Жанры народной прозы и поверья
— Бегали с лепешкой (блином) по деревне: если угостить блином парня, попавшегося навстречу, он и будет женихом; если навстречу попадется мужик с бородой — будет богатый муж, если никто не попадется — замуж не выйдешь.32
— Смотрели в зеркало: шли в баню или в холодную половину избы, надевали на шею хомут, зажигали свечи, ставили зеркало против зеркала, садились лицом к одному из них и глядели — должен показаться жених.33
— Смотрели в стакан с водой: после двенадцати часов ночи шли в баню, зажигали свечку, наливали в стакан воду, опускали в нее обручальное кольцо и высматривали жениха: «…глядели долго — судьба придёт». Выливали в стакан с водой яичный белок
(«белунок») и ставили на божницу. Утром смотрели — что привидится.34
— Пересчитывали предметы: «тын считали», «тын меряли», «сгороду захватывали», «дрова охватывали», «полешки тягали». Если захватишь четное количество — выйдешь замуж или будет парень на гулянке, нечетное — останешься одна. В амбаре «бревна захватывали»: узнавали — за бедного или богатого жениха суждено выйти замуж. Приговаривали: «Мяшок, засёк, мяшок, засёк…». «Мешок» (нищенская торба) — означал бедность, а «засёк» (хлебные закрома) — богатство.35
— Загадывали на характер будущих мужа, свекрови, свекра. Зажмурившись, брали три горячих камешка с каменки и бросали в пруд или прорубь. Если зашипит — будет свекровь злая, муж сердитый.36
— Гадали с лучиной: три-четыре девушки с завязанными глазами шли к проруби или к колодцу, держа во рту лучинку (три «огарочка», крестик из лучинок), мочили ее в воде и затем пытались зажечь. Если загорится (будет ярко гореть), то это сулит хорошую жизнь в замужестве (или означает, что муж будет «курящий»), не загорится — девушку ожидает плохая супружеская жизнь, злая свекровь (или — муж не будет курить).37
— Падали навзничь на снег, а утром смотрели: если «перестёбано» (исхлестан снег на этом месте), то мужик будет драчун (Ясно 2175-09).
— Загадывали перед тем, как лечь спать, чтобы приснился «суженый-ряженый», «где замужем бывать»: если приснилась дорога — значит, выйдешь замуж. Перед сном щепали лучинки и делали из них (а также из спичек, прутиков от веника) колодец и клали его под подушку с приговором: «Суженый-ряженый, приязжай на мой колодец поить лошадь». Кто приснится — за того и замуж пойдешь. Клали также пояс, зеркало, расческу, обращались к суженому-ряженому: «Приди, су^жено-рАжено, расчеши меня!».38
Загадывание на сон считалось самым «надежным» и «верным» способом узнать свою судьбу. «Я палажйла зеркальце и сказала: "Суженый-ряженый, приди, папрасйзеркала". Ну вот, патом ночью действительна падашлй ка мне два парня. Адйн и га-варйт: "Дай мне, пажаласта, зеркала". А я утрам-та встала, дявчатам и гаварю: "Девчонки! Вы знаити, я каких двух парней видела! Я никагда их не видела нигде". Ну вот, а патом аднажды прихадйл "вагон-клуб" суда. А я вот (такая Антанйна была девушка, ана пастарши меня) гаварю: "Тоня, Тоня, иди-ка суда, вот — парня я каторава видела". А он толька дембилизавалса с арьмии. А ана как рассмеётца: "Придумала! Сама — как эта, а парень уже". Он, и правда, на семь лет меня старше. Я гаварю: "Да, Зтава [видела]. Этат был, этат был. Чупатый, — я га-варю, — в такой же адёжды — галифЗ, рубашка белая
и пиджачок. А втарой — брат ево, в карйчневам ка-стюми был. И я их так видела". Так вот, правда» (Подсевы 2980-09).
— Перед сном рассыпали в сенях льняное семя с приговором:
«Сею, сею семечка
Па свайм па сёничкам.
Приведи меня, эта семечка,
На тыи сенечки,
Где мне замужем бывать
И тое сужено увидать».
Загадывали, чтобы приснился дом будущего мужа (Заболотье 2183-05).
— «Олово лили», «олово плавили», «бумагу жгли»:39 смотрели на тень — «что выйдет, что привидится». Если получится «куча» (как шапка) — замужество, если увидишь стог сена — одна будешь, если машину — выйдешь замуж за шофера (Щерепицы 2192-30).
— «Валенок кидали» через крышу бани, амбара. Если перекинешь — скоро выйдешь замуж. Смотрели, куда валенок «носком» ляжет, туда и замуж выйдет девушка; если валенок «застрянет» на крыше — девушка долго не выйдет замуж.40
— «Петуна приносили», «иглу в жерновах мололи».41
— В канун Крещения, во время вечерней трапезы, девушки гадали: во время ужина выходили на улицу и заглядывали в окна — должен привидеться жених (Качурицы 2204-27).
С девичьими гаданиями на Святки связано множество быличек.
