Поиск по сайту

Жанры народной прозы и поверья

Имеется только один развернутый рассказ об обычаях этого дня из п. Славковичи. Приглашали священника: «Вот в сявоннишный день, в Барйс, за им паёдут на лошади, привезут ево. Патом пасидйт немножка [батюшка] и пайдёт па всим избам ха-дйть, служить. [У него] крест, "Явангель" [Еванге­лие]. Паслужи[т] здесь, пакрапйт. А патом эты вси избы абайдёт» (Славковичи 2974-33).
Священник совершал обход и освящение стада (коров, овец и лошадей). Его одаривали ржаным хлебом. «Тагда уже куда там, на какую плошшидь? Привозишь скот — карбвушек. Пастушок пасётца, и за им пайдут: "Приганяйси вот в такое-та места, вот туды". Пастушок пригонитца, лашадёй приве­дут — всяк сваю (раньши вить свай лошади были). Приводишь лошади вси, стада. И вот он пойдё[т] спярва вакруг каров, карбвы и овцы там. Паслу-жи[т], пакрапйт на них. Тагда уже скаже[т]: "Ну, па­стушок, уганяйся". Пастушок пагбнитца апять на свае места. Тагда уже он абхбде [обходит] этах коней, попаё[т], пасвётя[т] тоже вадйчкай. Ну, и ска-же[т]: "Ну, тяпёрь ведите их на места". Всяк сваю лашадку апять павёл в поле» (там же).
В Борисов день, так же как и на Егорий, хозяй­ки красили яйца в желтый цвет, закармливали ско­тину «лепёшками» (Малое Заборовье 2974-05; Славковичи 2974-33).
ОБРЯДЫ, СВЯЗАННЫЕ С ВЕСЕННИМИ ПОЛЕВЫМИ РАБОТАМИ
Перед тем как выехать на ПЕРВУЮ ПАХОТУ в поле и прежде чем начать работу, просили «Бо­жьего благословения», молились Богу, клали крест­ное знамение, приговаривали: «Благаславй, Гдспа-ди!» (Ясно 2178-02).
Так же поступали, отправляясь СЕЯТЬ. «И па-молитца Богу [отец], и скаже[т]: "Ну, давайте, встаньте, памалйтися, идём засявать хлебушка". Палатёнцем завяжем (раньше ведь мы ткали), и он павёси[т] эту сявню и пайдё[т]. Придё[т] туды на па­ласу. Там тожа всё пирякрёститца. Всё-всё-всё — с Богам» (Славковичи 2974-33).
На первую пахоту брали «барышку», испечен­ную в Благовещение. В поле разламывали ее на ку­сочки и ели, «чтобы хлеб хороший был». Остатки отдавали детям или приносили домой (Столыпине 2172-02, 05).
Во время сева в севню клали церковную просви­ру, две веточки освященной вербы и два прутика из березового веника (Славковичи 2974-33).
После Пасхи начинали посадку огородных культур (Травино 2191-09).
Когда сажали капусту, рядом клали белый ка­мень, завернутый в тряпочку, и крапиву, «чтобы не было килы» (Тинеи 2190-11; Щерепицы 2192-28).
К «Вешнему Миколе» сажали лук и огурцы (Ти­неи 2130-11). По народным наблюдениям, майское тепло обманчиво. «Бывает так, што вот адйн год -напало снегу двадцать втарога мая, в калёно пач-тй». Об этом говорит и поговорка: «Май — коню се­на дай, а сам на печку полезай» (Качурицы 2204-27).
«В Николу» первый раз выпускали в луга лоша­дей (Демиденки 2965-13).
Несмотря на то, что на Никольской неделе — «са­мая пасевная», в день Николая чудотворца устраи­вали большое гулянье: «Три дня нихто никово не сделает, толька гуляют. <…> [Молодежь] в избы гуляет день и ночь. Плясали, танцавали, в караводы хадйли. Старики придут, сядут. Приходют смат-рёть» (Демиденки 2965-13; также: Подсевы 2980-10).
Повсеместно распространено представление о том, что, услышав ПЕРВЫЙ ВЕСЕННИЙ ГРОМ, надо кувыркаться, чтобы не болела спина во время жатвы и при уборке льна.
ВОЗНЕСЕНИЕ
Единственным свидетельством о праздновании Вознесения является упоминание о крашении яиц в этот день: «В Егорий жалтйм [яйца], в Барйс жал-тйм, в Троицу жалтйм. К каждаму празднику всё. В Вазнисёння жалтйм — всё, штобы у нас были яйца» (Малое Заборовье 2974-05).
ТРОИЦКАЯ ОБРЯДНОСТЬ
Троицкая родительская суббота связана с поми­новением умерших — «родителей». Ходили в церковь, освящали поминальную еду: «Завтра Троица. Пёрид Троицей с пиражкам ходишь, абизательна нада. В цёрькву идёшь, берёшь пиражкй. Как сщитаетца, по закону Божию — пять хлёбав-та, значит. Берёшь пи-ражки там, печеньице, канфётачки. Паложишь в чашку, несёшь. Там сталы бальшие паставлены, и ставишь» (Крюково 2970-09). «Паминали в цёрьквы и на кладбишше. Бывала раньши, прихадйл.батюш­ка с пёвциим на кладбишша и служил на каждай ма-гйлке. Хадил па магйлкам и паминал всих пакойни-кав, в каво паминанья сделана» (Кириллово 2981-31).
Так же как и в другие поминальные дни, осо­бый статус имел «НИЩЕНСКИЙ ПОМИН». Ос­вященные в церкви поминальные пирожки, ват­рушки, блины, помазанные кашей, сразу после службы раздавали нищим — «побирашкам»; домой возвращались с пустой тарелкой (Качурицы 2204-27,2211-08).
