Жанры народной прозы и поверья
На престольные праздники ходили в гости, устраивали СКЛАДЧИНЫ, в том числе и «бабьи складчины» (Верхний Мост 2988-72; Красики 2968-27; Травино 2191-09).
Обязательной частью престольного праздника были ЯРМАРКИ, на которые собиралось большое количество народа из окрестных деревень: «Полная дярёвня народу. Там и маладёжь, и старики. Ну, старики эта мёстнаи, а маладёжь, может, пришёвши даже за пять и больше километров. Ну, там гости какйи всё» (Подсевы 2980-10).
Девушки и парни, женатые пары ходили вдоль по улице рядами, «взад-вперёд па дярёвне, с краю до краю», парами или «кучками» — «по двоим, по троям» (Подсевы 2980-10). Все надевали на ярмарки праздничную, нарядную одежду. Парни высматривали себе на ярмарках невест.141
На ярмарках непременно звучали гармони: «В Сергий — три гармони. Вот так адна идёт, там апять адна — по три гармони па вулицы хадйли» (Демиденки 2965-13). Именно звучание этого музыкального инструмента считалось наиболее подходящим для создания праздничной атмосферы уличного гулянья. «Ну, музыка какая была? Балалайки были. Ну балалайка — эта как бы ня музыка на ярманке. Ета на вичаринках — балалайка, а тут — гармони. Гарманйст играет. Там девушки ходют, парни» (Подсевы 2980-10).
Парни и молодые мужчины ходили артелями (человек по десять-двенадцать), в которые брали одного или нескольких деревенских гармонистов, пели частушки «на задор» под гармонь, «ломались».142 «Ломанье» представляет собой вид традиционной мужской пляски, в которой в особой художественной форме предстают элементы боевой культуры. «Ломанья» во время ярмарки были связаны с подготовкой к рукопашному бою. Парни «ломались», держа в руках палки, колья и размахивая ими, били по дороге так, что пыль летела; раззадоривая себя, «ухали».143 «Раз он пьяный, гармонь играет, вот он и скарбдить, и песни паёт, и нагам борет, и рукам растапыривши — ламаетца» (Подсевы 2980-10). «Так вот аны [мужики], как вь’шьють в праздник (аны празднавали Николы — двадцать вта-рова мая и патом уже осенью), так вот забирают па колу, тынйну на плячо. И вот гармонь играет, так аны этам колышкам, [машут] толька пыль па ста-ранам лятйт па дярёвне!» (Подсевы 2980-10).
«Ломанье» непосредственно переходило в драку. Дрались топорами, тростями, «ножиками резались». Ходили драться «деревня на деревню». Про ярмарочные драки говорили — «так было принято», «сегодня не интересно было — драки не было».144 «Ну, канёшна выпивши, пают песни. Бывает так, што и задярутца где-нибудь. Раньше малёнька скандалили. Вот такие были сельски ярманки» (Подсевы 2980-01). «Вазьмём Падсёвы — аны празднавали Михаила. Михайлав день — эта двадцать пёрвава наября — ярманка. Там убязательна буде[т] драка. Даже такие ярманки прахадйли, што и убивали, и резали насмерть челавёка. Ну, значит, эта уже как бы па бальшому злу» (Подсевы 2980-01).
ЯРМАРКА могла включать в себя базар, торговлю предметами ремесленного производства. Таковы сведения о ярмарке на Крещение в п. Славко-вичи и некоторых других. «Кряшчёнья вот Славка-вичи раньше празднавали. Там ярманка была, пра-давали. Атсюда больше вазйли с Дубравёнщины — и кадушки, и крамыслы, и санки, и грабли. Кустарнае каждый делал, кто што мог» (Подсевы 2980-10). На этой ярмарке устраивали также конские бега по льду, загадывая — чей «бегун» (беговая лошадь) прибежит первый.145
79*
СОДЕРЖАНИЕ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ
КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫХ ПЕСЕН, ПРИПЕВОК, ВЫКРИКОВ: ТЕМЫ, ОБРАЗЫ, СЮЖЕТНЫЕ МОТИВЫ. ПЕРЕЧЕНЬ ЗАПИСЕЙ
КОЛЯДКИ, ВИНОГРАДЬЯ, ДЕТСКИЕ «ПОПРОШАЙКИ»
ОБХОД ДВОРОВ. КОЛЯДОВЩИКИ И ХОЗЯЕВА. ВЕЛИЧАНИЕ ХОЗЯЕВ. БОГАТЫЙ ДВОР
«пришла Коляда накануне Рождества»;
благопожелания и угрозы; требование угощения;
колядовщики ищут богатого двора; описание
богатого двора; чудесный терем
1. «Пришла Коляда накануне Рождества» (варианты напевов 1, 2)
Пришла Коляда накануне («упярёд») Рождества. Не сиди (не спи), хозяин, «в переду»1, встречай, надели Коляду! Из печки пирогом, из засека решетом, из кармана пятаком!
Верхнемостская вол.: Желавкино 2978-12. Митрофановская вол.: Махновка 2174-09; Столыпине
2190-01; Тинеи РФ 1757. Славковская вол.: Замошье 2985-27. 1 «В переду» — в переднем углу.
2. «Пришла Коляда накануне Рождества» / «Коляда-Коляда накануне Рождества» (варианты напевов 1, 3)
Пришла Коляда накануне Рождества. Искали-«сочили» святую (пресвятую) Коляду.
Нашли Коляду на петровском [имя хозяина, к которому пришли колядовщики] двору, «трехже-лезном» тыну. / Нашли Коляду за нашим двором, за железным мостом.
Петров двор — железный тын. Среди двора три терема стоят. В одном терему — красно солнышко, в другом терему — ясный месяц, в третьем терему — ясны звездушки.
