Жанры народной прозы и поверья
На «большую» супрядку ходили взрослые девушки-невесты, готовящиеся выйти замуж. Они пряли нити на тонкое полотно, сидели с керосиновыми лампами. Именно на «большие супрядки» приходили парни.
На «среднюю» («середошью») супрядку собирались девушки четырнадцати-шестнадцати лет. Они назывались «середохами».
«Маленькая» супрядка объединяла девочек-подростков от одиннадцати-двенадцати лет. В отличие от старших, они сидели с лучиной. Поскольку их только учили прясть, то давали «вёрхницу» -более грубый лен.
Девочки со «средней» и «маленькой» супрядок частенько убегали смотреть на «большие» супрядки, на «женихов» и «невест». В этот момент над ними подшучивали парни — разматывали нитки, раскидывали веретена на улице, подвешивали прялки на деревьях.134
Сохранились воспоминания об обычае «ЗАПАХИВАТЬ МАЛЬЦЕВ» — приманивать парней на гулянье. Для этого девушки ездили верхом на помеле по деревне (Шелешни 2202-10).
Девушки выходили на улицу и ждали парней -СЛУШАЛИ, с какой стороны гармонь заиграет (Качурицы 2210-12). На гулянья приходили не только «свои», деревенские парни, но и чужаки. Придя на беседу, парни садились на пол и играли в карты, подсаживались к продолжающим прясть девушкам на колени, заводили игры и пляски. Так или иначе, девичья работа откладывалась, и начиналось гулянье.135
ПОСИДЕЛОЧНЫЕ ИГРЫ связаны с брачной тематикой: «Соль вешают», «Калачи ломают», «Овёс толкут», «Блины пекут», «Шубу шьют», играли «В ремешок», «В монаха».136
Многие игры заканчивались поцелуями:
— «Рыбу ловят», «рыбачат»:137 «Придут. Вот хто-нибудь сдёлаит "Рыбу лавйть". Ну вот, навяжут на палачку нйтачку, а патом таку лучйниньку. Ну, катора девка ему панравитца — [надо] схватить. Паймаит [на удочку], нада с им целаватца. Вот так всё была» (Подсевы 2980-10).
— «Горох молотят» — ремешком вызывали за дверь целоваться (Столыпине РФ 1757).
— «На хутор ходят» — парень с девушкой после десяти часов вечера уходили с гулянки в другой дом сидеть наедине (Качурицы 2210-14).
Парни останавливали колесо у прялки и не давали прясть, пока не поцелуешь (Столыпино РФ 1757).
Подростки играли на посиделках «в жмурки». Сохранились воспоминания о детской игре с песенкой: «в золотинку» играли, «золото хоронили» (Ти-неи 2190-05). Игры подростков существенно отли-
чались от игр старших девушек и парней. Одна из игр подростков — «ставы ткут» (Красики 2968-27).
Зафиксированы сведения об ОЗОРСТВЕ ПАРНЕЙ на супрядках — двери закладывали (Подсевы 2980-10).
На посиделках и святочных гуляньях водили хороводы, плясали, девушки пели на гуляньях долгие песни.
ЗАВЕТНЫЕ ПРАЗДНИКИ
Завет давали по случаю падежа скота или пожара: «заветались», «завётовали». Праздники по завету назывались «заветными», «заветнутыми» (Верхние Горки 2206-02), «завётанными» (Щерепицы 2193-06).
Например, в д. Щерепицы после пожара в Тихвинскую дали завет не работать в этот день. Если «заветнули», значит «Богу завещали» — «не будем работать, а будем праздновать». Дав завет в церкви, обходили деревню с иконой.138
Наиболее часто рассказывают о заветных праздниках «по скотине».139 В нескольких деревнях отмечалась «Заветная пятница»: «Скот падыхал — вот заветали эту пятницу. Атслужут службу, идут — Ефрё-менки кругом [обходят], крестным ходам с этай с иконам и [хоругвями] — полнастью крестный ход. Абай-дут, пасредй деревни малёбен атслужут. Сходют, над скатом паслужут, над рожью послужут, па дамам прайдут — паслужут. Ефрёменки так сделают, и нашу деревню — так. Скот падганяли, лашадёй каждый привадил суда же. Свяшчённик абайдёт, всех вадой пакрапйт, всю скатйну» (Демиденки 2965-13).
Для традиций Порховского района очень характерно посещение по завету святых мест — особенно колодцев, называемых «ключками», «кипунками». Происхождение этих ключей связано со святым Ни-кандром — основателем Никандровой Пустыни. По завету посещали и святые места, находящиеся довольно далеко, в других районах Псковщины.
В деревнях Славковской волости на святые колодцы ходили в Бгорьев день. По одной из легенд, «ключок» образовался на месте провалившейся церкви (Кириллово 2981-34). Из колодца брали воду «до солнца» и купались в ручье. В колодец бросали деньги, а в речку — «больную одежду», чтобы «Бог здоровья дал». Хотя около ключа находилась часовенка, по имеющимся сведениям, священник там никогда не служил.140
На другой святой колодец у часовни в п. Слав-ковичи ходили в «Девятую пятницу» (на девятой неделе после Пасхи). Завет был дан в память о явлении в этот день иконы мученицы Прасковёи. В легенде, рассказанной М. М. Степановой (1913 г. р.) из д. Кириллово описывается явление святой: «Святая мученица Праскавёя явйлася кола этый часовни. Вот где эта [было], сказали. [Там] настроили
эту часовню. На этым калодцы ана явилась. А кто ж ану видел? Эта Бог знае[т], кагда ана явивши. Кто ж ану мог видеть с нас? Это увидел хто-нибудь святой. А разви мы увидим?..» (Кириллово 2981-34).
