Великая отечественная война
Действие «Восьмерки» это лишь робкое начало большой партизанской войны, которая развернулась на территории района в конце 1942 года и до освобождения района, 18 июля 1944 года. Партизанские отряды, объединенные в последующем в крупные организованные соединения-бригады, начали действовать на территории Великолукского, Невельского, Себежского районов значительно раньше.
Зона Красногородского и Опочецкого районов оставалась как бы свободной. Калининским штабом партизанского движения было принято решение заполнить и это пространство. Была сформирована 10-я Калининская партизанская бригада и ей определили место дислокации в междуречье: между рекой Синей и р. Иссой. Зона действия: Красногородский район, Северо-Западная часть Себежского района и юго-западная часть Опочецкого.
Было решено: собрать действующие разрозненные партизанские отряды и группы, вывести их в тыл, сформировать бригаду и пропустив обратно через линию фронта, сосредоточить в намеченном районе.
Все эти моменты обстоятельно освещены в книге командира 10-КПБ Н. М. Вараксова: «Дымные Зори». Вот некоторые фрагменты из этой книги:
…10-я Калининская партизанская бригада формировалась в тылу врага и в ее составе были жители Себежского, Ид-рицкого, Опочецкого и Красногородского районов Калининской (ныне Псковской) области, Россонского и Освейского районов Витебской области Белорусской ССР. В составе бригады были и 56 латышей. Такой состав бригады имел важные преимущества в том, что в любом из этих районов были знающие местность и людей партизаны.
В ноябре 1942 года бригада была выведена в советский тыл в деревню Лопаткино Великолукского района для вооружения и обучения. Здесь бригада и была укреплена командно-политическими кадрами. Командиром бригады оставался М. А. Лебедев, комиссаром бригады был назначен секретарь Оршанского РК ВКП(б), Алексей Алексеевич Козлов. Первым заместителем командира бригады был назначен Н. М. Вараксов. (В первые дни он командовал истребительным батальоном города Великие Луки, а затем был в Великолукском городском партизанском отряде). Заместителем командира бригады по разведке был Александр Михайлович Содцатов — офицер Красной Армии. Начальником штаба бригады был Владимир Александрович Авдохин. Заместителем командира бригады по материальному обеспечению — Павел Миронович Миронов.
В бригаде было четыре боевых отряда:
Первый отряд — «Смерть оккупантам». Командир отряда офицер Красной Армии — Иван Павлович Рожко. Комиссар — Василий Степанович Антипов.
Второй отряд — имени Жданова. Командир отряда — Илья Владимирович Жуков. Комиссар — Николай Александрович Волков.
Третий отряд — имени Кирова. Командир отряда — Василий Николаевич Коробков. Комиссар — Василий Андреевич Федоров.
Четвертый отряд — «Двадцать пять лет Октября». Командир отряда — Иван Николаевич Ветковский. Комиссар -Петр Павлович Макаров.
Позднее появились спецотряд, которым командовал Г. А. Лапин и комендантский взвод, которым командовал И. И. Майоров. Политруком была В. В. Ганюшкина.
Отряды имели взводы разведки, по три боевых взвода, по одной, а позднее по две диверсионно-подрывных группы, хозяйственное и медицинское отделения.
В бригаде была сильная партийная организация. Здесь же находился Красногородский подпольный райком партии, в который входили А. А. Козлов, П. Г. Романов, Н. М. Вараксов, А. П. Павлова и подпольный райком комсомола в составе: А. М. Авдохиной (Сауликова) и М. С. Федоровой (Орлова).
В отрядах было пять партийных и пять комсомольских организаций. За период боев в тылу врага партийная организация выросла более чем в два раза. Комсомольская организация выросла более чем в пять раз и насчитывала 280 комсомольцев. В каждом отряде насчитывалось 150 — 200 партизан. Общий состав бригады колебался в пределах 800 — 1000 человек…
НА ЗАПАД
Таков был приказ: идти на запад, к границам Латвии. И сама бригада партизан, недавно сформированная, поначалу так и называлась — «На запад». На земле стыл декабрь второй военной зимы.
Дважды бригадные разведчики отправлялись на поиски места, где можно было бы вклиниться на оккупированную территорию без боя, и все безрезультатно. После третьего возвращения из вражеского тыла командир разведки Александр Соддатов доложил командованию:
— Пойдем по льду озера Сенница.
— На берегах фашистские гарнизоны. На льду, что в поле, не укроешься. Ты это учел? — спросил комиссар бригады Козлов.
— Да. Но вот уже два дня оттепель. На льду полно воды. Гитлеровцам и в голову не придет, что можно форсировать озеро в таких условиях.
— Рискованно, — заметил комбриг.
