Поиск по сайту

ВОЙНЫ И ВОЕННЫЕ

…В Порхове встречал их с хлебом и солью городской Голова купеческий сын Ардамацкий. Нижним чинам выдано от городского общества по фунту говядины и по крупитчатому калачу на каждого, от винного откупа — по чарке юдки, а г.г. генералы, штаб- и обер-офицеры лейб-гвардии конно-гренадерского полка и артиллерийских батарей приглашены были Порховским дворянством на обед, а лейб-гвардии уланского и гусарского полков — на балы.
…В бозе почивший Государь Император по всеподданнейшему докладу о радушии, оказанном войскам в посаде Сольцы и городах Порхове и Великих Луках, угощений и пожертвований в их пользу, высочайше повелеть соизволил: изъявить благодарность всем сословиям и лицам за оказанное ими радушие и пожертвования в пользу войск.
«Псковские губернские ведомости», 6 апреля 1855 года. № 13
Н. КОЛОМЫЦЕВА
Война!.. Надо бросать пить
Вскоре после вступления России в первую мировую войну последовал запрет на торговлю водкой до окончания войны. Городским думам специальным постановлением Совета Министров предоставлялось право принимать постановления о запрещении продажи пива, виноградного вина и других алкогольных напитков. На заседании Псковской городской Думы 4 декабря 1914 года рассматривалось заявление гласных (депутатов) по этому вопросу.
Городской голова А. А. Агапов отметил, что -алкоголь — неоспоримое, ужасное зло. С закрытием винных лавок на глазах у всех люди, едва прикрытые рубищем, оделись, босые — обулись. Но нельзя обойти молчанием, что борьба с веками усвоенной привычкой очень трудна. Кроме одеколона, политуры, денатурата появились, как отмечает печать, истребляемые тысячами ведер легкие кваски, представляющие из себя неопределенную смесь, сдобренную крепким хмелем и денатуратом, появились специальные объездчики, обучающие население первобытному добыванию спирта. При таком положении казалось бы, что легкое пиво и легкие виноградные вина были бы лучшим суррогатом, чем неопределенные, никем не контролируемые вредные смеси Указывают и на развитие азартных игр. Из всего этого, в свою очередь, вытекает, что одно запрещение делу не поможет, что необходима упорная, планомерная борьба, необходимо создание условий, могущих отвлечь народ от стремления к вину и от заменяющих его вредных увлечений».
Гласных заинтересовало — как запрещение торговли спиртными напитками может отразиться на городском бюджете’ Член городской Управы А.И Чернов
доложил, что «при запрещении продажи одной только водки городской бюджет уменьшится на 13000 рублей, при запрещении продажи водки и пива — на 19000 рублей, при запрещении продажи всех крепких напитков со включением и виноградных вин — на 26000 рублей». Тут же последовал вопрос гласного B.C. Седелыпикова: «Каким способом возместит городское управление потерю таких значительных сумм?»
Гласные К.Н.Нижегородцев, И.А.Бродский, Д.Д.Поддубский говорили о •вредном влиянии пьянства как с индивидуальной, так и с общественной точек зрения», что «при разрешении вопроса об искоренении пьянства нельзя руководствоваться временными экономическими интересами», что употребление не только водки, но и пива «вредно по своим физиологическим действиям». Но другими гласными высказано мнение, что хорошо бы запрет на продажу спиртных напитков последовал «законодательным порядком, касаясь всей России».
В результате всех прений Дума решила избрать особую комиссию, которой и поручила подготовить доклад для рассмотрения на одном из заседаний Думы. Трудно сказать, как рассматривался этот вопрос в дальнейшем, — документов о работе городской Думы сохранилось очень немного. Но известно, что губернское земское Собрание еще в самом начале войны вынесло постановление о запрещении продажи спиртных напитков на все время войны. Подводя итоги 1914 года, управляющий акцизными сборами Псковской губернии отмечал, что в губернии на 1 июля 1914 года было 270 винных лавок, а к 1 января 1915 года их осталось 105, казенного спирта и вина в 1914 году продано менее 1913 года на 442689,52 ведер. Что здесь сказалось — меры, принятые государством или осознание опасности, нависшей над Россией? Кто знает.
Н.КОЛОМЫЦЕВА
Псков без боя не сдался
23 февраля мы отметили День защитников Отечества. Совсем недавно этот праздник назывался Днем Советской Армии. Считалось, что рождение армии было связано с драматическими событиями 1918 года под Псковом.
18 февраля 1918 г. войска австро-германского блока, прервав перемирие с Советской Россией, перешли в наступление по всем главнейшим направлениям Восточного фронта. 20 февраля в Пскове и окрестностях объявили осадное положение. Была проведена запись добровольцев в ряды Красной социалистической Армии.
