Великие Луки
Проходил ли «путь из варяг в греки» через Великие Луки? У историков нет единого мнения на этот счет, так как неизвестно, где он шел между Днепром и Ловатью. Наиболее вероятна версия, по которой этот великий торговый путь иногда проходил через наш город, а иногда нет. Все зависело от уровня воды в реке. Если уровень был высокий, то суда плыли через Луки до волока в районе поселка Усвяты, а если низкий, то сворачивали в приток Ловати —
реку Кунью. Можно предположить, что именно в районе нашего города производилась перегрузка товаров с больших лодок на мелководные. Во всяком случае, несомненно, что великолучане были активными участниками международной торговли, сбывая проезжим продукты своего труда. Об этом свидетельствуют и клады арабских, византийских и других монет, которые неоднократно находили близ Великих Лук. Самые крупные клады были найдены у д. Городище в 1802—1803 годах и состояли из двух котлов с серебряными монетами весом около девяти пудов (более 140 килограмм).
К июню каждого года новгородские, смоленские и другие купцы добирались со своими товарами до Киева. Отсюда они готовились в далекий путь. Весь Днепр густо покрывался судами. Сделанная из целого ствола огромного дерева, с нашитыми на борта рядами досок — однодеревка или как ее еще называли набойная ладья, могла взять на борт до 40—60 человек. Когда все приготовления были закончены, длинная вереница однодеревок отправлялась в путь.
Трудности начинались с порогов. Их, перегораживающих Днепр на протяжении около 65 километров, было девять. Первый порог в древности выразительно назывался «Не спи». Огромные валуны перегораживали реку в этом месте. Обрушиваясь на них и с грохотом низвергаясь вниз, вода внушала страх. Приходилось причаливать к берегу, а затем люди спускались в воду и с величайшей осторожностью проводили тяжело груженые ладьи вдоль берега. Миновав таким же образом несколько порогов, путники оказывались перед самым грозным из них, который именовался «Ненасы-тец». В этом месте однодеревки вытаскивали на берег, затем разгружали и перетаскивали их посуху на плечах или волоком, порог был опасен еще и тем, что его облюбовали для своих засад кочевники-печенеги, которые часто нападали на караваны. Пороги оставались позади, но впереди снова была опасная зона — Крарий-ская переправа. Русло Днепра сужалось настолько, что стрела, пущенная с одного берега, легко долетала до другого. Здесь-то и поджидали печенеги купцов, приходилось браться за оружие и, яростно отбиваясь, прорываться дальше.
Наконец, плавание по Днепру заканчивалось и измученные путешественники приставали к острову Святого Георгия (Хортица), где был первый большой отдых. Под могучим дубом приносили жертвы богам, приводили в порядок однодеревки. Отдохнув, торговцы пускались в дальнейший путь. Во время второй стоянки на о. Эферия (Березань) лодки оснащались для морского плавания и,
спустя еще некоторое время, караван достигал моря, где его ожидали новые трудности и опасности. Многое еще приходилось пережить людям, прежде чем они добирались до Царьграда (Константинополя).
По договору с греками русским предоставлялось право торговать в столице Византии свободно и беспошлинно. Им бесплатно выдавалось продовольствие. Византийцы радостно встречали торговый караван из Руси. Все привезенные издалека товары: меха, мед, воск, зерно, ремесленные изделии — вызывали у них большой интерес. Торговля шла бойко. Славяне не только продавали, но и покупали. Они приобретали дорогие ткани, ювелирные изделия, пряности, вина, оливковое масло, книги. Распродав все товары, купцы отправлялись в обратный путь, еще более тяжкий, так как плыть приходилось против течения.
Таков был путь «из варяг в греки». Тоненькой слабой ниточкой протянулся он более чем на две тысячи километров, связывая русские земли с другими странами.
1. По каким рекам проходил торговый путь «из варяг в греки»?
2. Как путешественники преодолевали сухопутные участки пути?
3. Что вынуждены были делать купцы в районе нашего города?
Преданья старины глубокой
Богата легендами и преданиями древняя Псковская земля. Этот жанр устного народного творчества является ценным историческим источником о значительных событиях и исторических деятелях прошлого. Несмотря на значительную долю вымысла, каждое предание обязательно имеет конкретно-историческое содержание.
