Поиск по сайту

Великие Луки

Происходивший из древнего рода, многие представители кото­рого честно служили своему Отечеству, уроженец великолукской земли воевода Григорий Леонтьевич Валуев стал широко известен в Смутное время. Именно он, вместе с дворянином Иваном Воей­ковым, в мае 1606 года убил Лжедмитрия Первого, застрелив его. Затем Валуев храбро сражался против «тушинцев» и поляков под знаменами князя Скопина-Шуйского, одерживал победы. Но с 1610 года воевода становится изменником, ярым сторонником «польской партии», желающей возвести на русский трон короле­вича Владислава. Среди преступлений, запятнавших имя Валуева в этот период, и разорение своего родного города Великие Луки. Вот как пишет об этом псковская летопись: «На Рождество Христово Григореи Волуев пришед от короля… в нощи искрадом Луки Вели­кие высек, многое множество православных християн, и выжег».
Впрочем, не только Григорий Валуев в 1611 году грабил и жег Луки, хватало и других любителей легкой наживы. Приведем неко­торые отрывки русских летописей того времени из очерка С. Г. Петрова «Убийца Лжедмитрия». «Вельский летописец»: «О Луцком взятье. Того же года зимою Григореи Валуев да полковник пан Руд­ницкий с русскими людьми и с черкасы Луки Великие прошел, приступом взяли и высекли, и выграбили, и выграбя, оне вошли с Лук на Невль». «О Луцком взятье. Того же года посылал из Торопца князь Семен Васильевич Прозоровский под Луки Великие на ли­товских людей товарища своего князя Семена Гагарина с ратными
людьми разных городов. И князь Семен Гагарин пришел под Луки Великие изгоном, и Луки Великие город взял… и Луки Великие выжгли. И русские люди с Лук Великих разошлись по городам Московского государства, а Луки Великие покинуты пусты и без остатков».
«Новый летописец» «Той же Ондрей Просовецкой пойде в Луц-кий уезд и сошелся с Григорием Волуевым под Луками Великими и Луки Великие взяша и высекаша и выжгоша».
Согласно преданию, по­гибшие во время разорения города великолучане были похоронены на приходском кладбище в районе нынеш­ней улицы Пушкина, где в XIX века «на костях» была поставлена часовня Святой Екатерины (недавно восста­новлена).
Кстати, никакого возмез­дия за свои злодеяния Григо­рий Валуев так и не получил. После избрания на престол царя Михаила Романова Ва­луев сделался его ревност­ным поборником, защищал русские земли от нового польского нашествия в 1619 году (от того же Владислава) и закончил свои дни воево­дой в городе Астрахани.
Почти десятилетнее хо­зяйничанье русских и ино-
земных захватчиков в Великих Луках привели к тому, что они бы­ли полностью разорены и разрушены, а немногие уцелевшие жите­ли их покинули. Только в 1619 году по царскому указу в город при­были уральские казаки и под руководством воеводы Кокорева вос­становили крепость. Сюда на постоянное жительство начинают отправлять «служилых людей» — стрельцов, пушкарей и пр. В 1621 году указом Михаила Романова предписывалось «бывших лучан, посацких людей сыскивать, высылати на Луки, на старые их печи-
ща, на жилье». Кроме того, в первой половине XVII века в город на Ловати переселилось немалое число беженцев из белорусских зе­мель Польского королевства. Но это был уже новый этап в жизни города. Прежнего расцвета и богатства Великие Луки уже никогда не достигли.
В заключение стоит отметить, что трагические события Смут­ного времени отражены в великолукском фольклоре. Известный историк М. И. Семевский писал, что еще в XIX веке юго-западный ветер называли, в обиходе, «ветром-поляком». В память о земляке Григории Валуеве и неприятельских опустошениях города оста­лись пословицы: «Кому от чужих, а нам от своих», и «Было боль­шое село, да от жару в кучу свело». А А. Н. Мошин в своих «Леген­дах Великих Лук» приводит следующее предание:
«Если в майскую ночь под праздник Святого Духа бывает луна, то тогда можно увидеть христианские души, загубленные лихими людьми, но и услышать, как взывают они к небу о возмездии всем жестоким во все времена и века.
Для этого стоит только пойти на берег Ловати, туда, откуда вид­но отражение в реке креста колокольни Троице-Сергиевского мо­настыря, и смотреть, как искрятся и трепещут лунные блики на воде… Тогда над рекой появляются белые тени монахов и священ­ников, и монахинь, и причта, и мирских людей — и старцев, и мо­лодых, юных, и женщин, и детей, — загубленных в 1610 году во вре­мя богослужения в Великолукских храмах Божиих в ночь под Рож­дество Христово шайкой изменника Григория Валуева.
