Великие Луки
Существовали еще: Общество пособия бедным учащимся по городу Великие Луки и уезду, основанное историком М. И. Семев-ским, Римско-католическое общество пособия бедным, заботившееся о великолучанах-католиках, приют «Ясли» для детей-подкидышей и отдел Общества спасения на водах.
В городе часто давались благотворительные концерты и проводились лотереи, выручка от которых шла на помощь малоимущим. За каждой закреплялся, на общественных началах, почетный попечитель, обычно состоятельный человек, способный своими средствами помочь школе.
Контроль за богоугодными заведениями был образцовый. Существовали многочисленные общественные комитеты, которые
внимательно следили за состоянием школ, богаделен, больниц, тюрем. Известный знаток прошлого нашего города А. П. Лопырёв приводит интересный эпизод. Однажды околоточный надзиратель (участковый) зашел в приют «Ясли», находившиеся на Мельницкой улице. Увидев грязный пол, он поставил об этом в известность городские власти. Дума немедленно приняла жестокие и решительные меры по наведению порядка в приюте и наказанию его работников. Больше жалоб на антисанитарное состояние оттуда не поступало.
Кроме общественной была широко распространена и личная благотворительность. Меценатов в Великих Луках было так много, что всех невозможно перечислить. Священник И. М. Пульхеров у себя на квартире на свои средства открыл первую в нашем городе школу для деревенских девочек. Дед известного историка В. И. Се-мевский отдал для богадельни двухэтажный каменный дом. Вели-колучанка К. А. Маркова открыла в больнице несколько бесплатных коек для бедных. Помещик Н. С. Брянчанинов преподнес реальному училищу набор музыкальных инструментов для оркестра и каждый год дарил сто рублей на угощение реалистов. Многие жертвовали деньги, дарили книги в городскую библиотеку, уездные помещики отдавали участки своей земли для постройки земских школ. Некоторые благотворители уже жили в Петербурге, но продолжали помогать родному городу.
На добровольные пожертвования благоустраивался и украшался город. Купец М. И. Глазов пожертвовал 2000 рублей на постройку часовни Александра Невского. Купец Сафонов на свои средства украсил купол Преображенской церкви на о. Дятлинка высоким шпицем…
Большую благотворительную работу вели Городская Дума и Земство. Имея довольно скудный бюджет они ежегодно выделяли пособия городским школам, общественной библиотеке, творческой самодеятельности и на пропаганду методов передового сельского хозяйства. И уж, конечно, огромная роль в милосердии к ближним принадлежала православной церкви. Однако, это настолько большая тема, что требует специального рассказа.
1. Какие благотворительные организации были в Луках в прошлом?
И нищие ходят с стою
Резкое увеличение в городах числа просящих подаяние всегда свидетельствует о серьезной болезни общества. История же данного социального явления уходит корнями в глубь веков. Посмотрим, что же из себя представляло нищенство в России и в Великих Луках в прошлом.
Первое упоминание о нищих на Руси относится к 10-му веку при князе Владимире Святославиче (именуемом также Красным Солнышком и Святым). Руководствуясь христианской заповедью, что нищенство угодно богу, знаменитый князь предлагал ради спасения души регулярно подавать милостыню. Отраженные в русских былинах того времени калики перехожие и слепые певцы с поводырями являлись странствующими нищими. Как правило, все они были людьми бывалыми, много повидавшими на своем йе-ку, прекрасными рассказчиками.
До конца 17 века разнообразным типам русских нищих, пользовавшихся симпатиями властей и общественного мнения, жилось весьма привольно. Но при Петре Первом положение их резко изменилось в худшую сторону. Царь-реформатор терпеть не мог бездельников и повелел всех побиравшихся, но работоспособных, «одевать в кандалы, бить кнутом и отправлять в дальние сибирские города». Позднее наказание за нищенство и бродяжничество значительно смягчилось, и в конце 19 — начале 20 века те, «которые просят милостыню по лености или с нарушением порядка» могли получить лишь от одного до трех месяцев тюремного заключения.
Одновременно государство принимало меры, чтобы как-то решить проблему нищенства. В 1769 году по указу Екатерины Второй были учреждены работные дома, в которых «сирых и убогих» должны были содержать «без всякого притеснения, страха и огорчения». В дальнейшем возникла целая сеть так называемых «богоугодных заведений», занимавшихся в том числе и нищими, создавались разнообразные комитеты и комиссии. Но эффект от всего этого был незначителен, ибо не затрагивались социальные корни проблемы.
