Поиск по сайту

Жанры народной прозы и поверья

(Путилово 2180-09).
Войдя в дом жениха, молодые молились Богу (Лог 2982-14).
СВАДЕБНОЕ ЗАСТОЛЬЕ В ДОМЕ ЖЕНИХА
В доме, где проходило свадебное застолье, «на­стелют саломы обязательно» (Демиденки 2965-12).
Свадебный пир в доме жениха начинался с того, что дружка ЗАВОДИЛ МОЛОДЫХ ЗА СТОЛ. «Маладые сядут против акна. Здесь вот вёшаитца иконка такая небальшая над галавами, са свечками. <…> Гарят свечки» (Демиденки 2965-12). «Гатови-ли стол, и вот палатёнцы развесив. Натянут верёвку и навешают, занавески павёшают красива. <…> Маладых пасадют <…> к иконы, <…> а крёсная сбоку и крёсный рядам» (Бёрдово 2970-14). Моло­дые садились на подушки.7
Этот момент был связан с ВЫКУПОМ МЕСТА — «дрозда сгоняли». «[От венца], кагда привяду[т] невесту, приеду[т] — невесту дружка вядё[т] за руки. Привядё[т]. Падложим две падушки, где им садйт-ца. Вот на "противнице", на "противной" лавке -[это] скамейка против двери. <…> И вот этат друж­ка бярё[т] за руку^ и до падушек давядё[т]. А на паду-шках сиди[т] там кто-нибудь. Сиди[т] и говори[т]:
Выкупите дразда! Ня згбните дразда С мавб гнезда!
Тада што-нибудь даду[т], кто на подушках си-ди[т]» (Подберезно 2973-04).
Во время свадебного застолья ЖЕНИХ ВЫКУ­ПАЛ КОСУ. Брат невесты, мальчик, подбегал и грозился, что будет «резать косу», приговаривая:
«Косу отрублю! Одна бровь — сто рублёв, Другая бровь — двести рублёв, Русой касы и цены нету!»
(Качурицы 2204-16).
Поезжане «крали молодую», заставляли жениха ее искать, требовали выкупа (Заречье 2195-17; Оста-шево 2982-05).
Особую роль на свадебном застолье играл дружка, узнать которого можно было по особому наряду. «Абязательно невеста далжна павёсить ему через плечо палатёнец. Вот дружка ходит, через плечо палатёнец, и палачка вот так. Как управляю­щий такой — свадьбы» (Демиденки 2965-12).
Дружка призывал гостей к наделению молодых: ПРИКЛИКАЛ К СТАКАНУ, просил «рюмочку позолотить». «Винца понемножку. Стопочки вот такие маленькие, по две, может, разольют. Ну вот, угощаютца там. Дружко всех вызаве[т] — "рюмачку залатйть". Стаят маладыи, дружка вызывает:
Ляксандра Игнатьевна, Налезь на лыжи, Падвигайся паблйже! Рюмачку пазалатй -Не алтын, а чатыри!
Вот маладыи наливают в эту стбпачку водки. <…> И дружка падает, а ана [молодая] далжна сколька-та бросить денег» (Демиденки 2965-12).
Когда «золотили рюмку», кричали «Горько!», а молодые целовались (Демиденки 2965-12). «И к ста­кану прикликают. Дружка уже выходя, и их празд-равляю[т] и денег дают (й)им. Это к стакану призы­вают» (Бёрдово 2970-14).8
«СПРАВЛЯЛИ СТОЛ». В качестве угощения на свадьбе подавали простую еду. «А тагда и щи стави­ли, хлябали все» (Демиденки 2965-12). «Канёшна, раньши калбас не было, как сечас дёлыют. Варют кашу. Вот такие закуски. Ну, селёдка там. Селёдка эта всегда, пастаянно» (Демиденки 2965-12).
Традиционным угощением на свадьбе была ка­ша. Варили гречневую, пшенную, ячменную каши. Их готовили особым способом. Сначала мололи крупу, затем ее заваривали с добавлением льняно­го масла и выливали в форму. Когда каша застыва­ла, ее разрезали на кусочки и протирали через си­то. Подавали на стол, поливая постным маслом. «Наварют всякый каши: и бёлай — пшано, и грёчне-вай, и просавай. Па-всякаму — ешь да перди! И га-рохывый наварют — и "струкам", и "червячкам" [протрут через сито]. И угащаютца» (Демиденки 2965-12). Подавали также сладкую житную кашу, которую ели с молоком: «Житная каша — эта в сту­пах талклй. Жйта с малаком падавали. И с мала-ком, и с песком [сахарным] ели жйта» (Демиденки 2965-12).
Девушки и замужние женщины пели песни на свадебном застолье: деньги «выпевали», «опевали застолицу» (Верхние Горки 2205-12; Щерепицы 2192-18); плясали под гармонь — «пол ровняли», взмахивали платочками — «опахивали потолок» (Качурицы 2204-42; Козибор 2974-14).
В конце свадебного застолья, когда подавали кашу, молодая ОДАРИВАЛА родню жениха.9 «За сталом-та сидят. Патом кашу-та падают и кричат:
"Каша жарка!". Невеста дарит. И паказывают-от -што невеста падарйла: свекрбвки — на платье, свё-кору, может быть, рубашку, заловки, может быть, там што-та, и деверю. Невесте тож нада бь’ша вы-хадйть, пад "кашу жаркую" нада гатовитца» (Деми-денки 2965-12).
Когда невеста дарила дары, ей приговаривали:
«Наша княгиня маладая Тонка пряла, Звонка ткала, Бела белила, Вам дарила!»
(Качурицы 2204-16, 31).
