Великие Луки
Иван Бус. По воспоминаниям старых великолучан, начал свою карьеру еще до революции и закончил ее в начале 60-х годов нашего века. Говорят, что Бус, прожив много лет в Карцеве, очень обижался, что этот район города не назвали его именем.
Вася Цветастый. Этого нищего, уже послевоенного периода, немного поврежденного в уме, многие и сейчас хорошо помнят. Прозвище он получил из-за своего посоха, увешенного картинками, коробками из-под папирос, тряпочками и прочей дребеденью, в верхнюю часть его палки была вделана лампочка. Был Вася тихий и безобидный, ходил по дворам со словами: «Вот и Вася пришел». Среди мальчишек ходил слух, что в годы войны этот нищий сотрудничал с гитлеровцами, что вряд ли было в действительности.
… Еще лет двадцать назад нищенство у нас почти исчезло и вряд ли кто-нибудь тогда предполагал, что оно возродится вновь и расцветет таким пышным цветом.
Окно в исчезнувший пир
«Окно в исчезнувший мир», «зеркало, обладающее памятью», «история, рисуемая светом» — такими пышными эпитетами награждают фотографию. Ее значение сравнивается с изобретением колеса и письменности.
19 августа 1839 года в Парижской Академии наук был сделан доклад об открытии известным художником и ловким предпринимателем Луи Даггером способа закрепления полученного изображения на серебряных пластинках, покрытых особым составом. Этот день и считается днем рождения фотографии. Конечно, прошло много времени, прежде чем новое изобретение достигло совершенства. Еще долго снимок одного изображения длился 15—30 минут, фотокамера не имела затвора, а вес фотооборудования достигал 50 килограммов. Только к началу XX века основные усовершенствования фототехники были завершены. В Россию «светопись» (так переводится с греческого фотография) пришла спустя несколько лет после своего рождения. Родоначальником русской фотографии является С. Л. Левицкий.
Как же обстояли дела с фотографией в дореволюционных Великих Луках? Ведь наш город имеет сейчас совершенно иной облик, очень мало осталось в нем памятников старины и только глядя на пожелтевшие от времени снимки и открытки можно представить себе, как он выглядел в прошлом.
Надо сказать, что Великим Лукам в этом отношении повезло. Сохранилось много открыток и фотографий конца XIX — начала XX века, на которых запечатлены почти все виды города. Самый полный фотоальбом их насчитывает свыше 200 листов, находится в городском архиве. Его составил известный знаток города А. П. Лопырёв, когда работал над своей книгой «Город моего детства». И хотя альбом существует в единственном экземпляре, любой, интересующийся историей своего края, может с ним познакомиться.
Самые первые фотографии Великих Лук относятся к 70-м годам XIX века. На них запечатлены Троицкая церковь и площадь, дом купца Чудова, купленный для Реального училища, и некоторые другие объекты. Фотографий Великих Лук XIX века немного. В связи с этим хочется привести интересный эпизод. Когда в 1887 году наш город посетил, как говорится «с кратким рабочим визитом», командующий Петербургским военным округом брат царя
Великий князь Владимир Александрович, то сей важной персоне среди других подарков был поднесен альбом с шестнадцатью видами Великих Лук. Дальнейшая судьба этого альбома неизвестна.
Среди почти сотни открыток с видами нашего города чаще всего встречаются вышедшие из издательства А. С. Суворина. Алексей Сергеевич, миллионер и крайний реакционер, был крупнейшим издательским деятелем России. В 1911 году им было основано в Москве типографское и книготорговое товарищество «Новое время», которое рассылало своих агентов-фотографов во все города Российской империи.
Было в Великих Луках и свое издательство — Петра Терентьевича Державина, чей книжный магазин находился в первом от реки корпусе торговых рядов на Торговой площади (ныне пл. Ленина). Ряд открыток выпущен в акционерном обществе братьев Гранберг (Швеция), чья стокгольмская типография выполняла заказы десятков частных лиц России, прежде всего владельцев писчебумажных магазинов. Заказать такие открытки могли великолукские книготорговцы Н. Я. Меншихов, А. Я. Ду-дикова и другие.
Из фотографов-любителей прежде всего нужно отдать должное Д. Г. Карчевскому. Карчевский родился в 1870 году, учился в великолукском Реальном училище. Был весьма предприимчивым купцом второй гильдии. Жил в своем доме в Новой слободе, увлекался садоводством, огородничеством, пчеловодством, занимался благотворительностью. Но главным в его жизни было не это. В 1898 году купец увлекся фотографией. С ящиком фотокамеры и треногой бродил он по городу и снимал, снимал, причем не только виды Великих Лук, но и жизнь великолучан, что является настоящим кладом для краеведов.
