Великие Луки
Происходивший из древнего рода, многие представители которого честно служили своему Отечеству, уроженец великолукской земли воевода Григорий Леонтьевич Валуев стал широко известен в Смутное время. Именно он, вместе с дворянином Иваном Воейковым, в мае 1606 года убил Лжедмитрия Первого, застрелив его. Затем Валуев храбро сражался против «тушинцев» и поляков под знаменами князя Скопина-Шуйского, одерживал победы. Но с 1610 года воевода становится изменником, ярым сторонником «польской партии», желающей возвести на русский трон королевича Владислава. Среди преступлений, запятнавших имя Валуева в этот период, и разорение своего родного города Великие Луки. Вот как пишет об этом псковская летопись: «На Рождество Христово Григореи Волуев пришед от короля… в нощи искрадом Луки Великие высек, многое множество православных християн, и выжег».
Впрочем, не только Григорий Валуев в 1611 году грабил и жег Луки, хватало и других любителей легкой наживы. Приведем некоторые отрывки русских летописей того времени из очерка С. Г. Петрова «Убийца Лжедмитрия». «Вельский летописец»: «О Луцком взятье. Того же года зимою Григореи Валуев да полковник пан Рудницкий с русскими людьми и с черкасы Луки Великие прошел, приступом взяли и высекли, и выграбили, и выграбя, оне вошли с Лук на Невль». «О Луцком взятье. Того же года посылал из Торопца князь Семен Васильевич Прозоровский под Луки Великие на литовских людей товарища своего князя Семена Гагарина с ратными
людьми разных городов. И князь Семен Гагарин пришел под Луки Великие изгоном, и Луки Великие город взял… и Луки Великие выжгли. И русские люди с Лук Великих разошлись по городам Московского государства, а Луки Великие покинуты пусты и без остатков».
«Новый летописец» «Той же Ондрей Просовецкой пойде в Луц-кий уезд и сошелся с Григорием Волуевым под Луками Великими и Луки Великие взяша и высекаша и выжгоша».
Согласно преданию, погибшие во время разорения города великолучане были похоронены на приходском кладбище в районе нынешней улицы Пушкина, где в XIX века «на костях» была поставлена часовня Святой Екатерины (недавно восстановлена).
Кстати, никакого возмездия за свои злодеяния Григорий Валуев так и не получил. После избрания на престол царя Михаила Романова Валуев сделался его ревностным поборником, защищал русские земли от нового польского нашествия в 1619 году (от того же Владислава) и закончил свои дни воеводой в городе Астрахани.
Почти десятилетнее хозяйничанье русских и ино-
земных захватчиков в Великих Луках привели к тому, что они были полностью разорены и разрушены, а немногие уцелевшие жители их покинули. Только в 1619 году по царскому указу в город прибыли уральские казаки и под руководством воеводы Кокорева восстановили крепость. Сюда на постоянное жительство начинают отправлять «служилых людей» — стрельцов, пушкарей и пр. В 1621 году указом Михаила Романова предписывалось «бывших лучан, посацких людей сыскивать, высылати на Луки, на старые их печи-
ща, на жилье». Кроме того, в первой половине XVII века в город на Ловати переселилось немалое число беженцев из белорусских земель Польского королевства. Но это был уже новый этап в жизни города. Прежнего расцвета и богатства Великие Луки уже никогда не достигли.
В заключение стоит отметить, что трагические события Смутного времени отражены в великолукском фольклоре. Известный историк М. И. Семевский писал, что еще в XIX веке юго-западный ветер называли, в обиходе, «ветром-поляком». В память о земляке Григории Валуеве и неприятельских опустошениях города остались пословицы: «Кому от чужих, а нам от своих», и «Было большое село, да от жару в кучу свело». А А. Н. Мошин в своих «Легендах Великих Лук» приводит следующее предание:
«Если в майскую ночь под праздник Святого Духа бывает луна, то тогда можно увидеть христианские души, загубленные лихими людьми, но и услышать, как взывают они к небу о возмездии всем жестоким во все времена и века.
Для этого стоит только пойти на берег Ловати, туда, откуда видно отражение в реке креста колокольни Троице-Сергиевского монастыря, и смотреть, как искрятся и трепещут лунные блики на воде… Тогда над рекой появляются белые тени монахов и священников, и монахинь, и причта, и мирских людей — и старцев, и молодых, юных, и женщин, и детей, — загубленных в 1610 году во время богослужения в Великолукских храмах Божиих в ночь под Рождество Христово шайкой изменника Григория Валуева.