После одаривания невесте надевали женский головной убор — «повой», «повбйничек».10
МОЛОДЫХ ВЕЛИ СПАТЬ в холодную поло­вину избы (Лог 2982-14). «На этам и кончитца. Вы­ведут маладых, куда им нада — в другую избу. Па-гуляют и расходютца к вечеру» (Демиденки 2965-12). Вслед молодым кричали:
«Ура, хороша молодая! Хорош молодой!»
(Степерино 2207-23). Расходившимся по домам гостям приговаривали:
«Пирог попярёк -Гостей за порог!»
(Готовино 2206-12).
ВТОРОЙ ДЕНЬ СВАДЬБЫ. «ОТВОДИНЫ»
На второй день свадьбы невеста должна была встать раньше свекрови и прибрать в избе (Щере-пицы 2192-27). «Будили молодых» — рядом с крова­тью супругов били посуду: чашку, стакан, тарелку. Молодую «испытывали» — «роги обивали» (разби-
вали горшок) или «пол сорили», заставляя молодую подметать; смотрели, насколько она проворна." Когда молодица первый раз шла в баню, ее неожи­данно обливали холодной водой.12 Молодую посы­лали за водой на колодец и не давали набрать воды, пока не откупится (Козибор 2974-14; Шелешни 2203-11).
Проверяли, «честная» ли невеста: пекли жениху «драчёху» (яичницу) и смотрели, как он начнет ее есть: если с края — невеста «честная», если с середи­ны — то нет (Лог 2982-16).
На второй день или через неделю после свадьбы молодые и ближайшие родственники жениха ехали на «ОТВОДИНЫ» к родителям невесты, где было застолье и гулянье.13 «На втарой день атправляют-ца как на атводины. Так эта уже больше радня. Са-бираитца толька нявёстина радня и мужикова» (Де-вонисово 2966-08). «На второй день едут к невесты. Не все какие позваныи у парня, а ёйные каторые гости, радйтели. Вот май паёдут. Там ещё гуляют столы — маладыи вместе с (й)им там, дружки уже нет. Без дружки угащаютца» (Демиденки 2965-12).
На второй или третий день свадьбы деревен­ские ребятишки просили невесту сшить им «ШЕ-ЛУГУ», кричали: «Петина нявёста, а Петина ня-вёста! Сшей нам шелуг//». Молодая шила круглый мячик из разноцветных тряпочек, обшивала его «кйстками». Ребятишки играли этой «шелугой» в течение недели — «гоняли» ногами.14
Традиционные чествования молодоженов про­ходили на Масленицу. Родители молодухи пригла­шали молодоженов в гости и на Пасху. «Радйтели нас пазавут. Пригласят в гости на Паску. И празд­новали. Хадили маладыи первый год. После — хошь иди, хошь не[т]. А в первый год звать приходют ма-ладь’гх в гости» (Бёрдово 2971-01).
СОДЕРЖАНИЕ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ СВАДЕБНЫХ ПРИЧИТАНИЙ. ПЕРЕЧЕНЬ ЗАПИСЕЙ
В Порховской свадебной традиции представлены две разновидности причитаний: сольные (невесты, матери, крестной, тетки) и коллективные (подруг не­весты). Они сопровождают основные моменты дове-нечной части свадьбы и связаны с процессом отчуж­дения невесты от своего рода. В сюжетных мотивах свадебных причитаний воплощаются традиционные представления, выраженные через систему образов-символов, устойчивых словесных оборотов, поэти­ческих формул. Сюжетные мотивы, лежащие в осно­ве поэтической системы причитаний, имеют различ­ную направленность: императивные, побуждающие к действию; описательные, комментирующие проис­ходящие действия; вопросительные.
Содержание поэтического текста и перечень записей хорового причитания «Воля»
«Как сабярёмтись-ка, красны девушки»
Как соберёмся, красны девушки, в одно место, во единый круг, во зелёный луг. Против месяца, против ясного, против солнышка, против красного, против батюшкиного окошечка (под Манино око­шечко) и споёмте (покликаем, прокричим) зорю ве­чернюю, волю вольную.
Куда волюшка сподевалась? — В тёмном лесу за­блуждалась («заблыкалась», «запутлялась»), в шел­ковой траве запуталась, в чёрной грязи замаралась, на быстрой речке (в ключевой воде) умывалась, в бело платьице (на белом камне) снаряжалась, в путь-дороженьку собиралась, к Божьей церкви от­правлялась.
Благословлял меня (чтоб благословил её) род-ный батюшка (папенька), наказывал: — Носи пла­тьице — не снашивай, терпи горюшко — не сказывай. Не сносивши, платьице сносилось, не сказавши, го­рюшко сказалось.
Дубровенская вол.: Готовино 2206-14, 18, 2207-40; Заболотье 2182-10, 33; Заречье 2195-08-10; Подцубье 2196-25, 26; Путилово 2179-13, 16, 2180-14; Степерино 2207-01,02,31.
Славковская вол.: Дубровичи 2985-15, 16.
СОДЕРЖАНИЕ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ
СВАДЕБНЫХ ОБРЯДОВЫХ ПЕСЕН И ПРИПЕВОК: ТЕМЫ, ОБРАЗЫ, СЮЖЕТНЫЕ МОТИВЫ. ПЕРЕЧЕНЬ ЗАПИСЕЙ
ПРЕДНАЗНАЧЕННОСТЬ,
ОЖИДАНИЕ-ПРИУГОТОВЛЕНИЕ;
ВЕСТЬ, НАМЕРЕНИЕ, ВЫБОР
1. «У нас Нюшенька изменщица была» (вари­анты напева 10)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Когда отмечают День города Пскова
  • Кто будет принимать участие в концертной программе в честь дня города Пскова
  • Псковские производители товаров хотят больше сотрудничать с ритейлерами
  • В Пскове подошел к концу ремонт четырех дворов
  • Интересное