Поиск по сайту

Великие Луки

Тем не менее, новая власть со своими обязанностями в целом справлялась. И помогал ей в этом необычайный энтузиазм народа, в первую очередь молодежи, что хорошо прослеживается при чте­нии великолукских газет. В городе постоянно проходят такие ме­роприятия, как «Неделя транспорта», «Неделя красноармейца», «Неделя Победы», «Неделя борьбы с беспризорностью», «Неделя молодежи», организовывается множество субботников и воскрес­ников, устраиваются митинги. В «Великолукскую правду» направ­ляется много писем и заметок.
Современник, вспоминая о тех тяжелых временах, пишет: «Ежедневно возникали сотни почти неразрешимых проблем, от
решения которых зависела жизнь многих людей. И среди них, по­минутно сваливавшихся на плечи молодой Советской республики, важнейшей из самых важных, была защита революции. И ради этого ни одно требование не было тогда чрезмерным, и ни одна ак­ция не считалась излишне жестокой. От каждого тогда требовалась отдача всего, что он способен был отдать. Умри, но долг свой вы­полни! Дрогнешь, сбежишь — к стенке! Вот это железное время и называлось тогда «военным коммунизмом». В результате такого беспримерного напряжения народных сил страна Советов была спасена, но слез и крови было пролито великое множество».
1. Какие трудности переживал наш город в годы гражданской войны?
2. В чем выражалась политика «военного коммунизма»?
Пзмямки Ильичу в тем городе
К Владимиру Ильичу Ленину в нашей стране сейчас относятся по-разному. А ведь еще совсем недавно обожествление образа вож­дя мирового пролетариата происходило на государственном уров­не. И поныне во многих городах нашей страны стоят памятники Ильичу. Есть они и в Великих Луках. Ознакомимся с их историей.
Самый первый был установлен при следующих обстоятель­ствах. Когда умер В. И. Ленин, на его похоронах присутствовала и великолукская делегация. После возвращения домой члены деле­гации на собраниях и митингах рассказывали о жизни и деятель­ности вождя. Рабочие и крестьяне предложили увековечить память В. И. Ленина, установив ему монумент в Великих Луках.
В конце января 1924 года на заседании уездного исполкома Со­вета рабочих и крестьянских депутатов было принято решение о сооружении на средства трудящихся города и уезда памятника вождю. Для сбора средств была создана специальная комиссия. Многие великолучане сдавали личные сбережения, крестьяне да­рили хлеб, учащиеся организовывали платные спектакли. К концу февраля на счете в сберкассе было уже 346 тысяч 320 рублей. Одна­ко, вскоре возникли сложности. Дело в том, что Великие Луки бы­ли не единственными в своем стремлении увековечить память вождя. Движение развернулось по всей губернии. 12 февраля 1924 года была создана губернская комиссия по созданию памятника во Пскове. Все средства, собранные в уездах, в том числе и в Велико­лукском, должны были поступить в эту комиссию.
Исходя из этого, Великолукский исполком принимает следую­щее решение: «Считаясь с количеством пролетарского населения города и идя навстречу желаниям трудящихся, соорудить памят­ник вождю мирового пролетариата товарищу Ленину в городе Ве­ликие Луки».
Автором проекта и модели памятника был скульптор М. Г. Ма-низер. Отливался памятник из бронзы в Главных Великолукских железнодорожных мастерских. Серый гранит для пьедестала при­везли из Петергофа. Работы по сооружению памятника были вы­полнены Ленинградской артелью каменщиков-печников из семи человек. Установили его в сквере, напротив Дома Союзов (на этом месте сейчас сквер возле музыкальной школы и сельскохозяй­ственной академии).
Первый памятник В, И, Ленину в Великих Луках
7 ноября 1928 года памятник Ильичу при большом стечении на­рода был торжественно открыт. Простоял он до Великой Отечест­венной войны. Дальнейшая его судьба необычна. В годы оккупа­ции немцы вывезли памятник в Германию на переплавку. Но рабо­чие-антифашисты и советские военнопленные в городе Айслебе-не, с риском для жизни, спасли статую Ленина, закопав ее в землю и устроив над ней свалку металлолома. А когда Германия была ос­вобождена от фашизма, памятник из Великих Лук, в июле 1945 го­да, был установлен в Айслебене, где и находился многие годы. Сей­час он хранится в музее истории Германии в г. Берлине.
