Жанры народной прозы и поверья
Ряженье активно включалось в обрядово-игро-вые сценки смеховой направленности. Один из наиболее распространенных сюжетов связан с отпеванием и похоронами «Покойника».
Наряжали «Покойника»: клали парня на доску («лежит приставивши»), привязывали к ней «утиральником» (полотенцем), накрывали белой простынью, несли по деревне и приносили на беседу. Девушки по очереди подходили и плакали голосом: «Ванюшка, прошшай, прости». По одному из рассказов, когда подошла последняя девушка — парень «газ пустил». Девушка сказала: «Ой, девки! Тело-то уже спбртилось, уже пахнет, понесём его в часовню». В конце игры парень, наряженный «покойником», вскакивал с лавки и пугал девушек.19
Не менее распространена и шутейная свадьба: «женили», «венчали» жениха и невесту. Рядились пожилые мужчины: «поп» — в армяке, волосы сделаны изо льна, «шапку какую-нябудь, далжнб быть, делаешь ту, катбру ня есь смяшнёе», «платье пожилых жёншин адёнет», «красный пояс», в одной руке держит соломенный крест, в другой — «кадило» (банку с дымящимися углями). «Сзади за ним яшшо идёт как "пасалбмщик"» — «тот маленько папрбш-ше, в каком-нябудь пиджачёчке», «памазан сажей: брови навядут, штббы ня узнать, делают усы». «Жених с невестой» и «поп с псаломщиком» ходили по кругу, «поп» пел, а «"пасалбмщик" што ж? — он тбк-мя собирает деньги и подпевает "попу"». Сначала «авенчает, а патом: "Жанйх — плати!"».20
Записаны небольшие фрагменты имитаций церковной псалмодии с текстами смехового плана:
«Учись шши варй-и-ити,
Каров дай-и-ити,
На м… блох давй-и-ити.
Богу помолй-и-имся.
Вам жить-поживать.
Добра наживать.
Алилуйя, алилуйя, алилуйя!»
(Климово 2986-38).
Атрибуты ряженья и нормативы поведения ряженых связаны с образом «мира наизнанку». Они, с одной стороны, нацелены на вызывание ритуального смеха (рядились «кто смяшнёе», «надо рассмя-шйть») и одновременно часто провоцировали страх. «Ряженым абдёлаесси, белым — и плат, и всё. Другой раз рябяты-та подойдут: "Ох, тбшнинька, ах, тбшнинька!" Так шутили, [что] баялися, што Бог знаит! Па нёскалька чилавёк сразу идёт, так где ж не испугаться — страшна!..» (Ольхово 2980-23). По отношению к тем, кто повстречается им на пути, ряженые вели себя активно; например, валяли в снегу (Качурицы 2211-15).
Отмечены необходимость изменения облика и запрет на подачу голоса ряжеными21 для того, чтобы быть неузнанным — «сделан так, штббы не заметили, кто это» (Климово 2986-38). В качестве атрибутов ряженья наиболее распространены шубы, использовавшиеся независимо от номинации и образа обрядового персонажа. Активно участвовала в создании смехового облика одежда:
— одетая не по правилам — например, шубы, вывернутые «кверху шерстью» (наизнанку);
— негодная — худая, рваная, грязная;
— чужая — не принадлежащая участникам обряда, одежда противоположного пола;
— старинная (армяки, кафтаны, длинные рубахи, сарафаны, лапти).
Лица закрывали марлей, тряпками, надевали чулки; чернили сажей, углем; выбеливали — обсыпали мукой, крахмалом, мазали мелом; углем рисовали брови, усы; делали бороды изо льна или ваты.22
Упоминается использование ряжеными самодельных масок из бумаги, тряпок.23 В д. Крутец они назывались «страшными» (2978-09). «Шубу вывернут и наденут маски, шапки шаршавыи. Так и нам-та, бывала, не узнать, што пракужаютца што-ни-будь такое» (Ольхово 2980-23). В д. Климово описан архаичный вариант маски ряженых из меха, закрывавшей нижнюю половину лица — «шубная борода»: «А вот шубные такие [бороды]. Вот тут пристроят, тут разрежут — рот, привяжут [к носу] — вот у него будет борода. И тут у шеи пристроят. Вот как раньше пожилые мущйны с барадбй ходят» (2986-38). Сзади маску закрепляли льняной нитью.
По многим рассказам, важнейшей составляющей смехового действа, разыгрываемого ряжеными, была пляска под гармонь, балалайку или «под язык».24 Под пляску пели «озорные» (похабные) припевки. За пляску ряженых одаривали, подавали деньги или что-нибудь съестное: куски сахара, бражку, водку, сырые яйца, свинину, муку. «[Придем] — как пустимси плясать, все адёвши-та худа, нам и свинины надаю[т], и денег надаю[т], и муки насыплю[т]» (Ольхово 2980-29).
