Жанры народной прозы и поверья
Важнейшую часть гулянья занимали девичьи пляски. В их основе лежит движение по кругу одной или двух девушек (реже круговая хореография связана с парной пляской парня и девушки). Назывались они «кружками»:20 «во кружок», «кружка», «кружком» плясали — по двое или по одной, «по две забравши и топаем» (Кириллово 2981-33). Плясали под гармонь, балалайку, многострунные гусли, инструментальный ансамбль и «под язык» — имитируя голосом звучание музыкального инструмента. На больших гуляньях под пляску играли одновременно две или три гармони (Пуково 2983-34).
Плясали также «Русского»: парень и девушка «перепевались частушками» — по очереди пели плясовые припевки во время пляски; «Камаринского», «Казачка». Широко представлен танцевальный репертуар позднего происхождения: «Сербирьянка», «Сумецкого», «Краковяк», «Ту-степ», «Вальс».
Большинство плясок были парными, в них участвовали парни и девушки, которые «женихались». Если парень почему-либо не приглашал девушку на «Дуняшу» или «Частёху», это означало, что он ей изменяет. И парня, и девушку могли осмеять, i ово-рили: «Ей (или ему) рыжики!» — шикали, хлопали в ладоши, свистели (Заболотье 2183-12; Поддубье 2195-28). Девушке, не вышедшей замуж за парня, с которым она гуляла, на посиделках «мыли голову» — обливали водой: «Голаву нада мыть — женился тот-то, тебя не взял» (Заболотье 2183-12). То же самое могли проделать и с парнем.
Чрезвычайно популярны в фольклорной традиции Порховского района многофигурные пляски и пляски с элементами игрового действия (завивание, развивание, поцелуи и т. д.).
Пляска «Дуняша» названа по первой песне своеобразного хороводно-плясового цикла «Уродилася Дуняша не велика, не мала», который исполнялся с инструментальным сопровождением. «Под гармонь пают. А тут гармонь сразу выгавариват, тут падпявае[т] запявала, а тут падпявают» (Быстро 2193-18). В этот цикл входили песни: «Я по садику гуляла, по зелёненькому», «Сама садик я садила».
Сначала происходил набор участников по парам. Либо парень выбирал девушку, либо девушка парня.21 «Парень идёт, в балалайку играет. Тут девка кака-нибудь яму песенки паёт. Кагда набярётца полный круг (парень — девка, парень — девка; пар восимь бываит), тада девка начинает петь» (Трави-но 2192-14).
Виды хореографического движения представлены следующими фигурами пляски:22
— ходят парами по кругу;
— парень и девушка из соседних или противоположных пар меняются местами, потом возвращаются на свои места. «Вот так круг бальшой. Я пай-ду вот туда, а ён — аттудава. Против адйн аннова. Патом ён сюда встане[т], а аттуль я к ему апять встану» (Лашково 2191-04). «Прежде парень идё[т]. Он и играе[т] "Дуняшу". Прайдёт. Другая девка навстречу выйдет к яму. Он через эту девку становит-ца к этай. И пают апять: "Урадйлася Дуняша". Пака вся эта песня кончитца, все вот так парами пра-йдут» (Травино 2192-14);
— музыкант по очереди вызывает девушек (парня с девушкой) плясать в центр круга. «Када эту песню спают, потом пляшут иё. Значит, гарманйст идёт вперёд. Парень идёт, а девушка сзади прита-пыват, приплясыват» (Быстро 2193-18). «Парень всё с дёвкай насярёдку избы вот так выйдут, абяр-ну^гца. Парень пайдё[т] — в балалайку "под пляску" заиграет. Он вот так пайдёт, встанет, а девушка пляшет» (Травино 2192-14). Если девушка пляшет плохо или вовсе не пляшет, играли «по копейке», «копеечку»: гармонист начинал сбивать плясовой ритм — затягивал отдельные тоны или аккорды, выигрывал плясовой ритм на одном звуке. «…А "па
капёйки". Если ана не сплясала, значит, ей сыграют "Капёечку" такую: "Ты-ты-ты-ты, ты-ты-ты-ты". На онном [звуке], на басе» (Быстро 2193-18). «А если не спляшет, "в капёйку" сыграют, плахую игру. Кажная девушка всё спляшет. Не спляшет — палучит "капёйку"» (Травино 2192-14);
— пары стоят по кругу, а один парень выплясывает в середине, «как гусак».
Порядок фигур пляски мог быть различным. После того как отпляшет последняя пара, все участники рассаживались по лавкам, парни садились на колени к девушкам (Качурицы 2210-14).
Любимые в народе многофигурные пляски: «Чёртик», «Суп варить».23
«Петушок», «Петушка завивали»: один человек плясал в кругу, остальные ходили по кругу, потом «заплетались» — клали руки на плечо и «расплетались»; плясали под наигрыш «Русского».
