Великие Луки
В Великих Луках, как гласит легенда, первая часовня появилась еще до крещения Руси. В «Легендах Великих Лук», изданных А. Н. Мошиным в 1915 году, говорится, что 10—12 июля 961 года наш город посетила Святая и Равноапостольная княгиня Ольга, которая крестила многих его жителей. И на том месте, где стоял шатер знаменитой княгини, «была немедленно по ее отбытии поставлена часовня во имя Рождества Пресвятой Богородицы», которая не раз на протяжении столетий разорялась врагами, но отстраивалась вновь. В 1682 году на ее месте был заложен Воскресенский собор, остатки которого и сейчас сохранились в крепости. В другой, дошедшей до нас легенде, говорится о часовне на месте древнего
языческого капища, которая затем была заменена Пятницкой церковью (на нынешней площади Юбилейной).
Перед революцией в Великих Луках, если иметь в виду современные границы города, было 11 часовен. Все они были приписаны к каким-нибудь церквям, причт который служил там молебен и следил за их состоянием. Сохранившиеся в городском архиве Клировые ведомости великолукских церквей и другие документы позволяют узнать о часовнях в нашем городе некоторые подробности.
Самой известной, конечно, являлась часовня Александра Невского, она же памятник императору Александру Второму, убитому народовольцами. Разрушенная в 1918 году, она восстановлена к 830-летию Великих Лук на другом месте. Построена в конце 1881 года на средства, собранные народом. Обошлась городу в 5000 рублей: 2450 рублей собрали жители города, 550 рублей дала городская Дума и 2000 рублей пожертвовал именитый великолукский купец Матвей Матвеевич Глазов. В часовне висел образ Александра Невского и перед ним день и ночь горела негасимая лампада. Любопытно, что хотя за часовню отвечал Вознесенский монастырь, средства на масло для лампады выделялись из городского бюджета. В часовне обычно служили молебны по случаю самых важных событий. Сохранилась, например, старинная фотография молебна в связи с началом первой мировой войны.
Вознесенскому монастырю принадлежала еще и часовня во имя великомученика Пантелеймона, но где она находилась, выяснить не удалось.
К Троицкой церкви (находилась на площади Ленина) были также приписаны две часовни, одна каменная, в ограде церкви во имя Живоначальной Троицы и другая, деревянная, на каменном фундаменте — во имя великомучеников Флора и Лавра на Конной площади (в районе нынешней улицы Зверева).
Две красивые белые часовенки: Екатерининская (стояла на улице Пушкина, напротив городской больницы) и Благовещенская в Новой слободе (теперь улица Рабочая), были приписаны к Спасо-Прсображснской церкви на о. Дятлинка. Еще одна часовня, Нила Столо-бенского, находилась на Успенском (Коломенском) кладбище. Деревянная часовня над святым источником была на Пятницкой площади (ныне Юбилейной). И, наконец, три оставшиеся часовни, не входившие в тогдашнюю городскую черту, располагались в следующих местах: Никольская в Золоткове, построенная железнодорожниками — по Торопецкому шоссе сразу за рекой Лазавицей и Исаакиев-
екая — у деревни Боровицы (где сейчас городское кладбище в Зеленой зоне).
Причины появления часовен в Великих Луках были разные. Часовни на Конной площади и в Новой слободе были поставлены над престолами слободских церквей, когда-то там находившихся. Красная кирпичная часовня у р. Лазавицы, построенная в начале 20 века, обслуживала прихожан железнодорожного узла. Число их постоянно увеличивалось и в будущем ее предполагалось заменить церковью. Екатерининская часовня, поставленная по дороге к Казанскому кладбищу, была нужна, чтобы путник мог отдать поклон и перекреститься, проходя мимо. Часовня в Боровицах называлась «градобойной», так как была срублена крестьянами из бремен после ужасного града, побившего их посевы. Великолукские часовни органически вписывались в городской пейзаж и делали наш город еще более красивым и уютным.
Несколько слов о часовнях Великолукского уезда. По данным Псковского губернского статистического комитета за 1885 год они были в следующих населенных пунктах: Петрово, Марково, Бур-цево, Дерганово, Сенчиты, Птахино, Бельково, Пески. Об одной из них, стоящей на Петербургском тракте (сейчас дорога на Лок-ню), пишет в своей книге историк М. И. Семевский: «При походе российских войск в Пруссию в 1757 году, большая часть их приходила по великолукской большой дороге, однажды, один солдат, крайне утомленный, отделившись от идущей колонны, остановился и стал искать в кустах ручейка, чтобы напиться. К крайнему удивлению, он увидел небольшой образ Николая Чудотворца. Солдат приподнял его, и родник светлой воды заклокотал на сем месте. Служивый упал на колени, и, видя пред собой чудо, дал обет по окончании войны и получении отставки поставить здесь часовню и постричься в монахи.
