Великие Луки
Пели какую-нибудь рождественскую молитву или церковную песнь, чаще всего рождественский тропарь или рождественский кондак. По окончании пения хозяева давали колядующим какое-нибудь подношение: кусок пи-
рога, несколько конфет, горсть мелочи, иногда приглашали в дом. Если же пение не нравилось, то просто стучали в окно, дескать, уходите.
Так и ходили христославы со звездами и вертепами по темным заснеженным улицам города, пока не уставали и не замерзали. Все это сопровождалось всяческими веселыми дурачествами, хохотом и возней. В этот период раздвигались границы допустимого в поведении, и нельзя было обижаться на насмешки и озорство. Вездесущие мальчишки, увязавшись за колядующими, частенько первыми пробирались к двери или форточке и, схватив угощение, быстро удирали, чтобы не получить по шее за свое хулиганство. Все собранное при колядовании потом делилось поровну.
Славить Христа — это было народное творчество, никто его не организовывал и никто им не руководил, а слова и молитвы песнопений передавались из поколения в поколение, без всяких нот и записей.
1. Когда происходило колядование? Как к нему готовились?
2. Почему колядование являлось народным творчеством?
Экологические проблемы наших предков
В «Вестнике Псковского губернского земства» от 28 февраля 1887 года, который сохранился в городском архиве, среди различных статистических данных и отчетов, внимание историка сразу же привлекает любопытная статья «Санитарное исследование водовместилищ г. Великие Луки». Оказывается и более века назад находились люди, которых волновали вопросы охраны окружающей среды. «Экологическая комиссия» в лице великолукского доктора К. Делекторского проверила великолукские водоемы — реки Ло-вать, Коломенку, Лозову (Лазавицу), пруды в крепости, озерко возле вала, Круглое озерко — и сделала неутешительные выводы. Наличие в воде вредных веществ, таких как азот и азотистая кислота, аммиак и другие, превышало допустимые нормы.
Были вскрыты источники загрязнения. Главным из них являлся навоз, которого на великолукских улицах хватало с избытком/ Особенно была им богата городская площадь после проведения ярмарок. Разумеется, вся грязь, скапливавшаяся в городе, так или иначе попадала в реки. Немалый вред наносили Ловати и сами вели-колучане. В статье с возмущением отмечается, что начиная от лютеранской кирхи, берега реки представляют «сплошную антигигиеническую обстановку», правый берег — свалочное место, а с левого в реку впадает две сточные канавы. Кроме основных источников загрязнения существовала и масса второстепенных, таких как перегон скота, стирка белья и т.п. Интересно, что среди причин загрязнения названа и такая, которую мы давно уже таковой не считаем (очевидно потому, что появилось много новых). Делектор-ский пишет: «По простому чувству брезгливости никто, я думаю, не будет пить воду, в которой делали ванну человеку, тем более животному В летнее время река Ловать содержит не только ванную воду, от беспрерывного купания животных и людей, но еще хуже ополо-щение от стирки белья, посуды, других необходимых человеческих принадлежностей. Мы больше чем уверены, что микроскоп открыл бы в воде Ловати и волокна белья, и частицы кожи, и волосы и т.д.»
Сообщив, что качество воды других «водовместилищ» в Великих Луках еще более безобразно, автор вносит предложение по решению данного вопроса. Он предлагает снести стоящие неподалеку от Ловати конюшни, деревянные бараки, восстановить прежде
существовавший вдоль берега бульвар, а также запретить свалки мусора, стирку и полоскание белья и посуды, перегон скота и постановку купален. По всему городу уничтожить прудки и озерки, загнивающие в летнее время и служащие для великолучан соблазнительными местами для свалки нечистот.
Как же откликнулась Городская Дума на взволнованную, очень аргументированную статью доктора Делекторского? К сожалению, мы этого не знаем. Но делалось великолукскими властями по улучшению санитарного состояния нашего города немало. Вот только несколько примеров, поданным старейшего великолукского краеведа А. П. Лопырёва.
Для того, чтобы жители могли зачерпывать воду не у берега, вместе с мутью и грязью, а на достаточном от него расстоянии, на реке на лето ставилось 18 плотов на расстоянии 3-х саженей от берега.
В черте города от Казанского кладбища до Сергиевского монастыря было запрещено купание лошадей и мытье экипажей.
Городская управа заставляла всех домовладельцев убирать навоз с дороги напротив их владений, а Торговую площадь убирала за свой счет силами арестантов.
