Жанры народной прозы и поверья
В Егорьев день до сих пор в Порховском районе первый раз выгоняют скотину на поле. Это делают, даже если на улице еще холодно и мало травы -собирают стадо на выгоне ненадолго, а потом снова загоняют скотину в хлев.
Рано утром, прежде чем прогнать коров в поле, каждый хозяин или хозяйка ОБХОДИЛИ СКОТИНУ ВО ДВОРЕ.87 «Сам хазяин пайдё[т] абхадйть, на двор — абайдё[т] ещё да этава, до поля. Ещё пастушок ня гонитца, там он абайдё[т]» (Славковичи 2974-33). Чтобы защитить дом и двор от колдунов, тогда же обходили хозяйственные и жилые помещения.
Во время обхода использовалось решето, в которое складывали яйца, хлеб (пирог), соль, икону, зажженную свечку, а также веточки вербы и несколько прутьев от веника, связанных вместе.88 «Клали в ришато чатыри яйца, хлеба барышечку. Вот два варёных и два сырых клали яичка. И ставили свечечку, и обходили скатйну кругом» (Луг 2980-01). «В Ягорий вот веничка и вербу [брали]. Веничка пястачку атломишь и вёрьбу, свяжешь вместе, и убайдёшь» (Малое Заборовье 2974-05). «Вёрбачка взята и вот этат пирог, иконка "Яг орий". И он [хозяин] там с хазяйкай ходи[т], малйтву там прачита-и[т], какую нада. И патом уже тагда: "Ну, Маша, выганяй, пагнали в поле"» (Славковичи 2974-33). «Ещё бабка мая бь’ща жива — накладё[т] туда угаль-ков, вот там свечечку и ва хлев пайдёт. Там кругом обайдёт, малйтву почитаит. [Клала угольки] на ска-вараду. И свечечку вот так раздробит мёленька, вон как намёст89 ладану» (Подсевы 2980-10).
Во время обхода пели пасхальный тропарь и трижды читали Воскресную молитву, чтобы скотину во время выпаса не покусали змеи.
В д. Большие Пети был принят такой порядок первого выгона скота в поле: хозяйка обходила свою скотину во дворе, читая троекратно молитву «Отче наш»; затем три раза выпускала скотину из хлева и загоняла обратно, «закармливала» ее (РФ 1985).
Хозяйки ЗАКАРМЛИВАЛИ СКОТИНУ хлебом и яйцами сразу после обхода или вечером, по возвращении скотины с поля домой: «Хлебец раз-ламаю кусочкам, штобы к вечеру аставить. Вечерам дать нада. Пригонитца с поля-та ана, придёт — и паставлю. Хлебец даёшь скатйнки и яёчка разлама-ешь, вдоль так нарежешь. Авёчкам дашь, парасё-начку дашь» (Малое Заборовье 2974-05).
Решето со всем содержимым после обхода хозяева оставляли в хлеве, напротив входа, или клали на специальную полочку над дверью: «На эту no-лачку паставлен иконка "Ягорий" и пирожок. Па-куда да вёчира. Пригонятца каровы, там скатйнка пайдё[т], тагда уже этат пирог атдаёшь скатйнки» (Славковичи 2974-33).90
Для того чтобы коровы из одного двора дружно ходили в поле и «знали» свой двор, их МЕТИЛИ: «И тялёночку памажут [маслом], или втарая карова — и там метили. Масельцем памажут там скока-та, малёнька там. И вот скатйнка идёт с поля
и пряма идёт ка мне дамой. И с поля хбдют аны вмести — вот эта для ётава так делалась. Так вот га-варйли» (Подсевы 2980-10).
Во время ВЫГОНА СКОТИНЫ В ПОЛЕ два крашеных яйца в качестве оберега клали под порог хлева или около ворот — там, где прогоняли скотину. Повсеместно выгоняли освященной в Вербное воскресенье вербой, связанной с прутьями березового веника или молодыми березовыми ветками.91
После обхода стада вербу оставляли на поле: «…так и стайт, пакуль ана вся ссохни[т] там» (Славковичи 2974-33). Вербные ветки втыкали в землю -«торкали в ниву», «в свою полосу» — в поле, где посеяна рожь, а также на огороде, в саду, «чтобы родился урожай».92 «Принесёшь, вторнишь в саду, где делённик, в агароди. Вторну в угалок [с восточной стороны] — аткуда Исус Христос захадйу, атту-да явйуся. <…> В тот же угалок и вторнишь [вербу], помолишься Богу. Раньши ва ржи торкали -свай паласа были, хутар был» (Малое Заборовье 2974-05).
Женщины и дети трижды перепрыгивали через ветки вербы.94 Во время последующей работы в поле веточки вербы не трогали. «Год стай[т], два ста-й[т]. Калй не завалитца, вот ня тронишь» (Малое Заборовье 2974-05).