«Частёха»: две пары ходили «под песни», под «Скобаря». Парень приглашал девушку (или наоборот) и держал ее за руки, они ходили парой «по полу», «за рукам», из стороны в сторону. Гармонист играл, а девушки пели припевки под гармонь. «В Ванька» — несколько пар ходили по кругу.24
81
-198
Раздел 6 СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД
В экспедиционных материалах содержится несколько развернутых рассказов о традиционном свадебном обряде Порховского района. Основной корпус сведений о свадьбах по старинному обычаю был получен от очень пожилых и памятливых людей. Тем большую ценность представляют эти рассказы для характеристики порховского свадебного обряда в контексте других фольклорных традиций Псковщины.
В Порховском районе бытуют два типа свадебного обряда: свадьба с детально разработанным обрядовым комплексом довенечного периода, сведения о которой в достаточно полном виде зафиксированы в Ясенской и Дубровенской волостях, и свадьба «убегом», свидетельств о которой особенно много в Славковской и Верхнемостской волостях.
По словам носителей традиции, замуж «убегом» могли уходить из-за несогласия родителей либо в связи с бедностью семей: «Ну, "бягом", так и звали — "бягом". Приеде[т] жанйх-та, дагаварйтца с кем-нибудь там. У яво може[т] и лошади нет сваей, не толька што… Ну, с кем-та дагаварйтца, што, значит: "Съездим за жёнкай мне". И приедут. А ты уж падгатовивши, справивши, што у тебя есть. Гава-ря[т], "бягом" вышла ана замуж» (Девонисово 2966-08). В случае замужества «убегом» свадьбу все равно устраивали, но такая свадьба отличалась большей скромностью.
Зачастую выбор невесты осуществлялся родителями жениха по совету стариков — «по похвалы», «смотрели» на «поведение родителей» (Лог 2982-14; Луг 2980-05). «Высматривали» девушек на ярмарках. «Раныии-та гуляли: гулянья были, ярманки были. <…> Да-а, и старый хадйли, ваглядавали мала-дёжь. И силком атдавали. Вот ня хошь, а выйдешь. Сасватают — и выйдешь» (Бёрдово 2970-14).
Основным временем, когда можно было играть свадьбы, считался зимний мясоед, период от Крещения до Масленицы: «…больше зимой эти свадьбы делают, вот в эту мясадь» (Демиденки 2965-12). «Святки — две недели. От как раз от ётава дня. Вот тагда гулянньё, вот и свадьбы, и сходютца. И до Маслинай — праходит мясодь-та, в пасту ня будут жанйтца, уже атайдё[т], бывала. В пасту не было свадеб и замуж не вухадйли, толька на мясади. Вот [еще] будет лётам-та мясадь-то. Паска-та прайдё[т] — вот апять жёнютца. И летам жёнютца. Вот ашшё буде[т] пост, тэй — летам, и ни жанйлисе. Толька на мясади» (Бёрдово 2971-01).
СВАТОВСТВО
Сватами приходили ближайшие родственники жениха: отец, мать, дядя, крестные. Рассказывали, что раньше свататься ездили только мужчины. Присутствие жениха на сватовстве не было обязательным. «Нет, жених не сваталсе. Жених не едет, батька ездил. Каво он там сябё взял в таварищи, какова мужшйну?.. А патом уже паёдет, кагда пала-дют, дагаварятца — тагда уже ён едет с женихом» (Крюково 2970-10).
Сваты приезжали под вечер и просились «на постой». Заходя в дом, стучали и приговаривали: «Ваш товар, наш купец!» (Луг 2980-05). В первую очередь спрашивали согласия родителей невесты. По некоторым данным, в этот момент сваты «брали совет», т. е. выясняли у родителей невесты, отдадут ли они дочь замуж: «Кагда приежали за невёс-тай — с атцом разгаваривали, с матерью разгавари-вали, са всим — "брали савёт". Присавётуют — идти или ня идти, пустют или ня пустют замуж. Вот эта называетца "савётавались" — брать ану или ня брать» (Крюково 2970-10).
Сватовство могло проходить по предварительной договоренности обеих сторон, по желанию девушки и ее ухажера. «Вот знаком, примерна, парень с дёвушкый. Знакомы даже бывают до васьмй лет. Ну, саглашаютца на женитьбу. Невеста вроде там скажет: "Я без радйтелей, без майх радйтелей, не пайду. Пускай придут радйтели". Вот, значит, парень просит [своих] радйтелей, и идут к невестиным радйтелям. Там-от сгавариваютца насчёт свадьбы. Как гаварйтца-от, хатят жизнь саединйть и адйн аднова любят» (Демиденки 2965-12).
Если стороны договорились о свадьбе, собирали небольшое ЗАСТОЛЬЕ. «Вот, сватают. Инагда капризничают, даже те радйтели — невесты радйтели. Ну, угаварятца, значит, саглашаютца на свадьбу. Ставят самовар, делают угащёнье, какое есть. Примерна, редьку вот с квасам паставят, и то, значит, эта считаитца угащёнье. Ну, па стопки, канёш-на, выпьют» (Демиденки 2965-12). Невеста давала жениху ЗАЛОГ, ЗАДАТОК.1
https://r-wt.ru инструкции на погружные насосы pedrollo.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35