Жанры народной прозы и поверья
Перечень записей колядок, не вошедших в каталог
Верхнемостская вол.: Верхний Мост 2989-01; Крутец
2978-09. Славковская вол.: Большой Волочёк 2977-04,09; Козибор
2974-20, 21, 31; Малое Заборовье 2973-29; Ольхово
2980-23.
Перечень записей церковных песнопений
Рождественский тропарь «Рождество Твое, Христе Боже наш»
Славковская вол.: Большой Волочёк 2971-09,2976-07; Голубево 2977-22; Козибор 2974-18; Луг 2980-01; Малое Заборовье 2972-22, 2973-30; Подберезно 2973-08; Славковичи 2975-25.
Пасхальный тропарь «Христос воскресе нз мертвых»
Славковская вол.: Малое Заборовье 2974-05. Ясенская вол.: Качурицы 2204-25.
Раздел 4
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ И ПЕСЕННО-ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ
Изготовление и использование ДУХОВЫХ музыкальных инструментов связано с пастушеской практикой. Их делали пастухи весной, когда в деревьях идет сок, но только после того, как прогремит первый гром (Кириллово 2981-25). Имеются отдельные упоминания об изготовлении пастушьих рожков «на продажу» (Крюково 2970-06).
В традиции бытовали духовые инструменты двух типов — язычковые и свистковые. Зафиксированы следующие названия инструментов: «дудка» («дудочка»), «рожок», «свирель» («свирёлка», «сви-рёлочка»), «жалейка», «свисток» («хвисток», «хвис-тулька»), «труба». Наименования могут обозначать как инструмент в целом, так и его составные части, а также относиться к различным типам инструментов.
Духовые инструменты изготавливались из ольхи, тополя, вербы, липы, березы, ракиты, ивы, тростника, гусиных перьев. Длина язычковых инструментов- 10-15 сантиметров. Сердцевина высверливалась или выкручивалась. Количество игровых отверстий варьировалось от двух до шести. Раструб делался из бересты и назывался «рогом», «трубой». Вместо бересты мог использоваться коровий рог, и, наконец, дудочка могла не иметь раструба. Свистковые инструменты имели одно-три игровых отверстия.1
Пастушьи наигрыши исполнялись на выгон скотины в поле, во время пастьбы — на сбор коров в поле и на сгон домой. По имеющимся сведениям, во всех этих ситуациях наигрыш был один.2 Кроме того, на пастушьих инструментах могли исполняться плясовые наигрыши и песни. Некоторые пастухи так мастерски владели музыкальными инструментами, что про их игру говорили — «хоть плачь или пляши» (Большие Пети РФ 1985). Помимо собственно пастушьих инструментов могли использоваться оказавшиеся под рукой бутылки с выбитым дном, деревянные трубки. Звучание рожков могло имитироваться голосом, воспроизводившим различные сигналы («как музыка», «как бы трубил»), которые организовывали поведение животных на выпасе, способствовали общению пастуха с хозяйками и пастухов между собой (Качурицы 2204-09). Такие голосовые сигналы включали в некоторых случаях словесный ряд: «Тру-ту-ту-ту, бабы, гоните
коров!»; «Гоните коров, лентяйки, не спите!» (Малое Заборовье 2974-01-04).
На территории Порховского района в недавнем прошлом были распространены малострунные крыловидные ГУСЛИ. Имеются сведения о шести-семиструнных гуслях,3 о восьми-девятиструнных,4 десяти-двенадцатиструнных.5 Строй девятиструн-ного инструмента: g^c’-d’-e^P-g^a’-b’-c2.
Это были инструменты, состоящие из рамы и двух дек, наклеенных на нее. Колки использовались кованые. Резонаторные отверстия (одно или несколько) располагались на верхней деке.6 Во время игры инструмент находился в вертикальном положении на коленях: «в привал», «ребром», «боком». При ходьбе (на гуляньях, ярмарках) гусли подвешивали на плечо.7
Приемы игры на малострунных гуслях связаны с фиксированным положением пальцев левой руки — между струн и использованием приема бряцания правой рукой.8 «[Левая] — пальцы между струн» (Де-миденки 2965-14), «…пальцы втисня между струн и бье[т]» (Девонисово 2967-04).
Сведения о ГУСЛЯРАХ довольно многочисленны. У одного из исполнителей — Василия Николаевича Суворова (1918 г. р.) — на гуслях играл отец (Капустино 2985-60), а от сына были записаны фрагменты гусельных наигрышей. В д. Девонисово помнят старика Ивана Иванова, умершего в войну; он также играл на гуслях — после любой работы «хоть маленько побандурит»; играл на этом инструменте и его племянник (Девонисово 2967-02, 04).
