От автора
Нередко приходится доказывать кое-кому важную роль архивов в жизни современного общества. Аргументы в таких случаях бывают обычными, они хорошо известны архивистам. Но вот иногда спрашиваешь себя сам о реальной отдаче архивов обществу. За десять последних лет архивисты России самостоятельно или с представителями других организаций издали свыше 2 тысяч названий книг, сборников документов, материалов конференций, каталогов, путеводителей, буклетов и проч. Какое воздействие они оказали на общественное сознание, на познание нашего прошлого, как в них отразился процесс освобождения от прежнего мироощущения и поиск нового мировоззрения, в том числе и на основе идей давно подзабытых, но не канувших во времена?
Непростые вопросы, механизмы поиска ответов на которые, к сожалению, ещё не отработаны. Остаётся чисто эмоциональное и лишь отчасти -рациональное восприятие некоего важного общественного явления, к которому оказались причастны архивы в последнее десятилетие.
Материалы научно-практического сайта «Псков и Псковская область» находятся в русле нового подхода к постижению нашего прошлого в его региональном аспекте. Наряду с традиционными и, безусловно, нужными темами читатель здесь увидит и «новизну», которая когда-то старательно отвергалась. Это прежде всего интерес к человеку, не обязательно герою, а рядовому, интерес к людям — не обязательно в их сословном или классовом обличье, а просто гражданам Псковщины. Это, наконец, открываемые страницы ранее просто запретных тем, например, жизнь края в период фашистской оккупации.
Приятно видеть, что архивисты Псковщины, историки-краеведы имеют возможность напомнить обществу не только о себе, но и о нашей истории, без знания которой, как это ни банально звучит, у народа действительно нет будущего.
В основу концепции сохранения и развития фольклорных традиций должен быть положен культурно-экологический подход, учитывающий системную целостность и взаимозависимость различных сторон, явлений и процессов в сфере народной традиционной культуры — материальной и духовной. Такой подход не только раскрывает глубинное содержание культурных традиций, историю их формирования и развития, но и устанавливает истинное место культурного наследия в жизни современного общества. В фольклорных традициях, как и в других проявлениях народной традиционной культуры, находит воплощение совокупность жизненно значимых для данной этнической общности отношений, связей, форм взаимодействия с окружающей средой, возникающих в процессе трудовой, социальной, духовной деятельности. Общим признаком всего многообразия явлений фольклора служит особый, художественный (выражаемый художественными средствами) тип осмысления и преобразования действительности, удержания и передачи жизненного опыта новым поколениям.
Решение задач комплексного описания своеобразных форм местных фольклорных традиций связано, с методологической точки зрения, во-первых, с раскрытием особенностей природы, законов эволюции явлений в сферах материального и духовного бытия, тесно соотнесенных между собой в контексте исторической жизни этнического сообщества. Во-вторых- принципиально важно здесь то, что вся система традиционной культуры, в том числе и область фольклора, определяя в общих чертах мировосприятие и жизненное русло каждого человека, объективно складывается в результате созидательных усилий многих поколений, существует и развивается как категория коллективного (общинного) бытия и сознания. Ярко выраженное этническое начало определяет естественно-историческую природу фольклора, что ставит его в ряд исходных ценностей национальной культуры.
Вместе с тем, в силу непосредственности и неразрывности внутренних связей и отношений с ключевыми моментами трудовой, обрядово-празд-ничной деятельности, семейно-бытового уклада, а также в силу законов традиционности (прошлый опыт — восприятие — воссоздание -…) и особой, изустной формы существования вся сложно устроенная и сложно обусловленная сфера фольклора полноценно проявляется лишь в условиях сохранности основ самой системы народной традиционной
культуры, находится в прямой зависимости от общих внешних обстоятельств, поддерживающих или отрицающих ее смыслополагающую, творчески созидательную роль в жизни общества. С разрушением этой системы и угасанием фольклорных традиций современное общество лишается сопричастности историко-культурному наследию и перспектив самостоятельного этнокультурного развития. При таком положении востребованной оказывается лишь художественно-эстетическая сторона фольклора в формах музейно-архивных ценностей, памятников культуры, или в качестве начального материала для сценических и другого рода авторских интерпретаций. Деятельностная же сила фольклорных традиций, восходящая к универсалиям жизненных основ культуры, остается на периферии общественного сознания и интересов общества. Именно поэтому актуальными и неотложными сегодня являются проблемы поддержки, сохранения и изучения народной традиционной культуры во всем многообразии ее проявлений.
