Жанры народной прозы и поверья
Кроме того, всю масленичную неделю пекли БЛИНЫ. Печь блины начинали на следующий день после «мясных заговен»: «Пройду[т] загавены мяс-ныи — вот на масленай нидёле, и пяку[т] блины. Эта встарь. <…> Блины всякие пяклй: и авсянаи, и житный, и гарохаваи» (Бёрдово 2971-22), ели их с квасом. Также варили овсяный кисель, пекли гороховые пряники.48 Различалась еда, приготавливаемая только на встречу и проводы Масленицы, и та, которая готовилась в течение всей недели. Судя по некоторым рассказам, яичница входила в состав трапезы, отмечающей начало и конец недельного праздничного цикла, а блины упоминались как основное ритуальное блюдо Масленицы.49
Значительная часть обрядово-праздничного содержания Масленицы связана с различными видами КАТАНИЙ.
Масленичные катания отличал особый размах, интенсивность, разнообразие типов, сложное переплетение празднично-демонстрационной и ритуально-магической функций.
Сведения общего характера о катаниях на лошадях встречаются повсеместно.50 Каждая деревня имела закрепленный традицией день для катаний, о котором знала вся округа. Ездили кататься, в основном, по соседним деревням (за 10-12 км); упоминались катания по льду озера.51
Катания на лошадях имели особенно нарядный вид и праздничный характер. Парни приглашали кататься девушек, с которыми дружили, брали с собой деревенского музыканта — обычно гармониста. Для масленичных катаний выбирали лучшую выездную лошадь, запрягали расписные сани. Во время катаний пели припевки под гармонь и масленичные припевки.
Поскольку такое катание могло продолжаться несколько часов, то, чтобы не замерзнуть, клали в
сани две подушки, на которые садилась девушка, а ноги укутывали тканым цветным одеялом и покрывалом. Возвращались после катания домой лишь поздно вечером.52
Существуют свидетельства о гонках на конях, которые устраивали мужчины — «чей бегун каво обгонит», «взапуски катались».53
Мотивировка масленичных катаний устойчиво связана с воздействием на рост льна:54 «в Масленку пакатаешься — и лён длинный вырастет» (Подсевы 2980-12). С этой же целью взрослые катали малышей. «И ребятишек катали. Придут: "Ну, дядя Серёжа, запряги, — скажем, — каня". Ну вот, я запрягаю каня в дровни. И сажаю ребятишек, как бы лён лучше вырос. Штоб больше ребят было, полные дровни. <…> Вот (й)их катают, аны песни пают» (Подсевы 2980-12). Взрослые не могли отказать в просьбе детям: «…запрягаешь — ня хочешь, штобы лён пропал» (там же). В д. Кириллово рассказывали, что во время катаний по деревне ребятишки прыгали с дровней и кричали: «Вот такой лён боль-шо-о-ой!» (Кириллово 2981-40).
Сведения о катаниях с гор не столь распространены.55 Дети, молодежь катались на санках, на решетах и ледянках. «С гор катались мы. В нас <…> такая гора была. Вот атсюда начинаешь и вот тудь’1 далё-о-ко всё эти катютца санки» (Подберезно 2973-11).
Масленичные катания были тесно связаны с брачной тематикой — чествованием молодоженов на Масленицу. «МОЛОДЫХ ПРИМОРАЖИВАЛИ» — во время катания им загораживали дорогу, требуя выкупа. Только откупившись гостинцем, молодые могли продолжать путь снова (Столыпи-ноРФ 1751).
Составляя непременный атрибут Масленицы, ГОСТЕВАНИЯ были связаны, в основном, с посещением молодыми супругами родителей жены в четверг или пятницу на масленичной неделе — «зятья ездили к тёще на блины».56
Необходимым элементом масленичной обрядности, непосредственно связанным с брачной тематикой, являлась «ШЕЛУГА», «ШЕЛЫГА» или «ШУЛУГА». Сама «шелуга» представляла собой тряпичный мячик, украшенный цветными лоскутками, нашитыми по всей поверхности -«ана лахматая, шелуга-та, палучаетца» (Деми-денки 2965-15).
Ее шила молодуха специально к Масленице. «Выхажу я, примерна, замуж. Вышла замуж в другу^ дярёвню. Пашла за вадой. Мальцы не дадут вады нанасйть. Будут ваду выливать, пака ты шелугу не сашьёшь. Вот такой круглый сашьют мячик, как в футбол [играть]. Туда набьют опйлков, а тут всяких тряпочек, так болтаютца. И вот эту шелугу сашьёт маладая» (Демиденки 2965-15).
После получения шелуги в качестве выкупа парни играли с ней:57 «Вот мальцы вдоль улицы (зимой, па снегу) и стебают нагам этыт шелугу, как футбольный мяч»; «И мужукй, и парни эту шулугу так и ганяют. Артель на артель. Это было весело. <…> Вот артель — мы туда, вы суда, как футбол. Хто вот угоне [угонит], примерно, на адну сторону дярёвни, хто на другую. Такая игра была. И до тех пор играют, пака не разабьют» (Демиденки 2965-15).
