Поиск по сайту

Великие Луки

Ребятишки занимались коллекционированием военной атрибу­тики, гимназистки гордо ходили по городу со специальными бла­готворительными кружками, собирая добровольные пожертвова­ния, а реалисты-старшеклассники переносили на носилках тяже­лораненых. И, конечно же, находились смельчаки, бежавшие на фронт. В областном архиве сохранился документ о возвращении к родителям 14 подростков из Пскова, Великих Лук, Опочки, Остро­ва и Холма, задержанных на пути к местам боевых действий.
Негативное отношение к войне накапливалось постепенно в связи с военными неудачами, ухудшением условий жизни, нарас­танием экономических и политических трудностей.
К 1916 году положение в Великих Луках стало особенно серьез­ным из-за перегрузки железных дорог, начались продовольствен­ные затруднения. Госпитали, больницы и даже частные дома были переполнены ранеными, не хватало лекарств, бинтов. Стал ощу­щаться недостаток топлива. Большинство мужчин было мобилизо­вано и для работы были вынуждены использовать солдат, женщин, подростков и военнопленных. Реквизиция в уезде для нужд армии лошадей, зерна, скота, сукна и пр. привела к тому, что резко сокра­тился подвоз продуктов из деревни. Над городом навис призрак го­лода. Осенью 1916 года Городская Дума, впервые в истории Рос­сии, ввела карточки на основные продукты питания. Началось массовое озлобление, падение культуры и нравственности. Все это способствовало росту недовольства в обществе, волнений в городе.
В заключение необходимо отметить, что немало уроженцев Ве­ликих Лук и уезда сражались на фронтах первой мировой. Среди них командующий Балтийским фронтом вице-адмирал Непенин, кавалер Ордена Святого Георгия полковник Навроцкий, поручик Тулубьев и многие другие, чьи имена, увы, навсегда остались неиз­вестными. На Юго-Западном фронте участвовал в боях 12-й пехот­ный Великолукский полк, достойно завершивший в этой войне свою славную, более чем 200-летнюю боевую биографию.
1. Как изменились Великие Луки в период первой мировой войны?
2. Каким было отношение великолучан к войне?
Наш край в советский период
Первые великолукские газеты «Известия» (орган партии эсе­ров) и «Голос труда» (орган профсоюзов) появились сразу же после февральской революции 1917 г., но они скоро прекратили свое существование из-за нехватки средств. И днем рождения периодической печати в нашем городе может считаться 26 янва­ря 1919 года, когда вышел в свет первый номер «Известий Вели­колукского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов». С 7 сентября того же года газета стала называться «Великолукская правда», а с 1 декабря 1921 года — «Наш путь». У ее истоков стояли энтузиасты из Великолукского союза совет­ских журналистов: И. и Д. Горностаевы, А. Виноградов, У. Иоффе, П. Пескарев. Размещалась редакция в здании бывшего окружного суда на третьем этаже ( ныне на его месте гостиница «Юбилейная»).
Листая пожелтевшие от времени газетные страницы, на кото­рых часто можно прочесть строки: «Из-за отсутствия бумаги следу­ющий номер выходить не будет», мысленно как бы переносишься в прошлое, когда по России полыхала гражданская война и страна жила в условиях, позднее получивших название «политика военно­го коммунизма».
Голод, холод, разруха, нашествие интервентов и белогвардей­цев поставили Россию на грань гибели. И партия большевиков, во главе с В. И. Лениным, для спасения Советской власти, принима­ет крайние и решительные меры.
Вся страна была превращена в военный лагерь. Мужчины, способные носить оружие, проходили военное обучение и при­зывались в армию, все рабочие и служащие объявлялись мобили­зованными. Рабочее место у станка или за канцелярским столом приравнивалось к окопу на передовой. В Великих Луках для взрослых действовали курсы всеобуча. Подростков 12—16 лет за­писывали в организацию бойскаутов, которая, правда, в октябре 1918 г. была ликвидирована. Военный комиссариат и штаб 15-й армии формировали воинские части, коммунистические отряды, руководили созданием Великолукского узла обороны. Создан­ный чрезвычайный орган — Комдезерт — занимался ловлей де­зертиров из армии и трудового фронта. Многие жители города и уезда были мобилизованы на фронт, значительную часть среди
них составляли коммунисты и комсомольцы. Часто в это время на первой странице великолукской газеты появлялись некроло­ги в траурной рамке о наших земляках, отдавших свою жизнь в боях за Советскую власть.