Служили молебен в часовне и на «кипункё» -«святили воду», был крестный ход. «У нас в Слав-ковичах как заветный [праздник]. Сабираетца, бывала, вся акруга, и там в часовенке служу[т]. Такая часовенка была на краю. У часовенки калодец был с вадой. Туда деньги брасают, служат малёбны там» (Осташево 2982-09). Съезжалось духовенство: «В Девятую пятницу к нам съезжаютца, в нашу цёр-кав, все попы» (Кириллово 2981-34). Освященную воду брали домой и использовали в лечебных и охранительных целях.
После службы начиналось ярмарочное гулянье, на котором «мальцы» дрались (Крюково 2970-09; Малые Пети РФ 1982).
Крестный ход в «Девятую пятницу» после Пасхи проходил и в деревнях Митрофановской волости — «народу как воды было налито» (Травино РФ 1757, 1758).
В Верхнемостской волости рассказывали о праздновании «Дубровицкой пятницы». Завет «накладывали» болящие — ходили на колодец около д. Дубровичи. В часовне около колодца служили молебен. Несли туда дары: полотенце или какую-нибудь другую вещь, а домой брали святую воду (Де-вонисово 2966-13).
ПРЕСТОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ, ЯРМАРКИ
В различные периоды народного календаря в деревнях Порховского района праздновались местные съезжие праздники, называемые престольными или ярмарками («ярманками»). Их также могли праздновать по завету. «Престольным праздникам знаешь как называли? Вот скока там диревёнь — дан завет. Какой иконы там — Божей Матери. Тольки и празднаваешь» (Славковичи 2974-33). К числу наиболее распространенных престольных праздников относятся: Казанская Божья Матерь, «Вешний» и «Зимний Никола», «Богородица», Михайлов день. Существовало много местных праздников, например, в д. Путилово «Отраду» гуляли, в деревнях Верхнемостской волости — «Летний Бгорий», «Сергий» или «Сергачок». «У нас два престольных праздника гуляют: Сёрьгий и Николу. Две Николы и два Сёрьгия. Вот в Сёрьгий — эта восенью, эта три дня гуляют па улицы с гармонями, песни пают» (Демиденки 2965-13). «Сергий эта — абязатильна драка будё[т], паслёдняя ярманка. Сергий — эта осенью» (Ольхово 2980-29).
Весной престольные праздники гуляли на улице, осенью и зимой — в «откупной» избе. «А Николу
Зимнею — то избу откупали, гуляли три дня. Эта в нас престольные праздники. Вот такое была гуль-бишче!.. В каво не была раднй, так к знакомым ха-дили, сабиралисе. Маладёжи-та была многа. Тока с гармонем па дярёвне, как ярманка!» (Демиденки 2965-13). В рамках зимнего периода проходили также ярмарки на Крещение и Сретение.
Ярмарки продолжались на протяжении одного-двух, но чаще трех дней. «Пятница, суббота идо вас-крисёння — Пятница Ильинская» (Подсевы 2980-10).
Одним из возможных компонентов престольного праздника был КРЕСТНЫЙ ХОД С ИКОНОЙ. В деревнях Верхнемостской волости носили по деревням икону «Спасителя» из Елизаровского монастыря, что находится за Псковом. «Раньши вот, па стараму стилю — пёрвава числа, па новаму — четырнадцатого наября, прихадйл к нам "Спаситель" с Елизарьева (где-та за Псковом там был мана-стырь). И так встречали эту икону. Вот он идёт са Спасу. Наш крёсный ход идёт [туда], встречает икону с крестным ходам, с цёрьквы. И аттуда праводют с крестным ходам, распрасчаютца. Идёт в нашу цёркав. Атслужит здесь [батюшка], патом идём с иконай этай па дамам — служить с иконай идут, са "Спасителем". И с каждава дома хазяин выхадйл, на улицы ждал, кагда икона эта придёт в дом. Все встречали са слезам, с трёпетам. В каждам доми был малёбень. Вот такое раньши была таржество. И патом правадйли в Сумёц. Так же наши с крестным ходам, весь приход абайдёт, апять в цёрьквы службу атслужут, с крестным ходам — в Сумёц пра-важали эту икону» (Демиденки 2965-13).
Икону «Спасителя» носили во время празднования «Сергия». «Как-та вот в Сергий переносют икону. Вот посярёд деревни у нас такая горка была. И вот туда "Спасителя" паставют на насйлках, так как приносют с церквы на насйлках яво. Атслужут, и апять свяшшённик стада в поле [обходит] са "Спасителем"» (Девонисово 2966-13).
Приточка и вытяжка mps-omsk.ru.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35