Обряды, совершаемые в ТРОИЦУ, раскрывают традиционные народные представления о смерти и «ином» мире, о возможности и способах поддержа­ния отношений между миром живых и миром умер­ших. Троица — праздник «для родителей» (Осташе-во 2982-09). Поминовение осуществлялось в церкви или часовне, на кладбище, дома. Рассказывали о поминальных молебнах в домах (Голубево 2977-23).
К Троице «ЗАЛАМЫВАЛИ БЕРЕЗКИ» (бере­зовые ветки), освящали их в церкви — «берёзки свя­тили». Березовые ветки ставили с внутренней сто­роны дома — к окнам, дверям, «к Богу» (к иконам), а также укрепляли на углу дома с наружной сторо­ны, «сажали» под окнами.105 «Берёзки — весь дом, весь дом [в них]! Как уже падходя Троица, так при-нясут всю зелень. О-ой! Абторкую[т] бярёзкай в Троицу — красата!» (Славковичи 2974-33).
Считалось, что в Троицу и на Духов день души «родителей» прилетали и «садились» на березки. Когда ставили «березки», звали родителей: «Ну приходите, радйтели! Берёзки свеженький, малб-денькие, харбшенькие! Прихадите к нам яички красненькие есть!» (Щерепицы 2193-06).
На березовых ветках гадали: если они завянут быстро, то сено будет в этом году хорошее. Дети плели себе венки из березовых веток.106
На кладбище «опахивали могилы» березка­ми.107 «Вётачки зялёныи наломана и приносим в цёрькав. Тожа вот святят. С этам вётачкам в Трои­цу на магйлачку ходишь. На сваю магйлачку [моги­лу родных] придёшь, и вот папашут ёту магйлу и патом туды уже кладут к кресту. Кто што кладё[т] -кто яички кладё[т], кто там канфётку, кто што» (Славковичи 2974-33).
По некоторым сведениям, в Троицу ходили на кладбище до обеда и только женщины. На могилах голосили.108 «Гаварят, што када ходят, паминают их, так анй чувствуют душок — пакойники-та, ка-торые зарыта. Так им радасть! Асобеина, вот ка[г]-да приходя[т] [поминать] да абёда на кладбища» (Славковичи 2975-05).
Основной ПОМИНАЛЬНОЙ ЕДОЙ в Троицу были крашеные березовыми вениками яйца («пара» яиц). Яйца съедали, а также зарывали в землю или раскрошенными оставляли на могилах.109 Помина­ли ватрушками, пирожками, блинами, печеньем и конфетами. «Крошили» — сыпали рисовую крупу, пшено, зерна пшеницы.110 «В Троицу крупу брали, пасыпали. Пшано больше брали и пасыпали вот так кругом. Ни на аградку, кругом аградки сыпали. А на магйлу на саму никагда не сыплют, рядом сы­пали. Ни на самую магйлку, где схаронена чилавёк там, а што — памйма» (Славковичи 2975-05). «Бу­лочки можно, и конфётинки положить. Начинают: "Во имя Отца и Сына…". [Затем]: "Упакдй, Госпо­ди, раба Тваегб…"- памолисся» (Большой Волочёк 2976-13).
В д. Голубево в Троицу был крестный ход, свя­щенник окроплял святой водой домашний скот (2977-24).
В этот день одаривали пастуха хлебом и яйцами (Большой Волочёк 2977-02).
ГУЛЯНЬЯ МОЛОДЕЖИ В ВЕСЕННЕ-ЛЕТНИЙ ПЕРИОД
От Пасхи и до Троицы, когда становилось теп­ло, по воскресным дням и в некоторые летние пра­здники молодежь собиралась на гулянья, где пляса­ли, пели под гармонь, играли в разные игры, в мяч. «На три группы разделялись. Вот эта — "взрослый" — так раньши называли — девки ды мальцы. Патом такй — "падростки", патом — "ребяты". Всякый в сваей группе. А мужчины в сваей группы там лежат, а женшчины где-та в другой группе — тожа сидят на берегу. Вот так васкрисёння правадйли» (Девонисо-во 2965-13). Гулянья проходили на деревенской улице, на перекрестке дорог («на крестах»), на бере­гу реки. «Вот у нас здесь тако "падгорья" называет-ца. Раньши река так шла, а патом так прамыла [рус­ло]. И вот на этам "падгорьи" нашем маладёжь са-бираетцы в мячик играть. Партия на партию. Дев­ки и мальцы раздёлютца и играют [в мяч]. Эти бьют, а те там ловют. Патом те правинятца» (Дево-нисово 2965-13).
КАЧАЛИСЬ НА КАЧЕЛЯХ — «ЗЫБКАХ». «Женщины гуляли на плащадки бальшой. Была бальшйе качели у нас, "зыбки" назывались. Сейчас качели, а тада — "зыбки", в тоё время. Тада эта были примудрёныи.  Вот качалися на качелях в

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Когда отмечают День города Пскова
  • Кто будет принимать участие в концертной программе в честь дня города Пскова
  • Псковские производители товаров хотят больше сотрудничать с ритейлерами
  • В Пскове подошел к концу ремонт четырех дворов
  • Интересное