Поиск по сайту

Великая отечественная война

Действие «Восьмерки» это лишь робкое начало большой партизанской войны, которая развернулась на территории района в конце 1942 года и до освобождения района, 18 июля 1944 года. Партизанские отряды, объединенные в последую­щем в крупные организованные соединения-бригады, начали действовать на территории Великолукского, Невельского, Себежского районов значительно раньше.
Зона Красногородского и Опочецкого районов оставалась как бы свободной. Калининским штабом партизанского дви­жения было принято решение заполнить и это пространство. Была сформирована 10-я Калининская партизанская бригада и ей определили место дислокации в междуречье: между ре­кой Синей и р. Иссой. Зона действия: Красногородский район, Северо-Западная часть Себежского района и юго-за­падная часть Опочецкого.
Было решено: собрать действующие разрозненные парти­занские отряды и группы, вывести их в тыл, сформировать бригаду и пропустив обратно через линию фронта, сосредото­чить в намеченном районе.
Все эти моменты обстоятельно освещены в книге коман­дира 10-КПБ Н. М. Вараксова: «Дымные Зори». Вот некото­рые фрагменты из этой книги:
…10-я Калининская партизанская бригада формирова­лась в тылу врага и в ее составе были жители Себежского, Ид-рицкого, Опочецкого и Красногородского районов Калинин­ской (ныне Псковской) области, Россонского и Освейского районов Витебской области Белорусской ССР. В составе бригады были и 56 латышей. Такой состав бригады имел важ­ные преимущества в том, что в любом из этих районов были знающие местность и людей партизаны.
В ноябре 1942 года бригада была выведена в советский тыл в деревню Лопаткино Великолукского района для вооружения и обучения. Здесь бригада и была укреплена командно-поли­тическими кадрами. Командиром бригады оставался М. А. Ле­бедев, комиссаром бригады был назначен секретарь Оршан­ского РК ВКП(б), Алексей Алексеевич Козлов. Первым замес­тителем командира бригады был назначен Н. М. Вараксов. (В первые дни он командовал истребительным батальоном города Великие Луки, а затем был в Великолукском городском парти­занском отряде). Заместителем командира бригады по развед­ке был Александр Михайлович Содцатов — офицер Красной Армии. Начальником штаба бригады был Владимир Александ­рович Авдохин. Заместителем командира бригады по матери­альному обеспечению — Павел Миронович Миронов.
В бригаде было четыре боевых отряда:
Первый отряд — «Смерть оккупантам». Командир отряда офицер Красной Армии — Иван Павлович Рожко. Комиссар — Василий Степанович Антипов.
Второй отряд — имени Жданова. Командир отряда — Илья Владимирович Жуков. Комиссар — Николай Александрович Волков.
Третий отряд — имени Кирова. Командир отряда — Васи­лий Николаевич Коробков. Комиссар — Василий Андреевич Федоров.
Четвертый отряд — «Двадцать пять лет Октября». Коман­дир отряда — Иван Николаевич Ветковский. Комиссар -Петр Павлович Макаров.
Позднее появились спецотряд, которым командовал Г. А. Лапин и комендантский взвод, которым командовал И. И. Майоров. Политруком была В. В. Ганюшкина.
Отряды имели взводы разведки, по три боевых взвода, по одной, а позднее по две диверсионно-подрывных группы, хо­зяйственное и медицинское отделения.
В бригаде была сильная партийная организация. Здесь же находился Красногородский подпольный райком партии, в который входили А. А. Козлов, П. Г. Романов, Н. М. Вараксов, А. П. Павлова и подпольный райком комсомола в составе: А. М. Авдохиной (Сауликова) и М. С. Федоровой (Орлова).
В отрядах было пять партийных и пять комсомольских организаций. За период боев в тылу врага партийная органи­зация выросла более чем в два раза. Комсомольская организа­ция выросла более чем в пять раз и насчитывала 280 комсо­мольцев. В каждом отряде насчитывалось 150 — 200 партизан. Общий состав бригады колебался в пределах 800 — 1000 чело­век…
НА ЗАПАД
Таков был приказ: идти на запад, к границам Латвии. И сама бригада партизан, недавно сформированная, поначалу так и называлась — «На запад». На земле стыл декабрь второй военной зимы.
Дважды бригадные разведчики отправлялись на поиски места, где можно было бы вклиниться на оккупированную территорию без боя, и все безрезультатно. После третьего возвращения из вражеского тыла командир разведки Алек­сандр Соддатов доложил командованию:
— Пойдем по льду озера Сенница.
— На берегах фашистские гарнизоны. На льду, что в поле, не укроешься. Ты это учел? — спросил комиссар бригады Коз­лов.
— Да. Но вот уже два дня оттепель. На льду полно воды. Гитлеровцам и в голову не придет, что можно форсировать озеро в таких условиях.
— Рискованно, — заметил комбриг.
— Согласен. Но иного пути сейчас нет…