Слышаться голоса тех мучеников, как стройный, прекрасный и страшный хор… И уносятся все выше и вдаль, исчезают светлые тени, и все тише звучит их дивный хор, пока замрет в теплом летнем воздухе…»
1. Какую роковую роль сыграло Смутное время в судьбе Великих Лук?
2. Как отражены эти события в устном народном творчестве?
Велнктше свяпши
Одной из наименее известных страниц в истории нашего края является религиозная жизнь дореволюционных Великих Лук. Преследования и репрессии, которым подвергалась Православная церковь в недалеком прошлом были характерны и для здешних мест. Поэтому исследователям приходится с большим трудом находить данные об отношении к христианской православной вере, обрядах, святынях великолучан. Коснемся только некоторых из них.
Наиболее известный религиозный обычай был связан с погостом Колюбаки, что верстах в двадцати от города. Он был разрешен Синодом в 1887 году. В Колюбаках в Успенской церкви, которая была построена в начале XIX века на месте древнего монастыря, находилась местнопочитаемая икона Успенской Божьей матери. Каждый год в субботу на пятой неделе после Пасхи икону приносили из Колюбак в Великие Луки. Очевидец пишет: «Это была пышная, торжественная процессия, с иконами, хоругвями, горящими свечами и пением. Икону от самых Колюбак несли на руках до Воскресенского собора в крепости, где служился по этому случаю торжественный молебен, а затем в течение недели икону носили по городу по домам жителей. Горожане верили, что это защитит их от всяческих напастей».
Из священных реликвий, находившихся в нашем городе, три хранились в Троице-Сергиевском монастыре: частица мощей святого Сергия Радонежского (в честь которого и был возведен монастырь) в ковчеге на престоле главной церкви, серебряный крест с мощами, принадлежавший святой Ефросинье Полоцкой и образ Богоматери с надписью: «Надворотная икона Иверской Божьей Матери».
Преподобный Сергий Радонежский — великий подвижник земли русской, сыгравший большую роль в объединении русских земель вокруг Москвы и вдохновитель борьбы Руси против монголо-татарского ига. Ефросинья, дочь Полоцкого князя Георгия, жила в XII веке. Как пишет Н. М. Карамзин, будучи прелестна и благонравна, княжна с юных лет постриглась в монастырь, где, не жалея сил, многие годы переписывала священные книги. По преданию, отправляясь в паломничество к святым местам в Палестину, она побывала в Луках, где и оставила жителям свой крест.
В Великолукском Воскресенском соборе находились две иконы XVII века: Владимирской Божьей Матери и «государских ангелов» (с изображением Иоанна Крестителя и Апостола Петра). По данным историков, собор был заложен юношей — царем Петром I и образа были присланы из Москвы «государями и великими князьями Петром и Иоанном: на распространение и улучшение города, дважды разоренного вконец поляками».
И, наконец, великолучане немало гордились тем, что среди лиц, канонизированных Русской Православной Церковью, был и уроженец Великих Лук — Преподобный Мартирий Великолукский (Зеленецкий). Родился Святой Мартирий (по мирскому имени Мина) в Великих Луках в первой половине XVI века в благочестивой и зажиточной семье. Мальчик рано остался сиротой и воспитывался священником городского Благовещенского собора Борисом (в иночестве Боголепом). Когда же учитель Мины был назначен настоятелем Великолукского Трои-це-Сергиевского монастыря, юноша не захотел больше оставаться в миру. Раздав нищим свое имущество, он постригся в монахи с именем Мартирия.
Семь лет Мартирий прожил в Троице-Сергиевском монастыре, проводя время в трудах и молитвах. По указанию свыше отправился в Смоленск, а затем в Тихвинский Успенский монастырь. Из Тихвина он, стремясь к одиночеству и безвестию, переселился в Зеленец-кую пустынь, где постепенно возник Зеленецкий Троицкий монастырь, первым настоятелем которого стал преподобный Мартирий.
Скончался святой в 1603 году, в глубокой старости. Память его празднуется верующими два раза: 14 марта и 24 ноября.
1. Что такое «святыни» или «реликвии»? Какие из них хранились в Великих Луках?
Золотые луки на красном фоне
«Мой город, твой герб, золотые три лука горят в восходящих лучах», — эти строки великолукского поэта широко известны. Уже более двухсот лет официальной эмблемой Великих Лук являются три золотых лука на красном фоне. История герба нашего города следующая.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32