Поиск по сайту

Великие Луки

История же данного продукта уходит корнями в глубокое прош­лое. Предки современного мороженого — смешанные со льдом или снегом фруктовые соки, были известны в Китае еще 3000 лет на­зад. О полезности замороженных соков говорит в своих трудах зна­менитый греческий врач Гиппократ. Александр Македонский, страдая от жары во время своих походов, содержал специальные эстафеты рабов, доставлявших снег с горных вершин для охлажде­ния напитков. Очень любили замороженные соки римские импе­раторы. Но подлинное мороженое — «медовый снег», как его назы­вали, появилось в середине века на Востоке. Европейцы познако­мились с ним во время крестовых походов. Однако, еще очень дол­го это деликатесное блюдо являлось привилегией лишь несколь­ких королевских домов Европы. Рецепты его производства были засекречены, а повара давали клятву о сохранении тайны, за раз­глашение которой грозила смерть. Только в 1660 году итальянец Франческо Прокопио поставил производство мороженого на ком­мерческую основу и открыл в Италии и Франции большое количе­ство торговых точек по продаже нового лакомства. В Россию же мороженое пришло только в прошлом веке.
О производстве и потреблении мороженого в Великих Луках до революции мы можем узнать из интересных воспоминании вели­колукских старожилов. Почетный гражданин нашего города А. П. Лопырёв пишет: «Производство мороженого было примитивно, делать его мог каждый у себя на кухне. Для этого была нужна так называемая форма: высокий сосуд с полусферическим дном и ба­дейка со льдом, присыпанным солью. В форму заливалось сварен­ное будущее мороженое. Форму вращали туда-обратно, добиваясь, чтобы жидкость, будущее мороженое, застыло бы не глыбой слад­кого льда, а мелкими кристаллами.
В городе было 14 ларьков, балаганов, как их тогда называли, торговавших газированными и фруктовыми водами. Они и делали мороженое для себя. Мороженым торговали также в буфете Летне-
го сада, в Дворянском и Купеческом собраниях, на Смоленской, Никольской, Больничной и других улицах. Но существовала и тор­говля мороженым вразвоз. Мороженщик толкал впереди себя яр-коокрашенный ящик на двух больших колесах и, разъезжая по го­роду, громко кричал: «Мороженое! Мороженое!» В ящике, во льду с солью стояли формы с мороженым разных сортов: сливочным, крем-брюле, шоколадным, ореховым, земляничным… Морожен­щик доставал из своей тележки специальную держалку, в которую вставлял вафельный кружок и длинной ложкой накладывал на не­го порцию мороженого и вручал покупателю. Но можно было попросить положить мороженое и в свою посуду или просто пару шариков в пакетик».
Что касается цены лакомства, то по тем временам оно стоило не очень дешево. Мороженого можно было купить на копейку, на две и на пятачок. Целый стакан стоил гривенник и являлся редко сбывающейся мечтой великолукских ребятишек.
Особенно много балаганов, торговавших водами и мороже­ным, у Большого моста в сквере напротив кинотеатра «Модерн», где торговля шла особенно бойко. В памяти старых великолучан сохранились даже некоторые фамилии торговцев мороженым: Иван Спиридонович Давыдов, Анна Флегонтовна Беликова, Се­мен Андреевич Жолобов и турецко-подданный Михаил Федоро­вич Хаджи-Феодор.
Имеются данные, что были попытки внедрить в город и иностранное мороженое, но оно не пришлось по душе вликолу-чанам. Почему — неизвестно. Возможно оно было таким как итальянское мороженое, описанное в произведении одного из­вестного писателя: «Мороженщик открыл длинный сундук, и к своему крайнему изумлению, мальчики увидели в нем брус льда. Мороженщик взял маленький стальной рубанок и начал стругать ледяное бревно. Затем он набил два стакана ледяными стружка­ми и полил их из бутылки пронзительно-яркой жидкостью вроде купороса.
Мальчики с любопытством съели красивое, но почему-то сов­сем не сладкое мороженое и почувствовали во рту такой вкус, как будто бы наелись акварельных красок».
В 20—ЗО-е годы в производстве и продаже мороженого мало что изменилось. И только после войны, когда в Луках построили молококомбинат, оно стало фабричного производства.
Приятный вкус, легкая усвояемость, высокая калорийность и пищевая ценность делают мороженое любимым и желанным для людей разного возраста. И думается, что и в будущем отношение к этому лакомству останется таким же.
1. В чем полезные свойства мороженого? Понимали ли это великолучане?