— Согласен. Но иного пути сейчас нет…
И они пошли. В ночь с 15 на 16 декабря 1942 года 350 партизан вступили на лед Сенницы. Шли по студеной воде в сапогах, ботинках, проваливаясь по колено. Двигались молча, без единой команды. И только на двенадцатом километре за линией фронта раздалось долгожданное слово:
Привал.
Скинули тяжелые заплечные мешки, оружие. Стада скалывать лед с обуви, отогревать ноги, точно свинцом налитые.
Разные они были, партизаны молодой бригады, и по возрасту, и по опыту жизни, и по «солдатской взрослости». Бойцы Степан Шилин, Зина Плюскова и комбриг Михаил Ар-
сентьевич Лебедев уже партизанили в Белоруссии. Недавняя школьница Мария Веселова «пороха еще не нюхала». А вот шагавший с нею рядом заместитель комбрига Николай Ва-раксов крещен огнем был неоднократно.
…Ледяная купель позади. Впереди почти три сотни километров. Задача — не обнаружить себя, не ввязаться в бой. Значит, шагать по болотам, оврагам, лесным чащобам. А комбриг торопит:
— Быстрее, товарищи, быстрее. Отдыхать будем на берегах Синей.
Притоки Великой — Исса и Синяя (по-латышски Зилупе) бегут к шоссе Ленинград — Витебск — Киев почти параллельно. Междуречье — живописный лесной уголок, широким фронтом примыкающий к землям Латвии. В годы войны здесь находился самый отдаленный тыловой район фашистских армий группы «Север». Оккупанты в 1942 году обосновались в Междуречье прочно, расположили в Красногородске и других поселках крупные склады боеприпасов и провианта.
Появление на берегах Синей целого партизанского соединения было для оккупантов и их приспешников подобно грому средь ясного дня. Население деревень Ровново, Церковка, Дубьево, где расположились отряды бригады, душевно приняло партизан: задымили бани, разожгли хозяйки в избах печи, готовя угощения.
В первый же день в штабную избу повалил народ. Постарше скромно предлагали свои услуги.
Приход бригады в Красногородский район, безусловно, был замечен оккупантами. С 4-го по 7-е января 1943 года уже началась разведка боем в ближайших гарнизонах.
Командование бригады решило провести рейд вглубь района, чтобы нанести боевые удары по войскам противника и оккупационной администрации, и одновременно показать населению района путь в партизанское движение. Учитывая эти задачи, был подобран более удачный маршрут. 7 января бригада вышла из деревень Ровново-Церковка. Отряд И. В. Жукова получил приказ разгромить имение Синезерье; отряду П. 3. Позднякова — уничтожить мост через реку Синюю у деревни Мозуля и отряду И. П. Рожко — до рассвета 8 января
окружить деревню Александрове, арестовать руководство волости. Все отряды выполнили успешно поставленные перед ними боевые задачи.
В имении Синезерье «панов» уничтожили. Восемьдесят рабочих отпущены по домам, 60 коров и 20 лошадей с упряжью розданы населению. Склад сена сожжен и два трактора разбиты.
А в деревне Александрово к 12 часам 8 января приехали на совещание старосты. Здесь их и встретили партизаны. В здании волостной управы проведен суд и восемь предателей получили по заслугам.
Утром 10 января у деревни Кунгово каратели, более 250 солдат, атаковали отряд Ветковского. На помощь ему был введен в бой отряд И. П. Рожко, а затем и отряд П. 3. Позднякова. К вечеру противник отступил.
В ночь иа 11 января бригада сменила позиции. Отряды «Смерть оккупантам» и имени Кирова заняли оборону у деревни Малагино, отряды имени Жданова и «25 лет Октября» — у деревни Масловка. Здесь же был и штаб бригады. А на рассвете 11 января более 1000 фашистов тремя колоннами начали наступление. Противник пытался закрыть партизанам путь к лесу и разгромить бригаду. Тяжелый бой продолжался целый день, но противник не прорвал оборону партизан.
Наиболее трудный бой был у деревни Масловка. Здесь был тяжело контужен комбриг М. А. Лебедев.
Командование принял Н. Вараксов.
К вечеру бои затихли, но фашисты не ушли, а стали лагерем и зажгли костры. Противник готовился к наступлению, но партизаны принять бой не могли потому, что кончились боеприпасы. Ночью бригада ушла в Себежский район.
А утром фашисты ворвались в беззащитные деревни и учинили расправу над населением…
Это была ужасная месть. Две деревни Малагино и Масловка спалили до тла, жителей всех до единого расстреляли, включая малых детей. Чудом удалось спастись лишь двоим подросткам. Это были Сергей Мартынов и Григорий Ефимов. Григорий Ефимов после войны проживал в Опочке, Сергей
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28