Во время холерных эпидемий в людных местах устанавливали баки с кипяченой водой и велось разъяснение опасности пить сырую воду.
В многолюдных учреждениях город оборудовал местные водопроводы. Городская Дума заставляла предпринимателей строить на своих предприятиях очистные сооружения…
Конечно, некоторые современные великолучане могут усмехнуться и подумать: «Наивные предки. Нам бы их заботы». Однако, люди, которые уже в те, сравнительно благополучные в экологическом отношении, времена били тревогу по поводу варварского обращения с природой, заслуживают самого глубокого уважения.
1. Каковы были экологические проблемы наших предков? Как они с ними справлялись?
Без старя не обойтись
В увлекательной книге нашего земляка Льва Васильевича Успенского «Слово о словах» есть такой отрывок: «Если бы лет сорок назад, где-нибудь возле Великих Лук, завидев замурзанного мальчишку на деревенском крыльце, вы окликнули его: «Вань, а ваши где?» — вы рисковали бы услышать в ответ что-нибудь вроде: «Да батька уже помешался, так ён на будворице орёт, а матка, тая шум с избы паше…». Я думаю, вы побледнели бы: целая семья сошла с ума. На деле же все было очень спокойно, ответ мальчишки можно перевести примерно так: «Отец закончил вторую вспашку поля и теперь поднимает огород возле избы, а мать — та выметает мусор из дому».
На других страницах книги известный писатель-лингвист, дет-скис и юношеские годы которого прошли в имении Щукино Медве-довской волости Великолукского уезда, еще не раз возвращается к диалекту своего родного края. А был этот диалект очень любопытен.
Общерусский литературный язык, на котором сейчас говорят подавляющее большинство населения, выработался за долгие-долгие годы из множества диалектов и наречий. Они еще и сейчас сохранились (в основном в деревнях среди людей старшего поколения), но за последние годы стремительно исчезают из разговорной речи. И все-таки, в нашем языке еще немало местных говоров, их исследованием и систематизацией занимается раздел науки лингвистики — диалектология.
Первым человеком, посвятившим себя собиранию слов народ-t ной речи, был Владимир Иванович Даль (1801—1872) Начал он это дело молодым, кончил стариком. Морской офицер, военный врач, чиновник, писатель, Даль обессмертил свое имя созданием знаменитого четырехтомного «Толкового словаря живого великорусского языка», вышедшего в 60-х годах 19 века и не потерявшего своего значения и по сей день. 53 года самоотверженного труда позволили исследователю собрать около 200 000 русских слов. Сейчас дело Даля продолжают целые ученые коллективы.
Но вернемся к Псковщине В. И. Даль считает, что псковский областной говор относится к северному наречию и несмотря на некоторые различия между северными и южными районами имеет ряд общих черт.
Во-первых, это искажение слов и замена одних звуков на другие. Особенно часто заменяются звуки «Е» на «Я» или «И» (чяво, дяллов, исть), «3» или «С» на «Ж» (ждобный, жадобненький, жамо-
рыш), знаменитое цоканье «Ч» на «Ц» (цаска, свеца, ницево). Во-вторых, в слова добавляются лишние буквы (охвота, облизьяна, бай-ня). В-третьих, это неправильное ударение (Егоров, Сидоров) и спряжение слов (рыба в воды, чесать в головы, беру своим рукам). Кроме того, существовало большое количество слов, характерных только для Псковской губернии; журавина — клюква, стрекава -крапива, барканы — морковь, блицы — грибы, петун — петух, читый — трезвый и другие. Что касается великолукских слов, то имеются такие: бутелиться — драться, стебать — ловить рыбу, соцыть — искать, сурукаться — тереться (в смысле — гулять с девушкой), посацкий — хулиган, откентелева — откуда… Кроме того, здороваясь, великолу-чане обязательно говорили: «Здрасти к вам», выражая удивление: «Аеваев» или «Аеу», сердясь на детей: «Литва окаянная» и т.п.
Неудивительно, что приезжие из других регионов Российской империи подобную речь воспринимали с большим трудом или вообще не понимали. Поэтому в приходских, церковно-приходских и земских школах и училищах города и уезда главным предметом наряду с письмом, чтением, арифметикой и законом божьим считались и уроки умения правильно говорить. Правда, эффект их был небольшой. Окончив 2—3 класса, большинство великолукских мальчишек и девчонок, не имея возможности продолжить обучение, вскоре опять переходили на привычный для них народный язык.
Заказать дипломную работу услуги написания дипломных и курсовых работ otlnn.ru.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32