Собранное угощение далее использовалось участниками ряженья для приготовления совместной трапезы — складчины. «Блины пякём, ляпёшки пя-кём. Забран тарьбёшки с сабой. Муки-та нам насыплю^]» (Ольхово 2980-29). «Дают нам [всего] (эта как ряженым-та ходим). Надают, так мы придём поели, стол сабярём, чай грёим. Што дадут нам там — едим да и пьём чай» (Ольхово 2980-23).25
Мотив выпрашивания даров и различные способы их получения можно рассматривать как центральный смысловой элемент ритуала ряженья. Возможно, что именно этим обусловлены номинации обрядовых персонажей или их группы (например, «цыган», «цыгане»).
В Святки делали «Чучело»: мужскую одежду (штаны, рубашку, шапку) набивали соломой и ставили на крыльцо или посреди деревни — «мужика слепят» (Столыпине 2172-04, РФ 1751). Дети лепили из снега «Бабу Ягу» (Лашково 2190-13).
Основными участниками ритуальных БЕСЧИНСТВ МОЛОДЕЖИ были молодые парни -«мальцы». Молодежь «бедокурила», «озоровала»: «…так вот привяжут талкушку [к двери] или можут дрови кинуть» (Подсевы 2980-10). О ритуальном статусе таких действий свидетельствуют комментарии местных жителей о том, что озорства — необходимый и закономерный элемент зимних празднеств: «…в святки обязательно начудить надо» (Лог 2982-18).
Самые распространенные виды бесчинств:
— ритуальное воровство (крали дрова, уволакивали сани и дровни, закидывали их на деревья, на крыши домов);
— закладывание печных труб, закрывание ворот, дверей (обрезали веревку от щеколды и подпирали бревнами, дровами, заваливали соломенными пуками, разным хламом, завязывали проволокой);26
— «скрьшку делали», «скрыпучку»: делали так, что на морозе дверь скрипела — «всяким голосам выговариват» (Быстро 2193-20).
Некоторые озорства имели брачную направленность. Именно с этой целью символически соединяли парня и девушку, которые в глазах деревенской общины считались потенциальной брачной парой: «нитки наводили» — протягивали нити между их домами, раскладывали дрова из поленницы на дороге.
Характерным элементом святочной обрядности являются разнообразные ГАДАНИЯ. «Ета на Святках. Вот пёрва Ражество прайдёт — и вот гадали» (Подсевы 2980-09).
Значительная часть сюжетов гаданий была связана с нечистыми местами: «крестами» (перекрестками дорог), баней; с пограничными локусами -под окнами дома, под дверями церкви; с неосвоенным пространством — за деревней, у проруби и т. д. Время гаданий — вечер, ночь (около двенадцати часов ночи).
В основном девушки гадали на будущее замужество: суждено ли выйти замуж в будущем году, в какой стороне живет жених, каков будет характер будущего мужа и его родни и т. д.
— «Снег пололи», «снег сеяли».27 Девушки ходили «на кресты» («за деревню выйдешь») и слушали. «Эта в падол набярут [снега] дявчата. А патом прислушиваютца: где ли сабаки залают или кто-та где-та крикнет — значит, аттуда суженый-ряженый будет. Каждый па очереди и слушая» (Подсевы 2980-09). Могли «полоть снег» метелкой — «ночёв-
кой». Если во время гадания слышался плач — это сулило смерть. В тот момент, когда набирали снег в подол и трясли его, приговаривали:
«Палю, палю сняжочик, Палю бёленькай сняжбк, Ты залай, залай, сабачка, Где мой мйленькай дружок»
(Быстро 2193-20).
— «Слушали на мусоре»: «целую неделю (три дня) капйли» мусор (не выносили из дома) и в Рождество шли с ним на перекресток. Вставали на мусор и слушали — что прислышится («сеяли мусор» -Осташево 2982-06).28 Варианты: кидали кусочек хлеба (зажигали лучину) и слушали, где собака залает — в ту сторону и замуж выйдешь.29
— «Слушали» — «слухали под оконьем», спрашивали имя суженого, подслушивали, о чем говорят у соседей, подбегали к окнам и спрашивали: «Как сужена звать?» — и ждали, что ответят.30 Шли к церкви, прислонялись ухом к замочной скважине и слушали — поют или плачут (Верхний Мост 2989-01). Заворачивали девушку в белую простыню, она ложилась на землю и приговаривала: «Сужено-ряжено, ты приди ко мне наряжено. Если придёшь, ты меня позови» (Поддубье 2195-30).
— Несли золу на перекресток дорог и «смотрели» — в какую сторону ее понесет ветер. «Наскрябут на заслону или на што [другое]. Залы вазьмут и пай-дут высыпать. Высыплют, и вот аткуда вётир, куда залу панясло — значит, ей будит дроля с тово боку» (Подсевы 2980-12).
— Гадали на таракана: несли таракана в спичечном коробке на «кресты», там выпускали с приговором и смотрели — в какую сторону он побежит; коробок клали под подушку — суженый должен присниться. Приговаривали: «Таракан, таракан, приведи меня к тем сеням и тово сужена повидать, за каким мне замужем бывать» (Ямкино 2182-09). То же самое делали с сороконожкой, приговаривая: «…у тебя сорак ног — сведи меня туда, где сужена мая» (Путилове 2180-03).31
Вакуумный захват для листового металла купить вакуумныи захват для листов металла.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35