Поиск по сайту

Великие Луки

В пищу употребляли ржаной хлеб с мякиной (т.н. «пушной»), щи из капусты и свеклы, заправленные овсяной или ячменной му­кой, окрошку из кваса с луком и подсолнечным маслом, горох, яч­невую и гречневую каши. Молоко обычно отдавали детям. Мясо и сыр — только по большим праздникам. Праздники случались до-
вольно часто, кроме церковных еще и деревенские. Пили на них немного. По потреблению спиртных напитков Великолукский уезд находился на предпоследнем месте в губернии.
По характеру сельские жители были добрые и мягкие, любили детей. Очень боялись чиновников и начальства, убегая при их по­явлении. Велик был страх перед сверхъестественными существами — лешими, домовыми, русалками, чертями. Верили в разные при­меты, коих было великое множество.
История уезда хранит также богатый материал о забавах и раз­влечениях его обитателей, об особенностях разговорной речи, топо­нимике и обрядах.
1. В каком году был создан Великолукский уезд?
2. Как жили крестьяне уезда до революции?
Исчезнувшая красота
Километрах в семи от поселения Локня, на территории бывше­го Великолукского уезда, перед глазами путника вдруг возникают две высокие башни, окруженные огромным старинным парком. Это все, что осталось от некогда роскошного имения помещиков Брянчаниновых — Старые Липы.
О великолепном дворце, когда-то стоявшем здесь, рассказыва­ют нам не только сохранившиеся дореволюционные фотографии, но и старинные почтовые открытки. Дворец имел около 120 ком­нат, каждая из которых совершенно не походила на другие. Их на­звания: египетская, русская, французская, греческая, белая, крас-
ная… — говорят сами за себя. Широкая мраморная лестница с дву­мя бронзовыми львами по краям вела на второй этаж. Несколько залов было отдано под библиотеку, насчитывавшую свыше четырех тысяч томов, и картинную галерею с ценными полотнами русских и иностранных мастеров. Пристроенные к дворцу две бетонные башни, также прекрасно отделанные, служили местом отдыха и развлечений, а с их смотровых площадок открывался живописный вид на окрестности.
Дворец стоял среди обширного, на 15 гектаров, парка. В нем были липовые и еловые аллеи, дубы, клены и ясени, декоративные кустарники, пруды с искусственными островами и каналами,
ажурные мосточки и беседки, мраморные статуи. И, наконец, большая стеклянная оранжерея с цветами, привезенными из Франции, довершала это великолепие.
Имение Старые Липы было не только одним из крупнейших в Великолукском уезде, но и одним из самых передовых и развитых в экономическом отношении. В архивном документе о его хозяйстве сообщалось: «1019 десятин земли, восьмипольный севооборот, мо­лочное хозяйство, садоводство, промышленное пчеловодство…»
Свое красивое название поместье получило только в начале XX века, а до того именовалось Гора, или Новотроицкое. Принадлежа­ло оно первоначально помещикам Алексеевым. Этому дворянско­му роду земли в Великолукском уезде были пожалованы царем Алексеем Михайловичем еще в XVII веке. В XIX веке Горой (Но­вотроицким) последовательно владели вдова Мария Сергеевна Алексеева, ее сын, отставной корнет Владимир Григорьевич Алек­сеев, и затем его супруга Мария Ивановна Алексеева, урожденная Трофимова. После смерти последней все земли ее, по завещанию, отошли к родственнику — Николаю Семеновичу Брянчанинову.
Брянчаниновы являлись представителями одного из древней­ших дворянских родов России. По преданию, они происходили от сподвижника Дмитрия Донского — боярина Михаила Бренка, ге­роически павшего в Куликовской битве. Родовые имения Брянча-ниновых находились в Грязовецком уезде Вологодской губернии.
