Поиск по сайту
Ковры в Алматы далее

Великие Луки

Проходил ли «путь из варяг в греки» через Великие Луки? У ис­ториков нет единого мнения на этот счет, так как неизвестно, где он шел между Днепром и Ловатью. Наиболее вероятна версия, по которой этот великий торговый путь иногда проходил через наш город, а иногда нет. Все зависело от уровня воды в реке. Если уро­вень был высокий, то суда плыли через Луки до волока в районе поселка Усвяты, а если низкий, то сворачивали в приток Ловати —
реку Кунью. Можно предположить, что именно в районе нашего города производилась перегрузка товаров с больших лодок на мел­ководные. Во всяком случае, несомненно, что великолучане были активными участниками международной торговли, сбывая проез­жим продукты своего труда. Об этом свидетельствуют и клады арабских, византийских и других монет, которые неоднократно на­ходили близ Великих Лук. Самые крупные клады были найдены у д. Городище в 1802—1803 годах и состояли из двух котлов с серебря­ными монетами весом около девяти пудов (более 140 килограмм).
К июню каждого года новгородские, смоленские и другие куп­цы добирались со своими товарами до Киева. Отсюда они готови­лись в далекий путь. Весь Днепр густо покрывался судами. Сделан­ная из целого ствола огромного дерева, с нашитыми на борта ряда­ми досок — однодеревка или как ее еще называли набойная ладья, могла взять на борт до 40—60 человек. Когда все приготовления бы­ли закончены, длинная вереница однодеревок отправлялась в путь.
Трудности начинались с порогов. Их, перегораживающих Днепр на протяжении около 65 километров, было девять. Первый порог в древности выразительно назывался «Не спи». Огромные валуны перегораживали реку в этом месте. Обрушиваясь на них и с грохотом низвергаясь вниз, вода внушала страх. Приходилось при­чаливать к берегу, а затем люди спускались в воду и с величайшей осторожностью проводили тяжело груженые ладьи вдоль берега. Миновав таким же образом несколько порогов, путники оказыва­лись перед самым грозным из них, который именовался «Ненасы-тец». В этом месте однодеревки вытаскивали на берег, затем раз­гружали и перетаскивали их посуху на плечах или волоком, порог был опасен еще и тем, что его облюбовали для своих засад кочев­ники-печенеги, которые часто нападали на караваны. Пороги ос­тавались позади, но впереди снова была опасная зона — Крарий-ская переправа. Русло Днепра сужалось настолько, что стрела, пу­щенная с одного берега, легко долетала до другого. Здесь-то и под­жидали печенеги купцов, приходилось браться за оружие и, ярост­но отбиваясь, прорываться дальше.
Наконец, плавание по Днепру заканчивалось и измученные пу­тешественники приставали к острову Святого Георгия (Хортица), где был первый большой отдых. Под могучим дубом приносили жертвы богам, приводили в порядок однодеревки. Отдохнув, тор­говцы пускались в дальнейший путь. Во время второй стоянки на о. Эферия (Березань) лодки оснащались для морского плавания и,
спустя еще некоторое время, караван достигал моря, где его ожи­дали новые трудности и опасности. Многое еще приходилось пере­жить людям, прежде чем они добирались до Царьграда (Констан­тинополя).
По договору с греками русским предоставлялось право торго­вать в столице Византии свободно и беспошлинно. Им бесплатно выдавалось продовольствие. Византийцы радостно встречали тор­говый караван из Руси. Все привезенные издалека товары: меха, мед, воск, зерно, ремесленные изделии — вызывали у них большой интерес. Торговля шла бойко. Славяне не только продавали, но и покупали. Они приобретали дорогие ткани, ювелирные изделия, пряности, вина, оливковое масло, книги. Распродав все товары, купцы отправлялись в обратный путь, еще более тяжкий, так как плыть приходилось против течения.
Таков был путь «из варяг в греки». Тоненькой слабой ниточкой протянулся он более чем на две тысячи километров, связывая рус­ские земли с другими странами.
1. По каким рекам проходил торговый путь «из варяг в греки»?
2. Как путешественники преодолевали сухопутные участки пути?
3. Что вынуждены были делать купцы в районе нашего города?
Преданья старины глубокой
Богата легендами и преданиями древняя Псковская земля. Этот жанр устного народного творчества является ценным историчес­ким источником о значительных событиях и исторических деяте­лях прошлого. Несмотря на значительную долю вымысла, каждое предание обязательно имеет конкретно-историческое содержание.