После освобождения нашего города одно из первых заседаний горсовета было посвящено восстановлению памятника Ленину. Однако, в связи с послевоенными трудностями, только в 1954 году памятник был заказан и изготовлен на Мытищенском заводе худо­жественного литья по проекту скульптора Яцино. Встал вопрос, где его установить. Предприятия и общественные организации же­лезнодорожного узла обратились к городским властям с просьбой установить памятник на Привокзальной площади. В мае 1954 года горисполком дал на это согласие и спустя несколько месяцев па­мятник Владимиру Ильичу был открыт. В 1966 году он был ре кон-
струирован коллективом великолукских художественных мастер­ских.
К 100-летию со дня рождения, 22 апреля 1970 года, был открыт бронзовый памятник Ленину возле главной проходной старейше­го предприятия Великих Лук — локомотиворемонтного завода имени 50-летия СССР. Он также изготовлен на Мытищенском за­воде. ЛРЗ подарил своим подшефным — железнодорожной школе № 70, скульптуру «Владимир Ульянов — гимназист». В связи с зак­рытием школы памятник сейчас временно снят.
В середине 70-х годов на заводе электротехнического фарфора появилось еще два памятника Ленину. Их изготовила скульптур­ная группа этого предприятия.
И, наконец, еще памятник — маленькая статуя «Володя Ульянов в детстве» находился на территории детского сада-яслей, что возле площади Калинина. В настоящее время он тоже исчез.
1. Когда был установлен в нашем городе первый памятник В. И. Ленину? Какова его судьба?
2. Сколько в Великих Луках памятников Ильичу?
Отит
Территория, примыкавшая к двум крупнейшим предприятиям дореволюционного времени: кирпичному заводу и Главным желез­нодорожным мастерским (ныне локомотиворемонтный завод), на­чала обживаться очень рано, но в состав города вошла только в 1926 году. До этого городская черта заканчивалась в районе ны­нешней улицы Зверева. Теперь же граница города в этом месте отодвигалась до д. Собакино (на месте нынешнего стадиона «Экспресс»). Перед деревней протекала речка Ситовка, она же Теплая канава. Свое не очень лестное прозвище речушка получила из-за заводской бани, постоянно сливавшей в нее использованную воду. На горке, где сейчас мемориал ЛРЗ, располагалась железно­дорожная поликлиника, а внизу, за Ситовкой в 1927 году построи­ли двухэтажный, но с одноэтажным кинозалом рабочий клуб (в пе­рестроенном виде ДК имени Ленина). Рядом с ним, в скверике, была танцплощадка, а возле самых железнодорожных путей — сто­ловая для рабочих.
Вдоль железнодорожных мастерских (с 1 октября 1929 года пе­реименованных в паровозовагоноремонтный завод), обнесенных
прочным сплошным забором, тянулись невзрачные строения, не­большая башня над артезианской скважиной, ледник… Более вну­шительно выглядели два одноэтажных дома, построенных еще до революции для заводского начальства. В видоизмененной форме они сохранились. Рядом с одним из домов находился небольшой, но очень уютный и тенистый сад, где любили играть местные ребя­тишки и молодежь. ТЭЦ (тепловая электроцентраль ПВРЗ) построили только в 1936 году, до этого на ее месте находился дро­вяной склад. Улица, примыкающая к заводу, называлась Красный поселок.
Другая улица рядом с ней — Ориглодово (по-местному Олигоро-дово) — теперь Матвея Кузьмина. В самом ее начале стоял кирпич­ный завод. На сохранившейся довоенной фотографии он выглядит почти так же, как и в наше время и отличается только наличием вы­соченной кирпичной трубы.
Завод был обнесен дощатым забором, за которым в деревянных шатрах стояли обжигальные печи. Сырой кирпич для просушки расставляли во дворе на многоярусных открытых стеллажах, при­крытых сверху драночной крышей. Вездесущие мальчишки частень­ко проникали на территорию завода и похищали 1—2 сырых кирпи­ча для своих нехитрых поделок. Просушенный на воздухе, кирпич на вагонетках доставлялся в печи. После обжига и остывания снова вручную отвозился в место хранения.
Напротив завода на левой стороне улицы стояли два так называ­емых «брусляевских дома». До революции они принадлежали до­мовладельцу инженеру-немцу М. И. Бреслауеру (переименованно­му горожанами в Брусляева). Имея ряд домов в районе железнодо­рожного узла, Бреслауер сдавал их в наем жильцам. Впрочем, в опи­сываемое время дома давно уже принадлежали не частникам, а ЖАКТу (жилищному арендному коллективному товариществу). Брусляевские дома были двухэтажные, сделаны из соснрвых бревен, обшитые тесом и крытые черепицей. К ним примыкал запущенный фруктовый сад, под окнами домов — палисадники с цветами.

Отзывы о carprice на www.spr.ru от клиентов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Состоялась конференция, посвященная Великой Отечественной войне
  • Современные политические силы Псковской области
  • Городские поселения: возникновение, функции, внешний облик
  • Загрязнение поверхностных вод
  • Интересное