Для характеристики своеобразных начал отечественной культуры исключительно важное значение имеет сохранившийся до наших дней комплекс традиций Псковской земли — одного из самостоятельных районов сложения и бытования явлений, видов и форм древнерусской культуры. Научная, историко-культурная, художественная ценность разнообразных в жанровом, стилевом отношениях явлений фольклора на Псковщине, их диалектная самобытность издавна отмечены исследователями и собирателями. Псковских народных песен, сказок, преданий, пословиц, обычаев и обрядов коснулся гений А. С. Пушкина и М. П. Мусоргского. Усилиями многих фольклористов-собирателей псковские песни стали общим достоянием русской национальной культуры.1 Среди таких собирателей бесспорно выдающееся место принадлежит Н. Л. Котиковой, в течение многих лет (1950-1960-е гг.) обследовавшей большинство районов Псковской области и собравшей уникальный фонографический фонд по музыкальному фольклору.2
Санкт-Петербургская (Ленинградская) государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корса-кова с 1978 г. ведет систематическую экспедиционную работу в Псковской области и сопредельных районах Ленинградской, Новгородской, Тверской, Смоленской областей. С 1991 г. эту работу возглавил Фольклорно-этнографический центр Министерства культуры РФ (далее — ФЭЦ МК РФ).
С 1978 по 1999 гг. под руководством и при непосредственном участии автора этих строк состоялось 27 фольклорных экспедиций в 21 район Псковской области (кроме Дедовичского, Дновского и Усвят-ского). Обследовано более двух тысяч населенных пунктов в 170 административно-территориальных единицах области — волостях, сельских и городских администрациях.
Характерной чертой предпринятых полевых исследований стала разработка методов последовательного и многомерного изучения традиций народной культуры при фронтальном охвате изучаемых территорий с максимально полной фиксацией всего круга явлений народной традиционной культуры. В ходе экспедиций осуществлены звукозаписи календарно-обрядовых, свадебных, лирических, хороводных, плясовых, колыбельных песен, баллад, духовных стихов, причитаний, частушек, наигрышей на гуслях, скрипке, балалайке, рожках, гармониках и других музыкальных инструментах, записаны словесные жанры фольклора: заговоры, сказки, легенды, предания, былички и др. Сделаны репортажные звукозаписи, раскрывающие содержание местных календарных, семейных и других обрядов, старинных народных праздников, повседневного быта, трудовых традиций.
В результате этой работы сформировано одно из самых крупных в России собраний фольклорно-этнографических материалов по Псковской области, основу которого составляет фонд звукозаписей образцов музыкального фольклора — около 40 тысяч единиц содержания (текстов). В собрание входят также видеозаписи (продолжительностью около 100 часов), кинодокументы, образцы материальной культуры, рукописные материалы (полевые дневники участников экспедиций, расшифровки звукозаписей, материалы систематизации).
Наиболее значительными, имеющими событийный характер, явились экспедиционные материалы, впервые представляющие традицию русской гусельной игры в ее архаических формах, которая уже в XIX веке считалась навсегда утраченной. Сотни записей гусельных наигрышей от 75 псковских гусляров, коллекция традиционных инструментов свидетельствуют об исключительно богатой культуре гусельной игры, сохранившейся на Псковщине до наших дней. К этому пласту культуры относятся и уникальные материалы, позволяющие реконструировать древнерусские формы «гудошной» игры (игры на легендарном смычковом инструменте — «гудке», исчезнувшем в начале XX столетия), воспроизводимой на скрипках, получивших распространение в псковских деревнях уже в конце XIX — начале XX вв.
Важными в научном отношении (так же, как и с точки зрения современной художественно-творческой практики) стали экспедиционные записи особых форм народной хореографии — женские и мужские ритуальные пляски («псковский кружок», «ломанье» — под драку и др.).
К ряду научных открытий следует отнести комплекс фольклорно-этнографических материалов, связанных с особой музыкальной формой свадебных опевальных песен и причитаний, полевых припевок («водить голосом», «вожокать», «вожбка-нье»), указывающей на ранне-исторические истоки местных фольклорных традиций.
Исключительной научной ценностью обладают материалы по календарно-земледельческой обрядности и фольклору, восходящие к древнейшим пластам славянской культуры.
Собрание экспедиционных записей Фольклор-но-этнографического центра образует фундаментальную источниковедческую базу не только фольклористических исследований, но позволяет существенно дополнить представление о народной традиционной культуре Псковской области и с точки зрения этнографии и языкознания.
