Великие Луки
Мелкие торговцы-разносчики привлекали к себе внимание криками: типа «А вот свежие фрукты, апельсины, лимоны хороши!»
Своих газет в Великих Луках тогда еще не было, но газеты и журналы, приходящие из Москвы и Петербурга, были заполнены рекламными объявлениями не меньше, чем сейчас. И жульничества было не меньше. Один предприниматель, например, предлагал прислать за один рубль устройство, которое может писать без пера и чернил. Наивный покупатель думал, что это какая-то пишущая машинка, посылал рубль и получал по почте карандаш, который стоил 2—3 копейки.
На специально установленных щитах, на Большом мосту и на Торговой площади наклеивали кино- и театральные афиши. На окнах сдаваемых комнат и квартир наклеивались цветные билеты.
Рекламным средством тогда была и широко распространенная торговля в кредит. Владелиц магазина или лавки выдавал покупателю небольшую тетрадочку, т.н. «заборную книжку», и записывал в нее, какой товар был отпущен, по какой цене и на какую сумму. Расчет производился раз в месяц по двадцатым числам, когда по всей России выдавалось жалование. Торговля в кредит была выгодна и покупателю, и продавцу. Исправному плательщику были и поощрения, например коробка конфет со стороны хозяина торгового заведения к какому-нибудь празднику».
Дополняя Андрея Павловича надо сказать, что еще одним сТюсобом привлечения в магазины публики являлось необычайно вежливое обхождение с покупателями. Приказчики (так тогда назывались продавцы лучших магазинов) всегда были франтовато одеты, носили модные прически, знали несколько фраз по французски и имели самые «галантерейные» манеры. Выполнялись все запросы покупателя и, даже если он ничего не купил, его приветливо провожали к выходу, приглашая заходить еще. К купленной вещи, аккуратно упакованной в бумагу, прикреплялась специальная деревянная ручка. И приказчик не гнушался помочь донести покупку до двери магазина. И прекрасной рекламой магазину, его заслугой являлась, например, фраза какой-нибудь великолукской дамы: «Я покупаю себе шляпки только у мадам Браман» или «Лучшие пирожные у нас в Луках только в кондитерской Егорова».
Несколько слов о рекламных открытках. Они печатались по заказам крупных торговых фирм, после чего распространялись по всем городам Российской империи. После наклейки на подобные открытки почтовых марок их можно было использовать, как обычную почтовую корреспонденцию. Изображенная на этих красочных цветных открытках реклама была умной, тонкой и ненавязчивой. Купить их в Великих Луках можно было в книжных и писчебумажных магазинах, а также на железнодорожном вокзале.
1. Чем дореволюционная реклама в Великих Луках отличалась от современной?
2. Чему в ней можно было поучиться н в настоящее время?
Вешнптый вот тдиого масштаба
26 февраля 1902 года гласные великолукской городской Думы собрались на очередное заседание. Среди довольно обширной повестки дня значился и вопрос «О порядке езды на велосипедах по г. Великие Луки и принадлежащим ему землям». Проблема велотран-спорта в нашем городе к этому времени, как говорится, назрела. Великолукские «циклисты» (так тогда называли велосипедистов) раскатывали на своих машинах где попало, мешая городским обывателям и частенько сталкиваясь с ними. А также пугали многочисленных лошадей, которые шарахались от сверкающих никелем, непонятных и страшных для них устройств, что проводило к людским травмам и материальному ущербу.
Велосипед был изобретен еще в глубокой древности. Не касаясь увлекательной истории его создания и усовершенствования, отметим, что к этому процессу приложили руки и русские мастера. В 1752 году «дворовый человек» Леонтий Шамшуренков представил в Сенат созданный им веломобиль, но вместо благодарности угодил в тюрьму. В 1791 году гениальный русский механик Иван Петрович Кулибин преподнес Екатерине Второй «самобеглую коляску». Самокатка Кулибина имела рулевое управление, тормозное устройство, приспособление для переключения скорости и могла развивать скорость до 30 км в час. И, наконец, в 1800 году крепостной крестьянин Ефим Артамонов на самодельном самокате с педальным приводом проехал от Пермской губернии до Петербурга и принял участие в торжествах на коронации Александра Первого, получив в награду от царя «вольную» для всех членов своей семьи.
