Поиск по сайту

Вступление

Авторский коллектив выражает признательность за помощь в издании этой книги:
Администрации города Пскова;
Центральному Военно-морскому музею, г. Санкт-Петербург;
Псковскому историко-художественному и архитектурному музею-заповеднику;
Главному управлению Банка России по Псковской области;
Музейно-выставочному центру «Находка», Приморский край.
СОСТАВИТЕЛИ:
Владимир Владимирович Иванов — капитан 1 ранга запаса, окончил высшее военно-морское училище им. М. В. Фрунзе, в последующем — военно-морскую академию, службу проходил иа Камчатке, в Заполярье и Пскове. Командовал кораблем, бригадой пограничных кораблей, увлекается историей великих географических открытий. С 2001 года — директор филиала Саикт-Петербургского государственного университета экономики и финансов в г. Пскове.
Людмила Николаевна Макеенко — профессиональный историк-краевед, окончила исторический факультет Псковского педагогического института, с 1971 г. работает в Псковском музее-заповеднике, заведующая историческим отделом.
Дорогие читатели!
Книга, которая представлена вашему вниманию, во многом уникальна. Она выпадает из общего ряда книжных новинок, выходящих к 1100-летнему юбилею Пскова и посвященных преимущественно его   истории  и  архитектуре.
Представляемая вам. книга рассказывает о псковичах, бороздивших воды мирового океана и оставивших свои имена в истории нашего государства и на картах мира. Со времен ‘Jiempa <-} под ^Андреевским срлагом уходили корабли к неведомым землям. Отряды Т^еликой Северной экспедиции, возглавляемые псковичами уА. Ы. Ч.и-риковым, братьями Лаптевыми, определяли контуры ледового побережья Сибири, открывали новые земли.
ЛАногие наши земляки гордо пронесли на своих кораблях флаг нашей Родины, храбро и мужественно отстаивали в морских сражениях интересы России.
3 плеяде прославленных русских моряков блестят имена людей, которые своим рождением, происхождением накрепко были связаны с псковской землей:
«Возникает законный вопрос:  псковская земля, не имеющая открытого выхода к морям и океанам., дала России многих известных мореплавателей и срлотоводцев?»
Т>а потому, что с первых веков своего существования , находясь на северо-западной границе Руси, приобрел значение крупнейшего торгового пункта, связывающего Западную Европу с Русью — Россией.
. псковичи знали водные торговые пути в города Балтики и вели с ними регулярную торговлю.
(Начиная со времен Jlempa 9 по его указу на Чудскую флотилию и «Балтийский флот набирались моряки из псковской, тверской, (Новгородской провинций.
С тех. пор служить «Российскому флоту стало по<-четной обязанностью псковичей.
Чудская флотилия дважды возрождалась в (ХхХ. веке, и сегодня ее преемница — морская пограничная бригада — несет почетную обязанность по защите водных рубежей нашего государства.
^Как получилось, что одно из самых романтических произведений, которым, зачитываются многие поколения молодежи, роман «D6a капитана», написан псковичом В- Кавериным. Jleped зданием, юношеской библиотеки в городе Пскове, носящей имя писателя, стоит памятник «Т>вум. капитанам».
Ымя «Т>вух капитанов» носит клуб друзей моряков, летчиков и полярников.
^[сковичи были пионерами шефства над кораблями «Военно-ААорского флота, когда завязали связи, переросшие в тесную дружбу, с подводной лодкой «псковский комсомолец», а в настоящее время — с большой атомной подводной лодкой <$1сков», являющейся одной из лучших субмарин Северного флота.
Связь псковичей с моряками была и остается неотъемлемой частью морских традиций города. Псковичи гордятся земляками, несущими службу на морях и океанах во славу России!
Морская слава псковичей продолжается
Наконец появился труд, освещающий тему, которую, как ни странно, если не обходили стороной, то редко затрагивали псковские историки. Выход отдельных материалов и монографий, порой уникальных, не мог помочь читателю осознать в целом роль и место Псковщины в истории Российского флота.
