Жанры народной прозы и поверья
В недавнем прошлом на территории района широко бытовали старинные русские ГАРМОНИКИ -трех-пятирядные псковские тальянки, называемые «резухами», «резушками» по характерному резковатому тембру.14 Встречаются также описания двухрядных тальянок — «бологовок». «Тальянка была. Два баса и астальное — два рида — галаса. И всё» (Бёрдово 2971-02).15 Гармонные «голоса» могли также называться «свистками» (Славковичи 2975-22).
Повсеместно играли в порховских деревнях на гармонях «немецкого» строя, а в послевоенные годы началось активное проникновение в деревенский быт гармоник хроматического строя — «хромок». «А всякие, руськии большинство раньши были. Тут стали и вот эты нямёцкии. А па пёрвасти руськии [гармони]. <…> Были хромки, были и тальянки» (Бёрдово 2971-02). В настоящее время широко распространены современные гармони (25×25). На этих гармонях до сих пор можно записать наигрыши, которые ранее звучали на старинных инструментах, с сохранением манеры и стиля
исполнения (например, старинная гармонная игра «на растяг», «развалюха» — Ясно 2203-33).
Записаны многочисленные рассказы о гармонных мастерах. В д. Загрязье ранее делали как тальянки, так и немецкие гармони. Сохранились воспоминания о гармонном мастере Иване Алексееве (Тимошихино 2968-14). Некоторые гармонисты, как, например, замечательный музыкант Евгений Сергеевич Муров (1920 г. р.) из п. Славковичи, сами ремонтируют гармони. О нескольких гармонных мастерах рассказывали в д. Ясно (2203-15).
Народная инструментальная традиция Порхов-ского района богата гармонистами. Это Василий Иванович Киселев (1934 г. р.) из д. Авчух Славков-ской волости, Александр Ефимович Ефимов (1924 г. р.) из д. Лог Славковской волости. Многие музыканты играют на нескольких музыкальных инструментах, блестяще владеют традицией ансамблевой игры. В настоящее время ансамбли представлены инструментальными дуэтами гармони и балалайки. Интересны исполнительские коллективы из д. Авчух Славковской волости в составе: В. И. Киселёв (гармонь 25×25) и Алексей Антонович Иванов (1922 г. р., балалайка); из д. Девонисово: Алексей Александрович Васильев (1929 г. р., балалайка) и Леонид Иванович Алексеев (ок. 1935 г. р., гармонь 25×25).
Экспедициями записаны сведения о том, как учились играть на различных музыкальных инструментах, перенимая традиционные наигрыши «по мотиву».16
Для Порховского района, так же как и для многих других районов Псковской области, характерна развитая система НАИГРЫШЕЙ, принадлежащих празднично-обрядовой сфере народной культуры. Наигрыши «под песни» и «под пляску» исполнялись на деревенских гуляньях во время годовых, престольных и заветных праздников, на ярмарках, молодежных вечёрках, на свадьбах. «Плясали кругом. Это на гуляньи, старинный-старинный плясали. С выхадом притом плясали. Гарманйсты харашо играли» (Бёр-дово 2971-02). На ярмарках играли под драку, под «ломанье».17 «А в гармошки играю[т] под драку какую-то [игру], такую вясёленькую. Ну и начинают. Адин аднаво как-нибудь плячём заденут. Ну и па-шлб!.. Вот и те ламаютца под драку» (Осташево 2982-11). Парни пели под драку «каротенькие песни деревенски, как частушки» (Осташево 2982-11).
Группа наигрышей «ПОД ПЛЯСКУ» представлена наигрышами общерусского распространения: «Русского», «Барыня», «Камаринского». Они сопровождали как одиночные (мужские и женские), так и парные, и многофигурные пляски — «Суп варить», «Лянбво». Сопровождая кадриль и другие пляски, эти наигрыши приобретали новые стилистические особенности и меняли свое название в соответствии с названием пляски (кадрили).
В Порховском районе распространен характерный для значительной территории Псковщины наигрыш «Кружка» («Трепака», «Казачка») — под старинную женскую круговую пляску «бочком». Кроме того, бытуют жанры среднеевропейской танцевальной музыки (вальс, полька, краковяк и др.), прочно вошедшие в репертуар народных музыкантов.
Группа наигрышей «ПОД ПЕСНИ» наиболее многосоставна. На территории района она представлена различными типами музыкальных форм, имеющими в местной традиции следующие названия:
1. «Милашка»1* («Скобаря», «Горбатого», «Порховская», «Славковская» и др.) — этот тип наигрыша распространен на всей территории Порховского района. За пределами района он зафиксирован в бассейне р. Великой — в западных и отчасти центральных районах области (в Псковском, Островском, Пыталовском, Красногородском, Опо-чецком, Пушкино-Горском, Пустошкинском районах). Территория Порховского района является северной и северо-восточной окраиной ареала бытования наигрыша.
