Жанры народной прозы и поверья
ДИАЛЕКТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ, по возможности, отражены в расшифровках. В говоре встречаются следующие особенности: в области фонетики — «аканье» и «яканье», спорадически -«оканье», наряду с мягким «ч» отмечается и твердое «ч»; в области морфологии — может отсутствовать «-т/ть» в окончаниях глаголов 3-го лица единственного и множественного числа (например, «ходя» -ходит, «нося» — носит, «прося» — просит).
Раздел 2
КАЛЕНДАРНЫЕ И ТРУДОВЫЕ ОБЫЧАИ, ОБРЯДЫ, ПРАЗДНИКИ
святки
(СВЯТЫЕ ВЕЧЕРА, КОЛЯДЫ)
Святки — двухнедельный праздничный период, во время которого строго соблюдались традиционные ЗАПРЕТЫ НА ПРЯДЕНИЕ, мотивирующиеся различным образом: «На Святках нельзя прясть -будут овцы кружйтьца» (Славковичи 2975-01). В «Коляды» все «верятёшки» сматывали и прятали -если в Святки увидишь «верятёшко», то летом увидишь змея (Качурицы 2211-15). В других случаях указывалось, что прясть все же можно, но только дома, в одиночестве, рано утром.1 По одному из свидетельств, с Рождества до Нового года проходили гулянья, а с Нового года собирались супрядки, и только на Крещение следовало заключительное гулянье без работы, замыкающее святочный период (Верхние Горки 2205-37, 38).
Для того, чтобы в новом году был хороший урожай овса, на Рождество в прялку ввязывали новую кудель. «Накануне Ражаства Кыляда пришла. Кужлй тягали, ввязывали свежие в прялку, штобы был авёс хароший. Вот, бывало, стягаю кужель бальшённый и в прялку ввяжу. Эта в Ражжество» (Малое Заборовье 2973-35). Оставшуюся недопря-денной кудель прятали и хранили до Крещения.
На Рождество в доме ЗАСТИЛАЛИ ПОЛ РЖАНОЙ СОЛОМОЙ. «Христос родился в салом-ке в яслях — салбмку и клали» (Щерепицы 2193-06, 07).
Наиболее насыщены обрядовыми действиями были кануны праздничных дней святочного периода, называвшиеся КОЛЯДАМИ. В подавляющем большинстве случаев Колядой считали день накануне Рождества; «на Коляду» начинали рядиться. Сохранилась также память о двух Колядах — рождественской и крещенской — «хрящёнской», реже трех — перед Рождеством, Новым годом и Крещением.2
К кануну Рождества было приурочено ЗАКЛИ-КАНИЕ МОРОЗА3 — хозяйка заваривала толокно (или варила картошку) и затем ставила его на окно (выносила на улицу, в сени) — «на мороз», кричала:
«Марбз, Марбз, Ни марбзь мой авёс! Иди на акнб,
Ешь талакнб! Талакнб, талакнб, Кто выгляни[т] в акнб, Придёт есть талакнб!»
(Щерепицы 2193-06, 07).
То же самое делали в канун Крещения. Хозяин дома или ребятишки, садясь ужинать, клали в тарелку жито, ставили на стол и кричали:
«Марбз, Марбз,
Ни марбзь мой авёс!
Иди [в]ун к сусёду — марбзь! <…>
На тябё талакна,
Ешь талакнб!»
(Ясно 2178-01).
Накануне Рождества с пением «молитв», «стихов», с поминовением умерших «родителей» и просьбами о подаянии ХОДИЛИ НИЩИЕ, СТАРЦЫ.-»
Вечером накануне Рождества совершался ОБРЯД КОЛЯДОВАНИЯ — обход дворов с пением празднично-поздравительных песен — колядок. Участниками колядования могли быть дети (мальчики-подростки, девочки 11-12 лет). Колядовали, в основном, под окнами (пели «по подоконью»), иногда заходили в дом.5 Колядки завершались возгласным обращением к хозяину дома с требованием одаривания.
Императивность слова усиливалась характером интонирования — «вот так и вопишь», «кричишь гулка»:
«Тётенька Праскавёя, Надялй-ка паскарёй! Марбз вялйк, Стаять не вялйт! Хлеба ламтйны, Нету — денег питачйны! Не режь, не ламай, Так и весь падавай!»
(Бёрдово 2971-11).
Колядовщиков наделяли конфетами, печеньем, яблоками, давали хлеб, сахар, деньги. Собранное после обхода деревни угощение делили между собой или устраивали складчину.6
Сведения об исполнении виноградин зафиксированы только в Дубровенской волости — северной части Порховского района, тогда как в центральной части района (Славковская и Верхнемостская волости) в памяти людей старшего возраста (1900-1910 гг. р.) уже не сохранилось воспомина-
ний, связанных с обычаем петь празднично-поздравительные песни с припевом «Виноградье красно-зелёное моё».
Обход дворов колядовщиками непосредственно сменялся пением рождественского тропаря «Рождество Твое, Христе Боже наш» — РОЖДЕСТВО СЛАВИЛИ, ХРИСТА СЛАВИЛИ, ХРИСТОСЛА-ВИЛИ. Исполняли тропарь преимущественно мужчины («пасалбмшшики»), когда возвращались с церковной службы домой. Его пели так же, как и колядки, под окнами.7 Славление Христа продолжалось утром в день Рождества. В утренних обходах активное участие принимали дети и подростки. Хозяев вызывали на крыльцо, или один-два человека из колядующих заходили в дом, а другие оставались на улице и пели тропарь.8 Участников ритуала обязательно одаривали. «Вот подайдут под акнб, пают. Праздравили, прапёли — нада вынести рубе-лёк. А раньше выносили зярнб, и с саночкам ездили. В мяшбк, хто што вынясит — высыпали и вазй-ли» (Луг 2980-01).
