Поиск по сайту

Жанры народной прозы и поверья

ПОВЕРЬЯ И БЫЛИЧКИ
•Ф- Громовые стрелы
—  Девочка и бабушка пасли скот, поднялась гроза, они встали под елку и увидели, как летела «стрела» (полтора метра длиной, с наконечником). «Стрела» ударила прямо в землю, пошел дым стол­бом, и образовалась яма. В другой раз «стрела» вле­тела к дяде в дом, прошла через шкаф и вылетела в трубу. «Стрелы» убивали людей: в колхозе метали сено, и, при наступлении грозы, один мужчина за­рылся в стог, «стрела» попала в стог и убила этого мужчину (Новорж., Залог 5038-05).
•ф- Летучие змеи
—  Летучие змеи бывают — летают, как птицы, нападают на человека, кусают. Перед д. Вехно на одного мужчину напал летучий гад. Мужчина убе­жал. Чтобы спастись, читал Воскресную молитву (Новорж., Залог 5038-08).
—  В детстве видела летучего змея: когда пасли стадо, увидела, как по канаве бежал небольшой (полметра) змей — «голова круглая, как ковшик, хвост — как у рыбы и на маленьких ножках». Тако­го змея больше никто не видел — наверное, у него есть крылья, а может — «перекидывается клубком» (Новорж., Залог 5038-09).
?*• Змеи1
—  Гремучая змея очень ядовитая. Надо приго­варивать («причитывать»): «Гримучая змея, падай яд свой назад». У гремучей змеи — гребень как у пе­туха («питуна»)2 (Новорж., Черняково* 5219-25).
—  Змеи «щенятся» на дереве. Однажды ходили «в черники», увидели большую черную змею на «берёзине». Убили змею, у нее оказалось 14 «ря­бых» змеенышей (Новорж., Соболицы 5017-28).
—   Гады разные: красные, белые, черные, водя­ные. Бывает, что гад свивается и нападает (Но­ворж., Залог 5038-10, 12).
—  Ужи в домах живут. Мачеха рассказчицы на­ливала ужу парное молоко. Уж приходил поесть -молока попьёт и разворачивается на крыльце, до­вольный (Новорж., Залог 5038-10, 12).
—  Старец ходил по деревням, побирался. Сел отдохнуть на камень и увидел, как из-под камня вы­полз гад и стал сосать у кошки молоко. Старик ос­тановился на ночлег. Утром он рассказал хозяйке про кошку и гада. Оказалось, что кошка окотилась, и котят закопали под камень. Поэтому кошка ходи­ла к камню, а вместо котят выползал гад. Когда старец рассказал о том, что видел, хозяйка решила убить кошку. Как только старец стал выходить из-
за стола, кошка набросилась и выцарапала ему гла­за (Новорж., Залог 5038-11).
—  На Святки веретёна прячут, иначе летом бу­дут попадаться змеи (Новорж., Гускино РФ 155-54).
—  Нельзя убивать змею, которая тебя укусила, потому что на закате солнца она возвращается к то­му, кого укусила, и забирает свой яд. Если укусила змея, то нельзя входить под крышу дома (двора); надо заговаривать от укуса змеи вечером, до захода солнца (Новорж., Грибаново 5004-36).
«- Птицы (аист, сорока, сова, кукушка)
—  Аист ходит по крыше — плохая примета, предвещает пожар в доме (П.-Г., Крылово 5022-15).
—  Люди говорили, что сорока приносит вести -письмо будет или гости приедут (Новорж., Кораб-лёво 5002-22).
—  Сова «плачет» — плохое предвещает (Но­ворж., Усадище 5026-02).
—  Если кукушка в первый раз закукует на голый лес, то год будет неурожайный, если на распустив­шийся — то урожайный (Новорж., Усадище 5026-02).
—  Если кукушку первый раз услышишь на го­лодный желудок, то будешь весь год голодным, ес­ли нет в кармане денег — весь год будешь без денег (П.-Г., Долматово 5028-02; Чухны 5024-14).
—  Бабушка учила: «забирай деньги, скоро будя кукушка куковать». Нужно обязательно носить с собой деньги, потому что если в момент первого ку­кованья будешь с деньгами, то жених будет бога­тый, а если окажешься без денег — будет жених бед­ный (Новорж., Свиномурово — Ферково* 4995-07).
—  Прислушивались, с какой стороны кукушка кукует: с левой стороны — плохо, с правой — хорошо (П.-Г., Чухны 5024-14).
—  Если плачешь, и закукует первый раз кукуш­ка — значит, будешь весь год плакать (П.-Г., Селих-ново 4994-27).
—  Кукушка в деревню прилетела и кукует — к покойнику, кукушка весть сообщает (П.-Г., Бирюли 5023-15).
—  Если кукушка кукует в деревне — к пожару, нехорошо в семье будет (у того, в чьем саду закуко­вала) (Новорж., Усадище 5026-02).
—  Если в деревне кукушка кукует около какого-нибудь дома, там девушка забеременеет незамуж­няя (Новорж., Губкино 5029-12).
—  Спрашивали: «Кукушка, кукушка, сколько мне лет осталось?» (П.-Г., Чухны 5024-14).
—  У кукушки спрашивали: «Кукушка, кукушка, скоро я замуж выйду?» (Новорж., Варитино 5019-23).
—  Если кукушка закукует рано утром, то те женщины, у которых умерли дети, выходили на улицу и оплакивали детей, «плакали голосом». Так­же и женщины, сделавшие аборты, «каялись на ку­кушку» (Новорж., Варитино 5019-23).