В 1915 году во Пскове вышла небольшая, но очень интересная книжка Алексея Николаевича Мошина «Легенды Великих Лук». Любопытна история ее создания. Дед писателя, купец Александр Мошин, большой любитель народных сказаний, однажды на ярмарке в Святых Горах повстречался с Александром Сергеевичем Пушкиным. Великому русскому поэту понравился молодой купец, он пригласил Мошина в Михайловское, подарил ему несколько своих рукописных стихотворений, а на прощание посоветовал собирать легенды и предания, связанные с историей края. Мошин охотно последовал совету Пушкина и за всю свою жизнь собрал немало сказаний и легенд о Псковщине. Хранил их Александр Тимофеевич по-купечески в сундуке, переходящим по наследству от поколения к поколению. Наконец, сундук перешел к внуку Алексею, который обработал часть легенд и издал их.
Алексей Николаевич Мошин родился в Великих Луках в 1870 году. По окончании реального училища, он уезжает в Петербург и начинает заниматься литературным трудом. Писатель много путешествует по России и за рубежом, собирает материал для своих будущих произведений. Вскоре Мошин становится известным литератором. Его статьи, очерки, рассказы печатаются во многих журналах. Наш земляк знакомится и поддерживает дружеские отношения со многими знаменитыми людьми: Чеховым, Шаляпиным, Репиным, часто бывает у Льва Толстого. Книги Мошина пользуются большой популярностью у читателей и расходятся молниеносно. Вернувшись в 1911 году на родину в Великие Луки, писатель проживал на Долгой улице (ныне Ставского). Великолукский период жизни Мошина очень плодотворен. Здесь им подготовлены «Легенды Великих Лук», «Частушки Великолукского уезда», «Древние псалмы Псковского края» и другие книги. Любовь к своему краю осталась у писателя на всю жизнь.
После Октябрьской революции Алексей Николаевич занимается литературоведческой и преподавательской деятельностью. Он
читает лекции в ряде вузов страны, ему присваивается звание профессора. Умер А. Н. Мошин внезапно, во время лекции в городе Новоржеве в 1929 году. Похоронен в Петербурге.
Согласно великолукским сказаниям, практически все русские князья древности посещали наш город. Вот что говорится про это в книге А. Н. Мошина. Легендарный Рюрик прибыл в Луки с военным караваном людей с целью ознакомиться с городом, входившим в его владения. Принятый горожанами радушно и торжественно, он устроил для них роскошный пир.
Вещий Олег, отправляясь из Новгорода по Великому пути «из варяг в греки» для завоевания Киева, ставил свой шатер в Луках, отобрал в них пятьдесят лучших воинов и присоединил к своей дружине. В нашем городе кудесник по имени Щур предсказал Олегу счастливые завоевания и вечную славу.
Дважды бывал в городе на Ло-вати князь Игорь. С особенно большой теплотой повествует легенда о пребывании у нас Святой ‘ Благоверной княгини Ольги. Какого летом Ольга посетила Луки на обратном пути из Пскова и Новгорода. Три дня стоял ее шатер на месте нынешней великолукской крепости. Каждый день священник совершал богослужения, а на Ловати, в присутствии великой княгини, крестили местных жителей. И сказала им Ольга: «Много страданий суждено пережить этому городу, но не даст господь окончательно погибнуть ему: будут всегда хранимы ростки, из коих новые деревья увидят жизнь». На глазах у народа княгиня совершила чудо: посадила в землю яблонь-ку и тотчас на ней зарумянились и созрели сладкие плоды и было их так много, что хватило всем собравшимся…
Князья Святослав (сын Игоря и Ольги) и Владимир Красное Солнышко брали юношей-великолучан в свои дружины. Ярослав Мудрый отдыхал у нас после длительного путешествия. Зная, что князь любит произведения письменности, «лучшие люди» города поднесли ему несколько редких рукописей-свитков, за что благодарный Ярослав прислал в Луки из Киева много подарков для храмов и монастырей. Подарки и наставления посылал и Владимир Мономах. Легенда гласит, что в нашем городе очень долго хранилась грамота этого князя с поучениями и наставлениями читателям…
Книгой Мошина легенды Великолукского края далеко не исчерпываются и проблема их сбора и исследования еще требует своего разрешения.
1. Какие кидающиеся деятели дрсмей 1*усм, по иреланиям, посещали город Луга?
2. Каким образом сохранились легенды о нашем крае?
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32