На этой основе и в силу того, что народная традиционная культура в бесконечной цепи преемственного развития исходных форм хранит отчетливые следы своих порождающих начал, складываются предпосылки широкого привлечения фольклорно-этнографических материалов к исследованию общих проблем истории русской культуры, а также проблем этнологии восточных славян.
Документальные материалы по фольклору и этнографии, таким образом, становятся важнейшей частью банка научных сведений, изучение которых позволяет наблюдать не только тот или иной комплекс локальной культурной традиции в целом, так же как и явления фольклора в историко-, жанрово-, диалектно-стилевом аспектах, но и рассматривать динамику состояний, значений и функций художественных форм, отдельных структурных элементов текста, языковых средств в историко-типологиче-ском отношении и в проекции на территории бытования. Решение этого ряда проблем в большой мере зависит от полноты содержания экспедиционных фондов, характера и глубины их научного описания. Иными словами, задача заключается в необходимости сочетать учет и детальный анализ каждого явления фольклора с соответствующими на заданном уровне наблюдения сведениями по всему массиву фондовых материалов.
Как нам представляется, наиболее продуктивной формой такого исследования является разработка системы фольклорно-этнографического атласа, суть и достоинства которого дают возможность многомерного, комплексного изучения отдельных фактов фольклора в контексте культурной традиции. Более того, если результаты конкретного анализа художественной формы относятся непосред-
ственно к определенному тексту или группе текстов, обладающих установленным свойством (признаком), то система атласа, предлагая иной, более общий ряд точек отсчета, другую шкалу измерений, рассматривает не столько данный текст как таковой, сколько его характерные свойства (признаки) в подвижном диапазоне своих значений и функций.
Очевидно, что содержательная сторона программы фольклорно-этнографического атласа не замещает и, тем более, не исключает текстологического изучения фактов фольклора, но вводит новый уровень условий и задач исследования.
Предлагаемое издание — «Народная традиционная культура Псковской области» — представляет собой обзор экспедиционных материалов из научных фондов Фольклорно-этнографического центра (далее — «Обзор…») и, наряду со сборниками материалов по Псковскому фольклору, является одним из этапов подготовки фольклорно-этнографического атласа Псковской земли. В отличие от сложившихся форм публикации фольклорных материалов «Обзор…» решает задачи по определению:
— опознавательных признаков фольклорной традиции (устойчиво воспроизводимых в своеобразной, характерной для каждой данной традиции форме содержательных элементов системы фольклора, в том числе — структуры и функций ведущих жанров и жанровых групп, сюжетов, особенностей стиля и т. д.);
— видов и форм связи, взаимодействия фольклорных явлений с контекстом местной культурной традиции;
— территории распространения всего фольклорно-этнографического комплекса местной традиции или отдельных его образующих.
Как видим, специальные задачи фольклорно-этнографического исследования, выполняемого в рамках «Обзора…», устанавливают и специальный, более высокий уровень наблюдения, на котором явления фольклора рассматриваются не с точки зрения лишь самозначимости, художественно-эстетической ценности отдельно взятых текстов («лучшие песни — от лучших исполнителей»), а в качестве необходимой и действенной составляющей содержательного плана местной культурной традиции. Сама культурная традиция, понимаемая в общем виде как одна из важнейших функций коллективного сознания, согласующая различные элементы культуры в процессе достижения жизненных целей культурного сообщества, в этом случае выступает в значении естественно сложившейся среды и как условие существования системы видов и форм фольклора. При этом каждый факт фольклора занимает то или иное место в такой системе в силу своего назначения и на основании своей принадлежности именно данной (определенной в объективно- и конкретно-историческом аспектах) местной культурной традиции.
Документальные материалы по фольклору и этнографии становятся важнейшей частью банка научных сведений, изучение которых позволяет наблюдать не только тот или иной комплекс локальной культурной традиции в целом, так же как и явления фольклора в историко-, жанрово-, диалектно-стилевом аспектах, но и рассматривать динамику состояний, значений и функций художественных форм, отдельных структурных элементов текста, языковых средств в историко-типологиче-ском отношении и в проекции на территории бытования. Решение этого ряда проблем в большой мере зависит от полноты содержания экспедиционных фондов, характера и глубины их научного описания. Иными словами, задача заключается в необходимости сочетать учет и детальный анализ каждого явления фольклора с соответствующими на заданном уровне наблюдения сведениями по всему массиву фондовых материалов.
