Великие Луки
Профессор Тыртов был человеком прогрессивных взглядов. Когда в России открылись женские педагогические курсы, он читал там лекции и вел лабораторные занятия, хотя не только правительство, но и многие представители тогдашнего русского общества с недоверием смотрели на эту «странную» и даже «крамольную» затею — создать высшее учебное заведение для женщин, призванных, с точки зрения властей, быть только женами и матерями.
В 1885 году генерал-лейтенант флота Тыртов был уволен со службы и последние годы жил в своем имении и в Великих Луках. У Николая
68
Никаноровича было две дочери — Анна и Ольга, много других родственников. Дом Тыртовых находился на Козобродской улице (ныне улица Льва Толстого).
Умер Н. Н. Тыротов 27 мая 1888 года и похоронен на Казанском кладбище нашего города. Долгие годы могила его была заброшена. Сейчас за могилой ученого и его матери следят великолукские краеведы. •
1. Какую роль сыграл Н. Н. Тыртов в жизни Софьи Ковалевской?
2. Кто являлся учеником генерала Тыртова?
История Великолукского ища
*
Великолукский уезд был образован в 1777 году и просуществовал до 1927 года. Он делился на более мелкие административные единицы: волости (до революции их было 17), которые в свою очередь состояли из сельских обществ (354), в каждой из которых имелось по нескольку селений (всего 2298).
Среди ста с небольшим тысяч населения Великолукского уезда в начале XX века подавляющее большинство составляли русские. Кроме них также проживали немцы, поляки, латыши, евреи и цыгане. Некоторое значение в смысле границ имел так называемый Петербургский тракт или почтовая дорога из Порхова в Витебск (ныне дорога из Великих Лук на Насву и Локню), разделявшая нагорную и низменную части уезда. Существовала даже фраза «Я из-за дороги», которая подчеркивала некоторую разницу между жителями уезда.
Большинство русских исповедовало православную веру, но было немало и раскольников. До революции в уезде насчитывалось 54 храма. Каких-либо конфликтов на национальной или религиозной почве не наблюдалось.
Главным занятием жителей было земледелие. Из засеваемых сельскохозяйственных культур на первом месте стояла рожь, затем шли овес, ячмень, гречиха, полевой горох, картофель и пшеница. Что касается льна, то посевы его встречались довольно редко, только для домашних нужд. На огородах выращивали репу, лук, свеклу, морковь, турецкий боб (фасоль), подсолнечник. Совершенно отсутствовали укроп, петрушка, сельдерей, а также помидоры. Фруктовых садов в уезде, в отличие от Великих Лук, было мало и только у помещиков.
Помимо землепашества крестьяне занимались различными промыслами, разносной торговлей, изготовлением барок, производством кирпича, выжиганием древесного угля, продажей дров, выделкой кадок, ведер, посуды, заготовкой щетины и так далее. Из промышленных предприятий в уезде были: 4 винокуренных завода (наиболее крупный из них — в имении Корвин-Круковских — Ры-жаково), а также несколько пивоваренных, кожевенных, гончарных, дегтярных и синильных заводов. В торговле значительным событием были ярмарки в Великих Луках, проводившиеся 4 раза в год и торжки в крупных селениях и погостах, куда крестьяне при-
возили продукты своего труда на продажу. По данным псковского краеведа Василёва, в уезде насчитывалось 47 мелочных лавок, 56 питейных домов, 4 постоялых двора, харчевня и трактир.
В нескольких публикациях последних лет жизнь русской деревни до революции явно приукрашивается и представляется этакой сытой и благополучной. Однако это не соответствует действительности, о чем свидетельствуют подлинные документы. Главной бедой крестьянства являлось малоземелье. После отмены крепостного права великолукские помещики сохранили за собой 58% всей земли. Крупнейшие из них Голенищевы-Кутузовы, Брянчанино-вы, Лавровы имели по нескольку тысяч десятин, а на крестьянина в среднем приходилось чуть больше четырех.
По количеству земли на душу населения Великолукский уезд занимал последнее место в губернии. Низкие урожаи, связанные с плохой обработкой земли и отсутствие удобрений, не могли прокормить крестьян и они вынуждены были арендовать землю у своих бывших господ на самых кабальных условиях. Доктор Л. А. Ма-ровский, обследовавший Великолукский уезд в 1870 году и оставивший очень интересные записи, хранящиеся в великолукском архиве, писал: «Крестьяне в домах, многие уже с масленицы, не едят хлеба. Да и тот хлеб, что ели они, был ржаной с мякиной, кострой и песком от жерновов, высеченных из песчаных камней. Такой хлеб хрустит на зубах, и я часто видел у крестьян стертые, как бы опиленные зубы. Но весной крестьяне и этого хлеба не знают и не бывают никогда сыты. Вместо хлеба они едят лепешки из корней водяного подорожника».
