Поиск по сайту

Великие Луки

Происходивший из древнего рода, многие представители кото­рого честно служили своему Отечеству, уроженец великолукской земли воевода Григорий Леонтьевич Валуев стал широко известен в Смутное время. Именно он, вместе с дворянином Иваном Воей­ковым, в мае 1606 года убил Лжедмитрия Первого, застрелив его. Затем Валуев храбро сражался против «тушинцев» и поляков под знаменами князя Скопина-Шуйского, одерживал победы. Но с 1610 года воевода становится изменником, ярым сторонником «польской партии», желающей возвести на русский трон короле­вича Владислава. Среди преступлений, запятнавших имя Валуева в этот период, и разорение своего родного города Великие Луки. Вот как пишет об этом псковская летопись: «На Рождество Христово Григореи Волуев пришед от короля… в нощи искрадом Луки Вели­кие высек, многое множество православных християн, и выжег».
Впрочем, не только Григорий Валуев в 1611 году грабил и жег Луки, хватало и других любителей легкой наживы. Приведем неко­торые отрывки русских летописей того времени из очерка С. Г. Петрова «Убийца Лжедмитрия». «Вельский летописец»: «О Луцком взятье. Того же года зимою Григореи Валуев да полковник пан Руд­ницкий с русскими людьми и с черкасы Луки Великие прошел, приступом взяли и высекли, и выграбили, и выграбя, оне вошли с Лук на Невль». «О Луцком взятье. Того же года посылал из Торопца князь Семен Васильевич Прозоровский под Луки Великие на ли­товских людей товарища своего князя Семена Гагарина с ратными
людьми разных городов. И князь Семен Гагарин пришел под Луки Великие изгоном, и Луки Великие город взял… и Луки Великие выжгли. И русские люди с Лук Великих разошлись по городам Московского государства, а Луки Великие покинуты пусты и без остатков».
«Новый летописец» «Той же Ондрей Просовецкой пойде в Луц-кий уезд и сошелся с Григорием Волуевым под Луками Великими и Луки Великие взяша и высекаша и выжгоша».
Согласно преданию, по­гибшие во время разорения города великолучане были похоронены на приходском кладбище в районе нынеш­ней улицы Пушкина, где в XIX века «на костях» была поставлена часовня Святой Екатерины (недавно восста­новлена).
Кстати, никакого возмез­дия за свои злодеяния Григо­рий Валуев так и не получил. После избрания на престол царя Михаила Романова Ва­луев сделался его ревност­ным поборником, защищал русские земли от нового польского нашествия в 1619 году (от того же Владислава) и закончил свои дни воево­дой в городе Астрахани.
Почти десятилетнее хо­зяйничанье русских и ино-
земных захватчиков в Великих Луках привели к тому, что они бы­ли полностью разорены и разрушены, а немногие уцелевшие жите­ли их покинули. Только в 1619 году по царскому указу в город при­были уральские казаки и под руководством воеводы Кокорева вос­становили крепость. Сюда на постоянное жительство начинают отправлять «служилых людей» — стрельцов, пушкарей и пр. В 1621 году указом Михаила Романова предписывалось «бывших лучан, посацких людей сыскивать, высылати на Луки, на старые их печи-
ща, на жилье». Кроме того, в первой половине XVII века в город на Ловати переселилось немалое число беженцев из белорусских зе­мель Польского королевства. Но это был уже новый этап в жизни города. Прежнего расцвета и богатства Великие Луки уже никогда не достигли.
В заключение стоит отметить, что трагические события Смут­ного времени отражены в великолукском фольклоре. Известный историк М. И. Семевский писал, что еще в XIX веке юго-западный ветер называли, в обиходе, «ветром-поляком». В память о земляке Григории Валуеве и неприятельских опустошениях города оста­лись пословицы: «Кому от чужих, а нам от своих», и «Было боль­шое село, да от жару в кучу свело». А А. Н. Мошин в своих «Леген­дах Великих Лук» приводит следующее предание:
«Если в майскую ночь под праздник Святого Духа бывает луна, то тогда можно увидеть христианские души, загубленные лихими людьми, но и услышать, как взывают они к небу о возмездии всем жестоким во все времена и века.
Для этого стоит только пойти на берег Ловати, туда, откуда вид­но отражение в реке креста колокольни Троице-Сергиевского мо­настыря, и смотреть, как искрятся и трепещут лунные блики на воде… Тогда над рекой появляются белые тени монахов и священ­ников, и монахинь, и причта, и мирских людей — и старцев, и мо­лодых, юных, и женщин, и детей, — загубленных в 1610 году во вре­мя богослужения в Великолукских храмах Божиих в ночь под Рож­дество Христово шайкой изменника Григория Валуева.
Слышаться голоса тех мучеников, как стройный, прекрасный и страшный хор… И уносятся все выше и вдаль, исчезают светлые те­ни, и все тише звучит их дивный хор, пока замрет в теплом летнем воздухе…»
