Поиск по сайту

Великие Луки

Это бывало летом, а весной, в половодье, уровень воды в реке поднимался на два и три метра, и почти каждую весну Ловать выхо­дила из берегов, затопляя правую, более низкую набережную».
Ловать играла большую роль в жизни великолучан. По ней по­стоянно сплавляли лес. И в Рябиках, на так называемом «сплаву», находился лесопильный завод местного купца В. А. Вяземского. Ловатской водой пользовались великолукские предприятия. Горо­жане брали воду для питья. В Ловати и в четырех протекающих че­рез город ее притоках — Коломенке, Лазавице, Мурзинке и Ситов-ке — водилось много рыбы. Даже сома иногда можно было пой­мать. Купание было любимым развлечением не только ребятишек, но и взрослых.
Надо отдать должное, городские власти постоянно заботились о санитарном состоянии Ловати. В черте города запрещалось мыть лошадей и экипажи, велась систематическая борьба с обилием на­воза, заполнявшего улицы и стекавшего в реку. Городская Дума заставляла великолукских предпринимателей строить на своих предприятиях очистные сооружения. Русло реки регулярно очи­щалось от ила, камней и затопленных бревен.
«Чтим мы тебя, наша тихая Ловать», — писал поэт. Тихая-то она тихая, да иногда показывала свой норов. Обилие тающих снегов,
подъем грунтовых вод, длительные дожди неоднократно приводи­ли к серьезным наводнениям. Самое страшное из них в Великих Луках произошло в апреле 1795 года. Водой было снесено большое количество жилых домов, хозяйственных построек, залиты были и окрестные деревни. Центр города напоминал озеро. Имелись че­ловеческие жертвы. Вопрос о ликвидации последствий наводнения решался в Петербурге на заседании Сената и царица Екатерина Вторая выделила 8 тысяч рублей золотом на возмещение убытков.
В 1915 году был снесен Волоцкий мост на о. Дятлинка, затоплена Тор­говая площадь (ныне пл. Ленина). Сохранилась фотография этого на­воднения. А в декабре 1927 года раз­бушевавшаяся река натворила столь­ко бед, что оставшихся без крова жи­телей пришлось размещать в город­ских школах.
Проходят годы и столетия. А лю­бимая великолучанами, знакомая им с детства тихая река Ловать «все так­же таинственно и нежно журчит струйками и переплесками, как буд­то вздыхает о далеком, далеком прошлом, когда была она широкая и многоводная и носила на груди своей ладьи, на которых люди тогда ходили от Варяжского моря до Царьграда».
1. Почему река Ловать так названа? Каковы ее географические особен­ности?
2. Какую роль играла Ловать в жизни Великих Лук?
СМДЫ ВРЮ МИНУВШИХ
О том, что нашими предками являются восточные славяне, сей­час известно каждому школьнику. Славянские племена кривичей (предположительно названные так в связи со значительной кри­визной рек в районе их расселения) пришли на территорию ны­нешней Псковщины из южной Польши в V—VI веках нашей эры, с первой волной славянского переселения. Они вытеснили или ас­симилировали местное финно-угорское и балтийское население. Позднее, не раньше VII века, со второй волной переселения появля­ются словене ильменские, которые стали проживать бок о бок с кривичами. Археологическими памятниками кривичей являются длинные курганы, а словен — круглые сопки. Под Великими Лука­ми встречаются и те, и другие. Следов, оставленных славянами на территории нашей древней земли очень много. Только в Великолук­ском районе зафиксировано более 250 памятников археологии: 25 городищ, 37 селищ, 160 длинных курганов, 20 сопок, 6 жальнич-ных могильников, несколько культовых камней.
Городища — наиболее древние укрепленные поселения славян. Строились они обычно по берегам рек и озер, на высоких холмах или речных мысах. Укрепления таких славянских поселков состо-
яли из рва и вала, на котором устанавливался бревенчатый часто­кол. Самое известное городище находится в нескольких километ­рах от Великих Лук, возле так называемого Касьяновского желез­нодорожного моста через реку Ловать. Туда постоянно совершают походы и экскурсии великолукские школьники. В 40—70-х годах нашего века на городище неоднократно велись раскопки, в резуль­тате которых были обнаружены остатки жилищных и хозяйствен­ных построек, орудия труда и изделия ремесленников, предметы быта, кости диких и домашних животных. Ряд находок находится в Великолукском краеведческом музее. Городище, очевидно, имело сторожевую роль.
