Поиск по сайту

Жанры народной прозы и поверья

На престольные праздники ходили в гости, уст­раивали СКЛАДЧИНЫ, в том числе и «бабьи складчины» (Верхний Мост 2988-72; Красики 2968-27; Травино 2191-09).
Обязательной частью престольного праздника были ЯРМАРКИ, на которые собиралось большое количество народа из окрестных деревень: «Полная дярёвня народу. Там и маладёжь, и старики. Ну, старики эта мёстнаи, а маладёжь, может, пришёвши даже за пять и больше километров. Ну, там гости какйи всё» (Подсевы 2980-10).
Девушки и парни, женатые пары ходили вдоль по улице рядами, «взад-вперёд па дярёвне, с краю до краю», парами или «кучками» — «по двоим, по троям» (Подсевы 2980-10). Все надевали на ярмарки праздничную, нарядную одежду. Парни высматри­вали себе на ярмарках невест.141
На ярмарках непременно звучали гармони: «В Сергий — три гармони. Вот так адна идёт, там апять адна — по три гармони па вулицы хадйли» (Деми­денки 2965-13). Именно звучание этого музыкаль­ного инструмента считалось наиболее подходящим для создания праздничной атмосферы уличного гу­лянья. «Ну, музыка какая была? Балалайки были. Ну балалайка — эта как бы ня музыка на ярманке. Ета на вичаринках — балалайка, а тут — гармони. Гарманйст играет. Там девушки ходют, парни» (Подсевы 2980-10).
Парни и молодые мужчины ходили артелями (человек по десять-двенадцать), в которые брали одного или нескольких деревенских гармонистов, пели частушки «на задор» под гармонь, «лома­лись».142 «Ломанье» представляет собой вид тради­ционной мужской пляски, в которой в особой худо­жественной форме предстают элементы боевой культуры. «Ломанья» во время ярмарки были связа­ны с подготовкой к рукопашному бою. Парни «ло­мались», держа в руках палки, колья и размахивая ими, били по дороге так, что пыль летела; раззадо­ривая себя, «ухали».143 «Раз он пьяный, гармонь иг­рает, вот он и скарбдить, и песни паёт, и нагам борет, и рукам растапыривши — ламаетца» (Подсе­вы 2980-10). «Так вот аны [мужики], как вь’шьють в праздник (аны празднавали Николы — двадцать вта-рова мая и патом уже осенью), так вот забирают па колу, тынйну на плячо. И вот гармонь играет, так аны этам колышкам, [машут] толька пыль па ста-ранам лятйт па дярёвне!» (Подсевы 2980-10).
«Ломанье» непосредственно переходило в дра­ку. Дрались топорами, тростями, «ножиками реза­лись». Ходили драться «деревня на деревню». Про ярмарочные драки говорили — «так было принято», «сегодня не интересно было — драки не было».144 «Ну, канёшна выпивши, пают песни. Бывает так, што и задярутца где-нибудь. Раньше малёнька скандалили. Вот такие были сельски ярманки» (Подсевы 2980-01). «Вазьмём Падсёвы — аны празд­навали Михаила. Михайлав день — эта двадцать пёрвава наября — ярманка. Там убязательна буде[т] драка. Даже такие ярманки прахадйли, што и убива­ли, и резали насмерть челавёка. Ну, значит, эта уже как бы па бальшому злу» (Подсевы 2980-01).
