опомниться от пения петуха («в двенадцать ча­сов») (Беж., Авинищи 5213-24; Горенье 5214-22; Но­ворж., Малое Алешно 5001-09; Яконово 5033-12; см. также «Образцы текстов», № 19).9
—  Женщина шла с кладбища, присела отдох­нуть на фундаменте недостроенной церкви и увиде­ла «прохожего», пригласила его посидеть рядом. Тот сказал: «Нет, я уже всё своё сделал, наотдыхал-си, нет ничавб!» — захлопал в ладоши и побежал. Это «шашбк» ходит возле недостроенной церкви потому, что теперь никто в Бога не верит. «Приви-жалось» людям (Новорж., Адорье 5005-35).
—  К «варажйлке» хадили «шашкй»: в бане в уг­лу «заваяло» (завыло) — «за мной пришли»; приви­делись две «собаки» — хвостами вертят, «ветер па из­бы» (Новорж., Бабихино 5173, ВФ 155-37).
—  «Шашкй» просили работу у «варажйлки»: «Дай какой-нибудь работы, дай какой-нибудь ра­боты…». Она взяла семя льняное, по болоту рассы­пала и сказала: «Идите соберите». «Шашкй» от нее отстали — «где ж ты семя соберёшь в болоте, во мху?» (Новорж., Бабихино 5173, ВФ 155-37).    —
—  В войну «показывала» на воде: жив муж или нет. Один раз увидела собаку («шашбк»), закрыла все, легла спать. Всю ночь стенки ломают, гоняется «шашбк» с ковшом — хохлатый, как медведь с рога­ми, огромный. Встала на колени, просила у Бога прощения: «Прости, Божья Матерь…» (Новорж., Залог 5037-09, 11).
—  Нельзя ругаться матом. У тех, кто ругается, водятся «шашкй» (Беж., Горенье 5214-24; см. также «Образцы текстов», № 21).
—  Мужик (Николай Фаденников) ругался ма­том, поминал Бога, Христа. Из-за этого у него по­лучился заворот кишок, и он умер. При смерти «ко­за» пришла и блеяла, «собака» лизала ему лицо -это черти вокруг него; «это уже душа пошла к худо­му делу» (Новорж., Черняково* 5219-28).
—  «Шашкй» ссорят («сатанят») людей. Слепой человек, чтобы излечиться, пришел на берег омыть глаза росой. Там услышал разговор двух «шашков» — кто кого «сатанйл». Одному из «шашкбв» не уда­лось поссорить братьев — мать села между ними. На следующий день пошел на берег другой мужик, а «шашкй» его заметили и убили. Господь Бог — дух
хороший, а нечистая сила, «шашок» — худой дух (Новорж., Бороденки 5051-05).
—   Женщина много плакала по покойнику. Од­нажды кто-то зашевелился под кроватью, и она увидела, как над кроватью вынули три потолочи­ны, спустили цепь, и полезли черти с хвостами. Она стала молиться, те ушли и взяли кого-то из-под кро­вати. Женщина с тех пор перестала плакать, а по­минала умершего (П.-Г., Осница 5041-08).
—   В двенадцать часов ночи к девушке приезжа­ет на конях «жених»: «Собирайся». Поехали, а же­них молчит. Она перекрестилась и очутилась на го­ре, одна, ночью (Опоч., Мощеново 1663-42).
—   «Шишок» (черт) ходит ко вдове (или к жен­щине, у которой муж в отъезде) в облике ее мужа; она его кормит, укладывает спать. Чтобы не ходил черт, приглашали батюшку окропить дом святой водой (Новорж., Залог 5038-21, 25; см. также «Об­разцы текстов», №№ 24, 25).
—   На берегу реки жил старик, к нему повади­лись бесы. У него под столом жил медведь. Бесы едят, а медведь из-под стола хватает. Бесы его по лапе несколько раз стукнули, медведь перевернул стол. Бесы убежали и больше не стали ходить (П.-Г., Коршилово 5026-22).
•*? Домовой, дворовой10
—  Дворовик в хлеве (в облике хозяина) расчесы­вал коням гривы, заплетал косы. Какую скотину полюбит — будет ухаживать (Новорж., Губкино 5030-35). Утром домовой показался в облике отца, чистил лошадь. Если дворовой скотину не любит, то замучает ее — это значит «скотина не ко двору» (Новорж., Перхово 5001-41). Если домовой невзлю­бит скотину (масть не понравится), то будет гонять ее по ночам до поту, скотина будет «сохнуть». В этом случае надо менять корову (П.-Г., Астахново 5008-17).
—   Если вечером избу «не выпашешь» (не подме­тешь), то ночью по избе будет ходить домовой (Но­ворж., Кораблёво 5003-57).
—  Домовой — вроде черта, приходит по ночам (Новорж., Ладино — Ковальки* 5007-30, 31).
—   Ночью девочка пошла мимо печки и увидела, как кошка прыгнула в дырку между печкой и стен­кой — это был домовой (Новорж., Залог 5038-14).
—  Домовой — это гад, змея в поле (Новорж., Ве­ска-Бачиха* 5017-03).
—   Мужчина на Пасху повесился, а потом каж­дый вечер в саду «охал» домовой. Братья пошли с ружьями, хотели его убить. А покойный вышел из-за сарая в белом саване. Чтобы он больше не появ­лялся, батюшка обошел кругом с кадилом. Удав­ленников и утопленников в церкви не отпевают, по­этому домовой и «охал» по хозяину (Новорж., Пер­хово 5001-42).
•*? «Привиждения»
—   В Иванов день женщина увидела, что кто-то ползет — как огонь горит, шляпа розовая, когда подбежала собака, все исчезло (Новорж., Вишлёво
— Мартюши* 5042-02).
—   Пошел отец с двумя товарищами на празд­ник в д. Крутцы. Рядом с ними шла «собака» — «го­рит, как огонь». Подошли к реке Любавке, вокруг все зазвенело, а «собака» провалилась под мост (Новорж., Малое Алешно 5001-10).
—   Парень шел с гулянья, взяв с собой гирю (для защиты). Появилась собачка (привидение), он ее ударил гирей, а попал себе по ноге (Новорж., Яко-ново 5033-11).
—  Девушки шли с гулянки ночью, им привиде­лась черная корова, они убежали. На второй день пошли — корзина катилась по дороге на них, они опять убежали домой (Опоч., Мощеново 1663-42).
—   В д. Дуброво течет река, которая делит дерев­ню пополам, через реку есть мост. На этом мосту в двенадцать часов ночи что-нибудь «привиждает-ся»: то покойника несут, «попам поют», то колду­ньи идут (Новорж., Кораблёво 5003-53).

Рейтинг лечебных кормов для кошек

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Когда отмечают День города Пскова
  • Кто будет принимать участие в концертной программе в честь дня города Пскова
  • Псковские производители товаров хотят больше сотрудничать с ритейлерами
  • В Пскове подошел к концу ремонт четырех дворов
  • Интересное