Поиск по сайту

Жанры народной прозы и поверья

—  Бегали с лепешкой (блином) по деревне: если угостить блином парня, попавшегося навстречу, он и будет женихом; если навстречу попадется мужик с бородой — будет богатый муж, если никто не попа­дется — замуж не выйдешь.32
—  Смотрели в зеркало: шли в баню или в холод­ную половину избы, надевали на шею хомут, зажи­гали свечи, ставили зеркало против зеркала, сади­лись лицом к одному из них и глядели — должен по­казаться жених.33
—  Смотрели в стакан с водой: после двенадцати часов ночи шли в баню, зажигали свечку, наливали в стакан воду, опускали в нее обручальное кольцо и высматривали жениха: «…глядели долго — судьба придёт». Выливали в стакан с водой яичный белок
(«белунок») и ставили на божницу. Утром смотрели — что привидится.34
—   Пересчитывали предметы: «тын считали», «тын  меряли»,  «сгороду захватывали»,  «дрова охватывали», «полешки тягали». Если захватишь четное количество — выйдешь замуж или будет па­рень на гулянке, нечетное — останешься одна. В ам­баре «бревна захватывали»: узнавали — за бедного или богатого жениха суждено выйти замуж. Приго­варивали: «Мяшок, засёк, мяшок, засёк…». «Ме­шок» (нищенская торба) — означал бедность, а «за­сёк» (хлебные закрома) — богатство.35
—   Загадывали на характер будущих мужа, све­крови, свекра. Зажмурившись, брали три горячих камешка с каменки и бросали в пруд или прорубь. Если зашипит — будет свекровь злая, муж серди­тый.36
—   Гадали с лучиной: три-четыре девушки с за­вязанными глазами шли к проруби или к колодцу, держа во рту лучинку (три «огарочка», крестик из лучинок), мочили ее в воде и затем пытались за­жечь. Если загорится (будет ярко гореть), то это су­лит хорошую жизнь в замужестве (или означает, что муж будет «курящий»), не загорится — девушку ожидает плохая супружеская жизнь, злая свекровь (или — муж не будет курить).37
—   Падали навзничь на снег, а утром смотрели: если «перестёбано» (исхлестан снег на этом месте), то мужик будет драчун (Ясно 2175-09).
—  Загадывали перед тем, как лечь спать, чтобы приснился «суженый-ряженый», «где замужем бы­вать»: если приснилась дорога — значит, выйдешь за­муж. Перед сном щепали лучинки и делали из них (а также из спичек, прутиков от веника) колодец и кла­ли его под подушку с приговором: «Суженый-ряже­ный, приязжай на мой колодец поить лошадь». Кто приснится — за того и замуж пойдешь. Клали также пояс, зеркало, расческу, обращались к суженому-ря­женому: «Приди, су^жено-рАжено, расчеши меня!».38
Загадывание на сон считалось самым «надеж­ным» и «верным» способом узнать свою судьбу. «Я палажйла зеркальце и сказала: "Суженый-ряженый, приди, папрасйзеркала". Ну вот, патом ночью дей­ствительна падашлй ка мне два парня. Адйн и га-варйт: "Дай мне, пажаласта, зеркала". А я утрам-та встала, дявчатам и гаварю: "Девчонки! Вы знаити, я каких двух парней видела! Я никагда их не видела нигде". Ну вот, а патом аднажды прихадйл "вагон-клуб" суда. А я вот (такая Антанйна была девушка, ана пастарши меня) гаварю: "Тоня, Тоня, иди-ка су­да, вот — парня я каторава видела". А он толька дембилизавалса с арьмии. А ана как рассмеётца: "Придумала! Сама — как эта, а парень уже". Он, и правда, на семь лет меня старше. Я гаварю: "Да, Зтава [видела]. Этат был, этат был. Чупатый, — я га-варю, — в такой же адёжды — галифЗ, рубашка белая
и пиджачок. А втарой — брат ево, в карйчневам ка-стюми был. И я их так видела". Так вот, правда» (Подсевы 2980-09).
—   Перед сном рассыпали в сенях льняное семя с приговором:
«Сею, сею семечка
Па свайм па сёничкам.
Приведи меня, эта семечка,
На тыи сенечки,
Где мне замужем бывать
И тое сужено увидать».
Загадывали, чтобы приснился дом будущего мужа (Заболотье 2183-05).
—   «Олово лили», «олово плавили», «бумагу жгли»:39 смотрели на тень — «что выйдет, что приви­дится». Если получится «куча» (как шапка) — заму­жество, если увидишь стог сена — одна будешь, если машину — выйдешь замуж за шофера (Щерепицы 2192-30).
—   «Валенок кидали» через крышу бани, амбара. Если перекинешь — скоро выйдешь замуж. Смотре­ли, куда валенок «носком» ляжет, туда и замуж выйдет девушка; если валенок «застрянет» на кры­ше — девушка долго не выйдет замуж.40
—   «Петуна приносили», «иглу в жерновах мо­лоли».41
—   В канун Крещения, во время вечерней трапе­зы, девушки гадали: во время ужина выходили на улицу и заглядывали в окна — должен привидеться жених (Качурицы 2204-27).
С девичьими гаданиями на Святки связано мно­жество быличек.
