Великие Луки
История же данного продукта уходит корнями в глубокое прошлое. Предки современного мороженого — смешанные со льдом или снегом фруктовые соки, были известны в Китае еще 3000 лет назад. О полезности замороженных соков говорит в своих трудах знаменитый греческий врач Гиппократ. Александр Македонский, страдая от жары во время своих походов, содержал специальные эстафеты рабов, доставлявших снег с горных вершин для охлаждения напитков. Очень любили замороженные соки римские императоры. Но подлинное мороженое — «медовый снег», как его называли, появилось в середине века на Востоке. Европейцы познакомились с ним во время крестовых походов. Однако, еще очень долго это деликатесное блюдо являлось привилегией лишь нескольких королевских домов Европы. Рецепты его производства были засекречены, а повара давали клятву о сохранении тайны, за разглашение которой грозила смерть. Только в 1660 году итальянец Франческо Прокопио поставил производство мороженого на коммерческую основу и открыл в Италии и Франции большое количество торговых точек по продаже нового лакомства. В Россию же мороженое пришло только в прошлом веке.
О производстве и потреблении мороженого в Великих Луках до революции мы можем узнать из интересных воспоминании великолукских старожилов. Почетный гражданин нашего города А. П. Лопырёв пишет: «Производство мороженого было примитивно, делать его мог каждый у себя на кухне. Для этого была нужна так называемая форма: высокий сосуд с полусферическим дном и бадейка со льдом, присыпанным солью. В форму заливалось сваренное будущее мороженое. Форму вращали туда-обратно, добиваясь, чтобы жидкость, будущее мороженое, застыло бы не глыбой сладкого льда, а мелкими кристаллами.
В городе было 14 ларьков, балаганов, как их тогда называли, торговавших газированными и фруктовыми водами. Они и делали мороженое для себя. Мороженым торговали также в буфете Летне-
го сада, в Дворянском и Купеческом собраниях, на Смоленской, Никольской, Больничной и других улицах. Но существовала и торговля мороженым вразвоз. Мороженщик толкал впереди себя яр-коокрашенный ящик на двух больших колесах и, разъезжая по городу, громко кричал: «Мороженое! Мороженое!» В ящике, во льду с солью стояли формы с мороженым разных сортов: сливочным, крем-брюле, шоколадным, ореховым, земляничным… Мороженщик доставал из своей тележки специальную держалку, в которую вставлял вафельный кружок и длинной ложкой накладывал на него порцию мороженого и вручал покупателю. Но можно было попросить положить мороженое и в свою посуду или просто пару шариков в пакетик».
Что касается цены лакомства, то по тем временам оно стоило не очень дешево. Мороженого можно было купить на копейку, на две и на пятачок. Целый стакан стоил гривенник и являлся редко сбывающейся мечтой великолукских ребятишек.
Особенно много балаганов, торговавших водами и мороженым, у Большого моста в сквере напротив кинотеатра «Модерн», где торговля шла особенно бойко. В памяти старых великолучан сохранились даже некоторые фамилии торговцев мороженым: Иван Спиридонович Давыдов, Анна Флегонтовна Беликова, Семен Андреевич Жолобов и турецко-подданный Михаил Федорович Хаджи-Феодор.
Имеются данные, что были попытки внедрить в город и иностранное мороженое, но оно не пришлось по душе вликолу-чанам. Почему — неизвестно. Возможно оно было таким как итальянское мороженое, описанное в произведении одного известного писателя: «Мороженщик открыл длинный сундук, и к своему крайнему изумлению, мальчики увидели в нем брус льда. Мороженщик взял маленький стальной рубанок и начал стругать ледяное бревно. Затем он набил два стакана ледяными стружками и полил их из бутылки пронзительно-яркой жидкостью вроде купороса.
Мальчики с любопытством съели красивое, но почему-то совсем не сладкое мороженое и почувствовали во рту такой вкус, как будто бы наелись акварельных красок».
В 20—ЗО-е годы в производстве и продаже мороженого мало что изменилось. И только после войны, когда в Луках построили молококомбинат, оно стало фабричного производства.
Приятный вкус, легкая усвояемость, высокая калорийность и пищевая ценность делают мороженое любимым и желанным для людей разного возраста. И думается, что и в будущем отношение к этому лакомству останется таким же.
1. В чем полезные свойства мороженого? Понимали ли это великолучане?