На снимках Карчевского запечатлены ярмарка и похороны, торговцы и нищие, учащиеся и арестанты, рыболовы и водовозы. Перед нами воочию проходит жизнь великолучан начала XX века. Сохранилось около 200 фотографий, сделанных Карчевским за 1900-1911 годы.
Судьба Дмитрия Григорьевича трагична. В середине 20-х годов на заседании Городского Совета он осмелился покритиковать местное начальство. Расплата последовала быстро. Под вздорным предлогом, что до революции купец имел три дома, Карчевский
был лишен избирательных прав, а в 1930 году «за антисоветскую деятельность» тройкой ОГПУ был приговорен к трем годам лагерей на Соловках, где и закончил свою жизнь. Пропали и все его фотографии послереволюционного периода.
Помимо снимков Карчевского сохранился ряд фотографий брата А. П. Лопырёва — Павла. Делал до революции снимки и ве-ликолучанин Иван Георгиевич Колесов. Некоторые из них, такие как «Весеннее половодье на р. Ловать», «Патриотическая манифестация у часовни Александра Невского по случаю начала I мировой войны» и другие очень интересны.
Какие же фотоаппараты применялись в начале XX века? Это продукция знаменитой фирмы «Кодак», созданной американским бизнесменом и исследователем Джоржем Истменом. Удобные и практичные «Кодаки» заряжались специальной бумажной лентой и могли делать без перезарядки от 12 до 100 кадров. Аппараты в это ьремя были в основном двух видов: в виде ящика и с раздвижным мехом (гармошкой), т.н. «клап-камера». Купить их можно было в Петербурге, Москве, Пскове и самих Великих Луках.
Говоря о фотоделе в нашем городе, нужно обязательно упомянуть и о фотоателье. В начале XX века их было в Луках три: Мельника, Папроцкого и Кожевникова, расположенных соответственно на Троицкой (К. Либкнехта), Озерецкой (Виноградова) и Екатерининской (Пушкина) улицах. Самым лучшим считалось ателье Моисея Михайловича Мельника, чьи работы
были даже отмечены золотой медалью на международной выставке в Риме в 1911 году. Поскольку электричества тогда не было, снимки можно было делать только днем, поэтому стены и крыша фотоателье были стеклянными. В каждой фотографии были «задники» — передвижные декорации, на которых были нарисованы роскошные интерьеры и экзотические пейзажи. Уже применялась для съемок и вспышка магния, но она давала резкие тени, много белого дыма и использовалась редко. Качество фотографий было высоким, в чем убеждаешься, рассматривая прекрасно сохранившиеся экземпляры.
1. Какую пользу приносят фотографии в изучении прошлого?
2. Почему фотографии Д. Г. Карчевского особенно ценны для великолукских краеведов?
Поведала старая фотография
Под одним из сохранившихся снимков великолукского фотографа Д. Г. Карчевского, сделанной в начале 20 века, стоит подпись «Колядование в Великих Луках». Колядование или славление происходило в святки. Святками называли период между Рождеством и Крещением. Издавна это время выделялось духовным подъемом в делах церковных, праздничностью — в делах мирских. Группы колядующих, в основном молодежи, ходили от двора ко двору и исполняли песнопения, посвященные Рождеству Христову, и величия хозяину и хозяйке, получая за это угощение. Этот повсеместно распространенный обычай в разных регионах России проходил по-разному. Для того, чтобы узнать, как колядовали в нашем городе, обратимся к воспоминаниям великолучан.
К колядованию начинали готовиться задолго до праздников. Заранее изготовлялась «звезда» или «вертеп». Звезда была символом той звезды, что взошла над Вифлеемом, когда родился Иисус Христос. Делали ее из старого решета. К решету прикрепляли шесть рогов из лучинок, и все оклеивали цветной бумагой. Внутри вставлялась елочная свеча. Затем звезда укреплялась на палке. А вертеп делался из подходящей коробки. Вместо крышки коробка заклеивалась прозрачной бумагой, и на эту бумагу наклеивался вырезанный силуэт какой-нибудь библейской сцены. Внутри вертепа также находилась свеча. Эти атрибуты старались сделать как мож-но более красивыми, занятными и оригинальными.
Христославы, как называли в Луках колядующих, собирались в группы по 6—10 человек и, как только темнело, ходили по улицам, останавливаясь перед освещенными окнами, и начинали петь хором. Существовала конкуренция, и поэтому в чужие районы города, обычно, не заходили.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32