Как нам представляется, наиболее продуктивной формой такого исследования является разработка системы фольклорно-этнографического атласа, суть и достоинства которого дают возможность многомерного, комплексного изучения отдельных фактов фольклора в контексте культурной традиции. Более того, если результаты конкретного анализа художественной формы относятся непосред-
ственно к определенному тексту или группе текстов, обладающих установленным свойством (признаком), то система атласа, предлагая иной, более общий ряд точек отсчета, другую шкалу измерений, рассматривает не столько данный текст как таковой, сколько его характерные свойства (признаки) в подвижном диапазоне своих значений и функций.
Очевидно, что содержательная сторона программы фольклорно-этнографического атласа не замещает и, тем более, не исключает текстологического изучения фактов фольклора, но вводит новый уровень условий и задач исследования.
Сайт представляет собой обзор материалов из научных фондов Фольклорно-этнографического центра и, наряду со сборниками материалов по Псковскому фольклору, является одним из этапов подготовки фольклорно-этнографического атласа Псковской земли. В отличие от сложившихся форм публикации фольклорных материалов решает задачи по определению:
— опознавательных признаков фольклорной традиции (устойчиво воспроизводимых в своеобразной, характерной для каждой данной традиции форме содержательных элементов системы фольклора, в том числе — структуры и функций ведущих жанров и жанровых групп, сюжетов, особенностей стиля и т. д.);
— видов и форм связи, взаимодействия фольклорных явлений с контекстом местной культурной традиции;
— территории распространения всего фольклорно-этнографического комплекса местной традиции или отдельных его образующих.
Как видим, специальные задачи фольклорно-этнографического исследования, выполняемого в рамках «Обзора…», устанавливают и специальный, более высокий уровень наблюдения, на котором явления фольклора рассматриваются не с точки зрения лишь самозначимости, художественно-эстетической ценности отдельно взятых текстов («лучшие песни — от лучших исполнителей»), а в качестве необходимой и действенной составляющей содержательного плана местной культурной традиции. Сама культурная традиция, понимаемая в общем виде как одна из важнейших функций коллективного сознания, согласующая различные элементы культуры в процессе достижения жизненных целей культурного сообщества, в этом случае выступает в значении естественно сложившейся среды и как условие существования системы видов и форм фольклора. При этом каждый факт фольклора занимает то или иное место в такой системе в силу своего назначения и на основании своей принадлежности именно данной (определенной в объективно- и конкретно-историческом аспектах) местной культурной традиции.
Немаловажным для объективной оценки содержания, понимания истоков, исторической судьбы местных фольклорных традиций является равно необходимый учет всех признаков, указывающих на характер своеобразия и, одновременно, на присущие каждой рассматриваемой традиции черты общности с другими самостоятельно сложившимися историко-культурными системами. Вместе с решением практической задачи выявления границ определенной традиции как целого и ареалов распространения отдельных ее элементов, такой подход, учитывающий статистическую и типологическую характеристики фактов народной традиционной культуры, дает возможность не только наблюдать отношения свойств общего и особенного в масштабах широких этнокультурных образований (критерии собственно местного, регионального, национального), но и судить о процессах их формирования, о динамике исторической эволюции важнейших компонентов содержания, форм и языка фольклора.
Каких только сюрпризов не преподносила псковичам за многовековую историю города природа! Случалось, что сильные пожары уничтожали весь город, уносили тысячи жизней эпидемии, выходили из берегов реки, крушили все на своем пути ураганы, градом выбивало посевы. Богаты этими явлениями и 1920-е годы.
Так, 31 июля 1920 г. в 7 час. 15 мин. вечера над Псковом пронесся небывалой силы ураган. Ужасающие порывы ветра, смешанные с дождем и градом, беспрерывно сверкающие молнии произвели в городе ряд сильных разрушений: было сломано 230 деревьев, выбито 78 оконных рам, повалено 19 телеграфных столбов, сорвано 63 крыши, повалено 72 забора, порвано 13 телефонных проводов, разбиты 2 киоска, обрушились 2 сарая, испорчено 2 кабельных провода. В городе прекратилась подача электричества, не вышла своевременно газета «Псковский набат». Большой ущерб стихия нанесла и пригородам: в д. Муровицы ураган снес крыши с верхними венцами, в Псковском озере погибли около 60 овец, корова и нетель, в Писковичах и Хотицах подверглись разрушениям избы и постройки, на Снятной горе с церкви и часовни снесло купола.
