Поиск по сайту

Жанры народной прозы и поверья

На «большую» супрядку ходили взрослые де­вушки-невесты, готовящиеся выйти замуж. Они пряли нити на тонкое полотно, сидели с керосино­выми лампами. Именно на «большие супрядки» приходили парни.
На «среднюю» («середошью») супрядку собира­лись девушки четырнадцати-шестнадцати лет. Они назывались «середохами».
«Маленькая» супрядка объединяла девочек-подростков от одиннадцати-двенадцати лет. В от­личие от старших, они сидели с лучиной. Посколь­ку их только учили прясть, то давали «вёрхницу» -более грубый лен.
Девочки со «средней» и «маленькой» супрядок частенько убегали смотреть на «большие» супряд­ки, на «женихов» и «невест». В этот момент над ни­ми подшучивали парни — разматывали нитки, рас­кидывали веретена на улице, подвешивали прялки на деревьях.134
Сохранились воспоминания об обычае «ЗАПА­ХИВАТЬ МАЛЬЦЕВ» — приманивать парней на гулянье. Для этого девушки ездили верхом на поме­ле по деревне (Шелешни 2202-10).
Девушки выходили на улицу и ждали парней -СЛУШАЛИ, с какой стороны гармонь заиграет (Качурицы 2210-12). На гулянья приходили не толь­ко «свои», деревенские парни, но и чужаки. Придя на беседу, парни садились на пол и играли в карты, подсаживались к продолжающим прясть девушкам на колени, заводили игры и пляски. Так или иначе, девичья работа откладывалась, и начиналось гуля­нье.135
ПОСИДЕЛОЧНЫЕ ИГРЫ связаны с брачной тематикой: «Соль вешают», «Калачи ломают», «Овёс толкут», «Блины пекут», «Шубу шьют», иг­рали «В ремешок», «В монаха».136
Многие игры заканчивались поцелуями:
—  «Рыбу ловят», «рыбачат»:137 «Придут. Вот хто-нибудь сдёлаит "Рыбу лавйть". Ну вот, навя­жут на палачку нйтачку, а патом таку лучйниньку. Ну, катора девка ему панравитца — [надо] схватить. Паймаит [на удочку], нада с им целаватца. Вот так всё была» (Подсевы 2980-10).
—  «Горох молотят» — ремешком вызывали за дверь целоваться (Столыпине РФ 1757).
—  «На хутор ходят» — парень с девушкой после десяти часов вечера уходили с гулянки в другой дом сидеть наедине (Качурицы 2210-14).
Парни останавливали колесо у прялки и не дава­ли прясть, пока не поцелуешь (Столыпино РФ 1757).
Подростки играли на посиделках «в жмурки». Сохранились воспоминания о детской игре с песен­кой: «в золотинку» играли, «золото хоронили» (Ти-неи 2190-05). Игры подростков существенно отли-
чались от игр старших девушек и парней. Одна из игр подростков — «ставы ткут» (Красики 2968-27).
Зафиксированы сведения об ОЗОРСТВЕ ПАР­НЕЙ на супрядках — двери закладывали (Подсевы 2980-10).
На посиделках и святочных гуляньях водили хороводы, плясали, девушки пели на гуляньях дол­гие песни.
ЗАВЕТНЫЕ ПРАЗДНИКИ
Завет давали по случаю падежа скота или пожа­ра: «заветались», «завётовали». Праздники по завету назывались «заветными», «заветнутыми» (Верхние Горки 2206-02), «завётанными» (Щерепицы 2193-06).
Например, в д. Щерепицы после пожара в Тих­винскую дали завет не работать в этот день. Если «заветнули», значит «Богу завещали» — «не будем работать, а будем праздновать». Дав завет в церкви, обходили деревню с иконой.138
Наиболее часто рассказывают о заветных празд­никах «по скотине».139 В нескольких деревнях от­мечалась «Заветная пятница»: «Скот падыхал — вот заветали эту пятницу. Атслужут службу, идут — Ефрё-менки кругом [обходят], крестным ходам с этай с ико­нам и [хоругвями] — полнастью крестный ход. Абай-дут, пасредй деревни малёбен атслужут. Сходют, над скатом паслужут, над рожью послужут, па дамам прайдут — паслужут. Ефрёменки так сделают, и нашу деревню — так. Скот падганяли, лашадёй каждый привадил суда же. Свяшчённик абайдёт, всех вадой пакрапйт, всю скатйну» (Демиденки 2965-13).
Для традиций Порховского района очень харак­терно посещение по завету святых мест — особенно колодцев, называемых «ключками», «кипунками». Происхождение этих ключей связано со святым Ни-кандром — основателем Никандровой Пустыни. По завету посещали и святые места, находящиеся до­вольно далеко, в других районах Псковщины.
В деревнях Славковской волости на святые ко­лодцы ходили в Бгорьев день. По одной из легенд, «ключок» образовался на месте провалившейся церкви (Кириллово 2981-34). Из колодца брали во­ду «до солнца» и купались в ручье. В колодец бро­сали деньги, а в речку — «больную одежду», чтобы «Бог здоровья дал». Хотя около ключа находилась часовенка, по имеющимся сведениям, священник там никогда не служил.140
На другой святой колодец у часовни в п. Слав-ковичи ходили в «Девятую пятницу» (на девятой неделе после Пасхи). Завет был дан в память о явле­нии в этот день иконы мученицы Прасковёи. В легенде, рассказанной М. М. Степановой (1913 г. р.) из д. Кириллово описывается явление святой: «Святая мученица Праскавёя явйлася кола этый ча­совни. Вот где эта [было], сказали. [Там] настроили