Варианты окончания:
а) …Коляда, Коляда, отдавай пирога!
б) …Тетушка Прасковея, подавай поскорее. Не ломай, «не гибай» — полный хлеб подавай!
Славковская вол.: Большой Волочёк 2976-10; Гверстно 2983-39; Дубровичи 2985-01, 02; Козибор 2974-20, 21; Подберезно 2973-10; Царево 2983-53.
3. «Всё пришло-приплыло всё Христово Рождество» (напевы 3-5)
Всё пришло-приплыло всё Христово Рождество. / Пришла Коляда накануне Рождества.
Тут ходили-походили колядовщички, искали-поискали Степанова двора. У Степанова двора растёт шелкова трава. Степанов двор на семи столбах, на восьми верстах (пестах). Столбы точеные, «под-золоченные». Столбы мальчики точили, девки кольца золотили. Что булатный тын да железны ворота. Что хозяин во дому — то колосья во меду. Что хозяюшка — красно солнышко, милы детушки — часты звездушки.
Вариант окончания: …Наделите-ка нас (вы подайте-ка нам): либо хлеба ломтину, либо денег полтину, либо сахара кусину (или хлебца кусочек, пирожка «конечёчик»), либо денег «рубь», либо чашку круп! Нам не «рубь», не полтину, не четыре алтына — одну «денежку с копьём»,1 оставайся сам с добром!
Дубровенская вол.: Путилове 2180-04, 05 (колядка без припева); Степерино 2207-16 (с припевом «Виноградье красно-зелено»).
Ясенская вол.: Качурицы 2205-34, 36 (с припевом «Виноградье красно-зелено»).
1 «Денежка с копьём» — копейка.
4. «Хозяин с хозяюшкой» / «Тетенька Праско-вея» (варианты напева 6)
а) Хозяин с хозяюшкой, наделите христослав-цев! Или ржицы «корячок», или денег пятачок, или хлеба ломтину, или денег полтину!
б) Хозяин с хозяюшкой, не откажите, нам наделите (наделите или откажите; откажете аль прикажете?). Или денег пятачок, или хлеба «корячок»!
в) Хозяин с хозяюшкой, с малыми детушками, не «лучил» ли Бог копеечку? Открывай сундучок, подавай пятачок или овса «коряшок»!
На многая, многая, многая лета!
г) Хозяюшка с хозяином, наделите поскорее. Мороз трещит, стоять долго не велит!
д) Тётенька (бабушка) Прасковея, надели-ка (выноси) поскорее! Мороз велик, стоять не велит! Либо денег полтину, или хлеба ломтину! Не режь, не ломай, просто так подавай!
е) Хозяин добрый, подай пирог сдобный. Или чашку круп, или денег «рубь»! А не дашь — тебе на свинке пахать, на петуне бороновать!
Верхнемостская вол.: Докатово 2988-21; Климово 2986-40.
Митрофановская вол.: Лашково РФ-1758.
Славковская вол.: Бёрдово 2971-09, 11; Большой Волочёк 2976-07, 08, 2977-06, 11; Голубево 2977-22, 24; Ду-бровичи 2985-01, 02; Козибор 2974-19; Лог 2982-19, 2983-06; Малое Заборовье 2972-22, 2973-32, 33; Малые Заходы 2984-19; Подзорово 2984-01; Скрипово 2983-13; Славковичи 2975-08, 2985-30; Сумско 2977-17; Царево 2983-54.
5. «Маленький Юрчик» {варианты напева 6) Маленький Юрчик (вьюнчик) сел на стульчик, в
дудочку играет (книжку читает), с Рождеством (Христа) поздравляет: — С праздником, Рождеством Христовым, с пятачком новым!
Вариант окончания: …Хозяюшка с хозяином, выносите поскорее. Мороз невелик — стоять не велит! Или хлеба ломтину, или денег полтину! Славковская вол.: Подберезно 2973-08; Славковичи 2975-25.
МАСЛЕНИЧНЫЕ ВЫКРИКИ, ПРИПЕВКИ
ВСТРЕЧА — ПРОВОДЫ МАСЛЕНИЦЫ; КАНУН ПОСТА; ЗАКЛИНАНИЯ
6. «Вот такой лён большой!»
Славковская вол.: Кириллово 2981-40 (выкрики на лен).
7. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Славковская вол.: Дубровичи 2985-11. Верхнемостская вол.: Желавкино 2978-13.
8. «Гори, Маслена, гори, Маслена!»
Славковская вол.: Бёрдово 2971-22.
9. «Баклагу жгут, баклагу!»
Дубровенская вол.: Степерино 2207-16.
10. «Масленица пришла» (напев 7) Масленица пришла, праздник принесла. И сметана, и творог — всё летело под порог! Славковская вол.: Большой Волочёк 2976-11.
11. «На масленой неделе»
На масленой неделе со «тола блины летели. Растопила баба сала, не успела помакнуть. Славковская вол.: Гверстно 2983-40 (фр.).
12. «Пришла маслена неделя»
Пришла (прошла, прощай) маслена неделя, настаёт (настал) Великий пост.
Полезай (собирайся), мама (матка, матушка), в подвалы (в подпол, в истопку), тяни (тащи) редчину за хвост! / Нацедили кружку квасу, тянут редчину за хвост.
Вариант продолжения: …Кто в посту будет жениться, тому дура попадёт. Дубровенская вол.: Заболотье 2183-06; Поддубье 2195-
30 (т.) Славковская вол.: Лог 2983-07 (т.); Подсевы 2980-12; Шане-
во 2984-49. Ясенская вол.: Качурицы 2204-23 (т.); Ясно 2178-02.
* * *
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35