ЯРМАРКА могла включать в себя базар, тор­говлю предметами ремесленного производства. Та­ковы сведения о ярмарке на Крещение в п. Славко-вичи и некоторых других. «Кряшчёнья вот Славка-вичи раньше празднавали. Там ярманка была, пра-давали. Атсюда больше вазйли с Дубравёнщины — и кадушки, и крамыслы, и санки, и грабли. Кустарнае каждый делал, кто што мог» (Подсевы 2980-10). На этой ярмарке устраивали также конские бега по льду, загадывая — чей «бегун» (беговая лошадь) прибежит первый.145
79*
СОДЕРЖАНИЕ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ
КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫХ ПЕСЕН, ПРИПЕВОК, ВЫКРИКОВ: ТЕМЫ, ОБРАЗЫ, СЮЖЕТНЫЕ МОТИВЫ. ПЕРЕЧЕНЬ ЗАПИСЕЙ
КОЛЯДКИ, ВИНОГРАДЬЯ, ДЕТСКИЕ «ПОПРОШАЙКИ»
ОБХОД ДВОРОВ. КОЛЯДОВЩИКИ И ХОЗЯЕВА. ВЕЛИЧАНИЕ ХОЗЯЕВ. БОГАТЫЙ ДВОР
«пришла Коляда накануне Рождества»;
благопожелания и угрозы; требование угощения;
колядовщики ищут богатого двора; описание
богатого двора; чудесный терем
1.  «Пришла Коляда накануне Рождества» (ва­рианты напевов 1, 2)
Пришла Коляда накануне («упярёд») Рождест­ва. Не сиди (не спи), хозяин, «в переду»1, встречай, надели Коляду! Из печки пирогом, из засека реше­том, из кармана пятаком!
Верхнемостская вол.: Желавкино 2978-12. Митрофановская вол.:  Махновка 2174-09; Столыпине
2190-01; Тинеи РФ 1757. Славковская вол.: Замошье 2985-27. 1  «В переду» — в переднем углу.
2.  «Пришла Коляда накануне Рождества» / «Ко­ляда-Коляда накануне Рождества» (варианты напе­вов 1, 3)
Пришла Коляда накануне Рождества. Искали-«сочили» святую (пресвятую) Коляду.
Нашли Коляду на петровском [имя хозяина, к которому пришли колядовщики] двору, «трехже-лезном» тыну. / Нашли Коляду за нашим двором, за железным мостом.
Петров двор — железный тын. Среди двора три терема стоят. В одном терему — красно солнышко, в другом терему — ясный месяц, в третьем терему — яс­ны звездушки.
Варианты окончания:
а) …Коляда, Коляда, отдавай пирога!
б) …Тетушка Прасковея, подавай поскорее. Не ломай, «не гибай» — полный хлеб подавай!
Славковская вол.: Большой Волочёк 2976-10; Гверстно 2983-39; Дубровичи 2985-01, 02; Козибор 2974-20, 21; Подберезно 2973-10; Царево 2983-53.
3. «Всё пришло-приплыло всё Христово Рожде­ство» (напевы 3-5)
Всё пришло-приплыло всё Христово Рождест­во. / Пришла Коляда накануне Рождества.
Тут ходили-походили колядовщички, искали-поискали Степанова двора. У Степанова двора рас­тёт шелкова трава. Степанов двор на семи столбах, на восьми верстах (пестах). Столбы точеные, «под-золоченные». Столбы мальчики точили, девки кольца золотили. Что булатный тын да железны во­рота. Что хозяин во дому — то колосья во меду. Что хозяюшка — красно солнышко, милы детушки — ча­сты звездушки.
Вариант окончания: …Наделите-ка нас (вы по­дайте-ка нам): либо хлеба ломтину, либо денег пол­тину, либо сахара кусину (или хлебца кусочек, пи­рожка «конечёчик»), либо денег «рубь», либо чашку круп! Нам не «рубь», не полтину, не четыре алтына — одну «денежку с копьём»,1 оставайся сам с добром!
Дубровенская вол.: Путилове 2180-04, 05 (колядка без припева); Степерино 2207-16 (с припевом «Виноградье красно-зелено»).
Ясенская вол.: Качурицы 2205-34, 36 (с припевом «Вино­градье красно-зелено»).
1 «Денежка с копьём» — копейка.
4.  «Хозяин с хозяюшкой» / «Тетенька Праско-вея» (варианты напева 6)
а) Хозяин с хозяюшкой, наделите христослав-цев! Или ржицы «корячок», или денег пятачок, или хлеба ломтину, или денег полтину!