Российское нищенство было неоднородным и состояло из нескольких групп, которые, в свою очередь, делились на еще более мелкие. Ознакомимся с некоторыми из них.
Странствующие нищие (в некоторых местах называемые «барабанщиками» или «горбачами»). К ним, в первую очередь, относятся крестьяне, «христарадничавшие» в городах из-за невыносимых жизненных условий, усугублявшихся различными бедствиями (засухами, неурожаями, эпидемиями). Они вызывали глубокое сочувствие. Современник так пишет об этих несчастных, появившихся в Великих Луках: «Оборванные, голодные и убогие, рыскали они по городу, копошились на свалках, выпрашивали у торговцев остатки селедочного рассола в бочках. Получив его, вытаскивали из котомок свой хлеб — отдаленный родственник нормальному хлебу. Макали его в рассол и жадно ели, запивая водою».
Впрочем, для некоторых сельских жителей милостыня становилась формой подработки. По сохранившимся документам, крестьяне ряда уездов Витебской, Новгородской и Псковской губерний специально на зиму уезжали в Петербург просить подаяние.
К странствующим нищим относились и так называемые «добровольцы». Это монахи, живущие милостыней, люди под влиянием какого-нибудь потрясения, раздавшие свое имущество и давшие обет нести крест смирения и терпения, сборщики средств на строительство божьих храмов и другие. Сюда же можно отнести и богомольцев, посещающих различные святые места. В деятельности этой категории четко прослеживается религиозный характер.
Другая большая группа нищих — нищие городские. За некоторым исключением, они представляли из себя крайне аморальную часть общества. Клички таких нищих: «босяки», «голытьба», «бо-сявки», «раклы» и т.д. Большинство из них были закоренелыми тунеядцами, пьянствовали и воровали. Даже песенка до революции была такая: «Как у наших, у ворот, много нищих и сирот. Воют, ноют, хлеба просят, получив — Петровне носят. Для коров ей продают, и в овраге водку пьют».
На какие только хитрости не пускались подобные типы, чтобы разжалобить доверчивых горожан и получить от них мзду. Здесь и «мамахи» — женщины с грудными младенцами (часто просто с поленом в пеленках) и «севастопольцы» — якобы воины, пострадавшие за Отечество и «ходоки-терялки» — дети, разыгрывающие сцену горя от утраты хозяйственных денег, и «погорельцы» — побирушки, утверждавшие, что пострадали от пожара… Всего не перечесть. Недаром гласит пословица «Голь на выдумку хитра».
И, наконец, нищие-профессионалы. Они объединялись в артели, выбирали своего атамана — «старца», отчисляли взносы в общую кассу, имели собственную систему поощрений и наказаний и даже устраивали вступительные экзамены при приеме в артель новых членов.
Уважительное отношение к нищете восходило к культурной традиции христианства. Это подтверждают и русские пословицы и поговорки: «Кого бог полюбит — нищетою взыщет», «Гол, да наг — перед богом прав» и т.д. Поэтому городские обыватели, в том числе и великолукские, относились к побирающимся сочувственно. Обычно у нескольких улиц Великих Лук были свои «убогие», которым, хорошо зная их в лицо, охотно давали подаяние. Великолукские купцы частенько жертвовали на нищих из своих капиталов, а во время похорон и поминок побирающихся, по обычаю, кормили.
Полиция, которой было поручено гонять нищих, кроме тех, кто сидел на папертях храмов, в общем-то смотрела на их деятельность сквозь пальцы. Городские же власти пытались устроить престаре-
лых и немощных побирушек в богадельни, а остальных в Дом Трудолюбия Вязьменского, но это нравилось далеко не всем.
Старожилы вспоминают немало легенд, связанных с великолукскими нищими. То у одного «профессионала» после смерти нашли в матраце 10 тысяч рублей ассигнациями, а в подкладке рваной куртки — несколько десятков золотых червонцев. То другой замерз зимой на улице, а когда его принесли в морг, отогрелся и ожил, перепугав всех служителей…
Что касается наиболее выдающихся личностей, «ходивших с сумою» по Великим Лукам, то вот только некоторые из них.
Нищий по прозвищу «поросенок». Его увековечил на своем снимке великолукский фотограф-любитель начала 20 века Д. Г. Карчевский. Славился нищий тем, что мог прекрасно подражать звону колоколов всех великолукских церквей, что без сомнения, помогало ему увеличивать свою дневную выручку.
Купить справку из банка о состоянии счета как получить выписку по банковскому счету.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32