Поиск по сайту

Великие Луки

Народные говоры представляют большой интерес, как историчес­кий источник. Возьмем ту же «литву окаянную», которая напомина­ет о постоянном отражении великолучанами набегов литовских пле­мен в древности. Нередко какое-нибудь областное слово не только является ярче и выразительнее общерусского, но, случается, может одно заметить целую гроздь образованных слов. Уже упоминавший­ся Л. В. Успенский приводит в одной из своих книг псковское слово «запрокид». Если его перевести на литературный язык, получится что-либо вроде «крутой склон холма, обращенный на север, в сторо­ну, противоположную полуденному солнцу».
Кто хочет владеть хорошей русской речью, должен научиться слышать, запоминать, а иногда и использовать местные слова и вы­ражения. Ведь как писал В. И. Даль: «Областной говор свойственен нашему русскому народу, и простонародный язык является постоян­ным источником и родным отцом языку образованному».
1, Каковы особенности великолукской разговорной речи в дореволюцион­ный период?
Шелест прошлых лет
Древняя мудрость гласит: «Если ты посадил хотя бы одно дере­во, то жизнь прожил не зря». Любовь к «зеленым друзьям челове­ка» у людей существует издавна. Не счесть песен, стихов, сказок, пословиц, посвященных березам, дубам, елям, липам, тополям и другим представителям растительного мира. А о значении деревь­ев в человеческой жизни известно всем. Великолучане могут по праву гордиться тем, что в нашем городе очень много зелени. Так было и в прошлом.
Самым живописным местом в Луках до революции был Летний сад. Городским садом называется участок зеленых насаждений, предназначенный для отдыха городского населения. Слово же «летний» появилось из-за однолетних цветов, посаженных там. Когда был разбит Летний сад, точно неизвестно. Но историк М. И. Семевский в своей знаменитой книге «Очерки истории Великих Лук и Великолукского уезда», вышедшей в 1857 году, его уже упо­минает. Располагался сад на участке, ограниченном с трех сторон
улицами Долгой (Ставского), Дворецкой и Петербургской (Р. Люк­сембург), а с четвертой стороны — речкой Коломенкой. Судя по всему, вначале за садом следили городские власти, но в конце 19 века был найден арендатор, купец А. Т. Спиридонов, обязавшийся обнести сад оградой, содержать его в порядке и подсаживать де­ревья. В это же время за вход в сад стала взиматься плата. Как же выглядел Летний сад? В нем росли старые тенистые березы, клены, липы, кусты сирени и бузины. Было много цветочных клумб. Че­тыре главные аллеи шли вдоль забора, а несколько лучевых соеди­няли их с центром сада. В центре была большая круглая площадка, по краям которой стояли скамейки со спинками, а в середине — большая цветочная клумба. Сад по вечерам освещался керосино-во-калильными фонарями.
В начале 20 века в саду был построен Летний театр, где давали представления заезжие труппы артистов и местный семейный му­зыкально-драматический кружок, ресторан и музыкальная беседка для оркестра. Летний сад функционировал и после революции. Многие великолучане старшего поколения его хорошо помнят. Погиб сад в годы войны (фашисты устроили в нем концлагерь). Впоследствии это место застроили домами и сейчас только назва­ние одной из улиц города — Садовая, расположенной неподалеку, напоминает нам о Летнем саде.
Другой городской сад, более ограниченного пользования, нахо­дился на Озерецкой улице (ныне Виноградова). Здесь более гекта­ра земли в сторону крепости городской Думой было уступлено ве­ликолукскому отделению Российского общества садоводства. Часть этой земли в начале века арендовал некий Будрык, который торговал цветами, рассадой и саженцами. Будрыком в его садовод­стве был разбит красивый парк с цветочными клумбами, дорожка­ми, скамейками, где можно было гулять за плату. Там же находи­лись теннисный корт, площадка для игры в крокет и качели. Мно­гие великолучанки с маленькими детьми и молодежь охотно посе­щали садоводство Будрыка. После революции в нем размещался горзеленхоз, а затем оно пришло в запустение и сейчас от него ни­чего не осталось.
Городской сквер (по латыни — скверус, означает: придаю квад­ратную форму), был устроен на Покровской площади. Он возник в середине века, благоустроен в 1890 году. Сквер был небольшой, но хороший, со старыми деревьями, кустами боярышника и акаций, с
