Власть и общество в эпоху смуты
1610 г. «вор» вместе с отрядами казаков перешел в Калугу, и вскоре псковичи получили «похвальную грамоту» самозванца. Преамбула акта не сохранилась, в связи с чем мы не знаем его даты. Издатели датировали грамоту октябрем 1610 г., однако этому противоречит содержание акта. В грамоте упоминается «боярин наш», а Шуйский, отстраненный от власти 17 июля 1610 г., фигурирует как действующий царь. В связи с тем что после отъезда Жирового-Засекина из Пскова 19 февраля городом в течение года воеводы не управляли, полагаем, что грамоту следует датировать периодом с 6 января до конца февраля 1610 г., когда в Калуге были уверены в продолжении воеводства Засекина в Пскове.
В «похвальной грамоте», адресованной всему населению Пскова — детям боярским, «лутчим, середним и молодчим людем» и стрельцам, подчеркивается верность псковичей Лжедмитрию II, милосердия которого псковичи «поискали… наперед иных наших городов», «и по ся места нам служите и радеете». Самозванец предписывал про-
честь грамоту «всем людем вслух», и требовал, чтобы псковичи «нам Великому государю служили и прямили по прежнему своему крестному целованию, как есте нам обе-щалися и души свои дали…, и стояли б есте себе, покаместа мы придем на наше государство на Москву, и смутным никаким речем не верили, и меж собя никого не побивали и не грабили, и безчестья и насилства никому не чинили»13. Тушинский вор, осведомленный о противоборстве в Пскове летом 1609 г., тщетно призывал горожан к социальному миру.
Между тем 6 марта Тушино покинули последние отряды ратных людей Лжедмит-рия И. В Пскове известие о разорении «таборов» было получено на масленице 12-18 февраля. В «чистый понедельник» 19 февраля в Пскове произошел новый переворот, результатом которого стало новое укрепление власти тушинцев. Попытка сторонников Шуйского привести Псков к крестоцелованию провалилась, и до 300 человек гостей и детей боярских, в том числе воевода Жирового-Засекин и гость Семен Порываев, покинули город. Видимо, из Пскова уехали далеко не все противники тушинского режима, но столкновения в городе прошли почти без жертв: «и стрельцов в город пусти-ша, и… дал Бог без крови разшедшеся, а чтобы их воля сотворилася, быти было крови много». Согласно традиционной интерпретации периода после событий 19 февраля 1610 г., «признание правительства Лжедмитрия II было в это время в Пскове чисто номинальным»14. Такое утверждение не подтверждается источниками.
Во-первых, в «похвальной грамоте» Лжедмитрия II Пскову имеются недвусмысленные указания на строгое соблюдение псковичами условий крестоцеловальной записи. Псков имел первостепенное значение для самозванца, и не только как оборонительный центр. Лжедмитрий II остро нуждался в деньгах, а большинство поддерживавших его уездов и городов были разорены. А.С. Мельникова доказала факт интенсивной работы Псковского денежного двора в 1608-1609 гг., выяснив, что в это время в Пскове чеканились копейки с повышенной весовой нормой — в 0,72 г. Эти полновесные копейки использовались не только для выдачи жалованья казакам и польским наемникам, поддерживавшим самозванца, но и для привлечения на свою сторону псковичей. «Для тушинского правительства, — пишет Мельникова, — Псковский денежный двор должен был стать правительственным, центральным двором»15.
Во-вторых, то, что под контролем самозванца продолжали оставаться Псков и соседние уезды, ясно из документации Сапеги. В грамоте великолукского наместника Ф. Плещеева усвятскому старосте Я.П. Сапеге от 7 мая 1610 г. говорится о посылке в Усвяты гонцов с грамотами «изо многих государевых городов», поддерживавших Лжедмитрия П. Гонцов отправили власти Пскова, Ивангорода, Яма, Себежа, Опочки, Великих Лук и Заволочья, т.е. всех городов, перешедших под власть вора еще в 1608 г. Более того, в мае 1610 г. ресурсы Лжедмитрия на Северо-Западе нарастали: 4 и 6 мая в Великие Луки прибыли «на государево имя» служилые люди из Торопца, которые обещали Салеге содействие при движении его армии на Москву. В-третьих, псковичи ожесточенно сопротивлялись попыткам московского правительства привести Псков к покорности и отбили нападение отряда В.Т. Долгорукова в июле 1610 г. Псковичи оказались верны имени «царя Дмитрия» и после убийства Лжедмитрия II11 декабря 1610 г. и год спустя присягнули новому самозванцу. Лжедмитрий III «царствовал» в Пскове с 4 декабря 1611 г. по 18 мая 1612 г.
Таким образом, гражданская война на Северо-Западе России по своему ходу и основным проявлениям отличалась от событий Смуты на юге и в центре России. Псков проявил завидное упорство, поддерживая на протяжении четырех лет самозванцев. Поддержка самозванцев не была обусловлена социально-классовыми интересами. На стороне Лжедмитриев всегда сражалось достаточно много дворян, самозванцы пользовались поддержкой средних слоев городского населения, хотя важнейшей опорой са-мозванчества стали служилые люди по прибору — казаки и стрельцы. Их преимущество состояло в том, что они были организованы и вооружены. Но вооруженными были и большинство посадских людей: до начала XVIII в. они регистрировались в расписных списках как потенциальные защитники города на случай осады. Лишь Петру I удалось разоружить гражданское население, а в XVII в. вооруженным представителям государственной власти противостояли вооруженные городские жители, что во многом объясняет специфику «бунтарного века». Способ самоорганизации посадского населения Пскова оставался традиционным: сход посажан под руководством сотенных и всегородных старост. Посадской общине противостояли стрельцы и казаки, объединенные в «круги» во главе с выборными атаманами. В таком контексте Смута предстает перед нами в большей степени как архаизация социальной жизни, нежели как борьба, ведшаяся за принципы социального равенства или как целенаправленные действия по изменению общественного строя.
Самая свежая информация продажа квартир новостройках цены здесь.