Великие Луки
Народные говоры представляют большой интерес, как исторический источник. Возьмем ту же «литву окаянную», которая напоминает о постоянном отражении великолучанами набегов литовских племен в древности. Нередко какое-нибудь областное слово не только является ярче и выразительнее общерусского, но, случается, может одно заметить целую гроздь образованных слов. Уже упоминавшийся Л. В. Успенский приводит в одной из своих книг псковское слово «запрокид». Если его перевести на литературный язык, получится что-либо вроде «крутой склон холма, обращенный на север, в сторону, противоположную полуденному солнцу».
Кто хочет владеть хорошей русской речью, должен научиться слышать, запоминать, а иногда и использовать местные слова и выражения. Ведь как писал В. И. Даль: «Областной говор свойственен нашему русскому народу, и простонародный язык является постоянным источником и родным отцом языку образованному».
1, Каковы особенности великолукской разговорной речи в дореволюционный период?
Шелест прошлых лет
Древняя мудрость гласит: «Если ты посадил хотя бы одно дерево, то жизнь прожил не зря». Любовь к «зеленым друзьям человека» у людей существует издавна. Не счесть песен, стихов, сказок, пословиц, посвященных березам, дубам, елям, липам, тополям и другим представителям растительного мира. А о значении деревьев в человеческой жизни известно всем. Великолучане могут по праву гордиться тем, что в нашем городе очень много зелени. Так было и в прошлом.
Самым живописным местом в Луках до революции был Летний сад. Городским садом называется участок зеленых насаждений, предназначенный для отдыха городского населения. Слово же «летний» появилось из-за однолетних цветов, посаженных там. Когда был разбит Летний сад, точно неизвестно. Но историк М. И. Семевский в своей знаменитой книге «Очерки истории Великих Лук и Великолукского уезда», вышедшей в 1857 году, его уже упоминает. Располагался сад на участке, ограниченном с трех сторон
улицами Долгой (Ставского), Дворецкой и Петербургской (Р. Люксембург), а с четвертой стороны — речкой Коломенкой. Судя по всему, вначале за садом следили городские власти, но в конце 19 века был найден арендатор, купец А. Т. Спиридонов, обязавшийся обнести сад оградой, содержать его в порядке и подсаживать деревья. В это же время за вход в сад стала взиматься плата. Как же выглядел Летний сад? В нем росли старые тенистые березы, клены, липы, кусты сирени и бузины. Было много цветочных клумб. Четыре главные аллеи шли вдоль забора, а несколько лучевых соединяли их с центром сада. В центре была большая круглая площадка, по краям которой стояли скамейки со спинками, а в середине — большая цветочная клумба. Сад по вечерам освещался керосино-во-калильными фонарями.
В начале 20 века в саду был построен Летний театр, где давали представления заезжие труппы артистов и местный семейный музыкально-драматический кружок, ресторан и музыкальная беседка для оркестра. Летний сад функционировал и после революции. Многие великолучане старшего поколения его хорошо помнят. Погиб сад в годы войны (фашисты устроили в нем концлагерь). Впоследствии это место застроили домами и сейчас только название одной из улиц города — Садовая, расположенной неподалеку, напоминает нам о Летнем саде.
Другой городской сад, более ограниченного пользования, находился на Озерецкой улице (ныне Виноградова). Здесь более гектара земли в сторону крепости городской Думой было уступлено великолукскому отделению Российского общества садоводства. Часть этой земли в начале века арендовал некий Будрык, который торговал цветами, рассадой и саженцами. Будрыком в его садоводстве был разбит красивый парк с цветочными клумбами, дорожками, скамейками, где можно было гулять за плату. Там же находились теннисный корт, площадка для игры в крокет и качели. Многие великолучанки с маленькими детьми и молодежь охотно посещали садоводство Будрыка. После революции в нем размещался горзеленхоз, а затем оно пришло в запустение и сейчас от него ничего не осталось.
Городской сквер (по латыни — скверус, означает: придаю квадратную форму), был устроен на Покровской площади. Он возник в середине века, благоустроен в 1890 году. Сквер был небольшой, но хороший, со старыми деревьями, кустами боярышника и акаций, с
дорожками и скамейками. Он имел форму трапеции, в вершине которой стоял павильон с открытой террасой, где торговали мороженым и газированной водой. Днем в сквере кто-нибудь присаживался отдохнуть мимоходом, а вечерами здесь гуляла публика, ожидая начала киносеанса, потому что в 1912 году напротив сквера было построено здание театра «Модерн» (после революции «Коммуна»). Территория сквера сейчас вошла в состав городского парка на набережной А. Матросова. У второго великолукского кинематографа «Рекорд», построенного на углу Правой набережной и Никольской улицы (ныне пр. Ленина), тоже был скверик, но очень чахлый и жиденький. Туда выходили зрители в антрактах.
