Поиск по сайту
Керамические дымоходы schiedel шидель.

Жанры народной прозы и поверья

Сказки, былички («былицы», «былины», «бай­ки», «басни»), поверья, легенды, притчи, предсказа­ния и другие жанры словесного фольклора играют одну из ведущих ролей в жанровой системе тради­ции центрально-псковской зоны.
Экспедициями записаны волшебные и бытовые сказки, сказки о животных; тексты, отдельные сю­жеты и сюжетные мотивы сказок, известных по за­писям А. С. Пушкина или представляющих народ­ную переработку его произведений. Некоторые сю­жеты (например, о «проклёнышах») особенно пока­зательны для местной фольклорной традиции и мо­гут встречаться как в виде сказки, так и былички: например, в основе былички о проклятой девушке из д. Авинищи Бежаницкого района (5213-20) и сказки «Проклятая царская дочь» из д. Черницкое Опочецкого района (2299-06) лежат общие сюжет­ные мотивы (сказкам посвящена Часть IX настоя­щего издания).
Содержание быличек и поверий оказывается чрезвычайно разнообразным: о «проклёнышах», о колдунах (ведьмах) и колдовстве, колдунах-оборот­нях, привидениях («привиждёниях»), русалках, чер­тях («шишках и шишйцах»), о покойниках, домо­вом, о летучих и простых змеях, птицах, оугромо-вых стрелах, о кладах. Данная группа жанров отно­сится к корпусу текстов, принадлежащих общерус­скому или даже общеславянскому фонду. Именно сюжетный и образный строй быличек и поверий, наряду с волшебными сказками и заговорами, вос­ходит к архаичным представлениям, обусловлен­ным мифологическим сознанием. Особенный инте­рес вызывает то, что этот пласт фольклора отлича­ется хорошей сохранностью и устойчивостью в тра­диции, в отличие от обрядового песенного фольк­лора. Так, большинство текстов с развитыми сюже­тами о проклятых людях, превращенных в зверей или птиц, о «шишках», «шишйцах» и прочих, за­фиксировано в конце 1990-х годов (экспедиции 1998-1999 гг. в Пушкино-Горский, Новоржевский, Бежаницкий районы).
Повсеместно в Новоржевском, Пушкино-Гор­ском районах записаны предания о святых источни­ках с целебной водой, образовавшихся на месте провалившейся церкви (города, старинного клад­бища). Граница распространения вариантов сюже­та открыта с северной стороны и выходит за рамки центрально-псковской зоны. В южном направле-
нии — в Опочецком и Красногородском районах -подобные предания не были записаны.
Часто рассказчики обращают внимание на то, что в современном мире люди перестали видеть чертей, русалок и прочую нечисть (теперь не «при-виждается»). Происходит это, по их мнению, пото­му, что сами люди стали как «лёшие» — в церковь не ходят, Богу не молятся (Новорж., Яконово 5033-15). Рассказчица из д. Залог Новоржевского района ве­рит, что есть «какая-то сила» (божественная), толь­ко «мы уже обессилели», потому что сами стали «шашками», «убиваем душу» (Новорж., Залог 5036-29). Распространены также предсказания о конце света, притчи о хождении Иисуса Христа по земле.
В данном разделе представлены основные сю­жеты жанров устной прозы в сокращенном изложе­нии, в том же речевом стиле, как они рассказаны ис­полнителями. При переизложении сюжетов текст в кавычках обозначает не только прямую речь персо­нажа, но также фрагмент расшифровки дословной речи исполнителя (наиболее яркие речевые оборо­ты). Отдельно представлены некоторые образцы полных текстов легенд, быличек, поверий в рас­шифровке.
ЛЕГЕНДЫ, РАССКАЗЫ ОБ ИСТОРИИ КРАЯ
—  Пресвятая Богородица мылась в Луговской речке. На Синициной горе стояла часовня, там ле­жал камень, на котором сидела Богородица (П.-Г., Подкрестье 5028-15).
—  Посреди д. Софино лежал большой жертвен­ный камень — «больше стола» (около трех метров в длину), посередине округлен — «как тарелка» (П.-Г., Долматово 5027-11).
—  На Бариновой горке в д. Бочарове есть «свя­той ключ», из которого «бьются клубни воды с ку­риное яйцо». Женщине приснилось, что можно вылечить глаза, если на восходе солнца пойти на Баринову горку, поклониться колодцу три раза, взять воды и умыть глаза (Новорж., Черняково* 5215-07,08).
—  Есть колодец («кипун») в деревне, в нем ле­чебная вода. Люди приезжают, берут (П.-Г., Осни-ца 5041-07).
—  У д. Сапельниково был ключик в бору. Гово­рят, что там церковь провалилась, и возникла во-
ронка с родником. Эта вода лечебная (ею лечили глаза). У ключика оставляли платки, полотенца, ленты (привязывали на ветки деревьев) (Новорж., Усадище 5025-23). На горе был «кипунок» (родник). Рассказывают, что он возник на том месте, где цер­ковь провалилась вместе с народом (Новорж., Стё-хово 5030-25).
—  Дубковская гора — раньше там стояла цер­ковь. По преданию, когда-то на этом месте был го­род, но он провалился, и образовалась гора. Сейчас на горе находится кладбище, никто не помнит, «ког­да оно начавши» («от веку»), и на самой вершине -ключ с целебной водой (Новорж., Яконово 5032-17).
