Великие Луки
В пищу употребляли ржаной хлеб с мякиной (т.н. «пушной»), щи из капусты и свеклы, заправленные овсяной или ячменной мукой, окрошку из кваса с луком и подсолнечным маслом, горох, ячневую и гречневую каши. Молоко обычно отдавали детям. Мясо и сыр — только по большим праздникам. Праздники случались до-
вольно часто, кроме церковных еще и деревенские. Пили на них немного. По потреблению спиртных напитков Великолукский уезд находился на предпоследнем месте в губернии.
По характеру сельские жители были добрые и мягкие, любили детей. Очень боялись чиновников и начальства, убегая при их появлении. Велик был страх перед сверхъестественными существами — лешими, домовыми, русалками, чертями. Верили в разные приметы, коих было великое множество.
История уезда хранит также богатый материал о забавах и развлечениях его обитателей, об особенностях разговорной речи, топонимике и обрядах.
1. В каком году был создан Великолукский уезд?
2. Как жили крестьяне уезда до революции?
Исчезнувшая красота
Километрах в семи от поселения Локня, на территории бывшего Великолукского уезда, перед глазами путника вдруг возникают две высокие башни, окруженные огромным старинным парком. Это все, что осталось от некогда роскошного имения помещиков Брянчаниновых — Старые Липы.
О великолепном дворце, когда-то стоявшем здесь, рассказывают нам не только сохранившиеся дореволюционные фотографии, но и старинные почтовые открытки. Дворец имел около 120 комнат, каждая из которых совершенно не походила на другие. Их названия: египетская, русская, французская, греческая, белая, крас-
ная… — говорят сами за себя. Широкая мраморная лестница с двумя бронзовыми львами по краям вела на второй этаж. Несколько залов было отдано под библиотеку, насчитывавшую свыше четырех тысяч томов, и картинную галерею с ценными полотнами русских и иностранных мастеров. Пристроенные к дворцу две бетонные башни, также прекрасно отделанные, служили местом отдыха и развлечений, а с их смотровых площадок открывался живописный вид на окрестности.
Дворец стоял среди обширного, на 15 гектаров, парка. В нем были липовые и еловые аллеи, дубы, клены и ясени, декоративные кустарники, пруды с искусственными островами и каналами,
ажурные мосточки и беседки, мраморные статуи. И, наконец, большая стеклянная оранжерея с цветами, привезенными из Франции, довершала это великолепие.
Имение Старые Липы было не только одним из крупнейших в Великолукском уезде, но и одним из самых передовых и развитых в экономическом отношении. В архивном документе о его хозяйстве сообщалось: «1019 десятин земли, восьмипольный севооборот, молочное хозяйство, садоводство, промышленное пчеловодство…»
Свое красивое название поместье получило только в начале XX века, а до того именовалось Гора, или Новотроицкое. Принадлежало оно первоначально помещикам Алексеевым. Этому дворянскому роду земли в Великолукском уезде были пожалованы царем Алексеем Михайловичем еще в XVII веке. В XIX веке Горой (Новотроицким) последовательно владели вдова Мария Сергеевна Алексеева, ее сын, отставной корнет Владимир Григорьевич Алексеев, и затем его супруга Мария Ивановна Алексеева, урожденная Трофимова. После смерти последней все земли ее, по завещанию, отошли к родственнику — Николаю Семеновичу Брянчанинову.
Брянчаниновы являлись представителями одного из древнейших дворянских родов России. По преданию, они происходили от сподвижника Дмитрия Донского — боярина Михаила Бренка, героически павшего в Куликовской битве. Родовые имения Брянча-ниновых находились в Грязовецком уезде Вологодской губернии.