Вводилась всеобщая трудовая повинность. Каждый гражда­нин был обязан работать на оборону: заготавливать дрова, раз­гружать составы, очищать железнодорожные пути от снега, строить оборонительные сооружения… Женщины всех возрас­тов на дому шили шинели, солдатское обмундирование и белье. Вот некоторые газетные объявления 1919 года: «Лицам, специально на это назначенным, прибыть на ст. Великополье, для разгрузки поезда с углем», «Великолукские извозчики мо­билизуются для перевозки почты», «Всем гражданам, имеющим пилы, сдать их для заготовки дров в течение 7 дней. Кто не сдаст, будут привлечены к ответственности и не получит дров», «В уезде проводится сбор постельных принадлежностей для ар­мии. Сдача — обязательна».
Промышленность, и крупная, и мелкая, и даже кустарные мастерские, брались под государственный контроль и работали на нужды обороны. Частная торговля запрещалась. Все запасы товаров были взяты на учет и распределение их централизовы-валось. Вводилась всеобщая карточная система. В связи с вы­пуском огромного, ничем не обеспеченного количества бумаж­ных денег и резкого их обесценивания (на миллионы и милли­арды, в обиходе прозванными «лимонами» и «лимонардами», почти ничего нельзя было купить), жалование рабочим и слу­жащим, в основном, выдавалось продпайками. Но и это не спасало. В 1920—1921 годах в Великих Луках, как и в других го­родах России, был самый страшный голод. Аннулировалась часть пайков, закрывались общественные столовые, огромную радость вызвало прибытие в город транспорта с мороженным картофелем и т.п.
Чтобы накормить армию и город по всей стране применя­лась очень тяжелая мера — продразверстка, т.е. насильствен­ное изъятие из деревни излишков продовольствия. С по­мощью созданных деревенских комитетов бедноты послан­ные из города продотряды отбирали у крестьян хлеб и другие продукты (причем часто не только излишки, а все подчис­тую). А крестьяне отвечали на это восстаниями, убийствами
представителей власти на местах и уходом в вооруженные формирования. Наиболее крупные банды действовали в Спа-со-Никольской, Дроздовской и Максимовской волостях Ве­ликолукского уезда.
Доставалось и горожанам. Например, летом 1919 года председа­тель Великолукского исполкома А. Н. Виноградов издает следую­щее грозное постановление: «Частные плодовые сады, в которых более 50 деревьев, национализируются. Владельцам садов, в кото­рых более 50 деревьев, предписывается следить за их состоянием. Запрещается собирать урожай, рвать незрелые плоды, заниматься их хищением. Когда фрукты созреют, специальные комиссии собе­рут их и разделят между жителями города. Лица, нарушившие это распоряжение, будут привлекаться к ответственности».
Старая дореволюционная система управления была неспособна работать в таких условиях и поэтому приходилось срочно создавать новую. В связи с этим было создано множество различных коми­тетов, комиссий, бюро и отделов — мелких специализированных учреждений, решавших какой-нибудь узкий вопрос.
Обычно эти новые организации носили названия, составлен­ные из начальных букв или слогов, расшифровывавших их дея­тельность. В великолукской прессе постоянно мелькают: ЭКОСО — экономическое совещание, УТРАМОТ — уездный транспортно-мобилизационный отдел, УБЮСТ — уездное бюро юстиции, МОВИУ — мобилизационное военно-инженерное управление и мно­гие другие. Все это привело к необычайному разбуханию админи­стративного аппарата. Большинство населения Великих Лук те­перь составляли совработники, т.е. служащие. Например, только великолукский исполком имел в 1920 году 18 отделов, в которых трудилось 1500 человек. Разумеется, каждому такому комитету или бюро требовалось помещение и условия для работы. Решалось это просто: из больших домов на центральных улицах (Троицкой, Воз­несенской, Никольской) выселялась буржуазия и в их квартирах размещались совучреждения. А мебель для кабинетов (в основном, шкафы, столы и стулья) реквизировалась у населения.
Конечно, с появлением такого огромного количества чиновни­ков среди них махровым цветом расцвел бюрократизм, головотяп­ство и волокита. «Великолукская правда» постоянно об этом с возмущением пишет. То представители какой-то красноармейской части, чтобы получить десяток стаканов, обивают пороги многих
учреждений и в конце концов остаются ни с чем. То комендант вокзала не пускает горожан в единственную действующую тогда железнодорожную баню на том основании, что у них «работает или должна работать своя баня» и т.д. Даже наказания иногда чинушам выносятся, вроде «подвергнуть аресту на двое суток без отрыва от работы». Но пользы от этого было мало.

Держатели для туалетной бумаги настенные купить держатели для туалетной бумаги.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Состоялась конференция, посвященная Великой Отечественной войне
  • Городские поселения: возникновение, функции, внешний облик
  • Современные политические силы Псковской области
  • Антропогенный фактор и проблема устойчивости ландшафтов.
  • Интересное