б) Хозяин с хозяюшкой, не откажите, нам наде­лите (наделите или откажите; откажете аль прика­жете?). Или денег пятачок, или хлеба «корячок»!
в) Хозяин с хозяюшкой, с малыми детушками, не «лучил» ли Бог копеечку? Открывай сундучок, подавай пятачок или овса «коряшок»!
На многая, многая, многая лета!
г)  Хозяюшка с хозяином, наделите поскорее. Мороз трещит, стоять долго не велит!
д) Тётенька (бабушка) Прасковея, надели-ка (выноси) поскорее! Мороз велик, стоять не велит! Либо денег полтину, или хлеба ломтину! Не режь, не ломай, просто так подавай!
е)  Хозяин добрый, подай пирог сдобный. Или чашку круп, или денег «рубь»! А не дашь — тебе на свинке пахать, на петуне бороновать!
Верхнемостская вол.: Докатово 2988-21; Климово 2986-40.
Митрофановская вол.: Лашково РФ-1758.
Славковская вол.: Бёрдово 2971-09, 11; Большой Воло­чёк 2976-07, 08, 2977-06, 11; Голубево 2977-22, 24; Ду-бровичи 2985-01, 02; Козибор 2974-19; Лог 2982-19, 2983-06; Малое Заборовье 2972-22, 2973-32, 33; Малые Заходы 2984-19; Подзорово 2984-01; Скрипово 2983-13; Славковичи 2975-08, 2985-30; Сумско 2977-17; Ца­рево 2983-54.
5.  «Маленький Юрчик» {варианты напева 6) Маленький Юрчик (вьюнчик) сел на стульчик, в
дудочку играет (книжку читает), с Рождеством (Христа) поздравляет: — С праздником, Рождеством Христовым, с пятачком новым!
Вариант окончания: …Хозяюшка с хозяином, выносите поскорее. Мороз невелик — стоять не ве­лит! Или хлеба ломтину, или денег полтину! Славковская вол.: Подберезно 2973-08; Славковичи 2975-25.
МАСЛЕНИЧНЫЕ ВЫКРИКИ, ПРИПЕВКИ
ВСТРЕЧА — ПРОВОДЫ МАСЛЕНИЦЫ; КАНУН ПОСТА; ЗАКЛИНАНИЯ
6. «Вот такой лён большой!»
Славковская вол.: Кириллово 2981-40 (выкрики на лен).
7.  «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Славковская вол.: Дубровичи 2985-11. Верхнемостская вол.: Желавкино 2978-13.
8.  «Гори, Маслена, гори, Маслена!»
Славковская вол.: Бёрдово 2971-22.
9.  «Баклагу жгут, баклагу!»
Дубровенская вол.: Степерино 2207-16.
10.  «Масленица пришла» (напев 7) Масленица пришла, праздник принесла. И сме­тана, и творог — всё летело под порог! Славковская вол.: Большой Волочёк 2976-11.
11.  «На масленой неделе»
На масленой неделе со «тола блины летели. Рас­топила баба сала, не успела помакнуть. Славковская вол.: Гверстно 2983-40 (фр.).
12.  «Пришла маслена неделя»
Пришла (прошла, прощай) маслена неделя, на­стаёт (настал) Великий пост.
Полезай (собирайся), мама (матка, матушка), в подвалы (в подпол, в истопку), тяни (тащи) редчину за хвост! / Нацедили кружку квасу, тянут редчину за хвост.
Вариант продолжения: …Кто в посту будет же­ниться, тому дура попадёт. Дубровенская вол.: Заболотье 2183-06; Поддубье 2195-
30 (т.) Славковская вол.: Лог 2983-07 (т.); Подсевы 2980-12; Шане-
во 2984-49. Ясенская вол.: Качурицы 2204-23 (т.); Ясно 2178-02.
*  *  *

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Когда отмечают День города Пскова
  • В Пскове подошел к концу ремонт четырех дворов
  • Интересные факты о Пскове
  • АТО близка к завершению
  • Интересное