2. «Псковская под песни» («Скобаря», «Порховская», «Милашка» и др.) — есть «точечные» записи наигрыша в Славковской и Верхнемостской волостях. Порховский район представляет собой северо-восточную окраину распространения этой игры, известной на западе области (в Островском, Пыталовском, Красногородском, Опочецком районах).
3. «Скобаря» — в Порховском районе наигрыш записан только на территории Митрофановской волости. За пределами района этот тип наигрыша бытует в центральных, юго-восточных и восточных районах области (Пушкино-Горском, Новоржевском, Бежаницком, Локнянском, Пустошкинском, Новосокольническом, Невельском, Великолукском, Куньинском, Усвятском районах и далее в сопредельных областях — по течению pp. Западной Двины и Ловати). Порховский район и в этом случае выступает самой северной границей ареала бытования этого типа инструментального наигрыша.
4. «Сумецкая» («Скобаря», «Сиротинка») -игра повсеместно распространена на территории района. За пределами района этот наигрыш наиболее плотно бытует в центральных, а также в западных районах области (Псковском, Островском, Палкинском, Пыталовском, Красногородском, Опочецком, Пушкино-Горском, Новоржевском, частично в Бежаницком районах), встречается также севернее — в Струго-Красненском районе.
5. «Новоржевская» («Половинка», «Пополам песню», «Скобаря») — наигрыш зафиксирован повсеместно на территории Порховского района. Эта игра имеет общерусское распространение («Саратова»), однако на территории Пушкино-Горского, Новоржевского, Порховского, а также ряда других
районов Псковщины обладает ярко выраженными чертами местного музыкального стиля.
Кроме того, в фольклорной традиции Порхов-ского района представлены наигрыши позднего ис-торико-стилевого слоя («Цыганочка», «Сербирьян-ка», «Страдания», «Семёновна» и др.).
Таким образом, своеобразие инструментальной традиции Порховского района связано с функционированием в этой местности всех основных типов наигрышей «под песни», бытующих на территории Псковской области. На уровне музыкально-стилевых характеристик порховская инструментальная традиция в наибольшей степени обладает чертами, свойственными центрально-псковским районам, образуя тем самым одну из относительно самостоятельных зон в области инструментальной музыки Псковщины (Порхов — Пушкиногорье — Новоржев).
Наряду с этим, в инструментальной музыке Порховского района обнаруживаются некоторые типологические особенности, присущие псково-новгородской традиции бассейна р. Ловати (Дедо-вичи — Бежаницы — Локня — Холм — Поддорье — Старая Русса). Например, под порховскую «Милашку» (наигрыш, имеющий псковский ареал распространения) исполняются припевки, отличающиеся большей распетостью и мелодическими особенностями, характерными для западно-новгородских районов.
Для инструментальной традиции Порховского района характерны яркие особенности исполнительского стиля. Каждый из типов наигрышей представлен большим количеством неповторимо своеобразных исполнительских вариантов. Особенно это характерно для наигрышей на балалайке, когда один и тот же наигрыш может быть сыгран при различной настройке интрумента, от разных ладов и обладать индивидуальностью исполнительского решения.
Формы ХОРЕОГРАФИИ, зафиксированные в Порховском районе, многообразны. Они связаны с различными жанрами и историко-стилевыми пластами народно-песенной традиции.
На посиделках, беседах, проходивших в осенне-зимний период, святочных гуляньях водили хороводы («каравбды»).19
«Просо» водили «в избы и на гулянке, и на улице спаёшь» (Хозяиново 2986-02). Тип хореографического движения — «партия на партию». Участниками хоровода могли быть девушки, женщины и парни. «Там па пять, па шесть жёншин, девушек. Тут и мальцы станавйлися» (Хозяиново 2986-02). Отмечается как сугубо девичий состав хоровода («так девки стаят и так дёвак артель стайт» — Кон-дратово 2988-27), так и деление по «партиям» («партия мальцев ходит, партия дёвак» — Бёрдово 2971-16). Во время движения участники каждого из рядов держались «пад ручку»; подходя к противоположному ряду, топали (Хозяиново 2986-02).
Хоровод «Со жгутом я хожу» сопровождал игровое действие: «…эта вот кладёшь парню, то на то плячо, то на другоя (то на левая, то на правая) -платок» (Малое Заборовье 2984-23).
Стол для бильярда бильярдный стол.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35