Плохо обстояли дела и со скотом. Попадались деревни, в которых не было ни одной коровы. Сохранилась любопытная таблица конца XIX века о количестве скота на одну ревизскую душу (только лиц мужского пола) по Великолукскому уезду: лошадей — 0,7; крупного рогатого скота — 0,9; свиней — 0,3; овец — 0,4; коз — 0,2. Тот же Маровский пишет, что многие деревенские жители жили в курных избах, крытых соломой, а некоторые жилища крестьян построены из березы и даже осины.
Население было задавлено налогами: подушная подать, оброчная подать, лесной налог, налог с недвижимых имуществ, государственный земельный налог, налог с частных владельцев, выкупные платежи, налог на содержание судебных учреждений, земский, губернский и уездный сборы, мирской сбор и страховые платежи.
Немудрено, что от такой жизни крестьяне были малы ростом, худы и слабосильны, часто болели и умирали. Кроме эпидемий тифа, холеры и оспы, неоднократно вспыхивавших в Псковской губернии, были распространены: скарлатина, лихорадка, желудочно-кишечные и глазные заболевания. Как ни странно, почти совсем не было онкологических, сердечно-сосудистых и психических заболеваний. Смертность временами была выше рождаемости. Например, в 1868 году родилось 3652 человека, а умерло 4663.
Правда, бурное развитие капитализма в России в пореформенное время способствовало изменениям в деревне. Вводился многопольный севооборот, улучшалась сельскохозяйственная техника, развивалась агрономическая наука. В связи с расслоением крестьянства, появляются сельские богатеи — кулаки (по-деревенски «мироеды»), имевшие по 150—300 десятин земли и 20—30 коров. Некоторые помещики переводят свое хозяйство на капиталистические рельсы. Так, в имении Максимово, принадлежавшее уездному представителю дворянства Н. Ф. Голенищеву-Кутузову, было создано развитое молочное хозяйство, построены мельница, кирпичный завод. За мелиорацию земель помещик был награжден Министерством земледелия золотой медалью.
Огромную работу в эти годы проводило земство — органы местного самоуправления, созданные в 1864 году. Основные направления, по которым действовало Великолукское уездное земство, были следующие.
Просвещение. К началу XX века было открыто 15 земских начальных школ, ежегодно дотировались все учебные заведения города и уезда, выделялись средства на создание народных библиотек, выдавались пособия нуждающимся учащимся, уделялось большое внимание подготовке педагогических кадров.
Сельское хозяйство. В 1900 году при земстве было образовано Великолукское общество сельского хозяйства, помогавшее крестьянам. При земстве работали два агронома, инструктор по молочному хозяйству и ученый садовод. Каждый год осенью в Великих Луках устраивалась выставка достижений сельского хозяйства.
Связь. К 1911 году был телефонизирован весь уезд и создана земская почта, доставляющая корреспонденцию в самые глухие уголки.
Строительство и ремонт дорог и мостов. Было проложено 143 версты земских дорог. Ежегодно велось дорожных работ на 15 тысяч рублей.
Помимо всего этого земство выбирало мировых судей, покровительствовало обществу взаимного кредита, хлопотало о расчист-‘ ке русла реки Ловать и многое, многое другое.
Дом Земской управы — исполнительного органа этого бурлящего энергией заведения, находился в Великих Луках на Озерецкой улице (ныне Виноградова) и до настоящего времени не сохранился.
Если еще вспомнить, что у дореволюционных крестьян было два очень положительных качества, впоследствии почти полностью исчезнувших из-за экспериментов с сельским хозяйством — любовь к земле-кормилице и трудолюбие, то перспектива в аграрном вопросе была все же весьма обнадеживающей. Но грянувшая первая мировая война и революции прервали этот процесс.
И, в заключение, несколько строк о быте жителей Великолукского уезда. Летняя верхняя одежда у мужчин состояла из рубахи, штанов, преимущественно белого цвета и лаптей. Женщины носили сарафаны с высокой талией, перепоясанные тесемкой синего или красного цветов и белыми цветками и полосками. На ногах — лапти, на головах — цветные платки. Замужние крестьянки под платок надевали красные шапочки — повои.
Отзывы о товарах бренда rieker.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32