Великие Луки
Педагогические кадры для начальных учебных заведений готовились в самих Великих Луках. Окончившие 7 классов женской гимназии получали аттестат на звание учительницы начальных классов, а 8 классов — домашней учительницы. В 1909 году в Луках было открыта женская учительская семинария, вначале размещавшаяся на Козобродской улице (Льва Толстого), а через четыре года
переехавшая за Ловать в специально построенное для нее здание (ныне, в перестроенном виде, школа № 8). В семинарию принимали девочек 13—16 лет, получивших начальное образование и в течение 4 лет готовили из них преподавателей для начальных городских и сельских школ. Содержалась семинария на средства Городской Думы, Земства и Министерства народного просвещения. Выпускницы либо направлялись в сельские школы уезда, либо устраивались в городе.
К великолукским педагогам стоит отнести также наставниц в частных домах и руководителей частных просветительских школ, где готовили ребятишек к поступлению в средние учебные заведения. В городе было несколько таких курсов. Лучшие из них вела жена священника Покровской церкви матушка Александра Федоровна Виноградова — мать будущего академика.
Нужно обязательно назвать и некоторых представителей духовенства, внесших большой вклад в развитие просвещения в нашем городе. Это протоиерей Успенской (Коломенской) церкви Иван Михайлович Пульхеров, открывший в 1860 году на свои средства первую в губернии 2-классную школу для девочек. И отец Матвей Виноградов, благочинный Великих Лук, и настоятель Покров-
ской церкви, руководивший самой крупной церковно-приходской школой, находившейся на Дворцовой площади.
Несколько слов о быте тех, кто трудился на ниве народного просвещения. Великолукские учителя помимо семейных праздников ходили в городскую библиотеку, которой имели право пользоваться бесплатно, любили перекинуться в картишки, летними вечерами гуляли по городскому бульвару или в Летнем саду, посещали театр, а с 1913 года открывшийся в городе кинематограф. Пили весьма умеренно.
Некоторые педагоги занимались активной общественной деятельностью. Уже упоминавшийся С. И. Взоров многократно избирался в гласные Городской Думы, ас 1917 года стал даже Городским Головой. Оставил известный след в политической жизни Великих Лук учитель — инспектор Второго городского училища А. Н. Малышев (отец советского государственного деятеля В. А. Малышева). Но, пожалуй, самым знаменитым из великолукских «общественников» был учитель приходского училища В. Н. Кочевицкий. Переучив несколько поколений великолучан, он на склоне лет неоднократно избирался гласным Городской Думы и заслужил скандальную славу своими оригинальными выступлениями и резкостью выражений.
Так, в 1873 году при обсуждении вопроса о состоянии мостов на Дятлинку, регулярно сносимых половодьем, Кочевицкий выдвинул предложение уничтожить остров, чтобы больше этой проблемы не возникало. Это повергло в шок жителей Дятлинки, где в то время находилось около 40 домов и Преображенская церковь. В 1876 году въедливый старик затеял тяжбу с членом городской управы Н. Ф. Чудовым, обвинив его в разных должностных нарушениях, что при расследовании не подтвердилось, и так далее, и тому подобное.
Что касается политических взглядов великолукского учительства, то они, в большинстве своем, как представители интеллигенции были людьми передовыми, сочувственно относившимися к идеям свободы, равенства и братства.
И последнее, чего хочется коснуться — это отношения общества к учителям. Педагог был самым уважаемым человеком. Авторитет его был необычайно высок, не то, что в настоящее время.
1. Каким было моральное и материальное положение дореволюционного учителя?
2. Какими были жизнь и быт великолукских учителей до революции?
Беззаветные тртеми
Сельские учителя дореволюционной России. В отличие от большинства преподавателей городских учебных заведений, считавшихся государственными служащими и получавших чины, ордена и приличное жалование, педагоги, работавшие в деревне, испытывали большие материальные трудности и лишения. И, тем не менее, их отличала исключительная преданность делу просвещения народа, любовь к избранному пути, честность, добросовестность, трудолюбие.