Во время Святок проходили праздничные ГУЛЯНЬЯ, на которые собиралась молодежь из- разных деревень. На этих гуляньях так же, как и на супрядках, водили хороводы, плясали, играли в различные игры.
Повсеместно в день Крещения или накануне ЗАКРЕЩИВАЛИ двери и окна дома и различных хозяйственных построек, рисуя мелом небольшие крестики. «Вот тут в избы три крестка, в сенях крестки, на дверях и с улицы. Вот где бы вы вхадй-ли в дом, в изёбку-то, сюды — в коридорчик-то, и там крестки» (Малое Заборовье 2973-35).42
Кроме того, в Крещение делали крестики из соломинок, лучинок или веточек крушины, украшали их цветными тряпочками или бумажками. Чаще всего такие КРЕСТИКИ СТАВИЛИ НА КОЛОДЦАХ.43 Их могли также класть «в сено», чтобы оно было «споркое» (сытное), в подполье, где хранился зимой картофель и другие овощи (Кондратово 2988-32). С крестиками из лучинок гадали на Крещение -мочили их. в проруби, затем поджигали; замечали -зажжется или нет (Верхний Мост 2988-76).
В Крещение повсеместно проходили МОЛЕБНЫ на освящение воды в реках, называвшиеся в на-
роде «Водбкшей». Делали «Ярдань», прорубь в форме креста, и освящали воду.44 «Вот как была в нас Кряшшёння — тут бь’ша вадасвятяя в цёрьквы. Так тут воду берёшь и святишь» (Славковичи 2974-33). Взятая в Крещение из Иордани, обычного колодца или привезенная со службы в церкви вода называлась «кряшшёнской» и считалась святой. Она широко использовалась в народной медицине. Этой водой окропляли скотину в заветные праздники.
В качестве оберега от нечистой силы подойник в Крещение заполняли водой, чтобы колдун не выкликал молоко.45
По одному из свидетельств, в Крещение так же, как и в Егорьев день, ОДАРИВАЛИ наемного ПАСТУХА: ему несли в этот день крашенные в желтый цвет яйца и хлеб — «барышку» (Демиденки 2965-13).
На Крещение проходили ЯРМАРКИ, на которых «высматривали невест». Судя по двум описаниям из Порховского района, в Крещение «крали» невест, увозя их прямо с ярмарочного гулянья в новый дом.46
Следующий после Крещения день — «ИВАН» (Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна). Имеется единственное свидетельство об Иванской Коляде (кануне этого праздника). «Девятнадцатава Крешшёнье, а Кыляда — эта Иваньская. Крестил-та яво [Иисуса Христа] Иван Креститель в наш праздник» (Малое Заборовье 2973-35). Та же рассказчица отмечает, что нынешняя Крещенская Коляда заменила старинную иванскую: «А в Иваньскую Кыля-ду (вот тяпёрь — в Крищёнскую), эту кудёлину неси в поле, эта всё на поля» (Малое Заборовье 2973-35). С Иванова дня начинали ходить в сваты (Кондра-тово 2988-32).
В зимний мясоед по воскресеньям КАТАЛИСЬ на лошадях и с гор на «ледянках», делали кучу-малу.47
«СТРЕТЕНЬЕ», «ВСТРЕЧЕНЬЕ» (Сретение). Существует единственное описание обычаев этого дня, связанное с драками «мальцев»: парни ходили в чужие деревни и дрались из-за девушек (Качури-цы 2204-26).
МАСЛЕНИЦА
Суббота перед масленичной неделей — РОДИТЕЛЬСКИЙ ДЕНЬ (Вселенская родительская суббота), день поминовения усопших.
Ходили в церковь — освящали поминальную еду. Часть еды отдавали нищим, «побирахам». «А патом, када уже кончитца [служба], тагда уже разбирают чашки. Попам или певчим там, вазьмёшь с чашки, паложишь на стол. А там — пабирахам всё астанитца. Дашь им, бабам старым-то. На стол паложишь. Раз ты принясла паминать, в цёрквы на стол и паложишь» (Крюково 2970-09).
Немного поминальной еды приносили домой и давали детям: «Если ребята дома есть, вот скоко-нибудь канфёташик дати [надо]. Там мол, "дедушка прислал", "бабушка прислала" — как будта бы па-мянуть вот так нада. Эта памйнки называютца» (Крюково 2970-09).
Обычно празднование начиналось с четверга («загуливали» Масленицу) и продолжалось до воскресенья. Основные гулянья проходили в последние два-три дня масленичной недели.
Встреча Масленицы была отмечена различными ритуальными действиями. Так, в д. Скрипово ЖГЛИ соломенный сноп — «КУКУ» (2983-06), а в д. Щерепицы начало праздника ознаменовывалось приготовлением ритуальной еды, традиционной для этого праздника — ЖАРИЛИ ЯИЧНИЦУ (2193-06). «Вазьмёшь чашечку, туда яёц набьёшь, малака нальё[шь] и — на агонь. А яно и сдёлаетца» (Бёрдово 2971-22).
https://vitrag-spb.com монтаж светопрозрачных алюминиевых конструкции в спб.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35