эту часовню. На этым калодцы ана явилась. А кто ж ану видел? Эта Бог знае[т], кагда ана явивши. Кто ж ану мог видеть с нас? Это увидел хто-нибудь свя­той. А разви мы увидим?..» (Кириллово 2981-34).
Служили молебен в часовне и на «кипункё» -«святили воду», был крестный ход. «У нас в Слав-ковичах как заветный [праздник]. Сабираетца, бы­вала, вся акруга, и там в часовенке служу[т]. Такая часовенка была на краю. У часовенки калодец был с вадой. Туда деньги брасают, служат малёбны там» (Осташево 2982-09). Съезжалось духовенство: «В Девятую пятницу к нам съезжаютца, в нашу цёр-кав, все попы» (Кириллово 2981-34). Освященную воду брали домой и использовали в лечебных и ох­ранительных целях.
После службы начиналось ярмарочное гулянье, на котором «мальцы» дрались (Крюково 2970-09; Малые Пети РФ 1982).
Крестный ход в «Девятую пятницу» после Пас­хи проходил и в деревнях Митрофановской волости — «народу как воды было налито» (Травино РФ 1757, 1758).
В Верхнемостской волости рассказывали о праздновании «Дубровицкой пятницы». Завет «на­кладывали» болящие — ходили на колодец около д. Дубровичи. В часовне около колодца служили мо­лебен. Несли туда дары: полотенце или какую-ни­будь другую вещь, а домой брали святую воду (Де-вонисово 2966-13).
ПРЕСТОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ, ЯРМАРКИ
В различные периоды народного календаря в деревнях Порховского района праздновались мест­ные съезжие праздники, называемые престольными или ярмарками («ярманками»). Их также могли праздновать по завету. «Престольным праздникам знаешь как называли? Вот скока там диревёнь — дан завет. Какой иконы там — Божей Матери. Тольки и празднаваешь» (Славковичи 2974-33). К числу наи­более распространенных престольных праздников относятся: Казанская Божья Матерь, «Вешний» и «Зимний Никола», «Богородица», Михайлов день. Существовало много местных праздников, напри­мер, в д. Путилово «Отраду» гуляли, в деревнях Верхнемостской волости — «Летний Бгорий», «Сергий» или «Сергачок». «У нас два престольных праздника гуляют: Сёрьгий и Николу. Две Николы и два Сёрьгия. Вот в Сёрьгий — эта восенью, эта три дня гуляют па улицы с гармонями, песни пают» (Демиденки 2965-13). «Сергий эта — абязатильна драка будё[т], паслёдняя ярманка. Сергий — эта осе­нью» (Ольхово 2980-29).
Весной престольные праздники гуляли на ули­це, осенью и зимой — в «откупной» избе. «А Николу
Зимнею — то избу откупали, гуляли три дня. Эта в нас престольные праздники. Вот такое была гуль-бишче!.. В каво не была раднй, так к знакомым ха-дили, сабиралисе. Маладёжи-та была многа. Тока с гармонем па дярёвне, как ярманка!» (Демиденки 2965-13). В рамках зимнего периода проходили так­же ярмарки на Крещение и Сретение.
Ярмарки продолжались на протяжении одного-двух, но чаще трех дней. «Пятница, суббота идо вас-крисёння — Пятница Ильинская» (Подсевы 2980-10).
Одним из возможных компонентов престольно­го праздника был КРЕСТНЫЙ ХОД С ИКОНОЙ. В деревнях Верхнемостской волости носили по де­ревням икону «Спасителя» из Елизаровского мона­стыря, что находится за Псковом. «Раньши вот, па стараму стилю — пёрвава числа, па новаму — четыр­надцатого наября, прихадйл к нам "Спаситель" с Елизарьева (где-та за Псковом там был мана-стырь). И так встречали эту икону. Вот он идёт са Спасу. Наш крёсный ход идёт [туда], встречает ико­ну с крестным ходам, с цёрьквы. И аттуда праводют с крестным ходам, распрасчаютца. Идёт в нашу цёркав. Атслужит здесь [батюшка], патом идём с иконай этай па дамам — служить с иконай идут, са "Спасителем". И с каждава дома хазяин выхадйл, на улицы ждал, кагда икона эта придёт в дом. Все встречали са слезам, с трёпетам. В каждам доми был малёбень. Вот такое раньши была таржество. И патом правадйли в Сумёц. Так же наши с крест­ным ходам, весь приход абайдёт, апять в цёрьквы службу атслужут, с крестным ходам — в Сумёц пра-важали эту икону» (Демиденки 2965-13).
Икону «Спасителя» носили во время празднова­ния «Сергия». «Как-та вот в Сергий переносют ико­ну. Вот посярёд деревни у нас такая горка была. И вот туда "Спасителя" паставют на насйлках, так как приносют с церквы на насйлках яво. Атслужут, и апять свяшшённик стада в поле [обходит] са "Спа­сителем"» (Девонисово 2966-13).

Приточка и вытяжка mps-omsk.ru.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Когда отмечают День города Пскова
  • Кто будет принимать участие в концертной программе в честь дня города Пскова
  • Псковские производители товаров хотят больше сотрудничать с ритейлерами
  • В Пскове подошел к концу ремонт четырех дворов
  • Интересное