Поиск по сайту

Жанры народной прозы и поверья

В недавнем прошлом на территории района ши­роко бытовали старинные русские ГАРМОНИКИ -трех-пятирядные псковские тальянки, называемые «резухами», «резушками» по характерному резкова­тому тембру.14 Встречаются также описания двух­рядных тальянок — «бологовок». «Тальянка была. Два баса и астальное — два рида — галаса. И всё» (Бёрдово 2971-02).15 Гармонные «голоса» могли так­же называться «свистками» (Славковичи 2975-22).
Повсеместно играли в порховских деревнях на гармонях «немецкого» строя, а в послевоенные го­ды началось активное проникновение в деревен­ский быт гармоник хроматического строя — «хро­мок». «А всякие, руськии большинство раньши бы­ли. Тут стали и вот эты нямёцкии. А па пёрвасти руськии [гармони]. <…> Были хромки, были и тальянки» (Бёрдово 2971-02). В настоящее время широко распространены современные гармони (25×25). На этих гармонях до сих пор можно запи­сать наигрыши, которые ранее звучали на старин­ных инструментах, с сохранением манеры и стиля
исполнения (например, старинная гармонная игра «на растяг», «развалюха» — Ясно 2203-33).
Записаны многочисленные рассказы о гармон­ных мастерах. В д. Загрязье ранее делали как таль­янки, так и немецкие гармони. Сохранились воспо­минания о гармонном мастере Иване Алексееве (Тимошихино 2968-14). Некоторые гармонисты, как, например, замечательный музыкант Евгений Сергеевич Муров (1920 г. р.) из п. Славковичи, са­ми ремонтируют гармони. О нескольких гармон­ных мастерах рассказывали в д. Ясно (2203-15).
Народная инструментальная традиция Порхов-ского района богата гармонистами. Это Василий Иванович Киселев (1934 г. р.) из д. Авчух Славков-ской волости, Александр Ефимович Ефимов (1924 г. р.) из д. Лог Славковской волости. Многие музы­канты играют на нескольких музыкальных инстру­ментах, блестяще владеют традицией ансамблевой игры. В настоящее время ансамбли представлены инструментальными дуэтами гармони и балалайки. Интересны исполнительские коллективы из д. Ав­чух Славковской волости в составе: В. И. Киселёв (гармонь 25×25) и Алексей Антонович Иванов (1922 г. р., балалайка); из д. Девонисово: Алексей Алек­сандрович Васильев (1929 г. р., балалайка) и Леонид Иванович Алексеев (ок. 1935 г. р., гармонь 25×25).
Экспедициями записаны сведения о том, как учились играть на различных музыкальных инстру­ментах, перенимая традиционные наигрыши «по мотиву».16
Для Порховского района, так же как и для мно­гих других районов Псковской области, характерна развитая система НАИГРЫШЕЙ, принадлежащих празднично-обрядовой сфере народной культуры. Наигрыши «под песни» и «под пляску» исполнялись на деревенских гуляньях во время годовых, престоль­ных и заветных праздников, на ярмарках, молодеж­ных вечёрках, на свадьбах. «Плясали кругом. Это на гуляньи, старинный-старинный плясали. С выхадом притом плясали. Гарманйсты харашо играли» (Бёр-дово 2971-02). На ярмарках играли под драку, под «ломанье».17 «А в гармошки играю[т] под драку ка­кую-то [игру], такую вясёленькую. Ну и начинают. Адин аднаво как-нибудь плячём заденут. Ну и па-шлб!.. Вот и те ламаютца под драку» (Осташево 2982-11). Парни пели под драку «каротенькие песни де­ревенски, как частушки» (Осташево 2982-11).
Группа наигрышей «ПОД ПЛЯСКУ» представ­лена наигрышами общерусского распространения: «Русского», «Барыня», «Камаринского». Они со­провождали как одиночные (мужские и женские), так и парные, и многофигурные пляски — «Суп ва­рить», «Лянбво». Сопровождая кадриль и другие пляски, эти наигрыши приобретали новые сти­листические особенности и меняли свое название в соответствии с названием пляски (кадрили).
В Порховском районе распространен характер­ный для значительной территории Псковщины на­игрыш «Кружка» («Трепака», «Казачка») — под ста­ринную женскую круговую пляску «бочком». Кроме того, бытуют жанры среднеевропейской танцеваль­ной музыки (вальс, полька, краковяк и др.), прочно вошедшие в репертуар народных музыкантов.
Группа наигрышей «ПОД ПЕСНИ» наиболее многосоставна. На территории района она пред­ставлена различными типами музыкальных форм, имеющими в местной традиции следующие названия:
1.  «Милашка»1*    («Скобаря»,    «Горбатого», «Порховская», «Славковская» и др.) — этот тип на­игрыша распространен на всей территории Пор­ховского района. За пределами района он зафикси­рован в бассейне р. Великой — в западных и отчасти центральных районах области (в Псковском, Ост­ровском, Пыталовском,  Красногородском, Опо-чецком, Пушкино-Горском, Пустошкинском райо­нах). Территория Порховского района является се­верной и северо-восточной окраиной ареала быто­вания наигрыша.