в
Как и по всей России, начало первой мировой войны великолу-чане встретили с большим патриотическим подъемом. На Вознесенской площади у памятника Александру II состоялась патриотическая манифестация. На сохранявшейся старинной фотографии видна толпа народа, которая под трехцветными знаменами коленопреклоненно слушает торжественный молебен во имя дарования победы над врагом. Ненависть к Германии была настолько велика, что горожане с немецкими фамилиями всерьез опасались погромов. К этому усиленно призывало великолукское отделение черносотенного «Союза русского народа». К счастью, до погрома не дошло.
В городе открылись призывные пункты. Все улицы перед ними были запружены добровольцами и просто любопытными. В районе Золотково и у Коломенского кладбища новобранцы учились рыть окопы, строить блиндажи и землянки. А на берегу Ловати возле синагоги конные стражники обучали молодых людей верховой езде.
Местные власти получили от вышестоящих инстанций целый ряд грозных инструкций и циркуляров для обязательного исполнения: представить сведения о политической благонадежности населения, исключить из учреждения и выслать в отдаленные губернии неприятельских подданных и их семей, воспретить вывоз за пределы губернии муки, зерна и скота, назначить в почтово-телеграф-•ные отделения военных цензоров и т.д.
Вводился сухой закон. Были закрыты оба пивоваренных завода, запрещалась продажа водки и вина. Изменился внешний облик Великих Лук. Современник пишет: «Тихий уездный городок встрепенулся и заспешил. Он наполнился офицерскими и солдатскими шинелями, чужим говором пришельцев из других губерний. Население города увеличилось почти в два раза, в основном за счет беженцев из прибалтийских губерний. Беженцы встречались доброжелательно, им охотно отдавали свободные квартиры.
В Луках появились военные американские грузовики на сплошных резиновых шинах, город был опутан проводами полевых телефонов и превратился в большой тыловой «лазарет*.
Городская Дума отдала под госпитали все лучшие и наиболее подходящие здания: реальное училище, женскую гимназию, жен-
скую учительскую семинарию, техническое и духовное училища, а занятия для учащихся были организованы в гостиницах, в городских и земских учреждениях. Раненых с вокзала, куда прибывали санитарные поезда с фронта, возили вначале на извозчиках и подводах, но затем от вокзала до лазарета через весь город была проложена узкоколейная железная дорога. Ее небольшие вагончики, в которые запрягали двух лошадей, развозили раненых по лазаретам. Умерших от ран хоронили в братских могилах на Коломенском кладбище. Сейчас эта часть кладбища не существует, занятая под тюрьму.
Важную стратегическую роль играл Великолукский железнодорожный узел. По железнодорожному треугольнику Великие Луки— Новосокольники—Невель непрерывно осуществлялись военные перевозки. На станции, где находился крупный гарнизон, постоянно скапливались эшелоны с живой силой и техникой, санитарные поезда, составы с военными грузами, партии военнопленных. Надо сказать, что на протяжении всей войны великолукские железнодорожники с крайним напряжением сил, но справлялись с поставленными перед ними задачами. Крупнейшее предприятие Великих Лук — Главные железнодорожные мастерские (ныне завод ЛРЗ), выполняло военные заказы. Помимо ремонта паровозов, вагонов, другого подвижного состава, мастерские с 1915 года начинают изготовлять корпуса для фугасных гранат к 3-дюймовым орудиям. На производстве была установлена строжайшая дисциплина. За проступки рабочие подвергались аресту или штрафу до 100 рублей. Самовольное прекращение работы каралось отправкой на фронт. Для увеличения производительности труда постановлением правления дороги создавались «ударные батальоны по ремонту паровозов и вагонов».
Городская Дума, Земство, Вознесенский и Сергиевский монастыри, Великолукское благотворительное общество выступили инициаторами сбора средств на помощь больным, раненым и увечным воинам, семьям военнослужащих, беженцам и т.п. На фронт отправлялись рождественские и пасхальные подарки, состоящие из провизии, табака, носильных вещей.
Особенно любопытно узнать, как реагировало на войну подрастающее поколение. Старейший великолучанин А. П. Лопырёв вспоминает: «Каждый реалист мечтал тогда попасть на фронт, на передовую, в бой, а каждая гимназистка хотела надеть белую косынку с красным крестом на лбу и ехать на фронт сестрой мило-
сердия. Любой мальчишка знал тогда правила военного строя, чем отличается русская винтовка капитана Мосина от немецкой системы «Манлихер», как стреляет пулемет, как бросать ручную гранату и в чем наш «наган» уступает немецкому пистолету «маузер».
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32