Поиск по сайту

Жанры народной прозы и поверья

Испеченное делили на всех членов семьи — по че-тыре-шесть штук на каждого (Ямкино 2182-09). На «комах» загадывали: в один из них «закладывали» копейку, в другой — щепку. Если достанется щепка -это означало смерть (Заболотье 2183-06), если ко­пейка — счастливая жизнь; тому поручалось засевать (Махновка 2174-08). «Это мы уже и самы пяклй в Сороки. Закатывают копеечку (там десять копеечек или двадцать копеечек). Сорок катышков — такй здёлат с муки клёцечки, вот такй маленьки, круг-леньки клёцечки. Многа здёлат (семья, так многа). И кладут капёечку, пятнадцать капёек иль двадцать — вот в эту адну клёцечку» (Качурицы 2204-28). Смысл гадания в некоторых случаях оказался уже забыт, и оно воспринималось как детская забава. «Садйсся эты клёцечки есть. Так хоть вси съешь, [ду­маешь]: хоть бы капёечка тебе дасталась. А зачем эта капёечка? — Бог знаит» (Качурицы 2204-28).
Считали, что в «Сороки» из теплых стран при­летают сорок птиц. «Закармливали птиц», вынося им сорок «орехов» и специально сваренную для этого пшенную кашу.73
-Ф- Благовещение
Благовещение — «большой праздник», на него «птичка гнезда не вьёт» (Верхние Горки 2206-02). В этот день ходили в церковь, ОСВЯЩАЛИ ЗЕРНА яровых культур для предстоящего сева.74 «Рожь-ярёнка, катбраю сёить [надо], там нямножка в цёрьквы настановлена — на стали. А патом, кагда уже служение буде[т], эта свешшёние — он [священ­ник] приходит с крестом, крапйт вадбй. Такая кйс-тачка и ён крапйт всё и кадйлай кадйт, и певицы па-ют» (Славковичи 2974-33).
К этому дню ВЫПЕКАЛИ ХЛЕБ из ржаной муки, с яйцами, который назывался «барышечка», «благовещенский пирог» или «благовещенский хлеб». По одним свидетельствам, его хранили и за­тем брали с собой в поле на первую пахоту и засев; по другим сведениям, с этим хлебом в Егорьев день каждый хозяин обходил скотину в своем дворе пе­ред первым выгоном в поле.75
-Ф- Вербное воскресенье
В Вербное воскресенье ломали веточки вербы, украшали их цветными тряпочками, бумажками и
несли освящать в церковь. «Вербу ламаем в Вёрь-бенна васкрисёння, пучок. В цёрьковь пайдём с вёрьбай. Разукрасют [её] бумажкам, лёнтачкам. Эта раньши, тепёрь-та не разукрашивают так» (Малое Заборовье 2974-05). «Вёрбачку украшали, кагда в цёрькав в Вёрьбенна васкрисёння [шли]. О-о! Разу­крашена — бумагам всяким вербу украшали. И с этай вёрбачкай мы пайдём в цёрькав. Там свети[т] [батюшка] — ходя по всей цёрьквы. Народу многа. Верба так паднята, и батюшка и ходи[т] с (й)ий там. Несё[т] ваду — эту вёрбучку крести[т] вот так и па-ё[т]» (Славковичи 2974-33).76
По возвращении из церкви «стебали» (хлестали) ребятишек вербой, приговаривая: «Я не вербочкой стябаю — красненьким яичкам», а потом ставили вербу в «больший угол» — к иконам, где она храни­лась до Егорьева дня.77 Веточками вербы каждая хозяйка выгоняла свою скотину первый раз в поле.
Судя по одному из рассказов, в Вербное воскре­сенье освящали также и ветки березки — вероятно потому, что и те, и другие использовались в после­дующем обходе стада на Егорьев день (Голубево 2977-24).
?ф- «Чистый четверг»
Страстная неделя считалась нечистой: бытова­ли поверья, что колдуны в эти дни отбирали моло­ко у чужих коров, залезали на крышу и «лили» мас­ло (Заболотье 2183-08). Сведения о колдовской при­роде Великого («Чистого») четверга наиболее рас­пространены и отражаются в вариантах его наиме­нования: «день-колдун» или «колдовской» день (Ольхово 2980-33; Подсевы 2980-19).
По народным представлениям, в этот день про­исходили всяческие напасти: колдуны отнимали молоко у коров, наносили порчу скотине. Счита­лось, что в «Чистый четверг» ничего никому нельзя давать, чтобы не было убытка в доме. «Вот в Чис­тый чатвёриг ты придёшь ка мне, там папрбсишь, скажешь тама: "Чашечку дай". Я тябё не дам -нельзя. В Чистый чатвёриг никагда никаму ни да­вай. <…> Калдую[т]. Калдуньё-та и бегая, и про-сю[т]. <…> Кто придё[т] к тебе в Чистый чатвёриг-никагда ни давай ничавб!» (Бёрдово 2972-03). Запи­сано множество быличек о том, как в этот день кол­дуны «портили» домашнюю скотину.78
Для того чтобы уберечься от колдунов, в этот день совершались действия, имеющие охранитель­ное значение: в хлеву на окошко клали камень, а дверь подпирали осиновым колом (Крутец 2978-04).
Одновременно к этому дню, находящемуся в преддверии Пасхи, были приурочены очиститель­ные обряды, потому он назывался в народе также и «Чистым четвергом». Раньше в этот день обяза­тельно чистили печи, мыли и окуривали избы вере­сом; клали в умывальник одно или несколько яиц,