Однако, только во второй половине 19 века велосипед из игрушки и экзотической вещи превратился в средство передвижения. Этому способствовало внедрение в велопроизводство трех выдающихся открытий: шарикоподшипников, легких стальных труб и пневматических шин. Начинается массовый выпуск велосипедов и широкое распространение этого вида транспорта во многих странах, в том числе и в России, где он приобрел огромную популярность.
До революции в нашей стране действовало общество циклис-тов, имеющее свыше ста отделений на местах, издавалось не менее пяти журналов по данной тематике, регулярно устраивались соревнования по велоспорту, а имена знаменитых велосипедистов, нап-
ример, А. Панкратова, совершившего в 1911—1913 годах кругосветное путешествие на велосипеде, знал каждый школьник. Применялся велосипед и в военном деле. Русский офицер Базиновский сконструировал облегченную модель складного велосипеда, оказавшуюся лучшей в мире. В российской армии были сформированы подразделения «самокатчиков», прекрасно зарекомендовавшие себя в годы первой мировой войны.
Но вернемся в маленький уездный городок Великие Луки и выясним, как обстояли в нем велосипедные дела. Для этого обратимся к воспоминаниям старейшего великолучанина А. П. Лопырёва.
«До революции велосипедов в Великих Луках было не очень много. Они каждый год регистрировались в Городской Управе и их владельцам выдавался номер железный, окрашенный кружок с цифрой, который стоил 1 руб. 50 коп. Продавались велосипеды во многих великолукских магазинах, например, в часовом магазине Давыдова, в универсальном магазине Вязьменского, в магазине модных товаров мадам Браман… Велосипед стоил около 100 руб., это было очень большая по тем временам сумма. Но продавали их, как правило, в кредит и покупатели выплачивали стоимость покупки в течение года, что для многих было доступно. Пользовались велосипедом люди либо зажиточные, либо среднего класса: чиновники, врачи, юристы, учителя, предприниматели. Наибольшей популярностью пользовались марки «Рэллей», «Лейтнер», «Стрела». Выглядели велосипеды совершенно также как современные, но были гораздо красивее, особенно дамские, у которых заднее колесо, чтобы платье не попадало в спицы, было затянуто яркой сеткой. А мужчины, чтобы штанина не попадала под цепь, защипывали ее у щиколотки специальным зажимом. Такие зажимы продавались во всех галантерейных магазинах…»
А руководствовались великолукские велосипедисты правилами, которые и были приняты Городской Думой в конце зимы 1902 года. Правила эти сохранились в городском архиве. Вот они:
1. Езда на велосипеде позволяется только при разрешении Городской Управы.
2. Малолетним, не достигшим 14 лет, разрешение не выдается.
3. Разрешение выдается лишь при отсутствии сомнения в умелом и свободном управлении велосипедом. В противном случае желающие подвергаются испытанию.
4. Каждый велосипедист снабжается номерными знаками, звонком и фонарем.
5. Запрещается ездить по тротуарам, по тропинкам для пешеходов, по городским садам, скверам и бульварам, по торговым площадям в базарные дни. —
6. Запрещается ездить наперегонки.
7. Велосипедисты должны ездить по одному в ряд, держаться правой стороны, при обгоне ездить тихо-тихо и обязательно звонить.
8. В местах большого скопления публики или при встрече с лошадьми необходимо сойти с велосипеда и вести его в руках.
Контроль за исполнением правил возлагался на местные полицейские органы, виновные в их нарушении подвергались штрафу и лишались свидетельства на право езды на велосипеде. Конечно, кое-что в этих правилах сейчас может вызвать у нас только улыбку. Но вместе с тем они свидетельствуют и о довольно высоком уровне дореволюционного местного самоуправления, что подтверждают и другие источники.
Любимое лакомство
На одной старой, еще довоенной фотографии Великих Лук на витрине магазина можно разобрать рекламную надпись: «Мороженое — вкусный и изысканный продукт». Много лет прошло с тех пор, а знаменитое лакомство, любимое детьми и взрослыми, по-прежнему пользуется огромной популярностью.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32