Но гораздо чаще псковичам приносили неприятности ныне спокойные Великая и Пскова.
Сильным, например, было половодье в апреле 1924 г., когда из берегов вышла не только Велика я, но и Пскова, Синяя, Шелонь. В тот год особенно большие повреждения ледоход причинил в Острове, а вот на Псков ненастье обрушилось летом, когда реки вышли из берегов вследствие сильных дождей. Наиболее же сильное весеннее половодье в Пскове случилось в 1926 г.
16 апреля 1926 г. произошла подвижка льда у моста Красной Армии, за ночь на 17 апреля вода поднялась на полметра В последующие несколько часов подъем продолжался и достиг 6,8 м выше нормы. Такого сильного подъема в Пскове не наблюдалось с 1886 г. Оказалась затопленной фабрика «Шпагат», рыбные ряды, расположенные по берегам бани. Лишь в час ночи на 19 апреля вода пошла на убыль.
В двадцатых числах мая 1927 г. в районе Пскова непрерывно шли дожди, вода в реке Пскове стала быстро прибывать и сорвала в ее верховьях две запруды. 25 мая она сорвала между Торошином и Черняковицами сплав из 1500 куб. м дров, принадлежавших ленинградским заготовительным организациям и населению Пскова. В Черняковицах при этом утонул мельник. Вода устремилась дальше к Пскову, сметая все на своем пути. Сорвало запань (плавучая преграда на реке. — Авт.) в Любятове, две мельничные запруды в черте Пскова. Больше всего пострадала мельница Неймана: плотину ее настолько разнесло, что затем ее пришлось строить заново. В результате вся река до самого дна оказалась забитой лесом и дровами, унеся из разныхмест до 15 тыс. куб. м древесины. Ночью 27 мая сильным напором воДы с бревнами и дровами прорвало плотину у Нижних решеток. Грохот, шум от прорыва разбудили около часу ночи окрестных жителей. Через несколько минут Пскова очистилась от застрявшей древесины и устремилась в Великую, а затем к Псковскому озеру, продолжая смывать бревна, складированные по берегам Великой. Всего было унесено около 25 тыс. штук бревен и 2 тыс. куб. м дров. За городской скотобойней часть древесины задержалась: благодаря южному ветру ее прибивало к берегу. 28 мая уже весь берег от скотобойни до Снятной горы был забит сплавом. Другая часть леса была остановлена у деревни Муровицы, где соорудили дополнительную плотину. Но 29 мая запруду у Муровиц сорвало, и лес поплыл к Деревне Горки, где снова был задержан жителями и пограничниками. Только единичные бревна уплыли в Псковское озеро.
Замечательная подборка! МОЛОДЦЫ!!
Спасибо! Очень насыщенный сайт! (((Досадно, что есть опечатки(((. Желаю и дальше активно развиваться!
Очень жаль, что при использовании чужих статей (конкретный пример — статья о композиторе Яхонтове Н.П.)вы не указываете автора!!! А не плохо было бы, тем более, что статью полностью копируете.
В краеведении, как и в географии, важным является корректное использование географических названий (топонимов). Поэтому приглашаю всех ознакомиться с небольшой статьёй о топонимических прилагательных в русской речи:
ru.wikisource.org/wiki/Замечание_о_топонимах-прилагательных_в_русской_речи
Статья опубликована на условиях свободной лицензии и может воспроизводиться и распространяться без ограничений.
Желаю успехов в добром деле!
Просьба поправить текст на страничке о названиях населённых пунктов. напечатано: «ОВСИЩЕ или ОВСИЩИ —поселок на правом берегу Великой на северной окраине Пскова. Включен в городскую черту в 1960-х годах.
«Овсище» — поле, на котором был посеян овес.
Село Овсище под 1563 годом упоминается в Псковских летописях, а также в писцовых книгах XVI века».
Овсище никогда не было ни селом, ни посёлком. Только деревней. На ЗАПАДНОЙ окраине Пскова. Включён в городскую черту в 1976 г. ОвсищЕ — современная форма, до первой трети 20 века — ОвсищИ.
P.S. С 1970 г. живу в Овсище. В настоящее время пишу исорический очерк об этой бывшей деревне.
И первое упоминание деревни Овсище Псковского уезда относится не к 1563 году, а к 1638 г. в писцовых книгах.
События 1563 г., описанные в 3-й Псковской летописи относятся к сёлам и деревням Пыталовского уезда (Старое Овсище, Верхнее Овсище, Муравейно, Коровий Бор).