Единичный характер имеют сведения о РЯЖЕНЫХ на Масленицу. «Ряженые хадйли ня только на Маслиницу, а всю неделю, считай, хадйли. Хто што одявал — и женское, и мужское. "Цыганям" обделывались, собиралисе "цыганем"» (Подберезно 2973-11).
В течение масленичной недели собирались каждый вечер на перекрестках дорог («крестах») и пели лирические, так называемые «далявые» песни (ЛашковоРФ 1758).
Наиболее насыщен ритуальными действиями был последний день масленичной недели — Прощёное или «Прощальное» воскресенье, «Прошенный» или «Прощальный» день. «Прошшённый… Год прашёл, так адйн адному нада прошшатца, штоб все грехи простились бы. Мы с табой переругавши, а попрошшаисси. Эта уже — как памирйсси» (Подберезно 2973-11).
В некоторых деревнях Порховского района в этот день проходили ЯРМАРКИ.58
Центральное событие последнего дня — СОЖЖЕНИЕ МАСЛЕНИЦЫ — происходило поздно вечером, «на смерканье». «Маслину празднаваю[т] у нас — вёчирам жгу[т] кастёр, сабираютца» (Бёрдово 2971-22). Гулянье могло продолжаться всю ночь: «Да каких пор хошь. До каких пор твая душа жа-лая. Хоть и да утра гуляй» (Бёрдово 2971-22).
Этот обряд обозначается такими устойчивыми выражениями, как «провожать Масленицу», «жечь Масленицу», «жечь масло». В последнем случае название мотивировано представлением о сжигании на масленичном костре скоромной пищи, которую в период Великого поста сменяла постная.59 «Мясоедь кончаетца, а пост начинаетца. Так вот — "масло сожгли", не поишь [больше]» (Луг 2980-01). «Будем праважать Маслену. Мясо-ведь прайдё[т], пост-та Вялйкай настаня» (Бёрдово 2971-22).
Другие варианты названия масленичных костров: «огни», «огнище». В одном из рассказов акцентирована их продуцирующая направленность — «чтобы лён рос хороший» (Желавкино 2978-13).
Основные формы масленичных огней — костры и факелы. Они сооружались:
— на горах, горках, высоких местах;60 упоминались сжигания Масленицы на местах древних куль-
товых погребений — на могильниках (Качурицы 2204-23). «Я ня знаю, за што так называют. Вот у нас гора Магазёя. Вот гора Магазёя, гора Зайцева и Мядвёдак — вот всё эта горы так называютца. А вот жгу[т] Масленцу всё на горы Магазёя» (Бёрдово 2971-22);
— за деревней, на краю деревни;61
— на перекрестках дорог — «на крестах»;
— в поле: «Вот у нас свая дярёвня сабярётца, у поля выйдет, жгёт. В другой дярёвне смотришь -там жгут» (Луг 2980-01).62
В обряде сожжения особое значение приобретало согласованное коллективное шествие вдоль улицы: «Вечера дождутца — пойдут пёрьва на один край. Сожгу[т] Маслиницу, потом на другой край пойдут — сожгу[т]. А патом уже аттудава йду[т] артелью» (Подберезно 2973-11).
Рассказывали о сооружении костров больших размеров, в организации которых участвовала вся деревенская община. В качестве главных участников упоминались подростки, молодые парни и девушки, которые собирали хворост в лесу, обходили дома, прося у хозяев веники или солому, после чего свозили все это на то место, где будут жечь костер.63 Каждый вносил свою лепту в устроение масленичного костра — от пука соломы и более, «кто што несёт». «Верес собирали днём. Полный день саби-раешь. <…> Вси, рабятня. Вот пайдёшь, насякёшь бревен — принясёшь, паложишь в кастёр. <…> Вёчи-рам, часов в вбсимь вёчира, зажгёшь» (Бёрдово 2971-22). К костру собиралась вся деревня — и молодежь, и старики: «…сабираемся все в кучу, весь народ сабираетца» (так же).
На масленичном костре жгли пучки соломы или соломенные снопы,64 пуки льна и «последки» кудели, верес,65 веники, дрова, старую обувь,66 колеса (Лашково РФ 1757), бочки от дегтя («баклаги») и просмоленные ведра, в более позднее время — баллоны (резиновые автомобильные камеры). «Вересу насякёшь, "пуги" такйи делаешь — жгём Маслену. А тапёрь-та вон баллоны возю[т] да всё. Там уже што хошь делай, там всё гулянье. И вот, бывала, верес сяку[т] ды носим. Верес скарёй загараетца. А туда вот и сапагй резйнавые, благие, кидаешь. Кругом саляркай абальёшь» (Бёрдово 2971-22).
Бытовые и промышленные дизельные генераторы.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35