серебряную монету, березовую ветку и умывались, чтобы лицо было чистое; катали яйцом по лицу, чтобы оно было гладкое; садились на лошадь и че­сали себе голову, чтобы волосы хорошо росли.79
ПАСХАЛЬНАЯ ОБРЯДНОСТЬ («ПАСКА»)
Упоминается обычай СТЕЛИТЬ СОЛОМУ на Пасху. Мать стелила солому, «чтобы пол не пач­кался», а дети играли на соломе, прыгали на ней. На четвертый день солому убирали (Столыпино РФ 1751).
К Пасхе хозяйки красили яйца луковой шелу­хой и освящали их в церкви. Этот обычай объясня­ется в народной легенде о воскресении Иисуса Христа: «Краскам красили, штобы были крас-нинькие. А как вот в цёркав хадйли, там рассказы­вали, што кагда вот Христа замучили, тагда яво сначала на крест распяли, а патом сняли ево, паха-ранйли. Пахаранйли, и он васкрёс. И была заложе­на камнем магйла. И эти камушки, кагда он вас­крёс, тада вси камушки раскатйлися вот краснинь-ким яичкам. И он паднялся и улетел. Вот так» (Луг 2980-01).
В Пасху ходили в церковь — на всенощную. Но­чью во время крестного хода, мужчины стреляли «в ру"жья».80 По легенде, «кагда Исус Христос лятёл -в ево стреляли, а он яичкам красненьким брасал» (Качурицы 2204-24; также: Быстро 2193-20).
К другим праздникам пасхального периода по­лагалось окрашивать яички в желтый цвет — «жел­тить». «Вот как начнётца Паска — красим [яйца]. В Егорий жалтйм, в Барйс жалтйм, в Троицу жалтйм. К каждаму празднику» (Малое Заборовье 2974-05).
Пасхальными яйцами разговлялись, по три яич­ка клали к иконам. Из других обрядовых блюд на Пасху упоминались круглые пасхальные куличи, на которых при помощи иконы (боковой ее частью) выдавливали крест. Варили также холодец.81
Существовали различные ИГРЫ С ПАСХАЛЬ­НЫМИ ЯЙЦАМИ. Ставили монету («пятак») на небольшой кубик, вырезанный из картофелины, и пытались сбить яйцом. Сумеешь сбить — пятачок выиграл, не собьешь — ставишь свой пятак, и так по очереди.
Мужчины катали яйца по деревянному лотку: «Сабярутца рябяты-та и мужукй. Зямёльку кругом сделаю[т] гладинькую, а тут павь’шш. <…> Нада ла-патай [выкопать] кругленьку такую ямочку. Залой абсьшлю[т] луначку-та, штобы яйчка-та лучши ка-талися. И такой лоточек сделанный — диревянный, касицей паставишь. Вот в этат лоточек яйчка-та па лунки-та пустишь, и они пакатятца сами. Тукне[т] об другое яичка. Ага, выиграл! Втарой — капёйку станавй[т] на то места. Например, я выиграю — ты
капёйку станавйшь. Интярёсна раньши была. На­пример, тваё яичка аб мае тукнитца — я выиграла, тябё приходитца капёйку станавйть, вот. А другой раз и мйма проскоче[т]. Мйма, так и мйма. А тук­нитца аб како яичка (вси знают, в каво какй яички), и вот и захахача[т]: "Ага, выиграл!". Другой многа [выиграл]. Ловкай пускать, так многа яиц себе на-катае[т]» (Ольхово 2980-29).82
Мужики собирались на Пасху, играли в карты (Щерепицы 2193-07).
Зафиксированы сведения об ОБХОДАХ ДВО­РОВ — ходили молодые ребята, их одаривали. Свя­щенник служил в домах прихожан. Во время служ­бы пели тропарь «Христос воскресе», Воскресную молитву.^
Празднование Пасхи включало в себя обряды, связанные с чествованием молодоженов. Первую Пасху молодая чета проводила в доме жены; к их прибытию весь дом украшали новыми ткаными по­лотенцами (Бёрдово 2970-14).
На второй день после Пасхи следовало ПОМИ­НОВЕНИЕ УМЕРШИХ: ходили на кладбище и на могилах оставляли по два крашеных яйца (Качури­цы 2211-08).
Сведений о поминовении в Радоницу в Порхов-ском районе не зафиксировано.
ЕГОРЬЕВДЕНЬ. ТРАДИЦИИ ПАСТУШЕСТВА
К Егорьеву дню КРАСИЛИ ЯЙЦА84 «жёлтым краскам, штоб были жёлтые яички два» (Луг 2980-01). Яйца красили обычно листьями от березовых веников. «Принясёшь веник, яво памочишь, а па­том уже эту ваду сальёшь и вадой гарячей нальёшь. <…> Желта эта вада сдёлаетца. И в эту ваду накла­дёшь яйчик и жалтйшь их» (Славковичи 2974-33; также: Малые Пети РФ 1982). Иногда красили яйца молодой зеленью, корой вербы: «В Ягорий -крапйвкай [красят], уже крапйвка есь, толька мало-денькая пролезает» (Качурицы 2204-27).
К Егорьеву дню пекли обрядовые хлеба: «ба-рышку», «лепёшку» («небальшую ляпёшичку»), «пирог».85 В них запекали целые яйца в скорлупе (одно или два): «…пякёшь ляпёшку и в эту ляпёшку запякаешь два яичка»; «в скарлупй запякают»; «в теста — вытинешь там теста, паваляешь яво па ста-лу, и патом вот так закруглишь — и в печку, и пякёт-ца» (Славковичи 2974-33). В егорьевских обрядах мог также использоваться хлеб, освященный в церкви на Благовещение (Кондратово 2988-32).86

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Когда отмечают День города Пскова
  • Кто будет принимать участие в концертной программе в честь дня города Пскова
  • Псковские производители товаров хотят больше сотрудничать с ритейлерами
  • В Пскове подошел к концу ремонт четырех дворов
  • Интересное