К 22 февраля в Пскове записалось 450 человек. Вечером 23 февраля кайзеровские войска Вильгельма II заняли Остров и на следующий день двинулись к Пскову. Две роты и пулеметное отделение 2-го Рижского латышского стрелкового
полка и добровольцы Сибирского партизанского отряда заняли вместе с псковскими красногвардейцами позиции южнее Пскова, у реки Черехи.
Днем 24 февраля 1918 г. передовой отряд немцев численностью до одной роты подошел к красноармейским позициям. После короткого, но ожесточенного боя, хорошо вооруженные кайзеровцы опрокинули нашу линию обороны и к вечеру продвинулись до железнодорожной станции Псков. Всю ночь с 24 на 25 февраля красногвардейцы вели бои с противником на улицах города. Латышские стрелки отступили по железной дороге Псков — Бологое.
В ту же ночь двум красноармейцам удалось взорвать два вагона на станции Псков. При взрыве один из германских батальонов понес большие потери. К двум часам ночи 25 февраля немцы заняли центр города. Красногвардейцы сражались стойко и мужественно и почти все погибли.
25 февраля по железной дороге через Псков с боем прорвался 7-й Баусский Латышский стрелковый полк, отступавший из Валка, и занял оборону в Любятове, куда отступили остатки красногвардейцев. Под их контролем северо-восточная окраина Пскова находилась еще утром 28 февраля. Последняя группа наших бойцов численностью до 100 человек отошла к станции Торошино. Заняв Псков, немцы разместили в нем части баварского корпуса в составе двух запасных полков, полка ландштурма, двух артиллерийских полков и полевой батареи при 44 орудиях. Общая численность немецкого гарнизона достигала до 12 тысяч солдат и офицеров. Памятником немецкой оккупации осталось «Deutscher Ehrenfriehof», устроенное в юго-западном углу немецкого кладбища. На могиле 206 солдат, 34 унтер-офицера и 30 офицеров, погибших при взрыве вагонов с пироксилином, была поставлена массивная пирамида из серых камней, а за ней на серой стене — орел с распластанными крыльями.
В первые дни оккупации было убито 140 человек пленных и арестованных. Казни проводились в Крестах. Методически с чисто немецкой педантичностью из Пскова в Германию вывозилось все, что только можно было вывезти. Был введен комендантский час-, с 11 часов вечера до 5 часов утра гражданскому населению запрещалось выходить на улицу. В городе восстановили полицейские участки. Все население, достигшее 20 лет, обязывалось изучать немецкий язык. Было введено нормирование продуктов. На 9 месяцев в городе установился жестокий порядок. В середине мая 1918 г. в Псков приехал главнокомандующий немецкими войсками на Восточном фронте генерал-фельдмаршал, принц Леопольд Баварский, который принял парад германских войск на Торговой площади. «Союз псковских земельных собственников» преподнес ему адрес, в котором выражал благодарность императору Вильгельму II за оккупацию района кайзеровскими войсками и просил как можно скорее восстановить право свободного владения и пользования земельной собственностью. Оккупанты стали возвращать бывшим владельцам
конфискованные Советской властью леса, землю, промышленные и торговые предприятия. 9 ноября 1918 г. в Германии произошла революция. 11 ноября Германия капитулировала. В германских войсках солдаты стали создавать Советы солдатских депутатов и требовали вернуть войска домой.
21-22 ноября немцы без боя обнажили восточный берег р. Великой. Охрана Пскова и несение службы на демаркационной линии перешло к войскам Северного добровольческого корпуса. К 23 ноября в городе белые добровольцы сосредоточили как минимум 2000 человек пехоты и 100 всадников, а всего корпус насчитывал 4500 солдат и офицеров, 30 орудий и 44 пулемета. 24 февраля Красная Армия перешла демаркационную линию, а 25 ноября 1918 г. с боем заняла Псков. Комиссар 49-го стрелкового полка П. И. Смородин поднял красный флаг на Гремячей башне. Сразу же после освобождения был образован ревком во главе с Шартгофом. Не успевшая эвакуироваться из города рота немецких солдат — триста человек, была направлена в Режицу (Резекне). Командир 2-й бригады М. Н. Васильев доложил штабу 7-й армии 29 ноября 1918 г.: «Положение в Пскове считаю упроченным. С приходом отряда моряков и эшелона латышей порядок в городе нарушен не будет. Пьянство прекращено. Грабежи также».
А. ЕФИМОВ
Немецкий «порядок»
1. Полевым судом 5-й Усиленной запасной дивизии 9 апреля 1918 г. были присуждены:

Страницы: 1 2 3

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • События февраля 1917 года в Пскове
  • Духовное училище.
  • Иван Афанасьевич Афанасьев
  • В Псков приехали студенты Чеченского университета
  • Интересное