Взаимодействие обрядов колядования и христо-славления проявляется в фольклорной традиции в контаминациях молитвословного текста и императивных обращений к хозяевам дома с просьбой о наделении («Образцы напевов и текстов календар-но-обрядовых песен, припевок, выкриков», № 6).
Христославщики обходили дворы «СО ЗВЕЗДОЙ», описания которой многообразны: «Ришатб калбли напопалам, ётат абручбк-та. Калбли и делали так — крястбм. Он палучаетца как пузырь такой. Масла пириливали в бумагу и обтягавали. Ико-ночки с аднбй стороны [и] с другой стороны (бумажные есть такие иконки) приляпляли. А туды ставили пузырёчек с маслам. Зажжён, как свечечка» (Луг 2980-01). «Звязда — вот так: сначала палка, патом круглая штучка такая, и ана бумагой обклёи-ватца. Такая нада, штоб вот такй дуги. Фонарём, штоб там святило это в сярёдку. Там аны приделали, штоб свечка не валйлася, так стаяла. А тут -кругом сделана, и кресткй поставлены. И ходят аны [христославщики], вертят эту штуку-та и пают» (Большой Волочёк 2976-09).’
Одна из важнейших доминант святочного периода связана с традицией РЯЖЕНЬЯ. Ряженые ходили «…с Ражаства и да Крищёнья, две недели пач-тй» (Подсевы 2980-19). Народная терминология ряженья: «облаживались», «обделывались», «чудили», «комёдили», «комедианили», «бедокурили», народ становился «пугалом», «шутили», «шутки делали», наряжались «чучелом». Собственно ряженые именовались «наряжбниками», «наряжухами» и «наряжбхами».’ °
Общие сведения о ряженье зафиксированы повсеместно на территории Порховского района. Отмечается приуроченность ряженья к вечернему вре-
мени, к канунам. Рядились и молодые, и старики. Ряженые ходили артелью по своей деревне, ездили в чужие деревни. Для веселья брали с собой музыкальные инструменты- гармошку и балалайку, на которых подыгрывали себе под пляску, пели припевки.11
Среди персонажей ряженья наиболее многочисленны описания ряженых «цыганами»:12 «цыганям собирались», «сряжались» — надевали длинные «мамины» платья, старинные сарафаны. Важное качество их облика — то, что они одеты «не так, как следу-е[т]»: шуба — кверху шерстью, «толкушка» привязана к боку (Осташево 2982-06). «Девушки — в цыганках, ну а парьни-то цыганам наряжались — усы на-вядут углём, вот. Рубахи какй-небудь найду[т], што вот на цыгана был бы схож ба» (Подсевы 2980-10). «Цыган» приходил вдвоем с «цыганкой», она гадала по руке, вместе они плясали, и их одаривали хлебом, куском мяса. «Цыганка с ребенком» просила подаяние: «Сахару давайте — ребёнку на соску!».
Распространены такие ряженые, как «Старик», «Старая Баба», «Баба Яга», «Чёрт», «Нищие».13 Название персонажа ряженья поясняет наиболее характерную деталь его облика: у «Старика» -льняная борода, у «Бабы Яги» — помело, у «Нищих»
— соответствующее одеяние. «Нарядимсе и вот па дирявням ходим. Адёнимся-та грязна, худа и рвана. И каликай,14 и маркбвкай, капустай абвёсимси» (Ольхово 2980-29). Ряженый «Чёртом» надевал «пальтушку», самодельную маску из марли, приделывал «рожки».15
Среди мифологических зооморфных персонажей: «Медведь», «Свинья», «Гусь», «Козёл». «Хадили и медьвёдем. Вот Сенька любйу хадйть всё медьвёдем
— шубу вываратют, и он и придёт. <…> Пляшут и всё» (Подсевы 2980-19). «Лошадь» — связывали двух человек «задница к заднице» и накрывали покрывалом, еще один человек садился на «лошадь» верхом.16
В нескольких деревнях Порховского района зафиксирован ряженый «Курыш»/«Куруш».17 Характерно, что в представлении этого персонажа участвовали дети. «Раньши даже малинькии-та мы, бывала, [рядились]. Шубу абарбтим, да и веник привяжем — хвост, и пляшем. Руки, рукавы-та, туда, е на-гу [в валенки]. И вот тут и пляшишь:
Куруш-куруш, папляшй, Тваи дети харашй. Аи, нос кручком, Жопка с яшшечком.
А куруш пляше[т]! Абдёлавши-та» (Ольхово 2980-29).
Один из характерных приемов ряженья — переодевание в одежду противоположного пола.18 «Жёншчина одяваетца там в мужчину: штаны там, каку-та гимнастёрку с арденам. А мужчина там в жёншчину пиридяваетца. Ну и кто как мог — чудили» (Подсевы 2980-10). В некоторых случаях такие
ряженые получали наименование — «Суженый-ряженый»: женщины надевали мужские брюки, «кожанку», шапку, брали в руки гармонь (Качурицы 2211-15).
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35