Великие Луки
Если ехать по дороге, пролегающей через земли АО «Смычка» Великолукского района (центр — д. Першино), то среди полей и кустарников перед глазами внезапно возникают высокие развесистые деревья, явно посаженные руками человека. Можно различить остатки еловой аллеи, могучие дубы, липы, два заросших пруда. Это Сивцево. Здесь в 1844 году родился будущий революционер-народник Петр Никитич Ткачев.
Отец Ткачева служил архитектором кремлевской экспедиции по строительству дворцов. Выйдя в отставку в чине надворного советника, он поселился в Сивцеве — имении своей жены. В семье Ткачевых было четверо детей: две дочери — Александра и Софья (в будущем активные участницы революционного движения) и два сына — Петр и Андрей.
Маленькое имение не давало никакого дохода, и в 50-х годах Ткачевы уезжают в Петербург. Петр учится сначала в гимназии, а затем в университете на юридическом факультете. Именно в это время, под влиянием тяжелой российской действительности, революционной пропаганды и идей Чернышевского, он становится на путь борьбы с существующим строем.
В 1861 году 16-летнего Ткачева за участие в студенческих волнениях арестовывают и он проводит около года в Петропавловской и Кронштадской крепостях. Позднее он еще не раз арестовывался, сидел в тюрьмах, находился под надзором полиции. Несмотря на это, Петр Никитич экстерном заканчивает университет, получает степень кандидата права, активно занимается литературной деятельностью. Он блестяще владеет английским, французским, немецким и латинским языками. Имя литературного критика Ткачева можно часто встретить на страницах газет и журналов того времени. Он пишет статьи по философии, политэкономии, праву, этике, педагогике, естественным наукам, статистике, психологии.
Но главной для Ткачева остается революционная деятельность. Под подпольной кличкой «Гракх» он входит в ряд тайных народнических организаций. В 1873 году Ткачева снова арестовывают и ссылают в Великолукский уезд Псковской губернии в имение матери, под надзор полиции. Здесь он живет некоторое время, а затем совершает дерзкий побег за границу.
О бегстве Ткачева из Сивцева вспоминает его племянница — революционерка Т. А. Богданович: «Для Петра Никитича имение сослужило большую службу. Он был человек веселый, общительный, остроумный, нелюбитель одиночества. Он быстро свел знакомство с соседними помещиками и с исправником, проводил с ними вечера, играл в карты, сделался душой местного общества, и все соседи наперебой приглашали его к себе… Тут, кстати, подошли чьи-то именины, был большой съезд, приезжал и полицейский исправник на своей прекрасной тройке. Когда гости изрядно выпили и прислуга тоже, Ткачев незаметно вышел во двор, сел на исправницкую тройку, выехал за ворота и погнал лошадей. Прежде чем его хватились, он уже был далеко. С помощью друзей Петр Никитич благополучно переправился через границу. Специальным распоряжением царское правительство навсегда запретило ему возвращаться в Россию.
В эмиграции Ткачев одно время сотрудничал с другим выдающимся народником П. Л. Лавровым (тоже нашим земляком), а затем, разойдясь с ним во взглядах, стал издавать свой собственный журнал «Набат», где изложил свои идеи. Ткачев был сторонником захвата политической власти и создания революционного государства. Недооценивая роль народа в истории, он считал возможным осуществить захват политической власти силами небольшой заговорщической организации. Не понимая классовой сущности Российского государства, он утверждал, что самодержавие в России не имеет никакой классовой опоры, «висит в воздухе». Поэтому с ним легко можно справиться. Заговорщики захватят власть и проведут необходимые социалистические преобразования. Ткачев обосновал направление в народничестве, которое получило название заговорщического. Идеи Ткачева и его последователей были подвергнуты резкой критике Марксом и Энгельсом. Вместе с тем, они отмечали и положительные моменты в его взглядах, такие, как признание революции единственным путем освобождения народа и др.
В 1885 году Петр Никитич Ткачев тяжело заболел и скончался от паралича мозга в Париже.
Что касается Сивцева, то после революции в двухэтажном барском доме размещалась сельская школа. Она находилась там до конца 50-х годов. А когда школа была переведена в другое место, ветхое деревянное здание было разобрано. Сохранились лишь ос-
татки фундамента. Старинный парк взят под охрану государства, но находится в крайне запущенном состоянии.