Война кончилась, солдат, получив отставку, выстроил часовню и поступил в монастырь. Народ доселе верует в святость и целебность воды колодца, и всякий проезжающий считает долгом напиться из него, помолиться иконе и опустить что-нибудь в поставленную кружку».
В конце 19 — начале 20 века количество часовен в уезде начало быстро возрастать. Появилась часовня в Колюбаках на острове оз. Сокото, у священного источника, в деревне Борок на могиле помещика Лавровой-Каменской…. Революционные потрясения в России прекратили этот процесс.
Беспощадная борьба большевиков с религией самым роковым образом отразилась и на часовнях, как по России, так и в нашем крае. Большинство их было варварски уничтожено еще в первые годы советской власти. А те, что уцелели (в часовне Флора и Лавра в 1920-х гг. исследовали молочные продукты, а в часовне у Лазавицы было что-то вроде Дома пионеров или Комнаты школьника), были разрушены в период боев за наш город в 1943 году.
Сегодня прекрасная традиция ставить часовни вновь возродилась. На сегодняшний день в Великих Луках их три.
1. Что такое часовня? Чем она отличается от других культовых зданий?
2. Сколько часовен было в Великих Луках? 1де они находились? Сколько есть сейчас?
пилосерцие местного значения
По «Толковому словарю русского языка» Владимира Даля слово «благотворительность» означает делать добро, помогать бедным. Листая пожелтевшие архивные страницы, поражаешься как до революции благотворительность буквально пронизывала всю общественную жизнь России. Проследим это на примере нашего города конца XIX — начала XX вв.
В статистическом обзоре Псковской губернии за 1907 год упоминаются 7 великолукских благотворительных организаций. Самой крупной и состоятельной из них было Великолукское Благотворительное Общество. В нем было около 100 человек, в основной городской интеллигенции. Почетными членами Общества были богатые люди, способные внести членский взнос свыше 50 рублей, действительные члены платили годовой взнос три рубля. Во главе стоял совет из особо уважаемых в городе людей (купец П. П. Васильев, учитель С. Р. Дмитриев, исправник В. И. Пастуховский, жена врача Э. К. Шведе и другие). Существовало Общество за счет членских взносов, ежегодных пособий от Городской Думы, Губернского и Уездного Земства, а также за счет процентов с неприкосновенных капиталов, пожертвованных богатыми великолучанами. Председателем Совета обычно была женщина.
Общество содержало богадельню на 80 человек (приют для одиноких престарелых людей и малолетних сирот), расположенную на Борисоглебской улице (ныне пл. Ленина), выявляло в городе нуждающихся и раздавало им одежду, обувь, продукты и денежные пособия. Конечно, особого изобилия в богадельнях не было, но прокормиться было можно, тем более, что великолукские купцы частенько жертвовали приютам продукты: мясо, гусей, муку, булки, капусту, картофель.
Община сестер милосердия Красного Креста — так называлась в Великих Луках специализированная благотворительная организация, оказывавшая только медицинскую помощь. Она готовила квалифицированных медицинских сестер и ставила своей целью помогать имевшемуся в городе медперсоналу. Община была основана в 1878 году по инициативе и на средства вдовы тайного советника Раисы Александровны Ивановской, которая на протяжении 27 лет бессменно руководила ею. В 1913 году на Больничной улице было построено двухэтажное кирпичное здание больницы Общины
Красного Креста с водопроводом, канализацией и электрическим освещением. В перестроенном виде оно сохранилось до наших дней.
В 1896 году единственный в Великих Луках миллионер и купец I гильдии В. А. Вязьменский подарил городу участок земли в 624 квадратных сажени в Веденщине и два дома для постройки Дома Трудолюбия. Это было благотворительное учреждение, в котором «опустившиеся» люди могли обучиться ремеслу и честно зарабатывать себе на жизнь. Перестроенное здание Дома трудолюбия и поныне находится на углу улиц Гастелло и 3-й Ударной Армии.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32