Николай Семенович Брянчанинов, сенатор, тайный советник, шталмейстер Двора Его Императорского Величества, кавалер многих российских и иностранных орденов, был человеком весьма известным в Псковской губернии. Имея владения в тех уездах (Великолукском, Островском и Холмском), он занимал посты великолукского уездного предводителя дворянства, псковского вице-губернатора, активно занимался благотворительностью и меценатством. Позднее, проживая в Петербурге, Николай Семенович, используя свои широкие связи, не раз оказывал землякам поддержку и помощь, за что был удостоен звания Почетного гражданина Великих Лук и Холма
В 1902 году сенатор разделил свои поместья на Псковщине между детьми. Гора досталась старшему сыну Александру, с именем которого и связаны наиболее яркие страницы истории этого «дворянского гнезда». Последний владелец имения, который и переименовал его в Старые Липы, родился в 1870 году, получил прекрасное гуманитарное образование, некоторое время был чиновником для особых поруче-
ний при министерстве финансов, но в чине надворного советника бросил службу и вплотную занялся литературной и общественной деятельностью. По данным писателя-краеведа П. В. Солодова, статьи и очерки Брянчанинова печатались во многих общественно-политических печатных изданиях. В 1915 году А. Н. Брянчаниновым издается журнал «Новое звено» — орган независимой либеральной мысли. Для работы в нем были привлечены лучшие представители российской интеллигенции, в том числе В. И. Бехтерев, М. М. Ковалевский, А. П. Семенов-Тянь-Шаньский, А. А. Шахматов и другие. Помимо публицистики, Александр Николаевич принимал активное участие в работе местных учреждений. Он избирался почетным волостным судьей, гласным Земского собрания Псковского уезда, гласным Великолукского Земского собрания, членом губернского экономического совета, попечителем Михайловской школы и так далее. Занимался помещик и благотворительностью. Например, в селе Михайлов Погост, рядом со Старыми Липами, на его средства был построен дом для народных развлечений, для местного населения была открыта библиотека, ежегодно выделялись средства для начальной школы.
Хозяйством своим барон из Старых Лип не занимался, предпочитая сдавать его угодья в аренду, но зато большое внимание уделял украшению своего дворца и парка. Получив за женой Марией Константиновной, урожденной княжной Горчаковой, богатейшее приданое, Брянчанинов, по рассказам старожилов, и придал своему жилищу тот роскошный вид, который мы видим на старых фотографиях.
Точное время постройки дворца установить пока не удалось. Существует несколько версий, по которой хронологические рамки данного события колеблются с середины XIX до начала XX веков. Установлено только, что по указанию Александра Николаевича в 1909 году ко дворцу были пристроены две железобетонные башни с колоннами и сделаны некоторые другие перестроечные работы. В то же время он был оборудован водопроводом и канализацией.
Большая заслуга в том, что нам немало сейчас известно о внешнем и внутреннем облике дворца, принадлежит фотографу Василию Ивановичу Козлову. Житель села Михайлов Погост Козлов был человеком, которого на Руси называли самородком. Мастер на все руки, он занимался садоводством, пчеловодством, сапожным, столярным делом, а на досуге увлекался фотографией, подрабатывал со своим аппаратом на местных ярмарках. Через свою сестру, портниху в Старых Липах, Василий Иванович познакомился с
Брянчаниновым и, по его заданию, сделал множество снимков имения и барской семьи. Любопытно, что стеклянные негативы и поныне хранятся у его сына, фотографа Григория Васильевича, немало помогшего автору данной публикации ценными сведениями.
Александр Николаевич Брянчанинов уехал с женой и дочерью за границу еще до революции. Дальнейшая же судьба его имения после Октября 17-го года весьма печальна. Все находившиеся в нем ценности были национализированы и вывезены, а то и просто разграблены. Правда, в начале 20-х годов во дворце размещался дом отдыха для больных рабочих и красноармейцев, о чем свидетельствует толстая папка документов, хранящихся в Великолукском архиве. Но затем почти все постройки в Старых Липах были разобраны на кирпич для строительства.
Говоря о Старых Липах, нужно обязательно упомянуть об одном эпизоде в их истории. Прошло уже немало лет с момента исчезновения дворца. И вдруг в 50-х годах из Франции, из пансионата для престарелых приходит открытка, в которой 80-летний А. Н. Брянчанинов передает привет своим землякам и интересуется, в каком состоянии находится его дом, библиотека, домовая церковь, семейный склеп, картинная галерея. Бедный Александр Николаевич… Находясь в эмиграции, он оторвался от жизни и представить себе не мог, что всего этого давно уже не существовало.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32