К русским революционерам второй половины XIX века относятся по-разному. Одни восхищаются ими, другие проклинают. Но не подлежит сомнению, что многие из них, в том числе и П. Н. Ткачев, были честными, благородными людьми, искренне желавшими помощи русскому народу, верившими в его счастливое будущее.
1. Лидером какого течения в народничестве был П. Н. Ткачев? В чем суть этого течения?
Нешлщешю забытый щиый
Этот эпизод из биографии великого русского математика Софьи Васильевны Ковалевской широко известен. Когда Соне было около четырнадцати лет, друг ее отца и сосед по имению, профессор Морской академии, капитан второго ранга Н. Н. Тыртов подарил генералу Корвин-Круковскому свою книгу «Элементарный курс физики», пользовавшуюся в то время большой известностью. Учебник попал к Соне, она им заинтересовалась и начала самостоятельно изучать. В разделе оптики девочка встретилась с неизвестными ей понятиями синуса, косинуса и тангенса, стала думать над загадочными формулами и разгадала их смысл. Тыртов был изумлен, когда убедился в том, что юная Корвин-Круковская воссоздала простейшие теоремы тригонометрии. Он горячо расхваливал девочку отцу, назвавшее, «русским Паскалем» (Паскаль — знаменитый французский математик и физик XVII века). Профессор посоветовал генералу дать Софье возможность заниматься высшей математикой, на что Василий Васильевич охотно согласился, так как математика была и его любимой наукой.
Тыртов рекомендовал для Софьи в качестве учителя слушателя Морской академии лейтенанта флота А. Н. Страннолюбского, впоследствии известного педагога, много сделавшего для развития народного образования в России. С ним Софья занималась около трех лет во время своих поездок в Санкт-Петербург.
Кто же такой был профессор Тыртов, который, можно сказать, способствовал первым шагам Софьи Ковалевской в науке? Николай Никанорович Тыртов родился 23 марта 1822 года в имении своей матери недалеко от Полибино. Эта часть нынешнего Великолукского района до революции входила в Витебскую губернию. Род Тыртовых происходил от Гавриила Семеновича Тыртова, русского посла к крымскому хану в XVI веке, геройски погибшего позднее в сражении с татарами.
Николай Тыртов с детства отличался большими способностями, проявляя особую склонность к точным наукам. Когда стал вопрос о выборе для мальчика военного учебного заведения, петербургский родственник вице-адмирал Я. И. Тыртов порекомендовал отдать Николая в Морской кадетский копрус, дававший общее среднее и специальное военное образование
5* 67
и отличавшийся более сложной и глубокой учебной программой. В 1836 году 14-летний подросток был зачислен в корпус. Блестяще окончив его в 1839 году, мичман Тыртов был оставлен в офицерском классе, который создали для «усовершенствования некоторого числа отличнейших из вновь произведенных офицеров в высших частях наук, к морской службе потребных». В том же 1839 году произведенный «за отличие» в лейтенанты Тыртов зачисляется преподавателем физики офицерских классов. В них преподавали такие выдающиеся ученые как М. В. Остро граде кий, В. Я. Буняковский, Э. X. Ленц и появление среди этих корифеев восемнадцатилетнего лейтенанта, без сомнения, произвело сильнейший эффект. Так началась педагогическая деятельность Тыртова. Морской кадет~ ский корпус, Академические курсы морских наук, Николаевская морская академия — в этих учебных заведениях Николай Никанорович проработал 45 лет. Он был преподавателем физики, членом Конференции Морской академии, членом Комитета морских учебных заведений. Тыртову было присвоено звание профессора, члена-корреспондента Женевской академии. Кроме учебника физики, выпущенного в двух частях в 1861 — 1862 годах, профессору Тыртову принадлежит ряд статей в журнале «Морской сборник». Они были посвящены не только науке, но и педагогическим проблемам. Будучи прекрасным преподавателем, Николай Никанорович выпустил целую плеяду учеников, оставивший значительный след в русской истории. Среди них знаменитый изобретатель самолета А. Ф. Можайский, выдающийся ученый-кораблестроитель, академик А. Н. Крылов, командир легендарного крейсера «Варяг» В. Ф. Руднев и другие.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32