—   На кукушку причитали — «заголося, как куку-шечка» (Новорж., Усадище 5026-02; см. также: «Со­держание поэтических текстов похоронных и поми­нальных причитаний, причитаний на кукушку»).
•Ф- О «проклятых» («проклёнуши», «проклёнутые» люди)3
—   Лягушка и кукушка — «проклёнутые» родите­лями люди. Лягушку нельзя бить, потому что она человек. «Кукушку нельзя стрелять» (Новорж., До-рожкино 5050-21, 22, 24). Раньше родители прокли­нали детей — «будь ты лягухой» или «штоб тебе век куковать», — и они превращались в лягушку или в кукушку («проклёныши»). Отец говорил, что ля­гушку нельзя трогать, потому что у нее пальцы, как у человека. «Может, все звери такие» (Новорж., За­лог 5036-22).
—   Мать прокляла своих детей, они преврати­лись в воронов и вылетели в окно, каркали. Потом вернулись и опять стали ее детьми (Новорж., Ко-раблёво 5003-28).
—   Если мать проклянет младенца, то он пере­стает расти и все время плачет, пока не придет зна­ющий человек (либо сам проклятый) и не бросит «ребенка» об пол (или разрубит его топором), тог­да окажется, что это было осиновое полено (Но­ворж., Дорожкино 5049-16; Ладино 5006-31; см. так­же «Образцы текстов», №№ 7, 9).
—   Мать прокляла своего ребенка, и он пропал. Был слышен только его плач (как под землей). Ре­бенка так и не нашли (нельзя на детей браниться) (Новорж., Яконово 5033-14). Старые говорили, что если мать проклянет ребенка, то его схватят «беси» или «шашкй»; если сделать крестик из соломы (или из травы) и накинуть на ребенка, то бесы отстанут (Новорж., Стёхово 5030-21; см. также «Образцы текстов», № 10).
—   Могла проклясть только родная мать своим словом. Считалось, что материнское слово «в дно моря опустя и со дна моря достанет». Старшая дочь ушла без спроса, а мать её прокляла: «Ты крутись, ты круче нёвручей!». С тех пор у дочери жизнь бы­ла плохая (Новорж., Малое Алешно 5001-08).
—   Нельзя ругать людей словами: «Что ты, змей, ошалел!», «Что, поганик, ошалел!», «Чёрт тебя ло­мает!» — так проклинают, из-за этого «Бабы Яге бе­рутся и Деды Яге». Мужа нельзя ругать: «Гадюка, штоб ты сдох…», иначе, если забеременеешь, то ро­дишь неполноценного ребенка (Новорж., Черняко-во* 5216-24).
•Ф Русалки4
—   Русалка — «хохлатая». Выскакивает из воды. Как ласка (зверек) (П.-Г., Кишкино — Опоч., Меле-хово* 5011-16). Говорили, что у русалки длинные волосы (Новорж., Варитино 5020-03). Русалка — де-
вица раздетая, волосы распущены, по ржи бегает (П.-Г., Кириллово 5009-05).
—  Девушки пугали друг друга — «вот русалка побёгла». В старину говорили, что если русалка поймает, то будет щекотать до смерти (Новорж., Губкино 5030-35). Русалки «съядуть или зашчако-чут» (П.-Г., Галичино — Рубилово* 4995-20).
—   Русалки живут в воде и во ржи (П.-Г., Астах-ново 5008-17).
, — Раньше русалки жили во ржи, в гнездах. Ве­чером не давали бабам жать. Русалки могли жен­щин хватать за волосы, если те не уходили вечером с поля. Говорят, что на зиму русалки перебирались в «рей» (в ригу), где люди молотят рожь. Детей «по-лохали» (пугали) русалками, чтобы не забирались в риге на колосники и не мазались в саже (Новорж., Перхово 5002-04, 06).
—  Детей «полохали», говорили: «Русалка ва ржи. Выскаче са ржи».5 Пугали ребенка, если он за­плачет: «Малчй! А то русалка выскаче са ржи» (П.-Г., Снегово, 5044-03).
—   Старики пугали детей: нельзя на озеро хо­дить, там русалки, черти (П.-Г., Бирюли 5023-13). «Былйцы» детям рассказывали о русалках: «не хо­дите в реку — там русалки», в лесу, у пруда. Женщи­ны под видом русалок пугали детей: «Распустит во­лоса <…> просто нарошно.  Ну вот, сдёлаетца страшная, штоб ребяток напугать, штоб они не хо­дили в реку» (П.-Г., Селихново 4997-14).
—  Чтобы дети не рвали горох, их пугали, что в горохе русалки водятся: русалка «хохлатая», воло­сы распущенные, одежда рваная, сама грязная, во­лосатая (Новорж., Малое Алешно 5001-13).
—   Рассказывают, что в ночь на Ивана бегают русалки и колдуньи, люди их боялись. Некоторые оборачивались или «обдёлавались» (рядились) ру­салками, другие кричали: «Пабяжймти, рябяты, вот русалка тута!» (Новорж., Кораблёво 5003-29).
•Ф- Черти («шишки», «шишицы», «чернецы», «бесы»)
—   Если на Святках не успеешь кудель допрясть, считалось, что придут «чернецы» (черти) и все спу­тают: «Надо бросать работать, а то уже чернецы за­бегали» (Новорж., Перхово 5001-40).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Когда отмечают День города Пскова
  • В Пскове подошел к концу ремонт четырех дворов
  • Интересные факты о Пскове
  • АТО близка к завершению
  • Интересное