дорожками и скамейками. Он имел форму трапеции, в вершине которой стоял павильон с открытой террасой, где торговали моро­женым и газированной водой. Днем в сквере кто-нибудь приса­живался отдохнуть мимоходом, а вечерами здесь гуляла публика, ожидая начала киносеанса, потому что в 1912 году напротив сквера было построено здание театра «Модерн» (после революции «Ком­муна»). Территория сквера сейчас вошла в состав городского парка на набережной А. Матросова. У второго великолукского кинема­тографа «Рекорд», построенного на углу Правой набережной и Ни­кольской улицы (ныне пр. Ленина), тоже был скверик, но очень чахлый и жиденький. Туда выходили зрители в антрактах.
Заканчивая тему великолукских садов и скверов, нельзя не упо­мянуть и два школьных садика: реальный садик на Пятницкой площади (пл. Юбилейная), где были гимнастический городок и метеостанция, и садик при женской гимназии, где гимназистки зубрили учебники.
Слово «бульвар» французского происхождения и означает в пе­реводе «городской вал». На сама деле это просто озелененная часть улицы с аллеями и дорожками для пешеходов. В Великих Луках было несколько бульваров: на Правой и Левой набережных Лова-ти, на Екатерининской и Борисоглебской улицах… Самый старый из них, расположенный на правом берегу реки, начинался от Боль­шого моста и тянулся до Никольской улицы. Это его высмеял в своем сатирическом стихотворении декабрист А. Н. Креницын в середине 19 века: «Я согласен плох бульвар, что пародия бульвара. Он скорей бросает в жар, чем бы защищать от жара». Но прошло время, деревья на бульваре разрослись и стихи потеряли свою ак­туальность. Старейший великолучанин А. П. Лопырёв вспоминает: «Бульвар был обсажен старыми липами, ивами и кленами, посере­дине шла хорошая ровненькая дорожка из утрамбованного песка, вдоль дорожки стояли скамейки. Со стороны дороги бульвар был обнесен общей для великолукских бульваров невысокой оградой, окрашенной в красно-коричневый цвет».
Но самый лучший бульвар располагался на берегу рукава Лова-ти, напротив острова Дятлинка. Он брал свое начало от пожарной каланчи (сейчас на ее месте музыкальная школа им. Мусоргского) и тянулся вдоль берега почти до конца Дятлинки. В конце бульва­ра в 1868 году была построена беленькая Екатерининская часовня, приписанная к Спасо-Преображенской церкви.
И, наконец, нельзя не сказать несколько слов о парках окрест­ных помещичьих имений, территория которых теперь входит в го-родС|<ую черту. Это, в первую очередь, Богдановское, принадле­жавшее дворянам Ратмановым (находилось за железнодорожной линией напротив Казанского кладбища) и Подолешье, купцов Бо->’еновых (за нынешней Первомайской улицей). Обычно парки бы­вали двух основных типов — французские (архитектурные) и анг­лийские (ландшафтные). Но в России был создан свой особый стиль, сочетающий искусственные насаждения с тем, что создала сама прлр >да. Это придавало паркам русских усадеб удивительную живописность и красоту. Липовые и еловые аллеи, огромные дубы и тополя, экзотические кустарники, пруды и каналы, через кото­рые перекинуты ажурные мостики, обязательный остров уедине­ния, мраморные статуи и псевдоантичные руины — многое из этой атрибутики Зыло и в великолукских имениях. Излюбленными мес­тами гуляния городской молодежи Богдановское и Подолешье ста­ли уже после революции. Заброшенные и одичавшие парки произ­водили, по воспоминаниям современников, потрясающее впечат­ление. Особенно в конце мая, когда воздух в парках наполнялся ароматем цветущей сирени, а в кустах всю ночь напролет залива­лись соловьи. Оба парка были уничтожены в годы войны. Богданов­ское сейчас застроено хозяйственными постройками, а на месте Подолешья — завод ЖБИ-2.
Заканчивая наше повествование, стоит остановиться еще на од­ном моменте. Речь пойдет о человеке, увековечившем великолук­ские сады и парки в своих произведениях. Это художник-пейзажист Сергей Васильевич Ганкевич, живший в Великих Луках в 20-е го­ды. Сохранилось 8 его картин, три из которых называются «Летний сад», «Вид на Богдановское» и «После дождя», «Парк Подолешье». Часть картин была куплена у вдовы художника нашим краеведчес­ким музеем и хранится в его фондах.
Деревья, как и люди, не вечны. И сейчас ничего из тех дорево­люционных зеленых насаждений не сохранилось. Но нынешние наши прекрасные парки, скверы и бульвары являются как бы по­томками тех, которые были в прошлом.
1. Как обстояли дела с озеленением нашего города до революции?
2. Какие парки, сады, бульвары были в Великих Луках?
За заслт веред городом

спортмастер торгует подделками

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Состоялась конференция, посвященная Великой Отечественной войне
  • Городские поселения: возникновение, функции, внешний облик
  • Современные политические силы Псковской области
  • Антропогенный фактор и проблема устойчивости ландшафтов.
  • Интересное