Поиск по сайту

Жанры народной прозы и поверья

Факелы представляли собой длинные жерди, палки, обмотанные соломой или льном. На них могли водружать соломенные снопы, привязывать веники, вешать корзину. Жерди выбирали наиболее длинные и поднимали их «повыше» — «вздь’шут вы­соко», чтобы «далеко видать было — там загарёлась Маслена, там…» (Качурицы 2204-23). «Бывала, дасть атёц сапог рязйновый, надёнишь на палку и бяжйшь скарёй на Маслену с сапагом: "Ага, мне папка сапог дал! Слава Богу, мая буде[т] высака!" На палку-ту надёнишь, высока сапог-та загарйтца
резйнавый» (Бёрдово 2971-22). В д. Подсевы рас­сказывали, что в их деревне бывало до двадцати ог­ней, когда провожали Масленицу (2980-12).
В д. Скрипово это называлось «жечь куку» (2983-14), в д. Желавкино — «крест» (2978-13), в дд. Луг (2980-01) и Подсевы (2980-13) жгли «быка», «бычка», «быков». «Такие жгли "быки", как назы­вались, с саломы. Свяжут так длинный, зажгут и вот и держут. Пирявязано в нёскальки раз, метра три. Зажгут, поднимут — он и гарйт. Ещё у каво ружья есть, — выйдет, стрельнет в этат, вверьх-та. Ано так искры и лятят!» (Луг 2980-01). С «последка­ми» (недогоревшими пуками соломы) озоровали: мальчишки раскидывали их, «стебались» — стегали друг друга (Ясно 2176-07; Подсевы 2980-15). С факе­лами катались на лошадях; примечали — у кого яр­че огонь: «Чья яснее горит — та свадьба будет весе­лее!» (Малые Пети РФ 1982).
Особого внимания заслуживает рассказ об из­готовлении МАСЛЕНИЧНОГО ЧУЧЕЛА, запи­санный в д. Бёрдово: «…в нас ня "чучела" называ­ли, а "пугала"». Делали «пугало» мужики, парни, мальчишки. «Забирай пук саломы и обвивай на жердину салому-ту. Жёрдину-та паложишь (так-та ведь ана павалитца) и убвивай, саломай-та абкла-дывай, нйткай и акр^цивай. <…> Хоть и сноп, хоть два. Хошь пабольше, так и два снапа не жа­лей и убавьёшь нйткай, и всё. Вот и чучела». Каж­дый приносил на гулянье свою «пугалу»: «Я дома сделаю — пайду са сваей "пугалай", тот дома сдё-лая. Сделаешь эту "пугалу", вот и идёшь на Масле­ну с этай "пугалай". "Ага, мне сявбнни атёц дал два пука саломы". И вот идёшь, и нясёшь». Так же как и факелы, масленичное чучело стремились поднять как можно выше: «Эта как падымишь, так ана высока, так дальши видать, што — "мая Масле­на"». Дети хвалились: «То вот виряску пысякём, а то вот с этым "пугалам". Вот и идёшь. У каво пал-ка-та дольше, тую выше падь’шишь палку-ту: "Мая дольше гарй[т]! Дольше гарй[т], вот!"» (Бёр­дово 2971-22).
Во время сожжения Масленицы звучали выкри­ки, масленичные припевки и припевки под гар­монь, девушки пели лирические — «далявые» песни, «кто каку знает», «прощальные песни» (Осташево 2982-07; Большие Пети РФ 1985). Особую роль име­ли выкрики императивно-побудительного характе­ра: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (Дуброви-чи 2985-11); «Гари, Маслина, гари, Маслина!» (Бёр­дово 2971-22), — или комментирующего: «Баклагу жгут, баклагу!» (Степерино 2207-16). Около масле­ничного костра плясали. «Кто в гармонь играе[т], кто приплясывает, песни паё[т], кто што» (Подбе­резно 2973-11).
«Прашла масляна нядёля, Настал Вялйкий пост!
Насадили кружку квасу, Тянут рёдчину за хвост!»
(Ясно 2178-02).
«Прощай, маслена нядёля, Настаёт Вялйкий пост! Полезай, мама, в истёбку, Тяни рёдчину за хвост!»
(Поддубье 2195-30).
Повсеместно к сожжению Масленицы были приурочены ритуальные озорства — «шутки», смысл которых, во многих случаях, уже забыт:
—  Мазались сажей: «Ну, пирямажут всех, кто кавб пирямажет. Ана и называетца — Масленица. Придёшь дамой, што шишок пирямазаный, весь в сажу [вымазан]. Няуж ня мазались? Дрбвы-та га-ря[т]. Те галавёшку-та возьму[т] да па лицу и пра-вяду[т]. Так вот — харбш дамой придёшь. И маль­чишкам пападёт — стаят, другой раз, рот разинув­ши. А я падбяру [головешки], да и за зад: "Да на, а вот и тябё [на]!" — ты мне, я тябё. Вот и придёшь дамой, што шишйна [нечистая сила] <…> Вот кас-тёр-та пака прагарая, так вот в эта время сажей-та и валяем, мажутца. Другой раз гарй[т] и утрам. Встанешь,  а ещё и Маслена гарй[т]» (Бёрдово 2971-22).67