в
Как и по всей России, начало первой мировой войны великолу-чане встретили с большим патриотическим подъемом. На Вознесен­ской площади у памятника Александру II состоялась патриоти­ческая манифестация. На сохранявшейся старинной фотографии видна толпа народа, которая под трехцветными знаменами коле­нопреклоненно слушает торжественный молебен во имя дарова­ния победы над врагом. Ненависть к Германии была настолько ве­лика, что горожане с немецкими фамилиями всерьез опасались погромов. К этому усиленно призывало великолукское отделение черносотенного «Союза русского народа». К счастью, до погрома не дошло.
В городе открылись призывные пункты. Все улицы перед ними были запружены добровольцами и просто любопытными. В райо­не Золотково и у Коломенского кладбища новобранцы учились рыть окопы, строить блиндажи и землянки. А на берегу Ловати возле синагоги конные стражники обучали молодых людей верхо­вой езде.
Местные власти получили от вышестоящих инстанций целый ряд грозных инструкций и циркуляров для обязательного исполне­ния: представить сведения о политической благонадежности насе­ления, исключить из учреждения и выслать в отдаленные губернии неприятельских подданных и их семей, воспретить вывоз за преде­лы губернии муки, зерна и скота, назначить в почтово-телеграф-•ные отделения военных цензоров и т.д.
Вводился сухой закон. Были закрыты оба пивоваренных завода, запрещалась продажа водки и вина. Изменился внешний облик Великих Лук. Современник пишет: «Тихий уездный городок встре­пенулся и заспешил. Он наполнился офицерскими и солдатскими шинелями, чужим говором пришельцев из других губерний. Насе­ление города увеличилось почти в два раза, в основном за счет бе­женцев из прибалтийских губерний. Беженцы встречались добро­желательно, им охотно отдавали свободные квартиры.
В Луках появились военные американские грузовики на сплош­ных резиновых шинах, город был опутан проводами полевых теле­фонов и превратился в большой тыловой «лазарет*.
Городская Дума отдала под госпитали все лучшие и наиболее подходящие здания: реальное училище, женскую гимназию, жен-
скую учительскую семинарию, техническое и духовное училища, а занятия для учащихся были организованы в гостиницах, в город­ских и земских учреждениях. Раненых с вокзала, куда прибывали санитарные поезда с фронта, возили вначале на извозчиках и под­водах, но затем от вокзала до лазарета через весь город была проло­жена узкоколейная железная дорога. Ее небольшие вагончики, в которые запрягали двух лошадей, развозили раненых по лазаре­там. Умерших от ран хоронили в братских могилах на Коломен­ском кладбище. Сейчас эта часть кладбища не существует, занятая под тюрьму.
Важную стратегическую роль играл Великолукский железнодо­рожный узел. По железнодорожному треугольнику Великие Лу­ки— Новосокольники—Невель непрерывно осуществлялись военные перевозки. На станции, где находился крупный гарнизон, постоянно скапливались эшелоны с живой силой и техникой, санитарные поез­да, составы с военными грузами, партии военнопленных. Надо ска­зать, что на протяжении всей войны великолукские железнодорож­ники с крайним напряжением сил, но справлялись с поставленными перед ними задачами. Крупнейшее предприятие Великих Лук — Главные железнодорожные мастерские (ныне завод ЛРЗ), выполняло военные заказы. Помимо ремонта паровозов, вагонов, другого под­вижного состава, мастерские с 1915 года начинают изготовлять кор­пуса для фугасных гранат к 3-дюймовым орудиям. На производстве была установлена строжайшая дисциплина. За проступки рабочие подвергались аресту или штрафу до 100 рублей. Самовольное прекра­щение работы каралось отправкой на фронт. Для увеличения произ­водительности труда постановлением правления дороги создавались «ударные батальоны по ремонту паровозов и вагонов».
Городская Дума, Земство, Вознесенский и Сергиевский монас­тыри, Великолукское благотворительное общество выступили инициаторами сбора средств на помощь больным, раненым и увечным воинам, семьям военнослужащих, беженцам и т.п. На фронт отправлялись рождественские и пасхальные подарки, сос­тоящие из провизии, табака, носильных вещей.
Особенно любопытно узнать, как реагировало на войну подрас­тающее поколение. Старейший великолучанин А. П. Лопырёв вспоминает: «Каждый реалист мечтал тогда попасть на фронт, на передовую, в бой, а каждая гимназистка хотела надеть белую ко­сынку с красным крестом на лбу и ехать на фронт сестрой мило-
сердия. Любой мальчишка знал тогда правила военного строя, чем отличается русская винтовка капитана Мосина от немецкой систе­мы «Манлихер», как стреляет пулемет, как бросать ручную гранату и в чем наш «наган» уступает немецкому пистолету «маузер».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Состоялась конференция, посвященная Великой Отечественной войне
  • Городские поселения: возникновение, функции, внешний облик
  • Современные политические силы Псковской области
  • Антропогенный фактор и проблема устойчивости ландшафтов.
  • Интересное