Великие Луки
Эта фраза из Новгородской летописи известна многим ве-ликолучанам «На зиму приде Ростислав из Киева на Луки и позва новгородцев на поряд» (для заключения договора). Ведь это событие, отмеченное под 1166 годом, является первым упоминанием нашего города в летописи и условно считается датой его основания (хотя, разумеется, Луки существовали и раньше). Кто же такой был князь Ростислав, чей приезд дал начало великолукской истории?
Середина XII века — время начала феодальной раздробленности на Руси, когда полтора десятка русских княжеств, равных и подобных западноевропейским королевствам, вышли из подчинения Киеву и начали жить самостоятельной жизнью. Раньше всех обособился Новгород. Период этот характеризуется сложными и противоречивыми процессами, как положительными, так и отрицательными. Например, бурным расцветом хозяйства и культуры, с одной стороны, и ослаблением обороноспособности страны и постоянными усобицами (войнами князей друг с другом) — с другой.
Киев в этих условиях превратился из столицы Руси в столицу одного из княжеств. Он продолжал оставаться культурным и церковным центром, сохранял величественность и историческую славу, но не управлял более русскими землями, и власть над ними Великого киевского князя безвозвратно ушла в прошлое.
О князе Ростиславе (в крещении Михаиле) Мстиславиче, внуке знаменитого Владимира Мономаха, известно немного. Дата его рождения неизвестна От своего отца, киевского князя Мстислава Великого, Ростислав получил в княжение город Смоленск, с которым связаны многие годы его жизни. Историк Н. М. Карамзин отмечает, что Ростислав немало сделал для того, чтобы Смоленская земля стала богатой, сильной и процветающей. Смоленское княжество в XII веке действительно достигло большого могущества, одних городов в нем было более 50. Смоляне любили своего князя, что подтверждают летописные источники.
Ростислав дважды занимал киевский престол. Первый раз в 1154—55 годах (после чего был изгнан черниговским князем) и второй в 1159—1167 гг. до самой своей смерти). Когда это происхо-
Кто вы, князь Ростислав?
дило, «все люди возрадовались», — писал летописец. Не обладая большими полководческими дарованиями и личной храбростью, Ростислав остался в истории как твердый, честный и прямой человек, защитник права и обычаев. Он сам был почтителен к старшим и требовал этого от младших. Как князь, вел примирительную политику резко выступал против усобиц, от которых очень страдала Русская земля. Ростислав пользовался большим уважением многих князей и простого люда, часто выступал арбитром в межкняжеских спорах и конфликтах, решая их по справедливости. Отличался князь и щедростью. В летопись попал такой эпизод: когда умер князь Вячеслав, дядя Ростислава, последний разделил все имущество и богатство, доставшееся по наследству, между приютами, церквами, монастырями, тюрьмами и нищими, оставив себе на память один только крест.
«Этот князь любил мир, тишину Отечества, справедливость и боялся запятнать себя кровью россиян», — писал Карамзин. Очень заботился Ростислав и о судьбах своих детей: Романа, Рюрика, Давида, Святослава и Мстислава. Именно из-за проблем сына Святослава, не раз изгонявшегося буйными новгородцами, которые добивались полной политической независимости от Киева и ограничения княжеской власти, Ростислав Мстиславич и прибыл в 1166 году в наш город. Тяжело заболев по дороге в Новгород, великий князь остановился в Луках и пригласил туда новгородцев и сына. Переговоры прошли успешно. Новгородцы поднесли богатые дары и присягнули на кресте навечно быть верными князю Святославу. «Не искать им иного князя, кроме сына его Святослава, но смертию разлучиться с ним» — записано в летописи. Правда, эта клятва не помешала новгородцам очень скоро снова выгнать Святослава из Новгорода, но Ростислав этого уже не узнал. Чувствуя приближение смерти, великий князь захотел умереть в Киеве и поспешил обратно, но не доехав, скончался в селе Зарубе, по свидетельству летописца «хорошо и спокойно».
Таким был князь Ростислав Мстиславович. Его потомки из династии Ростиславичей также оставили яркий след в русской истории. Среди них особенно следует отметить сына Ростислава — Мстислава Храброго, внука — Мстислава Малого и праправнука (по матери) — прославленного Александра Невского.
1. Зачем князь Ростислав приезжал в Великие Луки?