1. Какую роковую роль сыграло Смутное время в судьбе Великих Лук?
2. Как отражены эти события в устном народном творчестве?
Велнктше свяпши
Одной из наименее известных страниц в истории нашего края является религиозная жизнь дореволюционных Великих Лук. Преследования и репрессии, которым подвергалась Православная церковь в недалеком прошлом были характерны и для здешних мест. Поэтому исследователям приходится с большим трудом на­ходить данные об отношении к христианской православной вере, обрядах, святынях великолучан. Коснемся только некоторых из них.
Наиболее известный религиозный обычай был связан с погос­том Колюбаки, что верстах в двадцати от города. Он был разрешен Синодом в 1887 году. В Колюбаках в Успенской церкви, которая была построена в начале XIX века на месте древнего монастыря, находилась местнопочитаемая икона Успенской Божьей матери. Каждый год в субботу на пятой неделе после Пасхи икону прино­сили из Колюбак в Великие Луки. Очевидец пишет: «Это была пышная, торжественная процессия, с иконами, хоругвями, горя­щими свечами и пением. Икону от самых Колюбак несли на руках до Воскресенского собора в крепости, где служился по этому слу­чаю торжественный молебен, а затем в течение недели икону носи­ли по городу по домам жителей. Горожане верили, что это защитит их от всяческих напастей».
Из священных реликвий, находившихся в нашем городе, три хранились в Троице-Сергиевском монастыре: частица мощей свя­того Сергия Радонежского (в честь которого и был возведен монас­тырь) в ковчеге на престоле главной церкви, серебряный крест с мощами, принадлежавший святой Ефросинье Полоцкой и образ Богоматери с надписью: «Надворотная икона Иверской Божьей Матери».
Преподобный Сергий Радонежский — великий подвижник зем­ли русской, сыгравший большую роль в объединении русских зе­мель вокруг Москвы и вдохновитель борьбы Руси против монголо-татарского ига. Ефросинья, дочь Полоцкого князя Георгия, жила в XII веке. Как пишет Н. М. Карамзин, будучи прелестна и благо­нравна, княжна с юных лет постриглась в монастырь, где, не жалея сил, многие годы переписывала священные книги. По преданию, отправляясь в паломничество к святым местам в Палестину, она побывала в Луках, где и оставила жителям свой крест.
В Великолукском Воскресенском соборе находились две иконы XVII века: Владимирской Божьей Матери и «государских ангелов» (с изображением Иоанна Крестителя и Апостола Петра). По дан­ным историков, собор был заложен юношей — царем Петром I и об­раза были присланы из Москвы «государями и великими князьями Петром и Иоанном: на распространение и улучшение города, дважды разоренного вконец поляками».
И, наконец, великолучане не­мало гордились тем, что среди лиц, канонизированных Русской Православной Церковью, был и уроженец Великих Лук — Препо­добный Мартирий Великолук­ский (Зеленецкий). Родился Свя­той Мартирий (по мирскому име­ни Мина) в Великих Луках в пер­вой половине XVI века в благочес­тивой и зажиточной семье. Маль­чик рано остался сиротой и воспи­тывался священником городского Благовещенского собора Борисом (в иночестве Боголепом). Когда же учитель Мины был назначен настоятелем Великолукского Трои-це-Сергиевского монастыря, юноша не захотел больше оста­ваться в миру. Раздав нищим свое имущество, он постригся в мона­хи с именем Мартирия.
Семь лет Мартирий прожил в Троице-Сергиевском монастыре, проводя время в трудах и молитвах. По указанию свыше отправился в Смоленск, а затем в Тихвинский Успенский монастырь. Из Тихви­на он, стремясь к одиночеству и безвестию, переселился в Зеленец-кую пустынь, где постепенно возник Зеленецкий Троицкий монас­тырь, первым настоятелем которого стал преподобный Мартирий.
Скончался святой в 1603 году, в глубокой старости. Память его празднуется верующими два раза: 14 марта и 24 ноября.
1. Что такое «святыни» или «реликвии»? Какие из них хранились в Вели­ких Луках?
Золотые луки на красном фоне
«Мой город, твой герб, золотые три лука горят в восходящих лучах», — эти строки великолукского поэта широко известны. Уже более двухсот лет официальной эмблемой Великих Лук являются три золотых лука на красном фоне. История герба нашего города следующая.

Гипсовые пазогребневые плиты пгп пустотелые.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Состоялась конференция, посвященная Великой Отечественной войне
  • Городские поселения: возникновение, функции, внешний облик
  • Современные политические силы Псковской области
  • Антропогенный фактор и проблема устойчивости ландшафтов.
  • Интересное