Слышаться голоса тех мучеников, как стройный, прекрасный и страшный хор… И уносятся все выше и вдаль, исчезают светлые те­ни, и все тише звучит их дивный хор, пока замрет в теплом летнем воздухе…»
1. Какую роковую роль сыграло Смутное время в судьбе Великих Лук?
2. Как отражены эти события в устном народном творчестве?
Велнктше свяпши
Одной из наименее известных страниц в истории нашего края является религиозная жизнь дореволюционных Великих Лук. Преследования и репрессии, которым подвергалась Православная церковь в недалеком прошлом были характерны и для здешних мест. Поэтому исследователям приходится с большим трудом на­ходить данные об отношении к христианской православной вере, обрядах, святынях великолучан. Коснемся только некоторых из них.
Наиболее известный религиозный обычай был связан с погос­том Колюбаки, что верстах в двадцати от города. Он был разрешен Синодом в 1887 году. В Колюбаках в Успенской церкви, которая была построена в начале XIX века на месте древнего монастыря, находилась местнопочитаемая икона Успенской Божьей матери. Каждый год в субботу на пятой неделе после Пасхи икону прино­сили из Колюбак в Великие Луки. Очевидец пишет: «Это была пышная, торжественная процессия, с иконами, хоругвями, горя­щими свечами и пением. Икону от самых Колюбак несли на руках до Воскресенского собора в крепости, где служился по этому слу­чаю торжественный молебен, а затем в течение недели икону носи­ли по городу по домам жителей. Горожане верили, что это защитит их от всяческих напастей».
Из священных реликвий, находившихся в нашем городе, три хранились в Троице-Сергиевском монастыре: частица мощей свя­того Сергия Радонежского (в честь которого и был возведен монас­тырь) в ковчеге на престоле главной церкви, серебряный крест с мощами, принадлежавший святой Ефросинье Полоцкой и образ Богоматери с надписью: «Надворотная икона Иверской Божьей Матери».
Преподобный Сергий Радонежский — великий подвижник зем­ли русской, сыгравший большую роль в объединении русских зе­мель вокруг Москвы и вдохновитель борьбы Руси против монголо-татарского ига. Ефросинья, дочь Полоцкого князя Георгия, жила в XII веке. Как пишет Н. М. Карамзин, будучи прелестна и благо­нравна, княжна с юных лет постриглась в монастырь, где, не жалея сил, многие годы переписывала священные книги. По преданию, отправляясь в паломничество к святым местам в Палестину, она побывала в Луках, где и оставила жителям свой крест.
В Великолукском Воскресенском соборе находились две иконы XVII века: Владимирской Божьей Матери и «государских ангелов» (с изображением Иоанна Крестителя и Апостола Петра). По дан­ным историков, собор был заложен юношей — царем Петром I и об­раза были присланы из Москвы «государями и великими князьями Петром и Иоанном: на распространение и улучшение города, дважды разоренного вконец поляками».
И, наконец, великолучане не­мало гордились тем, что среди лиц, канонизированных Русской Православной Церковью, был и уроженец Великих Лук — Препо­добный Мартирий Великолук­ский (Зеленецкий). Родился Свя­той Мартирий (по мирскому име­ни Мина) в Великих Луках в пер­вой половине XVI века в благочес­тивой и зажиточной семье. Маль­чик рано остался сиротой и воспи­тывался священником городского Благовещенского собора Борисом (в иночестве Боголепом). Когда же учитель Мины был назначен настоятелем Великолукского Трои-це-Сергиевского монастыря, юноша не захотел больше оста­ваться в миру. Раздав нищим свое имущество, он постригся в мона­хи с именем Мартирия.
Семь лет Мартирий прожил в Троице-Сергиевском монастыре, проводя время в трудах и молитвах. По указанию свыше отправился в Смоленск, а затем в Тихвинский Успенский монастырь. Из Тихви­на он, стремясь к одиночеству и безвестию, переселился в Зеленец-кую пустынь, где постепенно возник Зеленецкий Троицкий монас­тырь, первым настоятелем которого стал преподобный Мартирий.
Скончался святой в 1603 году, в глубокой старости. Память его празднуется верующими два раза: 14 марта и 24 ноября.
1. Что такое «святыни» или «реликвии»? Какие из них хранились в Вели­ких Луках?
Золотые луки на красном фоне
«Мой город, твой герб, золотые три лука горят в восходящих лучах», — эти строки великолукского поэта широко известны. Уже более двухсот лет официальной эмблемой Великих Лук являются три золотых лука на красном фоне. История герба нашего города следующая.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Состоялась конференция, посвященная Великой Отечественной войне
  • Городские поселения: возникновение, функции, внешний облик
  • Современные политические силы Псковской области
  • Антропогенный фактор и проблема устойчивости ландшафтов.
  • Интересное