Николай Семенович Брянчанинов, сенатор, тайный советник, шталмейстер Двора Его Императорского Величества, кавалер мно­гих российских и иностранных орденов, был человеком весьма извест­ным в Псковской губернии. Имея владения в тех уездах (Великолук­ском, Островском и Холмском), он занимал посты великолукского уездного предводителя дворянства, псковского вице-губернатора, активно занимался благотворительностью и меценатством. Позднее, проживая в Петербурге, Николай Семенович, используя свои широ­кие связи, не раз оказывал землякам поддержку и помощь, за что был удостоен звания Почетного гражданина Великих Лук и Холма
В 1902 году сенатор разделил свои поместья на Псковщине между детьми. Гора досталась старшему сыну Александру, с именем которо­го и связаны наиболее яркие страницы истории этого «дворянского гнезда». Последний владелец имения, который и переименовал его в Старые Липы, родился в 1870 году, получил прекрасное гуманитарное образование, некоторое время был чиновником для особых поруче-
ний при министерстве финансов, но в чине надворного советника бросил службу и вплотную занялся литературной и общественной дея­тельностью. По данным писателя-краеведа П. В. Солодова, статьи и очерки Брянчанинова печатались во многих общественно-полити­ческих печатных изданиях. В 1915 году А. Н. Брянчаниновым издается журнал «Новое звено» — орган независимой либеральной мысли. Для работы в нем были привлечены лучшие представители российской интеллигенции, в том числе В. И. Бехтерев, М. М. Ковалевский, А. П. Семенов-Тянь-Шаньский, А. А. Шахматов и другие. Помимо публи­цистики, Александр Николаевич принимал активное участие в рабо­те местных учреждений. Он избирался почетным волостным судьей, гласным Земского собрания Псковского уезда, гласным Великолук­ского Земского собрания, членом губернского экономического совета, попечителем Михайловской школы и так далее. Занимался помещик и благотворительностью. Например, в селе Михайлов Погост, рядом со Старыми Липами, на его средства был построен дом для народных развлечений, для местного населения была открыта библиотека, еже­годно выделялись средства для начальной школы.
Хозяйством своим барон из Старых Лип не занимался, предпочи­тая сдавать его угодья в аренду, но зато большое внимание уделял ук­рашению своего дворца и парка. Получив за женой Марией Кон­стантиновной, урожденной княжной Горчаковой, богатейшее прида­ное, Брянчанинов, по рассказам старожилов, и придал своему жили­щу тот роскошный вид, который мы видим на старых фотографиях.
Точное время постройки дворца установить пока не удалось. Су­ществует несколько версий, по которой хронологические рамки данного события колеблются с середины XIX до начала XX веков. Установлено только, что по указанию Александра Николаевича в 1909 году ко дворцу были пристроены две железобетонные башни с колоннами и сделаны некоторые другие перестроечные работы. В то же время он был оборудован водопроводом и канализацией.
Большая заслуга в том, что нам немало сейчас известно о внеш­нем и внутреннем облике дворца, принадлежит фотографу Васи­лию Ивановичу Козлову. Житель села Михайлов Погост Козлов был человеком, которого на Руси называли самородком. Мастер на все руки, он занимался садоводством, пчеловодством, сапожным, столярным делом, а на досуге увлекался фотографией, подрабаты­вал со своим аппаратом на местных ярмарках. Через свою сестру, портниху в Старых Липах, Василий Иванович познакомился с
Брянчаниновым и, по его заданию, сделал множество снимков имения и барской семьи. Любопытно, что стеклянные негативы и поныне хранятся у его сына, фотографа Григория Васильевича, не­мало помогшего автору данной публикации ценными сведениями.
Александр Николаевич Брянчанинов уехал с женой и дочерью за границу еще до революции. Дальнейшая же судьба его имения после Октября 17-го года весьма печальна. Все находившиеся в нем ценности были национализированы и вывезены, а то и просто разграблены. Правда, в начале 20-х годов во дворце размещался дом отдыха для больных рабочих и красноармейцев, о чем свиде­тельствует толстая папка документов, хранящихся в Великолук­ском архиве. Но затем почти все постройки в Старых Липах были разобраны на кирпич для строительства.
Говоря о Старых Липах, нужно обязательно упомянуть об одном эпизоде в их истории. Прошло уже немало лет с момента исчезно­вения дворца. И вдруг в 50-х годах из Франции, из пансионата для престарелых приходит открытка, в которой 80-летний А. Н. Брян­чанинов передает привет своим землякам и интересуется, в каком состоянии находится его дом, библиотека, домовая церковь, се­мейный склеп, картинная галерея. Бедный Александр Николае­вич… Находясь в эмиграции, он оторвался от жизни и представить себе не мог, что всего этого давно уже не существовало.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Состоялась конференция, посвященная Великой Отечественной войне
  • Городские поселения: возникновение, функции, внешний облик
  • Современные политические силы Псковской области
  • Антропогенный фактор и проблема устойчивости ландшафтов.
  • Интересное