Великие Луки
В отчете Великолукской городской управы за 1897 год упоминаются три парикмахерские (примерно на 10 000 населения): Капранова на Троицкой улице (ныне К. Либкнехта), Юдина-Бельского на Левой набережной (наб. Матросова) и Кантора на Никольской улице (пр. Ленина). Позднее, когда через Луки прошла железная дорога, на вокзале открылась четвертая парикмахерская — Бейлинсона. Были они небольшими, на 2—4 места. Разделения на мужские и женские залы, по-видимому, не было. Старейший великолукский краевед А. П. Ло-пырёв вспоминает об одной из этих парикмахерских: «В южной стене Вознесенского монастыря был проем, в котором построили небольшой деревянный домик зеленого цвета, который арендовал парикмахер Капранов. Вход был прямо с Троицкой. Поднявшись на три ступеньки и войдя в открытую дверь, вы попадаете в салон, метров 15—20, где было два кресла с кожаными подголовниками, вешалка, несколько стульев для ожидающих и столик с газетами и журналами. Перед зеркалом всегда было множество флаконов с разными духами, одеколонами, туалетной водой, баночек с бриолинами, вежетелями, фиксутуарами и другими средствами ухода за волосами».
У всех парикмахеров при обслуживании посетителей имелись общие приемы. Это «галантерейное» обхождение, знание элементов французского языка, считалось долгом занимать клиента городскими сплетнями или интересным разговором. При работе мастер пританцовывал, жонглировал инструментом, оттопыривал мизинец. Обязательно несколько раз спрашивалось: «Вас не беспокоит-с?» Белые халаты тогда не были приняты и мастера были одеты в сюртуки и жилеты.
Забавный эпизод происходил при бритье. С остервенением направив на ремень бритву, мастер затем вежливо спрашивал: «Вам с пальцем или с огурцом-с?» Это означало, что для того, чтобы лучше выбрить щеку, в рот клиенту засовывался либо палец парикмахера, либо огурец. Хотя последнее стоило несколько дороже, многие из санитарно-гигиенических соображений предпочитали огурец, который после бритья можно было съесть.
Обязательной принадлежностью любого парикмахера был т.н. «мальчик». Это действительно был мальчик-ученик, лет 12—14, в обязанности которого входило всегда иметь наготове горячую воду, подметать пол, убирать парикмахерскую и т.п. Одновременно он присматривался и учился парикмахерскому делу. Практику ученики обычно проходили на нищих. Вот как описывает этот процесс современник: «Скромная парикмахерская, утренний час, посетителей нет. Входит нищий, просит милостыню. Хозяин кричит в заднюю комнату: «Федяйка, сюда!» А нищему говорит: «Мы тебя сейчас подстрижем, садись. Денег не надо, а после стрижки дадим копейку». После этот Федяйка, будущий Теодор, — начинает обрабатывать голову нищего по указанию мастера. Его стригут под разные прически. Начинают брить, подстригать бороду под «Генриха Четвертого». Усы закручивают под «Ивана Поддубного». Если нищий не узнавал самого себя в зеркале и пытался выразить протест, его выпроваживали без подаяния».
В парикмахерских на видном месте всегда вывешивалась такса за услуги. Самая низкая цена: бритье — 5 копеек, стрижка — 10. Можно было вызвать матера на дом: причесать всю семью, украсить невесту и др., но это стоило довольно дорого.
Какие же прически были модны в данный исторический период? Бурное развитие капитализма принесло изменения и во внешний облик человека. Прически стали проще и разнообразнее. У мужчин главным требованием считалось приглаженность и аккуратность. В моде были разного вида проборы: то сбоку, то посредине. Некоторые зачесывали волосы свободной волной назад, другие носили с зачесом на лоб. Бороды и усы также были разных фасонов: усы — в кольцо, щеткой, острые, прямые, пушистые, сливающиеся с бородой. Усы и бороду подвивали, «нафабривали» и помадили. Некоторые брили все лицо, подражая англичанам и американцам.
На женских прическах очень сильно сказались изобретения щипцов для волос и долговременной завивки (перманента). Дамы старались носить пышные прически. Волосы укладывались на голове и скреплялись многочисленными шпильками. Наиболее популярные прически носили названия «Тюрбан», «Шлем», «Саха-рет»,… Многие носили косы. И мужчины, и женщины подражали в прическах знаменитым актерам и киноактерам, особенно Ру-дольфо Валентино и Мэри Пикфорд.
С началом первой мировой войны и военным бытом у женщин вошла в моду короткая стрижка, которая прежде считалась признаком вульгарности и неблагонадежности.