—  Большая гора образовалась на месте прова­лившейся церкви. На горе стоит столб, и когда бьют по столбу, в горе «завизжит» (Новорж., Суха-рево ВФ 156-46).
—  Старики говорили, что на горе стояла цер­ковь, она провалилась, и на вершине горы образо­вался котлован (П.-Г., Крылово 5023-10).
—  Давно (еще «до родителей») было в округе 25 церквей. На месте поля раньше было кладбище, на­зывалось «могилы» — там провалилась церковь. На этом поле женщины находили кости (П.-Г., Чухны 5024-01).
—  Ниже «Ворониця» был город, в котором было 40 церквей (так «по писанию», мама говори­ла). В д. Воронич стоявшая на городище церковь то ли провалилась, то ли сгорела (П.-Г., Воронич, 4993-26).
—  Раньше были церкви, потом они провали­лись, и получилось три холма. Когда в Пушкинских Горах в церкви звонили, ребятишки бежали к хол­мам, припадали ухом к земле и слышали звон из-под земли. Потом эти холмы распахали и нашли много костей (П.-Г., Осница 5041-06).
—  Говорят, что на месте, где сейчас большая яма, церковь ушла под землю. У д. Мартюши в ле­су есть городище — большая гора, а на вершине сто­ит колодец. Молодежь ходила туда и прислушива­лась — слышно из-под земли, как там звонят, поют (Новорж., Вишлёво 5042-19, 20).
—  Местность называлась «Гадова гряда» — там водилось много змей. У д. Кунево было городище (там людей хоронили) и часовня. В д. Велье церковь провалилась (П.-Г., Долматово 5027-09).
—  Название «Святые Горы» происходит от того случая, когда было видение Божьей Матери (П.-Г., Подборье 5021-38, 5022-01); «Святые Горы» потому так называются, что Господь по ним ходил (П.-Г., Подкрестье 5028-15).
—  Название «Подкрестье» возникло от того, что тут стоял крест (П.-Г., Подкрестье 5028-15).
—  Озеро названо Белогуль, потому что в церкви на колокольне жили три белых голубя (П.-Г., Кры­лово 5023-10).
—  Озеро Посадниковское прежде называлось Шаршно, а с. Посадниковское — это старое наиме­нование деревни. Там сохранилась разрушенная Казанская церковь (Новорж., Крутцы 4998-24).
—  Раньше в д. Ашево был дворец Екатерины, много старинных домов, хорошая церковь (в ней были самые лучшие колокола во всей округе). Ека­терина строила дорогу Петербург — Киев, которая проходила через эту деревню. В деревне был посто­ялый двор, там Екатерина меняла лошадей (Беж., Ашево 5190-22).
—  В д. Алтун был огромный замок у князя Львова (разрушили немцы). К нему нанимались на работу (ключник, нарядчик, садовник), он платил сразу за отработанный день, а в субботу после ра­боты давал 150 грамм спирту и селедку — все гуля­ли. Для барина искали в лесу гнёзда орла, он пла­тил 50 копеек (Новорж., Лябино 5209-14).
—  До войны была железная дорога на Пушго-ры, мосты были через реки Милья и Сороть. В де­ревне была двухэтажная мельница, потом мельница «пошла по рукам» (Новорж., Свиномурово — Фер-ково* 4995-03).
—  «Турки шли, детей на колья сажали» — мать рассказывала. Похоронены в «могильниках» турки, там сосны растут (Новорж., Свиномурово — Ферко-во* 4995-03).
ПРИТЧИ
—  Спаситель увидел, что мужик городит изго­родь из соломы, и спросил: его: «Зачем такую изго­родь делаешь, она обвалится». А тот ответил, что будет жить только три дня. Раньше люди знали, сколько будут жить. После этого случая Господь «дал нам» — что «мы не знаем, когда мы помрём» (Новорж., Залог 5037-28).
—  Шёл Иисус Христос с 12 учениками. Они хо­тели пить. Встретили женщину с девочкой, которые жали рожь. Иисус Христос попросил пить. Женщи­на махнула рукой («ей некогда»), а девочка побежа­ла и принесла чашу кваса. Так как женщине было некогда, Иисус сказал: «пускай до гроба вам всё не­когда» (из-за этого женщины много работают, и им «всё некогда»). Один из учеников спросил Христа, как он отблагодарит девочку. «Я нашлю ей за-лихёцкую пьяницу, чтобы до гроба с ним жила» (значит, она на этом свете отмучается, его не дове­дет «до худого», а сама пойдет в рай). В Писании сказано, что Господь подаёт — «не всё радость». Ес­ли Господь не будет подавать скорби, то мы Его за­будем (Новорж., Залог 5037-29, 5038-01).
—  Пророки писали, в каком городе родится Христос. В Вифлееме погибло 14 тысяч младенцев из-за того, что Мать Христа в этом городе не пус­тили на ночлег. Бог рассердился, что «младенец
святой родится, а вы не дали приют» (Новорж., Черняково* 5219-11).

Установить Онлайн консультант для сайта.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Когда отмечают День города Пскова
  • Интересные факты о Пскове
  • АТО близка к завершению
  • Иллирийский, этрейский, эсперантский…
  • Интересное