Заканчивая тему великолукских садов и скверов, нельзя не упомянуть и два школьных садика: реальный садик на Пятницкой площади (пл. Юбилейная), где были гимнастический городок и метеостанция, и садик при женской гимназии, где гимназистки зубрили учебники.
Слово «бульвар» французского происхождения и означает в переводе «городской вал». На сама деле это просто озелененная часть улицы с аллеями и дорожками для пешеходов. В Великих Луках было несколько бульваров: на Правой и Левой набережных Лова-ти, на Екатерининской и Борисоглебской улицах… Самый старый из них, расположенный на правом берегу реки, начинался от Большого моста и тянулся до Никольской улицы. Это его высмеял в своем сатирическом стихотворении декабрист А. Н. Креницын в середине 19 века: «Я согласен плох бульвар, что пародия бульвара. Он скорей бросает в жар, чем бы защищать от жара». Но прошло время, деревья на бульваре разрослись и стихи потеряли свою актуальность. Старейший великолучанин А. П. Лопырёв вспоминает: «Бульвар был обсажен старыми липами, ивами и кленами, посередине шла хорошая ровненькая дорожка из утрамбованного песка, вдоль дорожки стояли скамейки. Со стороны дороги бульвар был обнесен общей для великолукских бульваров невысокой оградой, окрашенной в красно-коричневый цвет».
Но самый лучший бульвар располагался на берегу рукава Лова-ти, напротив острова Дятлинка. Он брал свое начало от пожарной каланчи (сейчас на ее месте музыкальная школа им. Мусоргского) и тянулся вдоль берега почти до конца Дятлинки. В конце бульвара в 1868 году была построена беленькая Екатерининская часовня, приписанная к Спасо-Преображенской церкви.
И, наконец, нельзя не сказать несколько слов о парках окрестных помещичьих имений, территория которых теперь входит в го-родС|<ую черту. Это, в первую очередь, Богдановское, принадлежавшее дворянам Ратмановым (находилось за железнодорожной линией напротив Казанского кладбища) и Подолешье, купцов Бо->’еновых (за нынешней Первомайской улицей). Обычно парки бывали двух основных типов — французские (архитектурные) и английские (ландшафтные). Но в России был создан свой особый стиль, сочетающий искусственные насаждения с тем, что создала сама прлр >да. Это придавало паркам русских усадеб удивительную живописность и красоту. Липовые и еловые аллеи, огромные дубы и тополя, экзотические кустарники, пруды и каналы, через которые перекинуты ажурные мостики, обязательный остров уединения, мраморные статуи и псевдоантичные руины — многое из этой атрибутики Зыло и в великолукских имениях. Излюбленными местами гуляния городской молодежи Богдановское и Подолешье стали уже после революции. Заброшенные и одичавшие парки производили, по воспоминаниям современников, потрясающее впечатление. Особенно в конце мая, когда воздух в парках наполнялся ароматем цветущей сирени, а в кустах всю ночь напролет заливались соловьи. Оба парка были уничтожены в годы войны. Богдановское сейчас застроено хозяйственными постройками, а на месте Подолешья — завод ЖБИ-2.
Заканчивая наше повествование, стоит остановиться еще на одном моменте. Речь пойдет о человеке, увековечившем великолукские сады и парки в своих произведениях. Это художник-пейзажист Сергей Васильевич Ганкевич, живший в Великих Луках в 20-е годы. Сохранилось 8 его картин, три из которых называются «Летний сад», «Вид на Богдановское» и «После дождя», «Парк Подолешье». Часть картин была куплена у вдовы художника нашим краеведческим музеем и хранится в его фондах.
Деревья, как и люди, не вечны. И сейчас ничего из тех дореволюционных зеленых насаждений не сохранилось. Но нынешние наши прекрасные парки, скверы и бульвары являются как бы потомками тех, которые были в прошлом.
1. Как обстояли дела с озеленением нашего города до революции?
2. Какие парки, сады, бульвары были в Великих Луках?
За заслт веред городом
спортмастер торгует подделками
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32