Во время Святок проходили праздничные ГУ­ЛЯНЬЯ, на которые собиралась молодежь из- раз­ных деревень. На этих гуляньях так же, как и на су­прядках, водили хороводы, плясали, играли в раз­личные игры.
Повсеместно в день Крещения или накануне ЗАКРЕЩИВАЛИ двери и окна дома и различных хозяйственных построек, рисуя мелом небольшие крестики. «Вот тут в избы три крестка, в сенях крестки, на дверях и с улицы. Вот где бы вы вхадй-ли в дом, в изёбку-то, сюды — в коридорчик-то, и там крестки» (Малое Заборовье 2973-35).42
Кроме того, в Крещение делали крестики из со­ломинок, лучинок или веточек крушины, украшали их цветными тряпочками или бумажками. Чаще все­го такие КРЕСТИКИ СТАВИЛИ НА КОЛОД­ЦАХ.43 Их могли также класть «в сено», чтобы оно было «споркое» (сытное), в подполье, где хранился зимой картофель и другие овощи (Кондратово 2988-32). С крестиками из лучинок гадали на Крещение -мочили их. в проруби, затем поджигали; замечали -зажжется или нет (Верхний Мост 2988-76).
В Крещение повсеместно проходили МОЛЕБ­НЫ на освящение воды в реках, называвшиеся в на-
роде «Водбкшей». Делали «Ярдань», прорубь в фор­ме креста, и освящали воду.44 «Вот как была в нас Кряшшёння — тут бь’ша вадасвятяя в цёрьквы. Так тут воду берёшь и святишь» (Славковичи 2974-33). Взятая в Крещение из Иордани, обычного колодца или привезенная со службы в церкви вода называ­лась «кряшшёнской» и считалась святой. Она широ­ко использовалась в народной медицине. Этой во­дой окропляли скотину в заветные праздники.
В качестве оберега от нечистой силы подойник в Крещение заполняли водой, чтобы колдун не вы­кликал молоко.45
По одному из свидетельств, в Крещение так же, как и в Егорьев день, ОДАРИВАЛИ наемного ПА­СТУХА: ему несли в этот день крашенные в желтый цвет яйца и хлеб — «барышку» (Демиденки 2965-13).
На Крещение проходили ЯРМАРКИ, на кото­рых «высматривали невест». Судя по двум описани­ям из Порховского района, в Крещение «крали» не­вест, увозя их прямо с ярмарочного гулянья в но­вый дом.46
Следующий после Крещения день — «ИВАН» (Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна). Имеется единственное свидетельство об Иванской Коляде (кануне этого праздника). «Девятнадцатава Крешшёнье, а Кыляда — эта Иваньская. Крестил-та яво [Иисуса Христа] Иван Креститель в наш празд­ник» (Малое Заборовье 2973-35). Та же рассказчица отмечает, что нынешняя Крещенская Коляда заме­нила старинную иванскую: «А в Иваньскую Кыля-ду (вот тяпёрь — в Крищёнскую), эту кудёлину неси в поле, эта всё на поля» (Малое Заборовье 2973-35). С Иванова дня начинали ходить в сваты (Кондра-тово 2988-32).
В зимний мясоед по воскресеньям КАТА­ЛИСЬ на лошадях и с гор на «ледянках», делали кучу-малу.47
«СТРЕТЕНЬЕ», «ВСТРЕЧЕНЬЕ» (Сретение). Существует единственное описание обычаев этого дня, связанное с драками «мальцев»: парни ходили в чужие деревни и дрались из-за девушек (Качури-цы 2204-26).
МАСЛЕНИЦА
Суббота перед масленичной неделей — РОДИ­ТЕЛЬСКИЙ ДЕНЬ (Вселенская родительская суб­бота), день поминовения усопших.
Ходили в церковь — освящали поминальную еду. Часть еды отдавали нищим, «побирахам». «А патом, када уже кончитца [служба], тагда уже раз­бирают чашки. Попам или певчим там, вазьмёшь с чашки, паложишь на стол. А там — пабирахам всё астанитца. Дашь им, бабам старым-то. На стол па­ложишь. Раз ты принясла паминать, в цёрквы на стол и паложишь» (Крюково 2970-09).
Немного поминальной еды приносили домой и давали детям: «Если ребята дома есть, вот скоко-нибудь канфёташик дати [надо]. Там мол, "дедушка прислал", "бабушка прислала" — как будта бы па-мянуть вот так нада. Эта памйнки называютца» (Крюково 2970-09).
Обычно празднование начиналось с четверга («загуливали» Масленицу) и продолжалось до вос­кресенья. Основные гулянья проходили в послед­ние два-три дня масленичной недели.
Встреча Масленицы была отмечена различны­ми ритуальными действиями. Так, в д. Скрипово ЖГЛИ соломенный сноп — «КУКУ» (2983-06), а в д. Щерепицы начало праздника ознаменовывалось приготовлением ритуальной еды, традиционной для этого праздника — ЖАРИЛИ ЯИЧНИЦУ (2193-06). «Вазьмёшь чашечку, туда яёц набьёшь, малака нальё[шь] и — на агонь. А яно и сдёлаетца» (Бёрдово 2971-22).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Когда отмечают День города Пскова
  • Интересные факты о Пскове
  • АТО близка к завершению
  • Иллирийский, этрейский, эсперантский…
  • Интересное