2.  «Псковская под песни» («Скобаря», «Пор­ховская», «Милашка» и др.) — есть «точечные» запи­си наигрыша в Славковской и Верхнемостской во­лостях. Порховский район представляет собой севе­ро-восточную окраину распространения этой игры, известной на западе области (в Островском, Пыта­ловском, Красногородском, Опочецком районах).
3.  «Скобаря» — в Порховском районе наигрыш записан только на территории Митрофановской волости. За пределами района этот тип наигрыша бытует в центральных, юго-восточных и восточных районах области (Пушкино-Горском, Новоржев­ском, Бежаницком, Локнянском, Пустошкинском, Новосокольническом,   Невельском,   Великолук­ском, Куньинском, Усвятском районах и далее в со­предельных областях — по течению pp. Западной Двины и Ловати). Порховский район и в этом слу­чае выступает самой северной границей ареала бы­тования этого типа инструментального наигрыша.
4.  «Сумецкая»  («Скобаря»,   «Сиротинка») -игра повсеместно распространена на территории района. За пределами района этот наигрыш наибо­лее плотно бытует в центральных, а также в запад­ных районах области (Псковском, Островском, Палкинском,   Пыталовском,   Красногородском, Опочецком, Пушкино-Горском, Новоржевском, ча­стично в Бежаницком районах), встречается также севернее — в Струго-Красненском районе.
5.  «Новоржевская» («Половинка»,  «Пополам песню», «Скобаря») — наигрыш зафиксирован по­всеместно на территории Порховского района. Эта игра имеет общерусское распространение («Сара­това»), однако на территории Пушкино-Горского, Новоржевского, Порховского, а также ряда других
районов Псковщины обладает ярко выраженными чертами местного музыкального стиля.
Кроме того, в фольклорной традиции Порхов-ского района представлены наигрыши позднего ис-торико-стилевого слоя («Цыганочка», «Сербирьян-ка», «Страдания», «Семёновна» и др.).
Таким образом, своеобразие инструментальной традиции Порховского района связано с функцио­нированием в этой местности всех основных типов наигрышей «под песни», бытующих на территории Псковской области. На уровне музыкально-стиле­вых характеристик порховская инструментальная традиция в наибольшей степени обладает чертами, свойственными центрально-псковским районам, образуя тем самым одну из относительно самостоя­тельных зон в области инструментальной музыки Псковщины (Порхов — Пушкиногорье — Новоржев).
Наряду с этим, в инструментальной музыке Порховского района обнаруживаются некоторые типологические особенности, присущие псково-новгородской традиции бассейна р. Ловати (Дедо-вичи — Бежаницы — Локня — Холм — Поддорье — Ста­рая Русса). Например, под порховскую «Милашку» (наигрыш, имеющий псковский ареал распростра­нения) исполняются припевки, отличающиеся боль­шей распетостью и мелодическими особенностями, характерными для западно-новгородских районов.
Для инструментальной традиции Порховского района характерны яркие особенности исполнитель­ского стиля. Каждый из типов наигрышей представ­лен большим количеством неповторимо своеобраз­ных исполнительских вариантов. Особенно это ха­рактерно для наигрышей на балалайке, когда один и тот же наигрыш может быть сыгран при различной настройке интрумента, от разных ладов и обладать индивидуальностью исполнительского решения.
Формы ХОРЕОГРАФИИ, зафиксированные в Порховском районе, многообразны. Они связаны с различными жанрами и историко-стилевыми плас­тами народно-песенной традиции.
На посиделках, беседах, проходивших в осенне-зимний период, святочных гуляньях водили хоро­воды («каравбды»).19
«Просо» водили «в избы и на гулянке, и на ули­це спаёшь» (Хозяиново 2986-02). Тип хореографи­ческого движения — «партия на партию». Участни­ками хоровода могли быть девушки, женщины и парни. «Там па пять, па шесть жёншин, девушек. Тут и мальцы станавйлися» (Хозяиново 2986-02). Отмечается как сугубо девичий состав хоровода («так девки стаят и так дёвак артель стайт» — Кон-дратово 2988-27), так и деление по «партиям» («пар­тия мальцев ходит, партия дёвак» — Бёрдово 2971-16). Во время движения участники каждого из ря­дов держались «пад ручку»; подходя к противопо­ложному ряду, топали (Хозяиново 2986-02).
Хоровод «Со жгутом я хожу» сопровождал иг­ровое действие: «…эта вот кладёшь парню, то на то плячо, то на другоя (то на левая, то на правая) -платок» (Малое Заборовье 2984-23).

Стол для бильярда бильярдный стол.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Когда отмечают День города Пскова
  • Кто будет принимать участие в концертной программе в честь дня города Пскова
  • Псковские производители товаров хотят больше сотрудничать с ритейлерами
  • В Пскове подошел к концу ремонт четырех дворов
  • Интересное