О доходах великолукских цирюльников узнать пока не удалось. Но думается, особого богатства они не имели. Городок был маленький, жители победнее предпочитали стричься сами, и клиентура была весьма незначительна.
А после Октябрьской революции на бедных брадобреев обрушились новые напасти и репрессии властей. (Капранова в 1919 году расстреляли), началось крайнее упрощение причесок… Короткая стрижка, бритье головы, борода а-ля Троцкий, тоненькие «бюрократические» усики над верхней губой, вот и все разнообразие. Вдобавок, появилась мощная конкуренция со стороны государственной парикмахерской, открытой при Уисполкоме на пр. Карла Либкнехта. Но ушлые частники не сдались. Объединившись в артель во главе с А. Я. Горфинкелем, они успешно справлялись с трудностями, что вызывало немалое раздражение городской власти. В газете «Наш путь» за 1919 год было напечатано несколько фельетонов, в которых артельные парикмахерские подвергались резкой критике, в какой-то мере обоснованной. Например, Горфинкель за бритье головы брал 60 рублей, а в исполкомовской парикмахерской — всего 8.
Период НЭПа был самым благословенным для великолукских парикмахеров. Значительное увеличение городского населения, наличие у части жителей больших денег, вхождение в моду замысловатых причесок привело к тому, что парикмахерские в Луках начали расти, как грибы после дождя. В «Именном списке владельцев парикмахерских, расположенных в районе г. Великие Луки» за 1924 год, найденном в архиве историком С. Петровым, фигурирует уже 10 парикмахерских: Бейлинсона, Горфинкеля, Колина, Кантора, Савельвульфа, Фукса, Юдина-Бельского, Янковского, Городского Коммунального Общества Взаимопомощи и какого-то ТПО МББ ж.а. «Красный Балтиец», расположенного в кузове на Торопецком шоссе близ станции Великие Луки.
Свертывание НЭПа в нашей стране в конце 20-х годов по-разному сказалось и на великолукских парикмахерских. Одни стали работать в государственных парикмахерских, другие, пользуясь преклонным возрастом, ушли на отдых. А третьи, как «социально чуждый элемент» загремели на Соловки, откуда уже не вернулись.
1. Какие мужские и женские прически были модны в нашем городе до революции?
2. Каков был уровень обслуживания в великолукских парикмахерских?
Реклама — двигатель торговли
Эта известная поговорка стала очень популярной в России в конце XIX — начале XX вв. в период бурного промышленного подъема, связанного с этим стремительного развития торговли, а следовательно, и обострения конкурентной борьбы. Владельцам магазинов, лавок, прочих торговых заведений требовалось немало изобретательности и находчивости, чтобы побеждать конкурентов. Одним из способов борьбы и стала реклама. Не имея современных возможностей воздействия на умы потенциальных покупателей, она, в первую очередь, носила наглядный характер. Современник писал: «Появилось очень много вывесок, броских плакатов, светящихся названий. Рекламные объявления висели всюду, даже на стенах домов. Появилось ходячая реклама — специальные люди носили высокие рамы, на которые были1 натянуты рекламные полотнища. Рекламировали все: вина, лекарства, новые ткани, кафешантаны, цирковые представления, театры»…
Для того, чтобы выяснить, как обстояли дела с рекламой в дореволюционных Великих Луках обратимся к письму Андрея Павловича Лопырёва. Вот что он сообщает: «Реклама в начале века была развита еще не очень сильно. А в нашем городе, в тиши глухой провинции, реклама была примитивной. Но и в Великих Луках торговцы лезли вон из кожи, чтобы заманить покупателя в свои лавки. Первое и главное средство рекламы в те времена, которое привлекало прохожих, это была магазинная витрина с красиво разложенными товарами. Великолукские владельцы магазинов ради рекламы шли даже на дополнительные и немалые расходы, связанные с устройством широких и больших витрин зеркального стекла. Немалую роль в привлечении покупателей играло и освещение. В начале XX века богатые магазины начали освещаться спиртокалильными лампами, которые светили ослепительно белым светом и трудно было удержаться, чтобы не зайти в такой празднично освещенный магазин.
Средством для привлечения покупателей были также вывески. Разнообразного размера яркими вывесками каждый магазин был облеплен снизу и доверху. На вывесках кроме рекламных фраз рисовали и изображения товаров. Зачастую, вывески для броскости укреплялись не на стене магазина, а поперек тротуара. Иногда для этого в мостовую вкапывался столб. Это мешало прохожим и движению, и Городская управа такие вывески запрещала.
Офисная мебель проекты и мебель.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32