2. Каким должен был быть наш город в XII веке, чтобы в нем мог остановиться великий князь Киевский?
Оплечье Новгорода
«Называли его новгородцы оплечьем», — писал великолукский поэт о нашем городе. Оплечье — часть воинского доспеха, укрепленное на плече или вшитого в одежду, обычно делалось наиболее прочным. Ведь при ударе мечом сверху, оружие обычно соскальзывало с шелома (шлема) и бармицы (кольчужной сетки, закрывавшей шею), и вся сила удара приходилась по плечу воина. Роль оплечья и играл город Луки, прикрывая в XII—XV веках земли Великого Новгорода от нападения врагов. Как свидетельствуют источники, уже в 1167 году наш город стал жертвой феодальных усобиц и был сожжен владимирским, смоленским и полоцкими князьями. Но главным противником новгородских земель на протяжении веков была, конечно, Литва, в связи с чем в Новгородской летописи старшего извода под 1198 годом и было записано: «Изяслав бяше (был) посажен на Луках княжити и от Литвы оплечье Новгороду…»
Впервые о литовских племенах упоминается в западных хрониках в начале XI века. Жили они в небольшом районе между реками Нерис, Вилия и Неман (само слово Литва, как считают историки, произошло от названия речки Летаука). У литовцев господствовал первобытно-общинный строй, который, правда, начинал разлагаться. Постепенно эти племена (латыгола, земигола, жмудь и другие) расселяются на новые территории. Выросшие в суровых условиях, воинственные и сильные литовцы начинают совершать набеги на русские земли.
Первое упоминание о нападении Литвы на Луки встречается в летописи под тем же 1198 годом. Литовцы «пожгоша хоромы, а лу-чане устерегоша и избыша (спаслись) в городе». Эту скупую летописную запись дополняет сказание, опубликованное А. Н. Моши-ным в своей знаменитой книге «Легенды Великих Лук».
«Когда умер князь Изяслав, посланный в Луки специально «блюсти Новгород от Литвы», литовцам эта весть придала смелости и они осадили город. При их приближении окрестные жители спешили укрыться за крепкими городскими стенами, сгоняли сюда и скот, и свозили имущество, какое успевали захватить, но кое-что все-таки доставалось литовцам и много хором они пожгли. Ночью распространился среди них слух, что вести о смерти князя
Изяслава были вымышлены и что он жив и утром сделает вылазку. Литовцы послушно снялись, прекратили осаду и ушли от Лук».
Только за последнее десятилетие XII века наш город трижды подвергался нападению литовцев. В следующем веке вторжения их на русские земли продолжаются и становятся постоянными.
Лучане не только отбивают натиск врага, не раз с новгородцами и псковичами они совершают походы на Литву, разоряя их земли и уводя с собой многочисленных пленных.
Что из себя представляли великолукские укрепления в период вхождения города в состав Новгородской земли, сохранившиеся источники не сообщают. Правда, под 1211 годом в летописи отмечается, что в Луки прибыл посадник Дмитрий Якунич с новгородцами, чтобы строить укрепления, но подробностей этого события нет. Однако, если знать, как выглядели древнерусские города, то можно с уверенностью сказать, что в центре Лук находилась крепость (обычно называемая городом, реже детинцем или кремлем). Известный историк XIX века М. И. Семевский, возможно пользуясь не дошедшими до нас данными, писал, что состояла крепость
в те далекие времена из частокола или дубового тына, все бревна которого были крепко соединены между собой. В XIV или XV веке на месте частокола были выстроены деревянные стены с двухъярусными башнями и тыном, наклонно вбитым в землю во рву. Кстати, старейший великолукский краевед А. П. Лопырёв считает, что и остров Дятлинка был создан искусственно в конце XII или начала XIII века для повышения обороноспособности крепости, т.к. широкий и пологий мыс у самых стен давал преимущества осаждающим, а прорытая через него водная преграда затрудняла их задачу.
Вокруг крепости находилось неукрепленное поселение горожан — посад, в котором жили купцы и ремесленники. Впрочем, поданным того же Семевского, посад был обнесен высоким земляным валом и на всем протяжении его гребня был установлен высокий и толстый частокол — острог, а по углам и у выездов высились деревянные башни с бойницами.
Оформить кремацию. Стоимость услуги кремации gos-ritual.ru/kremacziya.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32