Типы учебных заведений в уездах были различные: министерские начальные школы, церковно-приходские школы, школы грамотности… Здесь речь пойдет только о земских школах, сыгравших огромную положительную роль в деле обучения и воспитания крестьянских детей.
В 1864 году царем Александром Вторым был утвержден закон о земском самоуправлении, по которому в губерниях и уездах Российской империи создавались земства — выборные органы для руководства хозяйственной деятельностью на местах. Для выполнения своих задач земства имели право облагать население особым налогом. Стране нужны были грамотные люди, и вопросы народного просвещения стали одним из приоритетных в деятельности земств.
Интенсивно открывались земские школы. В Великолукском уезде, например, в конце XIX — начале XX вв. уже насчитывалось 15 таких учебных заведений: Борковская, Вязовская, Горицкая, Дроздовская, Липецкая, Лосевская, Миритиницкая, Михайловская, Настецкая, Окнийская, Овсищевская, Спасоникольская, Баз-ловская, Апимаховская и женская в Великих Луках. К 1910 году планировалось открыть еще 10 земских школ, а в принятом 1911 году перспективном плане на 25 лет собирались открывать по 6 школ ежегодно.
Для строительства школ земству необходимо было покупать землю, но немало великолукских помещиков дарило ее для этого благородного дела безвозмездно, например, помещик Д. Н. Вих-ман, адмирал И. М. Лавров. Сестры Тыртовы подарили под школу свой господский дом. А уездный предводитель дворянства Голени-щев-Кутузов разрешил бесплатно брать камень, песок и глину для постройки*.
Число учащихся в школах колебалось от 50 до 100 человек, но иногда превышало и 200 ребятишек. Тяга к знаниям была огромной. «Осенью крестьянки воем воют, просят взять их детей в школу», — отмечал один из учителей Великолукского уезда. Занятия, обычно, начинались в 8 часов утра и длились до 14 часов, но школьники приходили в школу ни свет, ни заря и задерживались в ней допоздна. Для мальчиков и девочек из дальних деревень при земских школах были открыты пансионаты и организовано бесплатное питание.
Вначале земские школы имели 1—2-классное образование, но уже в концу XIX века некоторые из них начинают переходить на 3—5-летний срок обучения. Изучали в них грамматику, арифметику, основы истории, географии, естествознания… Обязательно имелись опытные пришкольные участки, где учащиеся получали определенные представления об агрономии. Надо сказать, что земства могли содержать школу за свой счет, но не имели права составлять программу обучения, контролировать и направлять процесс обучения и воспитания детей. Это было прерогативой Министерства просвещения.
На каждую земскую школу приходилось, обычно, 2—3 педагога (часто супружеская пара). Помимо довольно скромного жалования, выплачиваемого земством, им полагалась бесплатная казенная квартира с отоплением и освещением. Впрочем, что они из себя представляли видно из воспоминаний одного земского учителя: «Жилье мое состоит из одной небольшой комнатки. Рамы на окнах #ветхи и без запоров. К стенам они примыкают неплотно. Пол настлан скверно, потолок еще хуже. Печь занимает четверть комнаты, но закрывается плохо. Вследствие такого устройства моей пришкольной квартиры холодный воздух имеет в нее свободный доступ, а теплый не менее свободно уходит из нее через все щели. От этого в квартире так холодно, что никакая топка не помогает. Целую зиму приходится трястись, как осиновому листу».
Помимо тяжелых жизненных условий педагоги подвергались постоянному давлению со стороны местных властей. В одной из газет так писали о положении земской учительницы: «В обществе она похожа на зайца, которого можно травить когда, где и как угодно».
Справедливости ради надо сказать, что земство, невзирая на постоянную нехватку средств, как могло старалось помочь своим учителям. В частности, по Великолукскому уезду: 1. Зарплата зем-
ского учителя после 15 лет работы повышалась на 60 рублей. 2. Учительница, проработавшая в земской школе 25 лет, награждалась золотой брошью стоимостью 5 рублей. 3. Доплачивалось по 5 рублей за внешкольную деятельность учителя. 4. Выдавались единовременные пособия на лечение…
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32