Геостратегическое положение России уже само предполагало континентальный образ мышления правителей Руси. Все изменилось в эпоху царя Петра Алексеевича, понимавшего, что если Россия не станет морской державой, то она останется на вторых ролях в мировой политике. Небывалые темпы строительства флота, отвоевывание земель-выходов к морям требовали появления самоотверженных, образованных людей. Именно таких людей и дала России Псковская губерния. Одна из причин обилия *морских людей» на Псковщине кроется в том, что наш город непосредственно принимал участие в морских, а если быть точнее, то в озерных, сражениях. Именно так, по приказу царя Петра Алексеевича, на малые суда-струги были посажены войска, которые под командованием Б. П. Шереметева атаковали стоящие в Теплом озере шведские корабли. Трехдневные ожесточенные бои завершились победой Псковской флотилии и пленением части шведских кораблей. Это был первый толчок к тому, чтобы появилась целая плеяда моряков из Пскова.
Первооткрыватель Америки с тихоокеанской стороны Алексей Чириков; начальники Северо-восточной экспедиции братья Харитон и Дмитрий Лаптевы, в честь которых названо море на северо-востоке России; Федот Клокачев, открывший Ахтиарскую бухту, на берегах которой был основан город Севастополь, Фердинанд Врангель, совершивший три кругосветных плавания и более пяти лет руководивший Русской Америкой, именем которого назван остров в Северном Ледовитом океане; Александр Болтин, открывший бухту Находка, где в последующем был построен одноименный порт, и многие, многие другие, чьи имена навечно запечатлены на географической карте мира.
Сказать, что такое количество мореплавателей из Псковской земли — случайность, нельзя, ибо не отдельных моряков, а целые династии дала Псковская земля. Это Голенищевы-Кутузовы, Назимовы, Лаптевы… А о династии Зеленых известно, что из 27 человек 25 — моряки, в числе которых пять адмиралов.
В книге впервые прозвучал тот факт, что псковичи стояли у истоков Российского флота. Строительство первого российского корабля *Орел* осуществлял по указанию царя Алексея Михайловича псковский воевода А. Л. Ордын-Нащекин.
Судьбы некоторых псковичей неоднократно пересекались на морских путях и кораблях. Например, на фрегате «Светлана* в разное время служили Николай Илларионович Скрыдлов и Павел Алексеевич Зеленой, причем последний в 1866—1869 гг. командовал корветом «Витязь*, а его родственник Петр Александрович Зеленой совершил на этом корвете в 1891— 1893 гг. кругосветное плавание. На знаменитом фрегате «Паллада* кругосветное плавание, о котором поведал в одноименном романе участник этого плава-
ния И. А. Гончаров, совершили трое псковичей, будущие адмиралы А. А. Пещуров, П. А. Зеленой и А. А. Болтин. Между прочим, после побед войск Б. П. Шереметева на Псковском и Чудском озерах не раз гремели орудия Чудской флотилии и в 1915—1919-м, и в 1941-м, и в 1944 годах. Сюда в 1992 году вернулось из Прибалтики морское пограничное соединение для охраны священных рубежей Родины, и снова на городских улицах замелькали ленточки на бескозырках моряков.
Материалы по истории Чудских флотилий даны дважды: первый раз в обзорной статье, во второй раз другим автором, как самостоятельный материал. Читатель заметит также, что в приложении 1 публикуются письма императрицы Екатерины II к Абраму Петровичу и Ивану Абрамовичу Ганнибалам, жизнь которых неразрывно связана с флотом и… с Псковом. Их имения находились в Михайловской губе, часть из них впоследствии принадлежала правнуку Абрама Петровича Ганнибала Александру Сергеевичу Пушкину. Письма даны без комментариев в основном, тексте. Это сделано умышленно. Дело в том, что уже ведется работа по подготовке второго, дополненного издания, в которое войдут материалы по вкладу псковичей в историю советского Военно-Морского флота. Это объемная и кропотливая работа, и сколько она продлится, сказать трудно. Аналогичное издание о смоленских моряках готовилось почти 30 лет. Однако такое издание — необходимая реальность истории Псковской земли. Его ждут, ждут псковичи, моряки, патриоты, те, кому дорога история нашего государства. Именно в этом аспекте мы все, кто готовил эту книгу, обращаемся к вам, читатели, с просьбой написать нам отзывы о данном труде и поделиться любыми материалами по данной теме.
А теперь, читатель, переверни страницу и по-
грузись в мир пушек и парусов, мир баталий и открытий, мир полярных льдов и штормов и, конечно, мужества и подвигов твоих соотечественников.
Попутного тебе ветра!
Павел Дроздов

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Адмирал и педагог
  • Не только на воде, но и под водой
  • Голенишевы-Кутузовы на службе в Российском флоте
  • А кто управлял Псковом?
  • Интересное