Селища — неукрепленные поселения, относящиеся к более позднему времени (примерно к IX—X веку). Возникновение их связано с переходом славян к пашенному земледелию. Если раньше главным богатством общины был скот, который и укрывали за ук­реплениями городищ, то затем, когда земледелие становится ос­новным занятием, ограждать поля было невозможно. Кроме того, в это время у славян создаются мощные племенные объединения, что резко снизило опасность нападения врагов. От селищ не оста­лось видимых следов и, обычно, их обнаруживают при сельскохо­зяйственных или мелиоративных работах.
Курганы — древние славянские захоронения. Слово «курган» — тюркского происхождения и переводится как «холм». На северо-западе России местные жители называют их «сопками» или «литов­скими могилами». Самая близкая к Великим Лукам группа курга­нов находится за д. Токолово в так называемом бору Гиберта. Не­мало их в Сенчитском бору, вокруг Колюбакской сети озер… Но самая мощная цепь курганов — на юге Великолукского района возле де­ревень Жигари—Стайки. Длинные или волнообразные курганы наи­более древние. Это коллективные родовые захоронения, в кото­рых похоронены десятки, а то и сотни наших предков. Круглые курганы (иногда обложенные по краям валунами) гораздо меньше по размерам и более позднего происхождения, когда родовая об­щина уже сменилась соседской.
Вплоть до принятия христианства у славян существовал обряд трупосожжения. Считалось, что огонь очищает душу умершего и помогает ей легче попасть в загробный мир. Поэтому покойника обычно сжигали вместе с его оружием, вещами, пищей и всем, что, с точки зрения соплеменников, может пригодиться на том свете.
Пепел и все, что не поддалось огню, собирали и складывали в по­гребальный кувшин, иногда покрывая его сверху другим сосудом, и насыпали над ними курган, после чего устраивали на кургане по­минки — тризну. Остатки тризны — кости, угли, посуду, археологи находят при раскопках курганов. Стремление же многочисленных кладоискателей найти что-нибудь ценное в славянских могильни­ках обычно заканчивается ничем.
Жальники — одиночные или семейные могилы XII—XV веков, об­ложенные снаружи камнями. Кое-где вокруг жальников возведены ограды из валунов в виде круга или четырехугольника. Внутри мо­гильника обычно один или несколько скелетов, по-прежнему встречаются вещи, что свидетельствует о сильном влиянии остат­ков языческой религии. На некоторых жальниках, например, у д. Стайки, стоят каменные четырехугольные кресты.
Культовые камни (следовики, крестовики и другие) наиболее интересные и загадочные памятники прошлого. Их происхожде­ние и назначение до сих пор не выяснено, исследователи камней сходятся только в одном: что они имеют религиозный характер. По многочисленным местным преданиям камни могут принести не­счастья или, наоборот, удачу. На следовиках выбит след человечес­кой ступни, рядом след животного или птицы, на крестовиках — крест или свастика (древний символ жизни). Один из следовиков находится возле д. Черпесса на берегу Ловати, другой в районе де­ревни Борисоглеб.
И, наконец, о славянских племенах в нашем крае напоминают местные топонимы — названия рек, озер, болот, населенных пунк­тов. Среди них — Веретье (по-славянски — высокое место или бо­лотная змея), Болоздынь (от древнего «болоздё» — хорошо), Си-товка («сито» — камыш) и многие другие.
Изучая сохранившиеся до наших дней «следы времен минув­ших», можно многое узнать о древнейшей истории нашего края.
1. Как назывались славянские племена, проживавшие в нашей местнос­ти?
2. Какие археологические памятники, связанные со славянами, сохрани­лись на территории нашего края?
Из Втг в Греки
«Был путь из Варяг в Греки по Днепру и в верх Днепра, волок до Ловати и по Ловати войти в Ильмень-озеро великое, из него же озе­ра потечет Волхов и вытечет в озеро великое Нево и того выйдет в море Варяжское», — так гласит русская летопись «Повесть времен­ных лет» об одном из самых древних международных торговых пу­тей, составной частью которого являлась и наша Ловать. По этой дороге шли в Византию бродячие норманнские отряды из Сканди­навии, тянулись купеческие караваны из русских земель, следова­ли купцы из южных стран, проезжали и хорошо вооруженные по­сольства. Система речных путей, связывавшая Черное море с Бал­тийским была известна на территории нашей Родины уже с VI века, но наибольшее значение имела в 10—11 столетиях.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Состоялась конференция, посвященная Великой Отечественной войне
  • Современные политические силы Псковской области
  • Городские поселения: возникновение, функции, внешний облик
  • Загрязнение поверхностных вод
  • Интересное