По имеющимся сведениям, с гуслями ходили «побирахи» — нищие (Верхние Горки 2205-01). «Ха-дйли, знаишь, такйи — ну, прахадяшшии — с гуслям хадйли. Но это до нас. Толька рассказывают, што вот там такой-то ходил с гуслям старик. То с дудочкой, то там с какой-нибудь вот жалёичкай» (Верхние Горки 2205-02). На гуслях играли цыгане, пастухи.9 «Цыган играл на гуслях. Харашо играл всяки танцы. Теперь не сыграть никаму так на гуслях. Теперь ведь и танцуют-та не так, как раньше» (Демиденки 2965-14).
Экспедиции зафиксировали уходящую традицию гусельной игры в юго-западной части Порховского района — в Славковской и Верхнемостской волостях. В Дубровенской волости (северная часть
района) также имеются свидетельства о бытовании в недалеком прошлом гуслей данного типа.
Записана игра нескольких гусляров, в основном, людей пожилого возраста. Среди них необходимо выделить Василия Максимовича Максимова (1902 г. р.), игра которого не уступает лучшим образцам, известным по соседним Островскому, Опо-чецкому и Красногородскому районам. Традиция игры на гуслях, зафиксированная в Порховском районе, не представляется самостоятельной и по всем параметрам примыкает к традиции Островского района.
На территории Порховского района ранее бытовали и многострунные, «большие» гусли. По всей видимости, можно говорить о том, что здесь, так же как и в других районах области, одновременно существовало несколько типов инструментов: гусли звончатые (усовершенствованные в начале XX века Н. И. Приваловым и О. У. Смоленским для оркестра народных инструментов В. В. Андреева), инструменты типа эстонского каннеля, столовые гусли (или «гусли столом») и всевозможные их модификации.
На гуслях звончатых (гусли «треугольником», «уголком») было 15 струн, на самодельных инструментах этого типа количество струн варьировалось от 12 до 17. «Такой угольник. Такая, примерно, даска. Вот тут ролики всякие. А там вот проволо-чина толстая — струны наведена» (Демиденки 2965-14). При игре гусли висели на плече или их клали на стол. Были также самодельные инструменты, возникшие под влиянием эстонского каннеля и «столовых» гуслей; количество струн на них доходило до 40.
Приемы звукоизвлечения на многострунных гуслях связаны с использованием самодельных плектров: играли «косточкой» (Малое Заборовье 2974-01), «напёрстком» (Демиденки 2965-14). Пальцы левой руки могли ставиться как между струн, так и на струны, нередко применялся прием «под-щипывания». Наибольшее количество сведений о бытовании многострунных инструментов получено в Славковской волости.10
Сведения о бытовании СКРИПОК на территории Порховского района довольно многочисленны, хотя музыкальных записей осуществить уже не удалось.11 Память жителей старшего поколения сохранила воспоминания об устройстве инструментов, приемах игры, репертуаре, а также имена скрипачей («скрыпышников» — Бёрдово 2971-03). У многих информаторов на скрипках играли отцы, старшие братья. Кроме того, скрипачами были деревенские пастухи. Известных в округе музыкантов приглашали на гулянья в другие деревни.12
В порховских деревнях играли как на фабричных скрипках, так и на самодельных, имеющих че-
тыре, иногда три струны. Согласно одному из свидетельств, скрипка имела шесть струн, где каждая из трех основных струн была удвоена (Лог 2983-04), т. е., по всей видимости, инструмент представлял собой модернизированный вариант трехструнной скрипки. Смычок нередко был самодельным. В д. Тетерино записаны сведения о полукруглой форме смычка (2946-01).
По имеющимся сведениям, в порховской традиции существовали два возможных положения инструмента во время игры: принятое в профессиональной практике положение с упором в плечо, под подбородок, и другое — вертикальное, с упором в колени, перенятое народной скрипкой от древнерусского гудка.13
В Верхнемостской волости зафиксировано описание старинной БАЛАЛАЙКИ — самодельного долбленого инструмента с жильными струнами и пятью ладами (Тетерино 2946-01). Наряду с этим широкое распространение получила современная балалайка, разработанная В. В. Андреевым; она вытеснила более архаический вид народного инструмента. В Порховском районе традиция игры на балалайке очень развита. Зафиксированы три варианта настройки: общераспространенные — гитарный и балалаечный, а также редко встречающийся «минорный» строй (d1-hM-gI) и настройка двух балалаек, играющих в ансамбле (Кириллово 2981-25).
Отметим некоторых балалаечников, в совершенстве владеющих инструментом и обладающих виртуозной техникой. Это Алексей Леонович Леонов (1927 г. р.) из д. Махновки Митрофановской волости, Константин Григорьевич Рыбкин (1930 г. р.) из п. Славковичи, Алексей Антонович Иванов (1922 г. р.) из д. Авчух Славковской волости.
Этикетки и этикетировщики.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35