—  Валялись в снегу: парни зарывали девушек в снег — сначала мазали сажей, а потом «отмывали снегом»: «Там кто валяетца, шелугбй катаетца, кто как» (Подберезно 2973-11); «И в снег павалю[т] -тярьпй, и снегам аброю[т] — тярьпй. Вот завалю[т] тябя, возьмут и абрбю[т] снегам. Встаёшь, што ком снега. Ага. Атряхнисся, да и бяжйшь скарёе, штббы и тябё завалить ба. Тама шутки были, шутки» (Бёр­дово 2971-22).^
—  Дети играли в снежки (Бёрдово 2971-22).
У масленичного костра мужики и парни боро­лись — мерялись силой, «тягались».69
Особым образом было отмечено возвращение с масленичного костра — шли поздно вечером арте­лью, пели песни.
Расходясь по домам, прощались на Великий пост или обходили дворы, прося прощения друг у друга, чтобы «зла не держать», целовались. Приго­варивали так: «Прашшййте, прашшайте, прастйте нас»; «Прощай! Простите грешную!»; «Хозяин с хо­зяюшкой, прошшайте, простите меня, грешницу». Им отвечали: «Бог вас простит». «Иду[т] и под каж­дым окном: "Тёть, прошшай! Дядюшка, прош­шай!". Вот йду[т] по дирёвни — прошшаютца са всим. Эта в Маслиницу, вечером» (Подберезно 2973-11).70
Одно из объяснений обычая прощания на Ве­ликий пост связано с народными эсхатологически­ми представлениями о том, что на Масленицу Ко­нец Света наступает. Старики думали о смерти -«какая-та стихия» бывает, «может, не встанем?»
Считали, что если не «народится месяц», они умрут. У тех, кто приходил прощаться, спрашивали: «"Ме-сячбк-то видели?" — "Видели". — "Ну, слава тебе, Гбспади, будем живы". Бывало, как месячбк не на-рбдитца, мало ли — памрём или што?» (Качурицы 2204-23).7′
ПЕРИОД ВЕЛИКОГО ПОСТА
В течение семи недель Великого (Большого) по­ста молодежных гуляний не было. В первый день Великого поста приговаривали: «Ну, севодня пост -тяни рёдчину за хвост. Чисти, три да поедай и нику­да не ходи, нигде не говори» (Щерепицы 2193-06). Девушки убирали свои украшения. «Бывало, што как тока приёдишь с Масляны — в понядёльник, сра­зу эту грябёнку, бусики — всё снимаешь и кладёшь в яшшичёк, в сундучок, до Паски, штббы ни Ббжа мой — ничёва такова не было» (Качурицы 2204-07).
Во время Великого поста ели редьку, свеклу, огурцы, картошку, житную кашу. Запрет на упо­требление скоромной пищи объяснялся детям так: «Вы ходили Масленицу жечь — молока вам сегодня не будет. Вы свое молоко сожгли» (Подзорово 2983-56).
Время Великого поста связано с изготовлением и обработкой холста и пошивом одежды. «Ставы ткали»: ткали кисею, полотно на полотенца («руш­ники»), салфетки, на рубахи, кальсоны, на «по­стель» (матрацы, простыни), ткали половики. Хол­сты отбеливали. В первый год замужества молоду­ха весь Великий пост проводила за работой в отчем доме: «А на Великий-та пост ана [невестка] ёдит ту­да, дамой — ставй ткать, к радйтелям» (Демиденки 2965-13).
Из постовых игр упоминается игра «в камуш­ки» (Травино 2121-09). В середине поста (возмож­но, в «Средокрестье» или Благовещение) молодежь просила священника разрешить устроить гулянье: собирались в середине деревни, звали гармониста, там плясали и пели (Поддубье 2195-28).
Во время разлива рек девушки выходили на улицу и пели «всякий старинные песни», «далевые всё песни пели, харбшии». Сами песни уже забыты, но остались яркие воспоминания об обстоятельст­вах их исполнения и особенностях звучания. «Вада-та выхадйла — анй [девушки] всё песни пели, дале­вые. А била раньши два свяшчённика. Анй пришли и слушают чйриз речку-та, што как анй [девушки] песни-та пают. Анй бросили петь, [священники] га-варят: "Дёвачки, папбйти ишшб". Анй застесня­лись, а патом их всех на крйлас пригласили свеш-чённики. Раньши ж песни-та пели анй нападббии духбвнава такб, миладйчныи — ня так, как сичас па­ют. Анй на бирягу сидят и пают песни, вышевши к рекй-та» (Девонисово 2965-13).
?ф- «Сороки»
В «Сороки» приготавливали обрядовые хлеба круглой формы в количестве сорока штук — в па­мять о сорока христианских мучениках и их «соро­ка муках» (Махновка РФ 1751). Изготавливались они из белой, ржаной или овсяной муки («с житной муки, са пшанйшнай»; «клёцечки с муки, са ржа­ной» — Качурицы 2204-28) и назывались «комами», «колобками», «орехами», «клёцками», «катышка­ми», «сороками» или просто «лепёшками».72

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Когда отмечают День города Пскова
  • Интересные факты о Пскове
  • АТО близка к завершению
  • Иллирийский, этрейский, эсперантский…
  • Интересное