И они пошли. В ночь с 15 на 16 декабря 1942 года 350 пар­тизан вступили на лед Сенницы. Шли по студеной воде в са­погах, ботинках, проваливаясь по колено. Двигались молча, без единой команды. И только на двенадцатом километре за линией фронта раздалось долгожданное слово:
Привал.
Скинули тяжелые заплечные мешки, оружие. Стада ска­лывать лед с обуви, отогревать ноги, точно свинцом налитые.
Разные они были, партизаны молодой бригады, и по воз­расту, и по опыту жизни, и по «солдатской взрослости». Бой­цы Степан Шилин, Зина Плюскова и комбриг Михаил Ар-
сентьевич Лебедев уже партизанили в Белоруссии. Недавняя школьница Мария Веселова «пороха еще не нюхала». А вот шагавший с нею рядом заместитель комбрига Николай Ва-раксов крещен огнем был неоднократно.
…Ледяная купель позади. Впереди почти три сотни кило­метров. Задача — не обнаружить себя, не ввязаться в бой. Зна­чит, шагать по болотам, оврагам, лесным чащобам. А комбриг торопит:
— Быстрее, товарищи, быстрее. Отдыхать будем на берегах Синей.
Притоки Великой — Исса и Синяя (по-латышски Зилупе) бегут к шоссе Ленинград — Витебск — Киев почти параллель­но. Междуречье — живописный лесной уголок, широким фронтом примыкающий к землям Латвии. В годы войны здесь находился самый отдаленный тыловой район фашист­ских армий группы «Север». Оккупанты в 1942 году обоснова­лись в Междуречье прочно, расположили в Красногородске и других поселках крупные склады боеприпасов и провианта.
Появление на берегах Синей целого партизанского сое­динения было для оккупантов и их приспешников подобно грому средь ясного дня. Население деревень Ровново, Цер­ковка, Дубьево, где расположились отряды бригады, душевно приняло партизан: задымили бани, разожгли хозяйки в избах печи, готовя угощения.
В первый же день в штабную избу повалил народ. Постар­ше скромно предлагали свои услуги.
Приход бригады в Красногородский район, безусловно, был замечен оккупантами. С 4-го по 7-е января 1943 года уже началась разведка боем в ближайших гарнизонах.
Командование бригады решило провести рейд вглубь района, чтобы нанести боевые удары по войскам противника и оккупационной администрации, и одновременно показать населению района путь в партизанское движение. Учитывая эти задачи, был подобран более удачный маршрут. 7 января бригада вышла из деревень Ровново-Церковка. Отряд И. В. Жукова получил приказ разгромить имение Синезерье; отря­ду П. 3. Позднякова — уничтожить мост через реку Синюю у деревни Мозуля и отряду И. П. Рожко — до рассвета 8 января
окружить деревню Александрове, арестовать руководство во­лости. Все отряды выполнили успешно поставленные перед ними боевые задачи.
В имении Синезерье «панов» уничтожили. Восемьдесят рабочих отпущены по домам, 60 коров и 20 лошадей с уп­ряжью розданы населению. Склад сена сожжен и два тракто­ра разбиты.
А в деревне Александрово к 12 часам 8 января приехали на совещание старосты. Здесь их и встретили партизаны. В зда­нии волостной управы проведен суд и восемь предателей по­лучили по заслугам.
Утром 10 января у деревни Кунгово каратели, более 250 солдат, атаковали отряд Ветковского. На помощь ему был введен в бой отряд И. П. Рожко, а затем и отряд П. 3. Поздня­кова. К вечеру противник отступил.
В ночь иа 11 января бригада сменила позиции. Отряды «Смерть оккупантам» и имени Кирова заняли оборону у де­ревни Малагино, отряды имени Жданова и «25 лет Октября» — у деревни Масловка. Здесь же был и штаб бригады. А на рассвете 11 января более 1000 фашистов тремя колоннами на­чали наступление. Противник пытался закрыть партизанам путь к лесу и разгромить бригаду. Тяжелый бой продолжался целый день, но противник не прорвал оборону партизан.
Наиболее трудный бой был у деревни Масловка. Здесь был тяжело контужен комбриг М. А. Лебедев.
Командование принял Н. Вараксов.
К вечеру бои затихли, но фашисты не ушли, а стали лаге­рем и зажгли костры. Противник готовился к наступлению, но партизаны принять бой не могли потому, что кончились боеприпасы. Ночью бригада ушла в Себежский район.
А утром фашисты ворвались в беззащитные деревни и учинили расправу над населением…
Это была ужасная месть. Две деревни Малагино и Мас­ловка спалили до тла, жителей всех до единого расстреляли, включая малых детей. Чудом удалось спастись лишь двоим подросткам. Это были Сергей Мартынов и Григорий Ефимов. Григорий Ефимов после войны проживал в Опочке, Сергей

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • В Пскове на протяжении трех дней будет проводиться фестиваль исторической реконструкции
  • В Пскове прошел фестиваль экстремального бега
  • Смерть отца
  • Иллирийский, этрейский, эсперантский…
  • Интересное