В 1915 году во Пскове вышла небольшая, но очень интересная книжка Алексея Николаевича Мошина «Легенды Великих Лук». Любопытна история ее создания. Дед писателя, купец Александр Мошин, большой любитель народных сказаний, однажды на яр­марке в Святых Горах повстречался с Александром Сергеевичем Пушкиным. Великому русскому поэту понравился молодой купец, он пригласил Мошина в Михайловское, подарил ему несколько своих рукописных стихотворений, а на прощание посоветовал со­бирать легенды и предания, связанные с историей края. Мошин охотно последовал совету Пушкина и за всю свою жизнь собрал немало сказаний и легенд о Псковщине. Хранил их Александр Ти­мофеевич по-купечески в сундуке, переходящим по наследству от поколения к поколению. Наконец, сундук перешел к внуку Алек­сею, который обработал часть легенд и издал их.
Алексей Николаевич Мошин родился в Великих Луках в 1870 году. По окончании реального училища, он уезжает в Петербург и начинает заниматься литературным трудом. Писатель много путе­шествует по России и за рубежом, собирает материал для своих бу­дущих произведений. Вскоре Мошин становится известным лите­ратором. Его статьи, очерки, рассказы печатаются во многих жур­налах. Наш земляк знакомится и поддерживает дружеские отноше­ния со многими знаменитыми людьми: Чеховым, Шаляпиным, Репиным, часто бывает у Льва Толстого. Книги Мошина пользуют­ся большой популярностью у читателей и расходятся молниенос­но. Вернувшись в 1911 году на родину в Великие Луки, писатель проживал на Долгой улице (ныне Ставского). Великолукский пе­риод жизни Мошина очень плодотворен. Здесь им подготовлены «Легенды Великих Лук», «Частушки Великолукского уезда», «Древние псалмы Псковского края» и другие книги. Любовь к сво­ему краю осталась у писателя на всю жизнь.
После Октябрьской революции Алексей Николаевич занимает­ся литературоведческой и преподавательской деятельностью. Он
читает лекции в ряде вузов страны, ему присваивается звание про­фессора. Умер А. Н. Мошин внезапно, во время лекции в городе Новоржеве в 1929 году. Похоронен в Петербурге.
Согласно великолукским сказаниям, практически все русские князья древности посещали наш город. Вот что говорится про это в книге А. Н. Мошина. Легендарный Рюрик прибыл в Луки с воен­ным караваном людей с целью ознакомиться с городом, входив­шим в его владения. Принятый горожанами радушно и торжест­венно, он устроил для них роскошный пир.
Вещий Олег, отправляясь из Новгорода по Великому пу­ти «из варяг в греки» для завоевания Киева, ставил свой ша­тер в Луках, отобрал в них пятьдесят лучших воинов и при­соединил к своей дружине. В нашем городе кудесник по имени Щур предсказал Олегу счастливые завоевания и веч­ную славу.
Дважды бывал в городе на Ло-вати князь Игорь. С особенно большой теплотой повествует ле­генда о пребывании у нас Святой ‘ Благоверной княгини Ольги. Как­ого летом Ольга посетила Луки на обратном пути из Пскова и Новго­рода. Три дня стоял ее шатер на месте нынешней великолукской крепости. Каждый день священ­ник совершал богослужения, а на Ловати, в присутствии великой княгини, крестили местных жите­лей. И сказала им Ольга: «Много страданий суждено пережить это­му городу, но не даст господь окончательно погибнуть ему: бу­дут всегда хранимы ростки, из коих новые деревья увидят жизнь». На глазах у народа княгиня соверши­ла чудо: посадила в землю яблонь-ку и тотчас на ней зарумянились и созрели сладкие плоды и было их так много, что хватило всем соб­равшимся…
Князья Святослав (сын Игоря и Ольги) и Владимир Красное Солнышко брали юношей-великолучан в свои дружины. Ярослав Мудрый отдыхал у нас после длительного путешествия. Зная, что князь любит произведения письменности, «лучшие люди» города поднесли ему несколько редких рукописей-свитков, за что благо­дарный Ярослав прислал в Луки из Киева много подарков для хра­мов и монастырей. Подарки и наставления посылал и Владимир Мономах. Легенда гласит, что в нашем городе очень долго храни­лась грамота этого князя с поучениями и наставлениями читате­лям…
Книгой Мошина легенды Великолукского края далеко не ис­черпываются и проблема их сбора и исследования еще требует свое­го разрешения.
1. Какие кидающиеся деятели дрсмей 1*усм, по иреланиям, посещали го­род Луга?
2. Каким образом сохранились легенды о нашем крае?

оливковое масло

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Состоялась конференция, посвященная Великой Отечественной войне
  • Современные политические силы Псковской области
  • Городские поселения: возникновение, функции, внешний облик
  • Загрязнение поверхностных вод
  • Интересное