Егорьев день считался повсеместно колдовским днем. Рассказывали, что колдуны портят скот, отбирают молоко. Перед утренней дойкой корову омывали святой водой, а молоко «ставили в перёж-ный угол — Боженьке памолютца и тада вот працё-дют ево» (Подсевы 2980-10). Охраной скотины от колдунов объясняется, в частности, егорьевский обход стада священником.94
Традиционные ОБХОДЫ СТАДА В ПОЛЕ должны были защитить домашнюю скотину во время выпаса — уберечь стадо от нападения диких зверей (Поддубье 2195-30). Имеются сведения об обходах, совершаемых пастухом, одной («знающей») или несколькими женщинами, мужчиной (не пастухом), священником.95 «То может жёнш-чин там скока [соберется]. Взята иконка, иконка -на палатёнце. И вот стада пайдут [обходить]. Абайдут, там с ружий пастряляют, и патом пастух астаётца, анё [женщины] пашлй дамой» (Подсевы 2980-10).
Обходили скотину трижды, «против солнца».96 «Вот раз абайдёшь кругом, он [пастух] астанавлива-етца. Ты пирякрёстисся на иконку, он паварачива-етца — апять пашёл. Три раз прайтй нада кругом скатаны» (Луг 2980-01).
Чтобы скот не расходился во время пастьбы и «волк не заел скотину», мужчины стреляли из ружей, а пастух бросал через стадо одно-два яйца, (могли подкидывать яйцо вверх и стрелять в не-
го).97 «У кавб мнбга скатйны — пирог спякут и в харошаю салфетку [завернут], и яиц — яйца чатй-ре. Накладут кучу пирагов, карзйнку яйц — эта пастухам. И, значит, вверьх стряляют с ружья. И патом яйцам кидаютца крашеным» (Качурицы 2204-27).
При обходе скотины на поле также использовалось решето, в которое клали икону, хлеб, соль, крашеные яйца, прутья из веника и вербу.98
Тексты, произносимые во время обхода, представляют как «молитвенную», так и «заговорную» традиции: читали Воскресную молитву, пели пасхальный тропарь, проговаривали «стишки» (заговоры), чтобы скотина не разбредалась во время пастьбы.99 «Пригаваривать — эта, выходить, как калдавствб, што ли. Ета делалась так. Ну, примета была в нашей мёстнасти» (Подсевы 2980-10).
После обхода ОДАРИВАЛИ ПАСТУХА: приносили ему пироги и крашеные в желтый цвет яйца: давали по яичку («по пятку яиц», по пирогу и паре яиц) с каждого дома, где держали скот. Хозяин, имевший много скотины, давал пастуху пирог и четыре яйца (или такое количество яиц, какое запрашивал пастух: с коровы по два-три яичка, с овцы -два).100 Дары приносили на выгон, или пастух сам вечером обходил хозяйские дворы и собирал подаяние. «В Егорий [пастух] идёт па дварам. Каждый [хозяин] кала дома скатйну абайдё[т]. Вазьмёт -всегда буханычка хлебца испечена и яйцы. Сам [хозяин] абайдё[т], а пастух эта всё себе убираит. Назы-ваитца — падворня» (Подсевы 2980-19). Пастуха одаривали также и в другие годовые праздники. По одним рассказам, это происходило в Крещение, по другим — в Петров день.
В порховской традиции зафиксировано значительное число сведений о НАЙМЕ ПАСТУХА. Как правило, в пастухи нанимались старики или подростки. Они жили по домам у тех хозяев, коровы которых паслись в стаде. Чем больше было коров у хозяина, тем дольше пастух жил в том или ином доме.102
Повсеместно на территории Порховского района пастухи играли на музыкальных инструментах, в основном, духовых. Имеются сведения, что пастухи играли на малострунных гуслях, скрипках. По народным представлениям, в то время как пастух играл на свирели во время выпаса, коров «пас домовой» (Большие Пети РФ 1985).
В ряде деревень Егорьев день праздновался как ЗАВЕТНЫЙ ПРАЗДНИК «по скотине». Молебен мог проходить как на выгоне, так и посреди деревни. Батюшка обходил скотину с иконой и кадилом, окроплял святой водой. Затем служили «по дворам» и «по избам».103
С Егорьевым днем связано посещение святых мест. Служили в церкви или ходили к «кипунку»
[святому ключу], где проходил молебен на освящение воды.
Вода, взятая на Егорий «до солнца», считалась целебной, «святой». Она стояла целый год и не портилась, не зацветала; ею омывали больные места.104
В некоторых деревнях Порховского района в Егорьев день проходила первая после зимы ЯРМАРКА. Девушки надевали лучшие наряды, и молодежь гуляла парочками на улице до темноты (Качурицы 2204-27; Путилове 2179-21, 2180-01).
На Егорьев день, так же как и на Пасху и в другие праздники пасхального периода, ИГРАЛИ С ЯЙЦАМИ: катали яички «в лунки», «бились на яйца» (Ольхово 2980-29; Травино 2191-11).
БОРИС И ГЛЕБ
День Бориса и Глеба праздновался ПО ЗАВЕТУ всего в нескольких деревнях Порховского района: «Вот у нас был. Вот эта мы — двое Пёти [названия деревень — Большие и Малые Пети], Казйбор, Малый Низ, Красна Лука. В нас был Барйс и Глеб» (Славковичи 2974-33). Праздник завершал период полевых работ, связанный с севом. «Ета тагда уже, кагда гарбх, всё эта пасбятца. Тагда у нас хадйли па избам, свешшённики хадйли. <…> И он [батюшка] ходи[т] здесь, в комнаты служи[т]. Патом пайдё[т] на двор там, на дварй паслужи[т], пасвятйт вадйч-кай святой» (Славковичи 2974-33).
Доставка из китая в и инспекция товара.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35